(По книге Ф. Зимбардо «Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев»)
. . Мы хотим поместить хороших людей в плохую ситуацию
. . и посмотреть, что победит.
. . . Ф. Зимбардо
Пожалуй, самым знаменитым научным опытом над людьми является так называемый СТЭ (Стэнфордский тюремный эксперимент 1971 года), в котором профессор Ф. Зимбардо изучал влияние власти на поведение людей.
С этой целью в подвале университета оборудовали «тюрьму» с трёхместными камерами и карцером. 9 студентов по жребию стали охранниками (три смены по 3 человека), а 9 других – заключёнными.
И началось! С первого же дня тюремщики бросились «прессовать» узников, а те безропотно подчинились силе*. Диктат одних и пассивность других нарастали так быстро, что уже на шестой день эксперимент пришлось остановить, хотя изначально на него отводили 2 недели.
Тем не менее, собранного материала оказалось достаточно, чтобы всерьёз задуматься о причинах стремительного перерождения участников исследования.
И как было не задуматься, если вчерашние студенты, обычные молодые люди, изощрённо измывались над своими товарищами, получая от этого большое удовольствие!
Садисты? В том-то и дело, что нет: каждый из них предварительно прошёл различные собеседования, специальные психологические тесты и считался абсолютно нормальным.
Вот эта-то исходная «нормальность» новоявленных инквизиторов и озадачила учёных.
------------------------------------------------------
* Прямое насилие было запрещено, но можно было издеваться, наказывать и мучить арестантов. Отдельные
попытки сопротивления быстро сошли на нет.
------------------------------------------------------
БАНАЛЬНОСТЬ ЗЛА
Когда-то считалось, что аномальное поведение присуще аномальным личностям. Дескать, - маньяк, чего с него возьмёшь! Однако с середины 20-го века психологи стали обращать внимание на ВНЕШНИЕ причины.
Общественность шокировали репортажи Ханны Арендт с процесса над А. Эйхманом, из которых следовало,
что этот палач был вполне о_б_ы_ч_н_ы_м человеком, примерным семьянином, соседом, сотрудником
(Х. Арендт назвала это «банальностью зла»)
Но коли так, значит дело не в дефектах личности, а в её окружении?
Развивая эту мысль, Абрахам Маслоу предположил, что гнёт одиночества побуждает людей социализоваться
(войти в какие-то группы), а уж группа заставляет индивида проявлять себя (надо же как-то выделиться,
заслужить признание, уважение)
Эстафету подхватили Соломон Аш и Стэнли Милгрэм, которые показали, как сильно зависит поведение
человека от мнения г_р_у_п_п_ы и её л_и_д_е_р_о_в.
Наконец, Филип Зимбардо исследовал к_о_м_п_л_е_к_с_н_о_е влияние на индивида ситуации «вообще» -
и группы, и лидеров, и общественного мнения, и обстановки.
Из этих исследований вытекало, что
______________________________________________________
каждый человек – КАЖДЫЙ! – является неким УСТРОЙСТВОМ с кнопочным управлением.
Надо лишь знать эти кнопки*.
______________________________________________________
Обидный вывод, что ни говори. Какая тут свобода воли!
Немного утешало то, что управлять можно лишь ОЧЕНЬ ПРОСТЫМ поведением, по сути – инстинктами.
Никто не будет спорить, что можно заставить человека бояться, блаженствовать, испытывать голод
или вожделение, если вживить электроды в соответствующие мозговые центры.
Однако невозможно «кнопками» превратить его в творца – поэта, учёного, изобретателя. Да и зачем? Любая
сложная деятельность – хоть дизайн, хоть менеджмент – состоит из длиннющей цепи действий и
множества условий. Проще изобрести самому, чем запрограммировать» на это другого.
------------------------------------------------------
* Впечатляющим примером является антиутопия Д. Оруэлла «1984», герой которой предаёт возлюбленную,
когда заплечных дел мастера пробуждают его глубинные страхи.
------------------------------------------------------
ТЮРЬМА И ВОЛЯ
Профессор Ф. Зимбардо не стал «нажимать на кнопки» в психике испытуемых, а наблюдал, как это будет делать тюрьма. И она «справилась»!
Что, в сущности, произошло?
Тюрьма закабалила одних и раскрепостила других.
Она отдала своих обитателей в руки охранников, а у последних «отключила» ряд запретов (не причиняй страданий другому, не подавляй, не унижай, не гордись). Врата отверзлись и на волю рванулись тёмные силы.
Вообще-то их освободить непросто, но там отмычек было много!
Начну с архаичности тюремного мира, в котором маялись студенты. Того, где условия убоги, а люди делятся на правящих и бесправных, где власть дарована «сверху» и доминировать совсем не сложно. Это - м_и_р д_а_л_ё_к_о_г_о п_р_о_ш_л_о_г_о, мир жестокости и культа силы. В нём велено им жить и его хранить.
Хранить порядок в этом угрюмом подземелье с его голыми стенами, тесными, душными помещениями,
тусклым освещением и серыми робами зеков! Это вам не современный офис, а сплошное однообразие и
скука. Подвал напоминал Тартар, поэтому не удивительно, что в глубинах психики проснулись духи
прошлого.
