Слёзы освежают память и очищают совесть

Зосим Цыбульский
Моим родителям посвящается.
*
«Слёзы освежают память и очищают совесть»
…И пока буду жив, я буду вспоминать вас, мои дорогие,
папа и мама, потому как вы в моём сердце.
1 мая 2012 г.


Да, мои дорогие я плачу!.. Слёзы мои выливаются из моего сердца, пусть будет так, - у меня есть право на это, - я их не стыжусь!.. Я знаю, - придёт время, и тогда вам всё расскажу, как я жил без вас, - мои родненькие… Меня нет рядом с вами, но вы всегда со мной. Я вас очень люблю и никогда вас не забуду - мои папа и мама!..
Вот прошло уже много лет с того времени как не стало моего отца. А я, всё пытаюсь заговорить с ним... Мне так хочется много   рассказать ему. Про всё!.. Про свои прожитые годы без него. О семейной жизни. Похвалиться своими сыновьями. Вспомнить беззаботное детство в родной станице и многое другое.
Как бы мне хотелось, что бы ты однажды встретил меня на пороге нашей хаты. Увидеть тебя улыбающимся. Обнять тебя и рассказать, -  почему я так долго не приезжал!?
*
«Мимо белых хат проеду…»
 http://proza.ru/2007/03/30-33
*
«Мимо белых хат проеду, вдоль ограды я пройду,
Где бы ни был я, - заеду, дом родительский найду…»
*
Если бы ты знал батя, как с годами мне тебя не хватает… Сейчас, мне не к кому больше приезжать и не с кем говорить. Ты ведь не знаешь, что мама ушла к тебе, сразу за тобой. Она не вынесла разлуки с единственным человеком, с которым прожила все эти годы. Теперь вы лежите рядом.
*
«Материнские слёзы»
http://proza.ru/2007/04/08-40
*
«У дороги стоишь, каждый день ожидаешь
Веришь в то, что к тебе прилечу...
Но, лишь тихо слезу утираешь
Головою, склонившись к плечу…»
*
… Знаешь, батя, ты умер в саду, в саду, который ты вырастил. Бережно выкапывая из школки молодые саженцы, ты рассаживал их повсюду; - в огороде на улице вдоль тротуаров… По весне, ты нежно поглаживал молодую листву, словно малых деток по головке, - я это видел… 
*
«Отцовские слёзы»
http://proza.ru/2006/09/08-59
*
«…Сейчас, спустя ещё 30 лет, мне кажется слёзы» моего отца - это детдомовские невыплаканные слёзы горечи, это выстраданная пора беспризорничества, это ушедшие годы безотцовщины, это время далёкой юности!..

Все эти годы ты был неразлучен с виноградником. Подвязывая виноградную лозу в беседке и пасынкуя молодые побеги виноградника, растущего вдоль забора, ты  разговаривал с ними по-взрослому.
… А знаешь, батя, я ведь тоже научился ухаживать за виноградниками. Да! - Да!.. Выращенная мною лоза в первый год принесла урожай в двенадцать гронок. В это трудно поверить. Я глазам своим не верил; - думал, что такого не бывает… 

А ещё, сорок высаженных виноградных черенков привезённые из Одессы, от друзей, - все дружно принялись. - С этого винограда вино получилось на славу.
- Сам собирал, отжимал, отстаивал положенное время. Вино получилось  такое же, как когда-то у тебя, - искрящееся в солнечных лучах!..
- Я помню батя!
- Мне было совсем мало годков, ты меня усаживал рядом с собой на хлебовозку, и развозил хлеб по станицам и хуторам... Мне тогда  казалось, что дорогам не было конца… Под стук Люськиных подков, - нашей лошадки и скрип колёс, я часто засыпал, заслушиваясь твоими рассказами о детдоме, о юности, о войне…
Я вспоминаю, те времена, когда разглядываю  семейные фотографии.
*
«Отцовская фотография»
http://proza.ru/2007/07/20-64
*
«Писал тебе на память, береги фото. 1961 года 30 апреля,
завтра 1-е мая…»

