Почему вакцины не дают полную защиту?

Владимир Шенк
Почему вакцины не дают полную защиту?

На данный момент ученые не располагают точными данными, которые бы позволяли соотнести степень защиты от коронавируса с уровнем антител, вырабатываемых в результате вакцинации.

Во-первых, антитела могут выработаться в небольшом количестве, могут — в большом, а могут не выработаться совсем из-за индивидуальной реакции, хотя такие случаи единичны. Во-вторых, никто не может достоверно сказать, какой уровень антител достаточно высок, чтобы не заразиться, а какой — нет. Эти проблемы — общие для всех вакцин в мире.

«Действительно, мы не знаем конкретного уровня нейтрализующих антител. Более того, сам уровень может не коррелировать с реальной защитой — есть люди, которые имеют незначительные титры и не болеют — вероятно работает эффективный клеточный ответ», — поясняет Игорь Соколов, врач-терапевт медицинского центра «Содалитас» в Литве.

Согласно предварительным данным третьей фазы исследований «Спутника V», которые опубликованы в авторитетном медицинском журнале The Lancet, эффективность этой вакцины составляет 91,6%. Фактически это означает, что часть участников исследования все же заболела.
В группе, получившей укол настоящей вакцины (14 964 человек), в итоге заболели 16 человек, или 0,1% тех, кому ввели препарат. В группе плацебо, в которую вошли 4902 человека, заболели 62 человека — 1,3% тех, кому ввели физраствор. Это число заболевших зафиксировали через 21 день после получения первой дозы препарата.

У нескольких участников исследования вообще не развился иммунный ответ после вакцинации — это возможно по причине более старшего возраста или индивидуальных особенностей, указывали ученые.
«Мы всегда оцениваем эффективность той или иной вакцины в процентах. Это означает банальную вещь — есть люди, для которых она не сработает», — говорит Игорь Соколов.

Вторая пандемическая весна: посмотрите 25 красивейших фотографий!

25
ФОТОГРАФИЙ
«Ни одна прививка не защищает на 100% от заболевания, против которого делается. Но она может защитить до 100% от тяжелых случаев и летального исхода болезни. И серьезно защитить от других форм болезни, гарантируя более 90% эффективности», — добавляет врач. По его словам, прививки от гриппа в среднем защищают около 60% привитых, а одна из самых высокоэффективных прививок — это двойная доза прививки от ветрянки, которая защищает 92;98% привитых.

Новости по теме

Глава ВОЗ счел невозможным остановить коронавирус без вакцины
Исландцев призвали вместо людей обнимать деревья
Плюсы карантина: что я поняла за месяц заточения дома
Кроме того, в мире уже появились новые штаммы коронавируса — британский, бразильский, южноафриканский и калифорнийский. «Эффективность против них, а тем более сравнительная эффективность, отсутствует. Прививка элементарно может защищать от обычного, уханьского штамма, но не сработать против бразильского варианта. Мониторинга распространения по стране (в России) различных штаммов нет», — говорит Соколов.

По данным разработчиков «Спутника», иммунитет после вакцины нужно оценивать на 42-й день после первого укола. Именно на этот день они советуют сдавать поствакцинальный анализ на антитела к S-белку.

Отсюда вытекает и другая причина, по которой можно заразиться после прививки — контакт с вирусом может произойти до формирования полноценного иммунного ответа. Случаются и ситуации, когда человек приходит на прививку уже инфицированным, находясь в инкубационном периоде болезни.

Длительность иммунитета против вируса разработчики «Спутника» оценили в два года — правда, не совсем понятно, на основании каких именно данных они делали это заключение, ведь первые дозы вакцины людям вводили летом прошлого года, то есть наблюдали за ними до публикации в Lancet чуть более шести месяцев.

Соколов предполагает, что этот вывод был сделан на основании анализа данных по вакцине на аденовирусных векторах от вируса Эболы, также разработанной центром Гамалеи. «Думаю, у них есть определенные основания (возможно, контроль за животными) полагать, что длительность иммунитета будет такой. Но это только экстраполяция факта, не более», — говорит врач.

«Пока мы не накопили большого опыта оценки эффективности вакцинации, лучше меры предосторожности соблюдать — но возможно, не такие строгие, как до вакцинации», — говорит аллерголог-иммунолог Надежда Логина.
Ответ на вопрос, насколько эффективна вакцинация, ученые смогут дать лишь через какое-то время, когда будет проанализировано большое количество данных, поясняет врач. При этом прививаться необходимо всем, а не только группам риска, подчеркивает она.

Нужно ли снимать маски?
К отмене масочного режима — и одновременно к стимулированию вакцинации — призвал в начале февраля бывший главный санитарный врач России, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко.

Новость

Маска и запотевшие очки: как справиться с этой проблемой?

«Надо этим [отменой обязательного ношения масок] заниматься, и не только Удмуртии, а всем, потому что это затянувшееся наше болото с этими мерами, надо его раскачивать и давать возможность людям работать. И самое главное — стимулировать вакцинацию, вот это тот эффективный рычаг, который позволит нам уже превращать этот фетиш, который мы себе придумали, в нормальное сосуществование человека с этой новой инфекцией», — сказал Онищенко РИА Новости.

В стране появились прецеденты с отменой масочного режима: в середине февраля об отмене обязательного ношения масок заявили власти Удмуртии и Чечни. Правда, в Удмуртии после критики соседнего Татарстана позже заявили, что ношение маски переводят в разряд рекомендаций. В Чечне, по словам главы региона Рамзана Кадырова, региональные власти пришли к такому решению после тщательного изучения эпидемиологической ситуации, которая «складывается благоприятным образом». В конце февраля в республике заявили, что, несмотря на отмену масочного режима, заболевших становится меньше.

По поводу необходимости носить маски после прививки мнения расходятся даже у чиновников, связанных с минздравом. Так, в середине января этого года директор центра Гамалеи Александр Гинцбург посоветовал «не носить маски при высоком уровне антител».

Новость

Как избежать раздражения на коже из-за ношения маски?

«Вируснейтрализующие антитела должны [быть] 1:3200, можно и побольше. Это хорошо. И после этого можно при таком титре антител, я еще одну крамольную вещь могу сказать,.. можно ходить без маски для того, чтобы этот уровень антител постоянно поддерживался на высоком уровне», — сказал Гинцбург РИА Новости. Уровень 1:3200 является максимальным в тесте центра Гамалеи.

Глава минздрава Михаил Мурашко возразил Гинцбургу, заявив, что привитые должны носить маски вне зависимости от уровня антител, так как они все равно могут быть переносчиками вируса.

«Граждане, прошедшие вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, должны носить маски вне зависимости от титра антител до формирования популяционного иммунитета. Вакцинация надежно защищает от тяжелого течения и в абсолютном большинстве случаев — от заболевания, но вакцинированный человек, тем не менее, может передать инфекцию тем, кто не защищен. Маски в этом случае защищают ваших близких и окружающих от возможного инфицирования», — сказал Мурашко.

Вполне возможен вариант, когда после вакцинации человек не может заболеть самостоятельно, но это не мешает ему быть переносчиком вируса.
Его личные антитела, наработанные после прививки, могут справиться с вирусом, однако, нет никаких научных данных о том, что имевший контакт с ним человек, даже с антителами, не может вирус распространять.

Такой вариант вероятен, например, если вирусная нагрузка большая, а вакцинация была давно, поясняет врач Игорь Соколов. Человек станет распространителем, а соответственно маска нужна. «Замечу, что в обоих вариантах сам вакцинированный ничего не заметит, он не заболеет и симптомов у него не будет», — говорит эксперт.