Особенно угнетали в этом каменном мешке ночные дежурства и, чтобы развеяться, караул устраивал
сонным заключённым внезапные переклички со всевозможными издевательствами. И чем дальше,
тем больше. Ещё бы: подавляя других, «супермены» росли в своих глазах и в глазах коллег-надзирателей. Вот
оно, долгожданное уважение - уважение силы!*
Будто подопытные крысы, раз вкусив превосходства, они жаждали его снова и снова, фактически превращаясь в
диктаторов-наркоманов.
Ну а за Лидерами тянулись остальные: никто же не хотел выглядеть слабаком (сказалось влияние Авторитетов
и группы, отмеченное С. Милгрэмом и С. Ашем).
Но одного архаичного мира было бы мало для перерождения охранников. В придачу к нему «подвалы» их психики вскрывали целой связкой «ключей»:
1. Анонимы
Ребятам мерещилось, что в униформе и чёрных очках они безлики и неразличимы. Ну а с безликих-то какой спрос? Не грех и покуражиться.
2. Служба
Они ведь просто служили! Есть, дескать, важный объект, есть правила, которые надо соблюдать, и указания, которые велено исполнять. Они и исполняли. И ничего личного.
3. Мутота
Работа в застенке нудная, непрестижная, постыдная.
Обычно тюремщики чувствуют себя в обществе изгоями. Условия работы у них существенно хуже, чем у других граждан (антисанитария, плохое питание, ночные дежурства, отсутствие развлечений, стрессовые ситуации, опасность, маргинальное окружение). Естественно, они ищут какой-то компенсации. За счёт «клиентов».
4. На страже
Бытует заблуждение, что «Большинство всегда право». Поэтому грубая сила ссылается на интересы большинства. Каждый «охранитель» воображает себя представителем группы/касты и выражает ЕЁ (НЕ СВОЁ!) мнение, а вся группа, якобы, служит большинству за пределами тюрьмы. То есть, поддерживая порядок, надзиратель защищает ОБЩЕСТВО! Никак не меньше!
5. Они – не мы
Тюремных «сидельцев» намеренно обезличили: одинаковые серые балахоны, волосы убраны под сетку (имитация бритых черепов), резиновые шлёпанцы, у каждого цепь на лодыжке и номер вместо имени… Одним словом - жалкие типы, а все вместе, - грязно-серая масса.
Они – не мы, они хуже нас, а стало быть, не заслуживают человеческого отношения.
6. Образ врага
Очень важно, что персонал воспринимает своих «клиентов» как врагов: они нарушают правила, готовят побеги и бунты, жалуются начальству и прессе, бузят – от них все неприятности. Они – враги, а на войне как на войне. Уж извините.
------------------------------------------------------
* Это древний инстинкт: доминант тот, кто выше.
Грубая сила доныне у многих в авторитете.
«Настоящий мужик!» - восхищаются «качком» друзья.
«Нас все боятся!» - гордятся страной ура-патриоты.
------------------------------------------------------
ТЮРЬМА И ХРАМ
Тюрьма играла на «клапанах» души и заурядные исполнители покорно превращались в изощрённых мучителей. Превращались бессознательно, повинуясь прессу ситуации.
Все парни (в разной мере) оказались «спящими» садистами, в психике которых таились зловещие силы. Всех разбудила обстановка.
______________________________________________________
Так что же, «ПРОБУДИТЬСЯ» МОЖЕТ КАЖДЫЙ и все мы – латентные злодеи? *
______________________________________________________
Увы, жестокость/агрессивность заложена природой в нашу натуру, она вплетена в любое, даже самое гуманное поведение. Она присутствует везде, где нужен напор, преодоление, целеустремлённость (учёба, работа, научный поиск, художественное и техническое творчество… Без неё и сердце дамы не завоевать, и слабого не защитить). Поэтому «выдавить» её без ущерба для психики никак невозможно.
Но стоит ли из-за этого посыпать голову пеплом и обличать человечество?
Каждый человек многогранен и каждый - наряду с демонами зла - несёт в себе «души прекрасные порывы».
К примеру, эмпатия (со-чувствие), любопытство, ощущение несправедливости, стыд, жертвенность – тоже действуют автоматически и тоже, как и зло, зависят от обстановки: в благоприятных условиях расцветают, а в отрицательных вянут.
Да, мы изобрели Тюрьму – эдакое Капище с культом силы и человеческими жертвоприношениями, но есть ведь и Храм (науки, искусства, природы, веры), который человека воодушевляет и облагораживает!
Жизнь в Тюрьме унизительна и бесперспективна, так что всем вместе надо из Тюрьмы выбираться, а каждому в отдельности – искать дорогу к своему Храму.
------------------------------------------------------
* К примеру, люди в форме или «скафандрах», которые появляются на улицах городов в кризисных ситуациях,
нередко действуют неоправданно жестоко. И надо же! - мы снова замечаем анонимность, ссылки на приказ,
веру в свою миссию защитника Отечества, презрение к «маргиналам», стрессы, нагрузки – короче, все
вышеперечисленные «кнопки».
------------------------------------------------------