- Помнишь батя, как учил меня ездить на мотоцикле, - ты не успел мне сказать, где ножной тормоз, как я исчез в облачке сизого дыма, из дымящейся выхлопной трубы.
Не останавливаясь и не тормозя с включённой первой передачей на «М -101», - я в получасе колесил по станице, - вот смеху было…
- А помнишь, спустя пару лет, как я тебя вёз на нём, - вместе с большой копной сена на багажнике?.. - Ты так высоко возвышался надо мной, что, едва касался своими сандалиями моих плеч, а я, полулежа, лишь дотянувшись руками до руля с передним тормозом и, манипулируя сцеплением, стартуя с третьей передачи, - рулил по просёлочной дороге.
- Видеть надо было нас, - настоящий цирк!..

Помнишь батя… - Мы косили траву в просеках лесопосадок и ты показывал мне, как надо держать в руках косу, что бы размашисто, широко - во весь рост, срезать, под самый корень вызревшую траву. Как вилами ворошить и скирдовать просохшее сено в копычки… А после всего, в тени развесистых Жердёл, мы аппетитно уплетали домашние вкусности, приготовленные мамой. Я припоминаю тот день, когда смотрю на изуродованный ноготок и почти четырёх сантиметровый шрамчик. …Подрезая траву серпом в труднодоступных местах между растущими деревцами - я не совсем умело пригибал стебли травы и сильно поранил, вместе с ноготком, - мизинец левой руки, а ты мне приложил несколько листьев дикой груши к порезу и уже через день мне было ни-по-чём… 
Да, - это наша с тобой память!..

А ещё батя, ты ведь принимал от населения старые вещи, а взамен предлагал эмалированную посуду и разукрашенные глиняные свистульки, - я помню эти свистульки. А как собирал у населения куриные яйца… Ты просматривал их через прибор называемый овоскопом и укладывал ровными рядами  в большие картонные  коробки, а спустя день или два к нам из города приезжал очень толстый мужичок и всё это увозил. Ты мне о нём рассказывал, - что этот Панков, - так его ты называл, всю свою жизнь работал на заготовке яиц и мог за обедом съесть пятьдесят яиц. - Удивительно, - как так можно?..
- Эх, батя!..
Для меня не было ничего лучшего, когда мы отправлялись вместе на охоту. Как я с нетерпением ждал этого дня. Это что-то такое волнующее и запоминающееся на всю жизнь. Ты помнишь, как мы бродили по заснеженным полям и лесопосадкам? - Я сейчас думаю, как мы проходили за день более тридцати - сорока километров по степи, да ещё неся на себе ружья и добычу?..
*
«Чирок»
http://proza.ru/2009/01/14/785
*
«…Лишь только морские волны в ветреную погоду могут выбросить на берег безжизненную птицу – Чирок»
*
«Лакомый кусочек для рыжей»
http://proza.ru/2008/10/06/261
*
«… Утром, отец, разрядив, мною неиспользованный
металлический патрон и пересыпая порох в банку,
сказал, что давно уже использует бумажные патроны,
по тому, как осечки у них не бывает…»

- Я вот сейчас вспоминаю, как ты метко, с одного выстрела, подстрелил бегущего зайца, - двигаясь в охотничьем гаю.
- Никто не мог попасть в «косого» своими вертикалками... Ты, дождавшись очереди на выстрел, одноствольной «тулочкой»,  на расстояние ста двадцати метров приложился так, что мужики с похвалою высказались. - Я помню этот случай.
- Вспоминается, как  когда-то ты мне доверил ружьё в мои семь лет… Помнишь, - мой первый выстрел в плавнях Лимана, когда я Куличка на лету сбил. - Ты мне потом рассказал подробности, что я чуть было, не подстрелил пастуха на лошади,  который, проезжал совсем рядом с заседкой.
*
«Первый выстрел»
 http://proza.ru/2006/12/08-45
*
«…Да я и сейчас могу попасть валенком белке в глаз,
да вот только жаль, некому рассказать об этом,
отца уж давно нет в живых…»

