Происшествие

Борис Гриненко Ал
     Обычное происшествие, если посмотреть со стороны. Слово "происшествие" можно брать в кавычки или не брать – кому как в жизни повезло. 
    Знакомые с работы Ириной мамы просят: «Ваша машина на ходу, наша на даче, подкиньте запчасти, заодно и нас со скарбом». Я их считаю хмырями, при каждом удобном случае норовят им воспользоваться, но с этим ничего не поделаешь. Ехать-то всё равно нужно. Противно ещё, что заставят ночевать у себя, выслушивать про неудавшуюся жизнь. Ира собирается, на то, правда, есть другая причина. Дорога к ним уж больно примечательная. На реке, у которой «милое имя, что камышовая тишь», – Оредеж – усадьба Рождествено. В этом месте берег высокий, удерживает напор времени. Напротив – церковь, колокол не поминает – напоминает, его звон долго ложится в изгиб реки, в то ощущение счастья, которое Набоков здесь оставил.
– Нужно всего-то – уметь это почувствовать, – говорила Ира.
   И вот, не хочу я её брать – нанервничается попусту. Знакомые – шебутные, вечно опаздывают, не дадут нигде остановиться. За утренним кофе убеждаю.
– Посмотреть на почтовой станции в Выре на бальзамины, посидеть у самовара, представить, как ждал лошадей Пушкин и о ком вспоминал? Не получится. Знакомых не заставишь, ругаться только будут, сама знаешь. Один я быстрее обернусь.
    Ира водит носом над чашечкой ароматного кофе, я продолжаю.
 – Бросить взгляд, как туристы, на подорожную коллежского секретаря в прошнурованной книге? 
   Глоток крепкого кофе, ещё один, и она соглашается:
– Мы не гости музея литературного героя – мы попутчики поэта.
   Доехали, на удивление, без проблем, заниматься ремонтом не пришлось. О ночлеге разговор пресёк – Ира ждёт.
    Осенью вечер быстрее приходит и всегда торопит, кажется, что опаздываешь. Народ возвращается в город, встречных машин нет, попутные оставляю позади. Моя рвётся домой, не удержать. Заспешили, запетляли, повороты. Смотрю только вперёд. Высокий лес, как фокусник, показывал чистоту небо до крутого виража, а за ним достал из рукава тучку. Нежданно, будто из лейки, полил сильным дождем. Пыльный асфальт, сверху вода, – это всё равно, что лёд. Руля не слушается, тормоза не держат. Сделать ничего не могу. Понимаю, что делать нужно было раньше. Так всегда, и понимаешь это тоже всегда, но – потом. Словно при замедленной съёмке вижу, как от капель поднимаются фонтанчики брызг с пылью, как опускаются увидеть не успеваю. Машина наклоняется в глубокий кювет «мордой» вниз, упирается в противоположную стенку и встаёт на дыбы. Я не успел испугаться, больше обрадовался – хорошо, что Иру не взял. В следующее мгновение машина опрокинулась на крышу. И всё исчезло. 
    Резко стало светло, будто проснулся от страшного сна, который не помню. Лежу, сиденье почему-то откинуто, засыпан осколками разбитого стекла, надо мной смятая крыша. Бегут люди с корзинкам. Значит быстро очнулся. С трудом открыл дверь, вылез. Потрогал голову, поприседал. Сильной боли, слова богу, вроде бы нет, ходить могу.
     Грибники сажают в свою машину: «Больница недалеко». – «Спасибо, мне бы на почту, позвонить (мобильных телефонов ещё не было)». Необъяснимая тревога – что-то случилось с Ирой. Трубку всегда берёт она, сейчас – сказать «тёща» язык не поворачивается. Все завидуют – надо же, и с ней тебе повезло. Слышу кричит: «Это – Борис». Рассказывает. Ходила Ира, всё вроде ничего, а потом вдруг забеспокоилась – «Почему я не поехала?» и ей стало плохо, я вызвала скорую, никогда такого не было. Кажется, обошлось. Потом всё спрашивала: «Боря не звонил?» «Зачем ты встала?» – «Дай я поговорю».
– С тобой всё нормально?
– Ты же слышишь.
– Не обманываешь?.. У меня сердце прихватило. Чувствовала – ты... что случилось?
– Ирочка, ничего страшного – в кювет влетел, бывает.
– Откуда звонишь?
– С почты.
– Как доехал?.. Что ты молчишь?!   
– Подбросили.
– Я за тобой приеду.
     Голос мамы: «Куда ты собираешься? Встать не могла!!»
– Через пару часов дома буду. Не волнуйся, я даже давление измерил, вдруг ты спросишь, – нормальное. Попроси лучше маму закуску приготовить.
     Везут в Петербург мимо почтовой станции меня, попутчика Пушкина, и думаю я, как он, – «Есть в мире сердце, где живу я».


Из повести "Признание в любви"
Фото интернет. Спасибо