***

Игорь Бабанов
О Винчанском, Венетском и Иллирийском письме
 
Влес кнiго сiу
птчемо Бгу ншемоу
Кiе бо есте прiбезiц а сiла
В оны врмЪны бя менж
якоi бя блг а дблЪ
iже рченЪ
як Оц Тврсi
Влескнигу сию посвятим Богу нашему, - он ведь прибежище и сила. 
Во времена оны был муж и был он благ и праведен, и звался Отцом Тиверцев. 
И он жену и дочерей двоих имел. Имели они скота - коров и многих овец. С ними был он в степях: раз, не имея мужей для дочерей своих, так просил Богов, чтобы род его не пресекся. И Даждьбог услышал мольбу ту и по мольбе дал ему просимое, ибо был уж срок. Вот, грядет Он меж нами, и надобно нам повергнуться. Се, чтим (мы) Ясного. Тут Бог Влес отрока несёт. 
Се, грядем к Нему и надлежит нам к Богам нашим, и тому речем хвалу: 
«Будь благословен, Вождь, и ныне, и присно, от века и до века». 
Речено сие кудесниками, и прочь они пошли, чтобы назад вернуться. 
Н.В. Слатин. Влескнига. Русский язык и Русская история (шрифт Vlesovitsa М.Н. Слатин). Омск. 2000. 65с. 
https://vk.com/doc399489626_550721416
Тибар, Тибер (Ибар) - слова иллирийского происхождения, тогда как слова Адриа, Ядар (быстрый), Ядран - славянского происхождения, а вот слово Рома, или Рума, как этруски-рашане называли Рим, принесено из Анатолии индоевропейцами.
…Действительно ли этруски, или рашане, поселились в Умбрии в X, IX или VIII веке до н.э.? И, вообще, переселились ли они откуда-нибудь? Допустим, что так оно и было. Но тогда встает вопрос: как, едва успев поселиться, они смогли тотчас создать столь высокоразвитую цивилизацию? Не предшествовал ли всему этому какой-либо более или менее долгий этап подготовки, поиска путей к процветанию, приобретения опыта? Несомненно, для такого цивилизационного взлета, какого они достигли, им была необходима длительная подготовка. Об этом нам напоминает и Масимо Питау (с. 109), который эту эпоху относит к XV и XIV векам до н. э. Но известные связи рашанской цивилизации с лепенской, с культурой Виланова и с венетской цивилизацией «отодвигают» эту эпоху в еще более глубокое прошлое, к началу второго тысячелетия. В пользу такого подхода свидетельствует само рашанское письмо. Установлено, что письмо марсильян берет начало в VII веке до н.э., - по крайней мере, так явствует из археологических данных, - но не забудем, что у венетов, вендов, которых упоминали и Гомер (II. II, 852), и Геродот (I, 196; V, 9), письмо появилось гораздо ранее, чем у марсильян, а о некоторых незначительных расхождениях не стоит и говорить.
...Еще А. Гренье обратил внимание на то, что этруски имели язык и азбуку до VIII века до н.э., - следовательно, до греческой колониации Апеннинского полуострова, когда греческая азбука не сильно отличалась от финикийской. Здесь важно напомнить тот факт, что греческая азбука не имеет всех семитских сибилант; в ней одновременно не встречаются буквы сан и сигма, которые имеются в этрусской азбуке. С другой стороны, в этрусской азбуке отсутствуют такие греческие буквы, как бета, дельта, кси, фи, омикрон. Но, главное, нам известно, что греки заимствовали азбуку у финикийцев в IX веке до н.э. После этого они еще более интенсивно начали колонизацию Италии, где встретили этрусков, чей язык и письменность им не были известны. Сам Геродот в своей Истории (I, 57) подчеркивает, что этруски имели язык, который был непонятен. Несмотря на то, что Геродот жил тогда, когда существовала этрусская цивилизация и два раза посещал Италию, он, будучи одним из наиболее информированных людей своего времени, не сумел понять, каким языком говорят этруски. Следовательно, если этруски что-то и заимствовали у греков, то только азбуку, а не язык, - по крайней мере, это следует из заявлений самих греков во главе с их наивысшим авторитетом Геродотом. Если же они заимствовали одну азбуку, то встает вопрос, какой азбукой пользовались этруски до встречи с греками на территории Италии.