Да! Батя! - Вместе патроны заряжали, - порох мерками засыпали, пистоны и пыжи запрессовывали, вручную дробь выливали, - всему ты  учил. Здорово было…

Батя! - А как тебе однажды удалось привести на оружейном ремне лисицу? - Помню, она у нас в кладовке несколько дней жила и по ночам лаяла как собака. И Еноты жили в клетке для кроликов. Ты их, наверное, капканами ловил?
Я вспоминаю, - чего только у нас по двору не бегало, - индюшки, гуси, куры, дикие утки с повязанными перьями на крыльях, кролики.  Жили; - кошка, собака Арно. В сарае корова Майка с телёнком, под навесом лошадь Люська. Поросята хрюкали в загороднях. А ещё и пасека на 18-20 семей. Как тебе удавалось за этой всей живностью приглядывать? Откуда бралось время на всё это хозяйство?..
*
«Копчик»
http://proza.ru/2007/11/13/51
*
«Но так, ни разу, мне не посчастливилось
встретиться с птицей, - она навсегда покинула наш дом»
*
- Мне, наверное, вовек не овладеть таким хозяйством!.. А породистых голубей, сколько было у нас на чердаке. Помню, что высоко летали и кружили над нашим домом, Персы, Николаевские забивные, чубатые, космоногие, - я не вспомню названия всех.
… Батя, - ты не поверишь, но я до сих пор могу взять в аккурат голубя, как ты показывал. Расправить и переложить на пальцы  парное количество перьев на крыле. Странным покажется, но я в своей жизни много видел дворовых голубятников, но достойных тебе, - я не встречал. Жаль, вот только однажды тебе пришлось их всех отдать в чужие руки, и высоко лётных Николаевских, и Бакинских голоногих, и  Персов. …Некоторых ты привез из Клайпеды и менял их на бойных голубей. Я часами ими любоваться, как они, подымаясь в стойку, делали несколько кувырков подряд через голову, щёлкая крыльями…
Помню, батя твою  любимую пару белоголовых космачей, которых ты привёз с Краснодара, обменявшись, - чуть ли не отдав взамен пол голубятни… - Жаль, очень жаль, что тебе пришлось с ними расстаться, - помню, как ты плакал, отдавая своих любимчиков людям, когда тебе предстояло лечь на три месяца в Краснодарскую больницу.
*
«Красивая шкатулка из открыток»
http://proza.ru/2010/01/11/1558
*
«… Может быть, отец молчал из-за боязни быть случайно убитым выстрелом в спину, а может быть и по другим причинам?.. - Я только одно знаю, в свои 52 года, - что бы выжить в той войне, пройдя с боями от Сталинграда до Берлина, не возможно было быть моему отцу трусливым!»
- Батя! - А ты ещё и в футбол играл?! - Вот, у меня в руке фотография, где ты, в послевоенные годы на фото в футбольной форме и с мячом под мышкой. Интересно, сколько тебе лет тогда было?.. - Некоторое время ты играл за станичную команду, - помнится мне ты левша и был крайним нападающим. 

