Краткая история исследований

Елена Витальева
Первыми исследователями сейдов были немецкий путешественник И. Шеффер, посетивший Лапландию в XVII веке и давший определение понятию «сейд»; финский ученый А. Кастрен, изучавший саамов в 1950-х годах; русский этнограф Н. Харузин, путешествовавший по Кольскому полуострову в конце XIX века; геолог В. Визе, обобщивший полевой материал экспедиций 1910–1911 гг. в центральную часть Кольского полуострова. Четко и кратко саамский культ сейдов, в первой половине 20 века описал русский исследователь саамского шаманизма Николай Волков. Феноменом сейдов в шестидесятых годах прошлого века интересовались шведские исследователи Гуннар Вестин и Эверт Бодоу. Последний называл сейды «горизонтально расположенными алтарями».

В Советской России исследованиями сейдов занимался известный советский этнограф Владимир Чарнолусский, назвавший Лапландию «Страной летучего камня». Много интересных открытий принесла экспедиция под руководством А. В. Барченко в 20-е годы прошлого века, о чем пойдет разговор ниже.

В 1978 году карельский краевед С. М. Симонян открыл крупнейшее в мире скопление сейдов на горе Воттоваара. Комплекс на горе Кивакка был обнаружен в 1993 г., а в конце прошлого века были открыты и исследованы экспедицией Карельского историко-краеведческого музея под руководством И. М. Мулло святилища саамов на островах Белого моря – Немецком и Русском Кузовах. Эти сейдовые комплексы насчитывают сотни многотонных валунов.

Но мнения учёных о происхождении и назначении этих удивительных конструкций пока еще сильно расходятся, иногда даже диаметрально. Некоторые из них утверждают, что сейды – обычные природные образования, а другие заявляют об их искусственном происхождении.

ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/03/11/613