Детство и дедство

Владимир Буров 2
                Портрет друга

   Перво-наперво, только мы вышли из двора, направляясь в школу, я, дабы не забыть, предупредил зайца, что больше не буду уговаривать его после занятий зайти к нам повидаться-поздороваться с бабушкой Т., потому что ей, наверное, обидно, что ты всё время так «спешишь», так «устаёшь», что минуту не можешь на это потратить. А потом настолько издалека, насколько сумел, попытался разведать школьные симпатии ребёнка:
  - А с кем Вадик в паре репетирует вальс?
  - С Полиной.
  - Значит, Вадику нравится Катя, с которой репетируешь ты, а тебе Полина, с которой танцует Вадик?
  - Нет. Я никого пока не люблю. А Вадик и Катя любят друг друга. И я бы поменялся, но как это сделать?
  - Пожалуй, что уже никак. Да и, знаешь, уже прошло несколько репетиций, новым партнёрам нужно привыкать друг к другу, все ведь танцуют, вроде бы, один танец, но немножечко по-разному. Это не так просто. Так что…
   После школы предложил зайцу прогуляться пешком. Он с удовольствием согласился.
  - Получил сегодня что-нибудь?
  - Эээ… Дай подумать…
   С полминутки я выдержал его раздумья. Но сколько можно?
  - Парень, это уже больше похоже не на «подумать», а на «придумать».
  - Ничего не получил. Но к бабушке давай всё равно зайдём – поздороваемся.
  - Давай.
  - У меня проблема. Нам задали нарисовать друга. Только лицо. Мало того, что я не умею рисовать, так у меня ещё и друга нет.
  - Да… Проблема… Но ты всё равно не спеши называть кого-нибудь другом, лишь бы было, кого нарисовать. Друг – это серьёзно. Он по факту может быть роднее и надёжнее брата.
   И рассказал ему несколько историй из личного опыта – детского и взрослого. Например, как три пацана-дошкольника, включая меня, решили пообезьянничать, глядя на старших, натолкли сухих листьев груши, сделали из газеты самокрутки и пытались покурить. Самокрутки при поджоге сильно пыхали и, когда вернулась из магазинов моя мама, у нас у всех троих были опалены брови. «А что это у вас брови опалены?» – спросила она у всей компании, ни к кому конкретно не обращаясь. «Мы не курили – это он!» – на зависть пловчихам-синхронницам в унисон произнесли оба моих «друга», Жека и Гриня, и так же одновременно показали на меня пальцами.
  - А дальше что было?
  - А вот этого я не помню. Меня никогда не били родители. Наверное, мама наказала, не выпустила гулять. Но я точно знаю, что даже не собирался рассказывать родителям Грини и Жеки, что и они курили. И уже тогда понял, что никакие они мне не друзья – так, соседи. Гриня потом уже и в молодости бросил меня, когда я попытался за него вступиться, и, скорее всего, при первом же ударе по моей челюсти сбежал.
   Во всяком случае, я после «драки» ещё долго лазил по кустам – искал его: вдруг лежит весь в крови. Потом, не найдя его нигде, ни в сквере, ни во дворе детсада через дорогу, где сейчас неврология, решился идти домой. Но не к себе – я бы ночь не спал в неизвестности - а к нему. Захожу, а Гриня уже искупался, чай заварил и, отрезав себе огромный, через всю буханку длиной, лапоть хлеба, мажет его толстым слоем масла. И я успокоился. Просто я уже не ожидал от него дружеских каких-то действий, поступков и был готов к тому, что он меня бросит в беде. А убедился, что хоть он цел и невредим – и хорошо.
  - А дальше что было?
  - Дальше? Да ничего. Через месяц моя челюсть перестала болеть, и я смог пережёвывать твёрдую пищу.
  - И у тебя нет друзей?
  - … Уже нет. Недавно умер последний. В моём возрасте новых друзей люди редко заводят. В молодости были. Надёжные. Очень надёжные. Однокашники по институту.
  - А у меня – ещё нет…
  - А Даня? Ты говорил…
  - У меня нет его фотографии – он к нам только в третьем классе пришёл. Но он в беде не бросает.
  - Но и ты его не бросил. Помнишь, когда вашу школу «заминировали»? Оба молодцы, значит.
  - А в результате я получу двойку по рисованию…
  - Скажу так: рисовать ты и правда не очень умеешь, но вряд ли у вас в классе кто-то уже настолько хорошо умеет, чтобы нарисовать портрет друга и тот не обиделся. Школа всё-таки общеобразовательная, а не художественная, и вам всего по десять лет. Предлагаю выход: найди какую-нибудь фотографию и попробуй нарисовать. Уж как получится – так и получится. Но подпиши: «Это просто портрет. У меня пока нет друга на нашей улице». А на нашей улице не только твоего друга, вообще ни одного твоего ровесника нет. Так что всё честно.