Пришло мне на память…
- Батя! - Ты, вот мне объясни, пожалуйста, почему на пчелиную пасеку ты приходил в трусах и майке?.. Тебя пчелы, не кусали что ли?.. Или ты их не боялся?.. Менял рамочки с вощинной, расселял пчелиные семьи по ульям. Собирал роившихся пчёл в пчелиный ящик. Готовил подкормку и отсаживал молоденьких маток для новой семьи. Даже перед выкачкой мёда, встряхивая рамочку с пчёлами, все равно был без маски и халата…
 …Помню, однажды, ужалили пчелки тебя, - одна за переносицу, а другая за верхнюю губу. Ты пытался улыбаться и говорил, по какой причине был похож на африканского Чомбе!.. - Перед тем, как подойти к уликам, ты побрился и наодеколонился, а - они этого не любят за это и поплатился…
- Да батя! - Будут долго помнить тебя в станице, - особенно детвора: Каждый летний сезон, в виноградной беседке, ты и мама накрывали большой стол белоснежной скатертью и ставили глубокие миски с свежевыкаченым медком. Рядом выкладывал свежеиспечённый порезанный на ломтики - хлеб и стояло большое ведро с прохладной артезианской водою. - Такое объедение было!.. - Даже пчелиные стайки им были нипочем. Детвора их просто не замечали, - так было вкусно…
*
«Нет, станица есть – станица!..»
http://proza.ru/2007/03/18-59
 «Нет, станица – есть станица.
Та, что в 302 двора,
Та, что целый день пылится,-
Когда играет детвора»
*
- Хочешь батя, я расскажу тебе про рыбную ловлю?..
До сегодняшнего дня я не расстаюсь с рыболовными снастями. В полном смысле этого слова. Удочки на работе, в машине, дома… - Я себя не представляю вне этого удовольствия. - Я до сих пор не могу понять, - почему, многие люди равнодушны к этому увлекательному удовольствию.
 
У одних «аллергия» при слове рыбалка, у других чувство жалости. Есть те, кому вовсе не понять истинного наслаждения происходящего во время рыбалки?..
А «попромышлять» в алюминьке (в лодке) на морских просторах Азовского моря или «покружлять» на резиновой лодочке вблизи камышовых плавнях?.. - Как можно передать и выразить словами первый клёв в лучах восхода солнца?.. Почувствовать биение собственного пульса в момент натянутой рыболовной лески…   
…А запах смоляных палений, - дымящихся в костре и духмяный запашок из казанка свежеприготовленной наваристой ушицы… 
*
«На рыбалке. 
http://proza.ru/2007/04/03-60
*
«С Природой не шути! – Она не прощает! - Подумалось, что мне эта «наука» пойдёт на пользу до скончания моего Века!»

- Эх! - Батя, батя...
… Помнится мне, когда я  приезжали со своей семьёй женой и сыном к вам в станицу и рассаживались за большим столом в виноградной беседке, то сколько удовольствия мы испытывали от твоего коронного блюда, - зелёного щавелевого борщечка с осетриной головой!..
*
…Как бы мне хотелось, что бы ты приготовил его сейчас! - Какое это удовольствие, словами не передать, это надо пробовать!.. А помнишь, как все мы, усаживаясь за стол и «уплетали» вареники с творогом утопающие в сливочном масле. - Как же это была вкусно, - облизывая пальчики и елозя последним вареником в семейной миске сгребая оставшееся маселко, а затем запивать холодным молочком из крыночки, принесённое из погребка.
*
«39-й»
http://proza.ru/2007/03/08-38)
*
«Ведь всего – то и было сорок, - в кастрюльке!..»

- Припоминаешь батя, как я пытался учиться плести рыбацкие сети…
Глядя, как ты быстро пересовываешь челночок между пальцами, ловко завязывая узлы - я пытался тебя во всём копировать, но, то и дело ронял шаблон, путаясь в капроновых нитях, а в результате получался какой-то косой по периметру «рыбный мешок» с большими дырами и бесформенными ячейками.