Обратимся, однако, к тому, что происходило с их ближайшими соседями, с которыми они, вероятнее всего, пришли в соприкосновение до прихода греков. Это были венеды, а также реты, лигуры, иллирийцы, сарды, оски, япиги, месапы. Такие историографы, как Геланик, утверждают, что тирсены, то есть этруски, или расены, это, на самом деле, пеласты. К такому заключению пришел и Плутарх в своей «Биографии Ромула». А пеласты, как и венеды, имели своё письмо, что документировано наукой.
Кто у кого заимствовал письмо?
...На основе документированного анализа Кречмер еще в 1896г. установил, что этруски и пеласты (пелазги) - представители догреческих жителей в балканской и анатольской областях. Правда, догреческие пеласты, которые жили на юге, позднее были превращены в греков, а жившие на севере - в славян. Плутарх нам сообщает, что тиррены (то есть этруски, рашани) - это пелазги, которые пришли из Тесалии, а Геланик из Лесбоса указывает, что под давлением греков пеласты оставили свою страну (может быть, Тесалию и Эпир) и через Ионический залив (Ionikos kolpos - Адриатическое море) добрались до устья реки По, а отсюда двинулись до Кортоны, где и поселились. Но и в этот вопрос внесли путаницу Геродот (I, 57) и Дионисий (Галикарнатский), которые считали, что пеласты и тиррены говорили на различных языках, отчего и не могли быть одним народом. Это утверждение нельзя признать правильным, поскольку нам известно, что иллирийский язык вместе с венетским и месапским принадлежат к кентумской группе индоевропейских языков, к которой в известном смысле относится и этрусский, то есть рашанский. Между тем, также известно, что некентумскую группу в районе Италии представляют пеласты, а сатемские следы часто встречаются в этрусском, то есть в рашанском языке.
...Однако приверженцы индоевропейской теории, как и античные историографы, видели иную картину. Один из самых выдающихся среди них, Андре Мартинет (Andre Martinet, Des steppes aux oceanes, Pari;, 1986), буквально говорит: «Славянские языки, занимающие довольно большую территорию, относительно поздно произошли от формы индоевропейских языков, на которых в начале нашей эры могли говорить на северо-западе Украины".
Значит ли это, что у славян не было своего языка до начала нашей эры? Или они использовали какие-то другие языки, поэтому они согласились на славянский язык только в начале первого тысячелетия нашей эры. Судя по этому, славянская цивилизация очень молода. Адре Мартинет и другие индоевропейцы не были первыми, кто внес свой вклад в его омоложение. Задолго до них фессалоникийские миссионеры, братья Кирилл и Мефодий, как утверждается как в славянской, так и в неславянской историографии, дали славянам первую грамотность в IX веке. Согласно этому, славяне были без языка до первого тысячелетия нашей эры и без грамотности и книг до девятого века. Однако персидские и сирийские писатели-путешественники и историки называют народы славян народами книги (narodima knjige).
 
Интересно, как восточные писатели могли называть славян народами книги, когда они были неграмотными?
 
 
…Временная удаленность винчанской культуры от эпохи этрусской цивилизации никак не может нас смущать и приводить в недоумение. То же самое касается и так называемой пространственной удаленности. Ибо мы не можем обойти вниманием памятники письменности из Градешницы, Ситова, Каранова, Тордоша и Тартарии, из Винчи, Баницы, Старого града, Карабурмы, Шапца, Гомолавы, Верхней Тузлы и далее - до самого Зеленикова и Говрлева, а на северо-западе - до Малого Коренова. Мы не можем не изучать пространство и эпоху подунайских венетов, и венетов вообще, обитавших на широких просторах Европы и Малой Азии. Не можем предавать забвению письменность кельтов и лигур, а также многих других народов. Винчанское письмо возникло отнюдь не в IV тысячелетии и угасло отнюдь не в том же тысячелетии. Напротив, оно просуществовало весьма долго. Так долго, что смогло стать подспорьем для многих последующих цивилизаций, смогло донести свою азбуку в другие эпохи, которые пришли на смену промчавшейся эпохе винчанской культуры.
