Правила распознавания духов

Ольга Кручковская
               

                (313) Правила,
    которые помогают чувствовать и понимать, по крайней мере, в известной степени, различные движения, вызванные в душе.
 Добрые, чтобы их принять, и плохие, чтобы их отвергнуть;
 более пригодны для первой недели.

                (314) Правило первое.
        Тем, кто идет от одного смертельного греха к другому, враг, как правило, подбрасывает предполагаемые удовольствия, заставляя их представлять себе различные чувственные наслаждения и роскоши, чтобы дольше задержать и еще глубже утопить их в грехах и пороках.
       Добрый же дух у таких людей действует противоположным образом, вызывая в них угрызения совести и сожаление и давая им почувствовать свидетельство ума.

                (315) Правило второе.
      У тех, кто старательно очищается от грехов и в служении Господу Богу оказывает продвижение от хорошего к еще лучшему, добрый и злой духи действуют, таким образом, противоположным образом, описанным в первом правиле.
 Злому духу в этом случае свойственно грызть, огорчать и устанавливать препятствия, заставляя человека беспокоиться, по какой либо причине, побуждая, затем отречься продвижения.
     Зато хорошему духу свойственно внушать таким людям отвагу и силу, утешение, слезы, вдохновения и покой, все облегчая и устраняя препятствия, чтобы человек мог совершить прогресс в создании добра.

                (316) Правило третье.
      Про духовное утешение.
     Утешением называем такое состояние души, когда в ней зарождается определенное внутреннее движение, благодаря которому вспыхивает любовью к своему Творцу и Господу; вследствие этого она не может любить ни одно создание на земле, ради него самого, а только в Создатели всего сущего.
         Подобным образом испытываем такую радость, когда душа проливает слезы, которые побуждают ее - то из жалости за свои грехи, или через Страсти Господа нашего Иисуса Христа, или по каким-то другим причинам, непосредственно связанным со служением Ему и Его прославлению, - до любви к своему Господу.
        В конце концов, утешением называем любой рост надежды, веры и любви, а также внутреннюю радость, которая призывает и притягивает к вещам небесным и к спасению своей души, наполняя ее миром и покоем, в Создатели и Господе.

                (317) Правило четвертое.
                Про духовное опустошение.
           Опустошением называем, все противоположное утешению, описанному, в третьем правиле, например, затмение души, душевное смятение, притяжение к вещам низким и земным, беспокойство по поводу различных тревог и соблазнов; все это располагает к разочарованию, нехватки надежды и любви. Человек затем становится бездеятельным, равнодушным и печальным, чувствуя обособленность от своего Творца и Господа. Ибо, как радость есть противоположностью опустошению, так и мысли, порожденные утешением, противоположные мыслям, к которым побуждает опустошение.
               
                духовные упражнения

            (318) Правило пятое.
         Во время опустошения никогда не следует прибегать к изменениям; зато надо оставаться твердым и непоколебимым в решениях, принятых накануне появления опустошения или тогда, когда предварительно испытывали удовольствие.
      Потому что, если во время радости нас обеспечил проводом и советами добрый дух, то в настоящее время опустошения, это делает злой дух, советы которого никогда не приведут нас к хотя бы какому-то хорошему решению.

         (319) Правило шестое.
 Хотя во время опустошения мы не должны менять свое решение, и все же весьма полезно проводить в себе внутренние изменения, направленные против такого опустошения, например, больше внимания уделять молитве и рассуждением, тщательно проводить испытание совести, усерднее осуществляя покаяние.

        (320) Правило седьмое.
             Переживая опустошения, надо думать, что Господь решил испытать наше силы, чтобы увидеть, как мы будем сопротивляться различными побуждениям и искушениям врага, поскольку можем так делать с Божьей помощью, которой всегда достаточно, хотя и не ощущаем его выразительно. И в самом деле, даже если Господь избавил нас незаурядного задора, большой любви и всеобъемлющей благодати. Он все же всегда дарит нам благодать, которой достаточно для вечного спасения и разных причин, побуждая, затем отречься от прогресса.
     Зато хорошему духу свойственно внушать таким людям и отвагу и силу, утешение, слезы, вдохновения и покой, все облегчая и устраняя препятствия, чтобы человек мог совершить прогресс в создании добра.

               

Св. Игнатий Лойола

Перевод с украинского языка:Ольга Кручковская

12.03.2021год.