… Знаешь батя, ты ни когда не догадаешься, что я храню до сегодняшнего дня из твоего хозяйственного инвентаря?.. - Ты ведь был бондарем седьмого разряда в Клайпедском порту, я это прочитал в твоей трудовой книжке, да и сам ты мне рассказывал об этом… - Так знай, я до сегодняшнего дня храню - твои бондарные инструменты; - фигурные, прямые, овальные наструга, рубанки для строгания досок и большой фуганок для клёпки, ножовки, лучковые пилы. Разные молотки, - инструмент для осадки обручей на бочки, - много чего. Я вот только призабыл, как ты гнул клёпку под будущую бочку?.. 
- Помню, я сам собирал балеи и бочки, пользуясь натягом, прищепами, а затем, осаживая обруча и вставляя донник в бочку. - Только вот траву - Чакан ты мне не доверял, - сам прокладывал между клёпками, - у меня это, наверное, не получалось!.. 
- Как давно это было!..
- Помнится, мне ты рассказывал?.. - С мамой, искали меня полдня по двору, а затем по всей станице, заглядывая в каждый колодец и водяные бассейны с питьевой водою. Оказавшись, случайно в перевёрнутой к верху дном огромной балее-кадушке, обнаруженной в глуби огорода, которая сушилась под солнцем, - я просидел под ней несколько часов, и только случайность меня спасла от возможной трагедии… Сейчас я понимаю и по настоящему могу представить какой радостью были охвачены вы в тот день, обнаружив меня перепуганного, под кадушкой, - когда решили наполнить балею питьевой водой?!
- Да, ведь это не единственный случай, когда вам приходилось разыскивать меня. А один раз, в районном городе, Приморско-Ахтарске, когда меня оставили в бричке, надеясь, что к вашему возвращению с базарной площади, я ещё буду спать. - Вы меня тогда нашли на соседней улице, за пару сотен метров… Я помню, - мама плакала…
… Мне всегда хотелось спросить тебя батя, а почему ты ничего и никого не боялся?
- Я пытался вспомнить хоть один из случаев, когда ты мог струсить или, напугавшись чего-то или кого-то, вдруг убежать. Нет! - Никогда ты об этом не говорил, ну разве, в рассказах о войне!..
Ты мне однажды сказал;
- Знаешь, сынок, на войне я никогда не представлял себя убитым. - Я этого не понимал, что значить погибнуть или быть застреленным. - Я не боялся смерти!..
*
«Случай на Одере»
http://proza.ru/2006/12/20-45
*
… Теперь, спустя столько лет я отвечаю на это.
- Я никогда не видел тебя трусливым. Да ты и не смог бы скрыть от меня чувства страха и боязни. - Тебе и в правду неведомы были эти чувства!..
… Помнится мне, как ты, за игрой в бильярд, разогнал бильярдным кием в станичном клубе с десяток молодых здоровенных мужиков из-за того, что кто-то из них, сунул тебе за шиворот рубахи небольшого ужа. - В тот день, местные станичники рассказывали, что при виде тебя в драке, - «шутник с ужиком» крепко обделался…

- Вот сейчас я вспомнил твой рассказ, как однажды в твои школьные годы, - семь учеников пытались отнять у тебя дверной ключ и, как им всем досталось от тебя.
- Да я верю тебе батя, что на уроке физкультуры ты подтягивался на турнике с повисшим на поясе у тебя, таким же школьником, как и ты!.. - Я вне сомнения верю, по простой причине, - у нас, во дворе всегда стоял турник. Руки твои всегда были сильными. В Клайпеде, до работы в бондарном цеху, ты был грузчиком, ходил на баркасе в море на промысел рыбы, - тягал рыбацкие сети.

… Ты не перед кем не гнулся и ничего не боялся! - Я всегда верил в это и знаю, как никто, - твою жёсткость, не только к станичным «задиралам», но и на себе, как говорится  - «на собственной шкуре»!.. - Я помню тебя в гневе, - батя!..
… Было это зимой.
 …Я со школьным другом заигрался дотемна на заснеженной горке в станичном парке. Скользя по обледенелой дорожке при полной луне, в кирзачах, (сапоги) я не заметил, как время оказалось слишком позднее.  Вернувшись, домой немного за полночь, мама меня предупредила, что быть беде, - сказала, что отец с ружьём пошел меня искать.
- Сняв с себя, верхнюю одежду и сапоги я зарылся под одеяло… Я уверен был, что отец меня отдубасит…
Помню, на мой крик прибежала мама и пыталась забрать у тебя берданку, - голосила на всю хату. А я, воспользовавшись, моментом и избавившись от твоих цепких рук, в страхе дал дёру из хаты, ну а ты уж за мной…
…Спасло меня, наверное, то, что я, оглянувшись назад, поскользнулся и раньше упал, прежде чем увидел рядом вздыбленный ком снега…
Спустя время, мама меня разыскала за два квартала и привела домой. - Я прятался под кроватью у школьного дружка...