 
Венетская азбука (Р. Пешич, оригинал)
…В соответствии с этим, и с формальной, и с исторической точки зрения, винчанское письмо не могло быть локальным явлением - оно стало очагом письменности, которая передавалась из поколения в поколение и распространялась, преодолевая пространство и время. Наибольший вклад в ее сохранение, сбережение и совершенствование внесли венеты и этруски, хотя способствовали этому и другие племена и народы.
...В 1987 году в Милане была документально обоснована система того письма, которое в честь первой наиболее богатой культуры получила название винчанского. С этого момента винчанское письмо как буквенное письмо, возникшее в VI тысячелетии, вошло в энциклопедии и стало предметом изучения на университетских кафедрах Европы. Это обусловило изменения и дополнения в уже установленную хронологию возникновения и развития письма. Нынешняя хронология выглядит так:
1. Протописьмо Лепенского вира (8000- 6000 г.г. до н. э.).
2. Винчанское письмо (5300-3200 г.г. до н. э.).
3. Шумерское в Месопотамии (3100- 75 г.г. до н. э.).
4. Протоэламское (между 3000 и 2000 г.г. до н. э.).
5. Протоиндийское (около 2200 г. до н. э.).
6. Китайское (1300 г.г. до н. э.; существует и поныне).
7. Египетское (3000 г.до н. э. - 400 г. н. э.).
8. Критское (2000-1200 г.г. до н. э.).
9. Хеттитское (1600-777 г.г. до н. э.).
Вполне естественно, что старая хронология, составленная американским грамматологом И. Дж. Гельбом, была вынуждена уступить место новой хронологии. Достоверность документации свела на нет какие бы то ни было предположения, домыслы и произвольные выводы. Винчанское письмо произошло из своей системы и функционировало внутри своей системы, а систему письма этруски справедливо называли элементами, что значит азбука.
Винчанское письмо - это линейное, то есть буквенное письмо и исходная точка круга, который сейчас имеет уже девять систем, что указывает на тайну процесса возникновения его морфологии и возобновление этого непрерывного цикла в строго определенном ритме до того числа, которое обозначает все слои фона в одном тоне, что является выражением линейных размеров атома. Винчанская азбука положила начало и морфологии чисел, которую сегодня ошибочно называют римской. Ибо если эпохи Рима и Винчи отделяют друг от друга более 3000 лет, то эпоха Этрурии все же, как представляется, предстоит ближе к римской, хотя известно, что период процветания этрусской цивилизации относится к концу второго и началу первого тысячелетий. Этруски были ближайшими соседями венетов, а венеты именно с территории Балкан вступили в Троянскую войну и после поражения поселились в Европе. Известно, что местом их обитания еще до Троянской войны были районы среднего Подунавья, протянувшиеся вдоль Тимока и Моравы до самых истоков Вардара. Поэтому этруски могли заимствовать и морфологию чисел, и морфологию письма именно у венетов, а не у греков, с которыми они не имели добрых соседских отношений. Так и римляне, заимствуя достижения этрусской цивилизации, вместе с ними заимствовали и знание чисел, колыбелью которого был район распространения винчанской азбуки. Винчанское письмо не исчезло с исчезновением винчанской культуры. Ареал его распространения расширялся, при этом оно в той или иной степени модифицировалось; с другой стороны, оно продолжала существовать и в своей первоначальной форме вплоть до наступления поздней бронзовой эпохи, о чем свидетельствуют многочисленные археологические следы.
Поскольку система винчанского письма происходит из его морфологии, а последняя - из универсальных констант ритма, то это письмо как идентификация механики духа актуализировало целый ряд фундаментальных проблем не только в области грамматологии, но и в сфере исторического развития цивилизации и ее эволюции. Ведь именно винчанское письмо является подтверждением того, что письменность на нашей планете возникла не на основе пиктографии, как до сего дня утверждала наука, исходя из поверхностных заключений, а в силу биологических закономерностей, которые служили единственным ориентиром для праисторического человека. Открытие системы винчанского письма изменяет как исторические рамки, так и географические координаты колыбели ранних цивилизаций и направление их эволюции. Еще более судьбоносное значение имеет то обстоятельство, что, будучи отражением своего «неповрежденного» времени, внутренняя структура винчанского письма, по сути, является лучшим выражением стремлений к потустороннему и к абсолюту. Отсюда следует, что оно не было частью ритуала, как предполагала Мария Гимбутас, которая вследствие этого и своих докторантов уводила в сторону от магистрального научного поиска, направляя их по давно пройденным путям. Винчанское письмо - это религия без ритуала и религия без посредников...
