Хмель

Галина Вольская
Фридриха Ницше в Советском Союзе не печатали, запрещали, считалось, что это идеология фашизма. А сейчас стали печатать все, попалась книжка Ницше Ивану Захаровичу,  захотелось почитать от любопытства. Говорит  Фридрих о философии, мир познает. И что же такое он познал? Есть человек-господин,  и есть человек-раб. Господин стремится повелевать миром, надо, чтобы все ему подчинялись, услуги раба ему все-таки нужны. Аристократию Ницше сравнивает с растением, обвивающим дуб и возвышающемся над ним красивой кроной, показывая свое счастье.  Неважно, что дуб при этом  погибнет, надо сделать свое сердце твердым, забыть о всяком сострадании.

Да… Посадил Иван Захарович деревце вишни возле бани над речкой, стало оно разрастаться, пошли от него побеги, поднялись другие деревца. Цветут, спеют вкусные сочные ягоды, хватает и на компот и на варенье. Но откуда-то взялась эта напасть – дикий хмель, оплетает все ветки, душит деревья. Стали Иван Захарович с женой его выкорчевывать, не тут-то было! Жилистые, твердые корни тянутся во все стороны, уходят глубоко в землю. Копаешь, копаешь, а корень все тянется, обрываешь его, он дает новые побеги. Где-то не усмотрел, хмель уже вьется по деревцу. И какая польза от его душистых, дурманящих цветов? Вот только дурман и есть. А какой цепкий!

Хотелось бы посмотреть на этого Ницше, особенно в старости. Так и пыжился до самой смерти, изображая из себя сверхчеловека? А как шли в войну  бравые молодчики по нашей земле под бодрые, веселые марши! Сострадания у них точно ни к кому не было. А потом тащились колонны пленных, замерзшие, замотанные каким-то тряпьем, русские бабы их жалели.

Но надо думать, как избавлять вишню от этой заразы. Так ведь и загубит деревья эта гадость.