- А ещё батя, - помнишь, твоё последнее желание наказать меня?
Тебя вызвали в школу, - жалуясь тебе на моё поведение?! Я думал, что мне придёт конец, когда ты меня «сгреб в охапку» в небольшом коридорчике при входе в школу, своими «стальными» пальцами и, не говоря ни слова, стегнул всего один раз поперек моей спины лошадиным путом, - мне тогда показалось, что я навсегда расстаюсь с жизнью… (путо, это толстая верёвка, на концах которой большой узел и петля, для того чтобы у лошади связать передние ноги)    
…Знаешь, батя, спустя несколько лет - ты мне признался, что это было последним твоим желанием наказывать меня. Рассказал, что тогда, в школе увидел переполненные страхом мои глаза и тебе стало страшно, что мог меня превратить в калеку…
- Ведь это было так?.. … Вот только не вспомню, и не у кого спросить, кто ставил меня за непослушание коленями на горох, ты или мама, - когда я, в твоей сторожке украл несколько ниппелей с колпачками выкрученных из новеньких велосипедов, хранящихся под навесом на территории магазина, в котором ты был охранником!..
- Да, батя, - мне об этом уже никто и никогда не расскажет…

-  А вот, когда я убежал из дому из-за того, что мой старший брат, издеваясь над нашей кошкой, - перебросил её через крышу нашего сарая, - только под вечер меня смогли найти в пяти километрах от станицы, - вы меня наказали? - Я не помню…

- А случай с поджогом матраса, под которым вы хранили деньги?.. А за пуговицы,  отрезанные от маминой одежды для игры в «цоку-цок»? - А когда я порезал ножницами мамины наряды, выкраивая клинья, которыми, - расклешил собственные брюки?..
(Сколько же мне было лет, что оказался таким модником?)
- Вы меня наказывали или нет?

… Да, батя, - я только сейчас понимаю твой единственный страх и боязнь, спустя время, когда выросли собственные сыновья, то есть, - твои внуки. И, не смотря на всю твою суровость, ты часто просиживал со мной за школьными тетрадями. Помню, меня уговаривал красиво писать. 
- Это твоя заслуга, что в третьем классе мою тетрадь носили на показ по всей школе. А, вспомни, как ты заставлял меня, целыми днями выводить перьевой ручкой цифру 8 - это единственная цифра была мне не под силу, ты долго меня уговаривал, что бы я вовсе изменил её начертания, - требовал вначале прочертить косую палочку, а затем сверху вниз красивый зигзаг…
- Я теперь, батя, по-другому и не пишу. Спасибо моей учительнице, - она положительно отозвалась, о «твоей» восьмёрке. … Бог ты мой, как это было давно, кажется в 1961-62 годах!?

- Вот батя, не могу забыть, как я тебе палец на ноге чуть не отрезал ножом.
- Мы игрались, и я шутил, пытаясь тупым концом столового ножа, пилить твой большой палец на ноге. Радуясь тому, как ты весело поддакиваешь мне, я не заметил, как соседний палец, вплотную соприкасаясь к острому лезвию, с минуту, как кровоточит… - Ты даже не пытался от боли одёрнуть ногу, наверное, боялся, что бы я не поранился… - Я помню эту кровавую лужицу на полу и тебя улыбающегося с широко расставленными руками…
*
А помнишь, мне было два или три годика?.. - Ты, пёк блины… И что бы меня покормить блинчиками, ты прикладывал вновь испечённый блин к своей щеке, а затем, - остывшим, - кормил меня, а когда отвлёкся и, вместо того, что бы вновь приложить к своей щеке очередной испечённый блинчик, ты, со сковороды прямо на мою щёку уложил горячий блин - сколько плачу было тогда…
*
- Ты, ведь меня сильно любил отец, - всегда! И когда я был совсем маленьким и когда был непослушным, и неисправимым в школе, и тогда, когда я стал отцом, - всегда ты меня любил, - до самого последнего дня в своей  жизни!..
*
Припоминаю…
- Как засаливали виноград, арбузы, яблоки. Мариновали в рассоле свиные и гусиные окорочка.  – После отпуска, я привозил в Донецк   домашние яства. Ребята в общежитии некоторое время не решались попробовать мясо, которое, им казалось не съедобным, потому, что имело красный вид сырого мяса. А когда распробовали солонину, то очередь выстроилась на пробу с просьбой привезти ещё…
Помнишь, как у тебя на базаре, неохотно раскупали грецкие орехи. Они были в крепкой скорлупе. А что бы был выторг, ты демонстративно, на глазах у покупателей трощил тонкостенные - Армянские орехи и при взвешивании смешивал с трудно колотыми. Всё продалось в 5 минут.
 