Пешич Радивое. Винчанское письмо и другие грамматологические очерки. Шестое издание. — Краснодар: Издательский дом Дедкофф, 2010. 129с.
https://cloud.mail.ru/public/8rDo/s42XPUXS6 Word
http://www.padaread.com/?book=34356&pg=1 по-странично
RADIVOJE PE;I;. VIN;ANSKO PISMO i drugi gramatolo;ki ogledi. PE;I; I SINOVI - BEOGRAD, 1999
https://cloud.mail.ru/public/5TA2/do9hXVqtC 22Мб
По следам автохтоных славян на Балканах...Этническая формация Венеты, также упомянутая Гомером и Геродотом на границе II тысячелетия до н.э., находится в Малой Азии у реки Гелис в Пафлагонии и у побережья Понта, а также между Черным и Каспийским морями в России, а оттуда на всем пути до Балтийского моря. Кроме того, венеты встречаются в Норикуме, после Верхнего Тироля, вплоть до Боденского озера, которое также названо в их честь, Lacum Мeneticus, затем в Краине и на Адриатическом море. Аппиан (Bellum Mithrid, 1,5) находит венетов как в среднем, так и в нижнем течении Дуная, и, согласно этим и другим источникам, Контцен (Die Vene ter, 1875) находит их на Тимоке, вдоль Моравы до Вардара, а оттуда через все Косово и Санджак до черногорского побережья. Готский историк Иордан из VI века нашей эры пишет в своей работе Getica, что «многочисленное племя Венеты называет себя Склавины и Анты», а в его время оно также называлось «Венеты, Анты, Склавины». Или, даже более явно, в той же части (2, 14) он заявляет: «Scriptores aequivalenter modo Venedos, modo Venetas ac Vindos scripserunt, sesub hoc nomine semper Vindos seu Sclavos intellexerunt».
Полибий считает венетов одной из ветвей иллирийцев. Таким образом, он косвенно связывает венетов с пеласгами, точно так же, как Хеланик, Мирсал и Плутарх связывают этрусков, или расенов, с пеласгами. Имея в виду климат Апеннинского полуострова, где в непосредственной близости и в тесном взаимном сообщении мы находим этрусков и венетов, чей алфавит почти идентичен, и связанный с языком, мы обязательно должны включить этот компонент.
В своем исследовании «Греки и пеласги» (Белград, 1950) Милан Будимир задокументировал более древний индоевропейский субстрат на Балканах, называемый пеласги, что, как мы видели, согласуется с утверждениями или намеками предыдущих историков. На этой основе, заключает Будимир, развились фракийцы, иллирийцы и македонцы. Поучительно вспомнить здесь одно наблюдение выдающегося французского историографа Куприена Робера, который представляет в своем обширном исследовании Le monde Slave I, X (Париж, 1852г.). Роберт не отличает иллирийцев от славян, о которых он говорит, что, как и эллины, они пришли со своим языком и культурой из одной колыбели или от пеласгийского дерева.
Геродот заявляет, что венеты и иллирийцы были по соседству с дарданцами и македонцами, но он ничего не знает об их родстве, потому что в противном случае эти венеты вместе с пеонами и бригидами (фризами) присоединились бы к дарданцам и вместе отправились бы в Трою, где они принимали вместе участие в Троянской войне. Страбон и Аппиан находят родство между дарданцами и иллирийцами, а Полибий их различает...
RADIVOJE PE;I;. OPTU;UJEM ;UTANJE (англ. I ACCUSE THE SILENCE; рус. Я обвиняю в молчании). VII. Tragom autohtonosti Slovena na Balkanu. BEOGRAD, 2001, с.57-58

Се ТрГлаве молiхомь Влiце а Мале