Два портрета актрисы Нимфодоры Семеновой

Владимир Варнек
Гравюра Н.И. Уткина  (словарь гравированных портретов Ровинского Д.А.[1])  и  живописный портрет  работы  А.Г. Варнека (1821 г., масло. [2]).

В списке  произведений А.Г. Варнека, находящемся в монографии В.С. Турчина [3], содержатся сведения о графическом  портрете (рисунке) актрисы оперной труппы императорских театров Нимфодоры Семеновны Семеновой (1796 – 1876), выполненном художником-портретистом около 1820 года.  В примечании сказано, что рисунок выполнен для гравюры Н.И. Уткина, которая была выполнена в 1821 году [1]. Отмечено, что местонахождение данного портрета неизвестно.   

Указав выше в предыдущем предложении   а н о м а л ь н о - ошибочную дату рождения актрисы, замечу сразу, что позаимствовал ее автор монографии [3] из аннотации к гравированному портрету, воспроизведенному в Словаре русских гравированных портретов Д.А. Ровинского на странице 1906. [1]. Именно эту аннотацию процитирую дословно ниже: 

«Семенова, Нимфодора  Семеновна (младшая), по мужу Лестерлен; родилась в 1796 году (Карат. – по Петрову в 1789 году); воспитанница Театрального училища СПб; в 1809 году поступила на оперную сцену; была очень моложава и красива, так что, будучи уже бабушкой, с большим успехом исполняла роль 18-летней девушки в опере «Швейцарская  хижина», ум. 28 марта , 80-ти лет.  Портрет в овале, гравирован резцом; поясной, 3/4 вправо; в роли красной шапочки: рисовал А. Варник. Гравировано под смотрением Н.И. Уткина, 1821 г. «Красная шапочка, водевиль. СПб». В этом деле много работал ученик Уткина, Фридриц, страница 1906».

Вопросу о том, что Д.А.Ровинский привел  в своем фундаментальном и популярном словаре столь «аномальную», а Петров указал просто ошибочную даты рождения актрисы, уделю небольшое внимание ниже, а здесь сообщу краткую информацию о приложенном к миниатюре втором портрете Н.С. Семеновой, выполненном маслом.

Репродукцию живописного портрета я обнаружил однажды в энциклопедии «Русская живопись» [2] на страницах А.Г. Варнека , где было указано, что  выполнен он художником маслом до 1821 года, т.е. практически одновременно с гравюрой и графическим утерянным портретом.  Рядом с ним в энциклопедии воспроизведен портрет капитана 2-го ранга О.Е. Коцебу, выполненный художником итальянским и свинцовым карандашами также без указания его местонахождения. Что касается второго портрета (О.Е. Коцебу), то сведения о дате его исполнения (1819) и местонахождении (ГТГ) приведены у Турчина; таких же сведений о живописном портрете Н.С. Семеновой, приложенном к миниатюре, в монографии не оказалось. Тем не менее, в «картинках» интернета он присутствует.

В.С.Турчин в своей монографии сообщает, что Н.С. Семенова на рисунке (гравюре), а, стало быть, и на живописном портрете, выполненном на блюде, изображена в роли Розы из водевиля «Красная шапочка». 

Отвлекусь теперь от запланированного текста миниатюры и затрону вопрос  о дате рождения  Н.С. Семеновой, которая в «надежных», казалось бы, первоисточниках  различается   на целых 12 лет!  Попробовав  разобраться  в причине этого, начал, как говорят, «от печки»,  заглянув, прежде всего, в самый ранний справочник «Петербургский  некрополь», изданный под наблюдением великого князя Николая Михайловича в 1912 – 1913 гг.  Увы! Оказалось, что у Лестрленъ Нимфодоры Семеновны (фамилия его последнего мужа)  даты рождения в справочнике просто нет, и указана  лишь дата ее смерти – 28 марта 1876 года по старому стилю. 

Решил «посетить» после этого Некрополь мастеров искусств и познакомиться со списком покоящихся здесь  216-ти человек.  Привожу ниже полную информацию об актрисе, приложенную к списку: 

««Семенова  (в замужестве  Лестерлен)  Нимфодора Семеновна  1784-1876.   
Драматическая и оперная актриса, младшая сестра Е.С.  Семеновой. Прах перенесён с Новодевичьего кладбища в 1936 году с установкой нового памятника.

Россия. Санкт-Петербург. Некрополь мастеров искусств. 2-я Актерская дорожка. Архитектурное надгробие,1939 г. (жертвенник -1840-е гг.). Мрамор, известняк, гранит, 169x76x76.