Однажды, во времена моей учёбы, ты и мама прислали к нам на квартиру, в Киев, грузовой металлический контейнер на половину загруженный консервацией; - помидоры, огурцы, банки с вареньем и компотом, а спустя пару месяцев приехал ты к нам в гости. В это время у нас родился сын. Это было в 1975 году. Я эти дни хорошо запомнил. Ты, в тот день, рассказал мне,  как расспрашивал у киевлянина дорогу к нашему дому, и твои глаза наполнились слезами. - Ты стоял не знал, что ответить случайному пешеходу, который просил денежное вознаграждение за то, что укажет маршрут и как доехать к нашему дому, где мы жили, - снимая комнату. Обидно и больно тебе было слышать такие слова, - я тебя хорошо понимаю батя!
А знаешь отец, в это время, когда я учился в 1975 году, в студии при Ансамбле танца, моя жизнь могла круто измениться?.. - Мне бы не пришлось девять лет идти к своей цели, что бы потом  тринадцать лет работать в Ансамбле танца Украины! - Стоило лишь назвать моего родившегося сына Павлом (мне это предложили в ансамбле) на честь умершего, в это время, - руководителя ансамбля Павла Павловича Вирского.
Но, у меня никогда не было сомнения, что своего сына я назову твоим именем. Даже если бы родилась дочурка, назвал бы её - Иляна.

… Вот ещё что вспомнилось из того, что ты мне рассказывал, когда приезжал посмотреть своего внучка - Илюшу.
В твои школьные годы вот такой был случай.                Ты дружил с Лёней Падалко и однажды на берегу Азовского моря, в одной из пещер высокого обрыва, нашли старинную ядреную пушку. Там же в пещере нашли фисташки, это такие пороховые стерженьки в виде карандаша.
Засыпали эти фисташки в пушку и вместо ядра забили деревянный кол. Одну из фисташек вставили в отверстие для запала. Подпалили и отбежав на несколько метров, легли посмотреть, как выстрелит пушка… Долго не выстреливала пушка, а когда решили посмотреть поближе, - не потухла ли фисташка, то пушка неожиданно выстрелила и едва успел Леня отвернуться, как бревно ударило его по спине. Да так сильно, что тебе пришлось нести Лёню на себе все 4 километра, - от хутора Морозовкий и до станицы Бородинской…

А ещё помню, было мне лет 10-11, как однажды пришлось бате  «вежливо вышвырнуть» своего друга Леню за калитку… Обошлось, конечно, без мордобития, лишь потому, что Лёня был одноногим инвалидом… А всё из-за того, что упрекал моего отца; - мол, воевал, дошёл до Берлина и награды имеешь, а вот живёшь в старой хате, и машины нет!..
Да, батя, - дошёл до Берлина, а живёшь в старенькой хатке построенной в 1920 году, это так… И машины нет у тебя… такова жизнь… Обидно конечно, что побеждённые живут намного лучше чем победители!..