Жертвенник белого мрамора, на ступенчатом цоколе, увенчан карнизной плитой с волютами и прямоугольной подставкой (венчающий крест утрачен). На лицевой северной стороне вырублена надпись:

«Актриса/ оперы / Нимфодора Семеновна/ Семенова/ 1787-1876.  <…..>  перезахоронена с Новодевичьего кладбища в 1936 году.

Памятник установлен музеем в 1939 году  с использованием мраморного жертвенника работы неизвестного мастера 1840-х гг.»».

Удивительно, но и тут «не повезло» Нимфодоре Семеновне!  Даже в одной,  приведенной выше справке, даются две даты ее рождения – 1784 и 1787. гг.  Что касается первой из дат, то она просто анекдотична, т.к. младшая Семенова становится на два года старше своей старшей  знаменитой сестры, трагической актрисы Семеновой  Екатерины  Семеновны  (в замужестве княгини Гагариной)  (07.11.1786 – 01.03.1849). 

По-видимому, по этой причине дата 1784 г., вырубленная на надгробии и «исчезла с годами» из-за естественного разрушения строительных материалов, оставшись  только на бумаге и в интернете (?)    

В результате просмотра справочников и энциклопедий пришел к заключению, что «опечатки» в датах рождения Нимфодоры Семеновой допущены лишь в рассмотренных выше первоисточниках, тогда как во всех других случаях биографы пришли к консенсусу.  Принято считать, что родилась актриса в 1787, 1788 гг., а умерла она в возрасте 88-89 лет (но не в 80 лет, как указано в словаре Ровинского).  Далее решил просмотреть ряд первоисточников и узнать, что говорится в них о героине настоящей миниатюры.

В самом начале подборки  биографических материалов приведу малоизвестный фрагмент из биографии старшей сестры Нимфодоры – Екатерины, т.к. предыстории появления на белый свет сестер, по существу, одинаковы.  Так автор известного труда «Спутники Пушкина», В.В. Вересаев, биографию Семеновой Екатерины Семеновны (1786 – 1849)  начинает со слов:

«Смоленский помещик Путята, в благодарность за воспитание сына, подарил учителю кадетского корпуса, поручику Жданову, двух крепостных людей – парня Семена и девушку Дарью. Эту девушку Жданов сделал своею наложницей, а когда она забеременела, выдал замуж за Семена. Родилась девочка, которая отчество и фамилию получила от номинального отца и стала крепостною собственностью отца фактического» [4].В дальнейшем эта девочка, старшая сестра Нимфодоры, станет знаменитой трагической актрисой Семеновой Екатериной Семеновной, прах которой ныне также покоится в Некрополе мастеров искусств.

Спустя год-другой в семье Семена и Дарьи появилась на свет другая девочка, вновь получившая отчество от номинального отца. Первую из них назвали Екатериной, а вторую Нимфодорой.  Дальнейшее продолжение этой истории описывается биографами несколько по-разному, и вот как выглядит начало одной из ранних биографий, представленной в пятитомнике «Русские портреты» [5]: 

«Нимфодора Семеновна Семенова (1788 – 1876), родилась в семье крепостной и учителя кадетского корпуса Жданова и, поскольку незаконнорожденных девочек часто отдавали в театральное училище, ее судьба была во многом предопределена.  Желая для дочери яркой судьбы, родители дали ей необычное греческое имя – Нимфодора – дар нимфы.   

Она рано поняла, в чем ее дар и умело его использовала. Нимфодора обладала хорошим голосом, прекрасной внешностью и пластичностью. Уроки драматического искусства, которые ей давал А.А.Шаховской, помогали все это умело демонстрировать на сцене.

Она дебютировала в 1807 году как Семенова меньшая. С 1809 года она была принята в труппу Императорских театров на роли молодых девушек. Позже она перешла в оперную труппу и стала с триумфом выступать в комедийных операх. Один из современников писал, что она была «пленительна и прелестна везде, где требовались пригожество, грация, наивность или ловкость».

В Большой Российской энциклопедии говорится: «Семенова Нимфодора Семеновна (1787,1788 – 28.03.1876), певица (лирико-колоратурное сопрано), артистка драмы. В 1809 году окончила драматическое отделение Петербургского театрального училища и была зачислена в труппу Каменноостровского (Большого) театра. Выступала там же в оперных спектаклях. Много пела во французских комических операх, была первой исполнительницей на русской сцене партий Ниннеты и Розины в операх Дж. Россине «Сорока-воровка» (1821) и «Севильский цирюльник» (1822). В 1828 году выступала в московском Большом театре. Пользовалась покровительством графа В.В. Мусина-Пушкина» .