Ремарка.
Батя долгое время умалчивал про инвалидность Лени, а Лёня всем рассказывал, что ногу потерял якобы на фронте, а на самом деле по пьяни потерял ногу, - заснул на железнодорожных путях…
*
Вот уже скоро 15 лет, как тебя нет,
а я не перестаю вспоминать твои рассказы о войне.
*
«Красивая шкатулка из открыток»
  http://proza.ru/2010/01/11/1558
*
«Из отцовских рассказов о войне»
http://proza.ru/2006/12/10-70
*
«Сынок здравствуй!»
http://proza.ru/2011/01/06/696
*
«Буду учиться играть»
http://proza.ru/2006/12/11-49
*
 «Две медали за отвагу»
http://proza.ru/2007/07/28-54
*
 Часто перечитываю нашу с тобой переписку, в которой ты описываешь военные походы до самого Берлина. Смотрю на твои фотографии военных лет, на правительственные грамоты в честь освобождённых городов. Перекладываю твои сохранившиеся медали и благодарности за освобожденные городов и проявленную храбрость в войне.
*
Две медали «За отвагу». «За оборону Сталинграда»
от 22 декабря 1942 года, «За участие в героическом штурме
и взятие Берлина», «За победу над Германией»,
За освобождение Варшавы»,  Благодарности за овладением города Ковель
20 июля 1944года, Люблин 24 июля в 1944 году.
Благодарность за прорыв обороны немцев на Одере и наступление
на Берлин от 23 апреля 1945 года 
*
Вспоминаю я сейчас, как собирались по праздникам, у себя в хате или у соседей на посиделки. Взрослые попивали бражку и пели украинские, кубанские песни. Мама мне говорила, что, когда соседка - тётка Паша и отец пели, то вся станица знала у кого праздник. Уж больно голосистый дуэт был. Много отец знал песен, - говорил мне, что всегда пел, с самого детства. От некогда запрещённых песен «Бежал бродяга с Сахалина» и до современных весёлых частушек... Вот  только жаль, что не сохранились мои магнитофонные записи. В частых моих переездах по белому свету, - потерялось… А как хочется порою услышать твой голос, - мою любимую песенку,

«Ой, огурчики да, помидорчики
Да,  целовал меня милый в каЛидорчике, -
Ой-ё-ё-её  да, ой-ё-ё-ёё-,й
Да,  целовал меня милый в каЛидорчике.
По - походочке его я встретила
Да,  по-фуражечке его приметила, -
Ой-ё-ё-её  да, ой-ё-ё-ёё-й,
Да,  по-фуражечке его приметила»

А ещё помнится твой рассказик про продавца табака,
я его записал отдельно от своих воспоминаний…
*
«Продавали два человека табак»

http://proza.ru/2005/05/09-42
*
«Один кричит; - «Хороший табак, - крепкий табак,
пахучий табак, подходите, покупайте, - свежий табак…»
*
Для меня было большой приятной неожиданностью, узнав, что ты и мама поёте в станичном хоре и являетесь победителем районного конкурса среди ветеранов на лучшую Кубанскую песню. Как я рад был этому, читая статью напечатанную в Краевой газете. А когда довелось мне побывать у вас в Клубе, на очередной репетиции хора то, переполненный эмоциями от увиденного и услышанного, - я долго оставался под впечатлением. - Меня по-прежнему не покидают эти чувства, даже не смотря, что прошло уже много лет...
*
https://www.youtube.com/watch?v=z0ZTGffsFyE
*
Я ни когда не забуду, как тебя хотели наказать Районная парторганизация и Станичный Совет Ветеранов Войны, за то, что я, однажды в 1988 году, будучи на гастролях в США, - отправил в станицу, на твоё имя, письмо из Нью-Йорка.
*
"Письмо из Америки"
http://proza.ru/2012/06/24/53
*
Когда разобрались местные власти, прочитав моё, - на двенадцати листах письмо, в котором я описывал всё, что мне попадалось на глаза и поняли, что я, - твой сын и не сбежал за границу, а всего лишь на гастролях с Государственным Ансамблем танца Украины, - так тебя стали приглашать во все организации, как героя и просили рассказать, подробности о моём воспитании, как настоящего патриота своей Родины!..
*
Нет в этом рассказе конечной точки, и пока буду жив, я буду вспоминать вас, мои дорогие, папа и мама, потому как вы в моём сердце.

1 мая 2012г.
В. Онищенко