Кавос  Катерино  Альбертович (1775 – 1840), итальянский и российский композитор, сыгравший важную роль в развитии русской культуры, обратил внимание на голос Нимфодоры и  стал сам давать ей уроки пения.  Игре же на сцене обучал ее князь Шаховский Александр Александрович (1777 – 1846), написавший более ста комедий, водевилей и др. произведений, и руководивший фактически театрами Санкт-Петербурга.

И именно  ему  Семенова была обязана своими успехами, т.к. певицей она была не сильной,  частично из-за того, что поздно начала учиться пению. В результате голос ее был недостаточно гибок, а техника пения недостаточно развита. Впрочем, симпатия и благосклонность публики к Нимфодоре  Семеновой объяснялись в значительной мере ее красотой. Ею всегда можно было любоваться. Репертуар ее был очень обширен: она выступала во всех известных операх своего времени, предпочитая роли эффектные, подходящие к ее красивой и видной наружности.

По словам писательницы-мемуаристки  Панаевой Авдотьи Яковлевны (1820–1893), крестницы Шаховского, Семенова была «высокая, стройная, с необыкновенно нежным цветом лица, с синими большими глазами и с черными, как смоль, волосами, в которых блестела бриллиантовая гребенка».  Она была строгая красавица в классическом стиле и особенно хороша была в «Весталке»:  исполнение ею этой роли вызывало восторг публики. 

Классические черты ее лица были хорошо переданы на большом портрете кисти Ореста Кипренского, написанном в 1828 году, на котором  Семёнова изображена в роли Сивиллы Дельфийской в опере Весталка. Портрет этот находится в собрании Центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина (Москва)».         

Брокгауз и Ефрон,  характеризуя в своем  энциклопедическом  словаре  актрису,  пишут: « по отзыву знатоков, она более выдавалась игрой, чем голосом. Будучи уже старухой,  пела в опере "Швейцарское семейство" партию 18-летней девушки. В начале 30-х годов Семенова оставила сцену.

Публика прощала Нимфодоре все недостатки, попадая под ее обаяние.
Ф.Ф.Вигель писал: «Голосок у нее был только что изрядный, зато быть милее ее в игре было трудно.  Она выполняла все условия русской красоты - pyмянец щек, живость в очах, тонкость и пристойная веселость в улыбке». 

У Нимфодоры было множество поклонников. Себе в покровители она выбрала одного из крупнейших вельмож пушкинского времени – графа Василия Валентиновича Мусина-Пушкина-Брюса. «Граф Мусин-Пушкин был человек светлого ума, доброй души и высокого образования и имел полное право на прозвище мецената<…>». В 1836 году В.В.Мусин-Пушкин умер. Официальных детей у него не было. Все огромное состояние он завещал  Нимфодоре и трем их дочерям.

После смерти Мусина-Пушкина,  Семёнова в 1840 году вышла замуж за француза, жившего в Москве, писателя, сотрудника журнала «Bulletin du Nord» (Москва) Ашилля Лестерлена (ум. 1864), и уехала с ним в Париж.  Супруг её оказался игроком, расточителем и мотом, и чтобы спасти остатки своего состояния, она вынуждена была развестись с ним, и вернулась в Петербург.   

Семенова отличалась кротким и приветливым характером, была очень сострадательна и делала много добра. В литературных кругах своего времени она пользовалась большим уважением, и ее частыми гостями бывали Пушкин, Грибоедов и Жуковский, расположением которых она пользовалась. 

В театральных кругах в расчёте на щедрость Семёновой повелось приглашать её крестной матерью, и она никогда не отказывала. Только в одной метрической книге церкви при Театральном училище было записано более двухсот её крестников и крестниц. Она оказывала постоянную помощь некоторым семьям хористов и даже театральных плотников и сторожей.

Семенова дожила до глубокой старости, причем за 10 лет до смерти она ослепла; умерла в С.-Петербурге 28 марта 1876 года и погребена в Новодевичьем монастыре. 

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. 3. 1886 –1889. Государственная публичная библиотека России.
2.  Энциклопедия русской живописи Под редакцией Т.В. Калашниковой. М. ОЛМА-ПРЕСС, 2000. –351 с.
3. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.:Искусство, 1985.–168 с.
4. Вересаев В.В. Спутники Пушкина. 392 портрета. Захаров. М. 2001.
5. Русские портреты XVIII и XIX столетий. Том I. СПб. С.175. Экспедиция заготовления государственных бумаг. 1908.

12.03.2021.