Якутск- Москва

Марсель Вафин
Из Якутска я выбрался. Выбрался в самый последний момент. После того, как я проехал переправу, дороги закрыли. Вернее, не дороги, а переправу. Но я успел вовремя смыться! А то бы пришлось ждать до лета. Очень бы не хотелось…

   Грузов, обычно, из Якутска нет. А если есть, они такие дешевые, что лучше ехать пустым и это дешевле встанет. Оплаты даже на топливо не хватит. А так, пустой, я потрачу на топливо меньше и машину не буду «насиловать» под нагрузкой, да по якутским дорогам…

   На всякий случай, залез в АТИ, посмотрел, есть ли грузы. Грузов не было.

   Переночевал на стоянке, где был и прошлую ночь. Покушал, завалился спать. Утром торопиться было некуда, поэтому просто решил выспаться. Рейс был очень тяжелым. Из-за ремонта пришлось ехать на более высокой скорости, чем я обычно езжу, сам ремонт… Когда все произошло, я же думал, у меня двигатель заклинило, а оказалось нет. Просто шестеренка слетела со стартера, и ее заклинило между маховиком и коробкой. Потом смерть мамы… Потрясение за потрясением. А еще этот «переплыв» через Лену… Столько энергии ушло из-за переживаний! То с большим креном до реки ехал, то по ледовым ямам, то в глубину забрался… Но теперь все позади. Можно упокоиться!

   Поужинал, переночевал, а утром тронулся в путь. Стартер теперь у меня нерабочий, но ребята всегда готовы выручить. Подъедут, дернут, заведут. Тут ребята все дружные. Проблем нет. Вот если только залетные… Но, я вот, хоть и залетный, но тоже стараюсь здешних правил придерживаться.

   

   Пустым ехать гораздо быстрее. Машина и движется легче, и скорость набирает быстрее, и еще и «кушает» топливо гораздо меньше.

   Хоть и проснулся не рано, но доехал в первый день сразу до Алдана. Вроде, 700 км это немного, но учитывая якутские дороги – это очень хорошо! Доехал без приключений, без происшествий. Как-то и рассказать-то нечего… А утром опять тронулся в путь.

   Нюрка… Возле Нюрки пост. Здесь граница между Амурской областью и Якутией. Как всегда , меня тут остановили. Подходит парень. Он не ДПСник. Он относится к «Транспортному Контролю». Я его вспомнил. Так как у меня груза нет, докопаться он до меня не может. Интересно, а он меня вспомнил? Я тогда при ДПСниках назвал его службу «рэкетёрской». Сказал, что эта служба существует на штрафы от нас. Они не за порядком смотрят, а деньги зарабатывают. Себе на зарплату.

- Ваши документы, – попросил сотрудник транспортного надзора.

   Я бы мог не давать. Сотрудника ДПС ведь нет. Возможно, он и сидит в будке, но… Не смотря на то, что эта служба мне не нравится, но сам парень был каким-то очень приятным. Не знаю, почему мне так показалось… Я протянул документы и спросил:

- Слушай, а Якутия как, Россия, или нет? – при этом лицо у меня было довольно серьезным. Парень, якут по национальности, глянул на меня как-то  искоса, словно ожидал подвоха:

- Днем – да, а ночью… Кто знает.  А что?

- Да вот, смотрю, в Якутии нефть-газ добывают, алмазы добывают. Т.е качать в Россию отсюда качают в полную силу! А вот мост построить никак… Вы единственный регион  в стране, к столице которой нет ни одного моста!

   Парень пожал плечами, улыбнулся, отдал документы, пожелал мне счастливого пути. Я поехал дальше! Подъехал к Тынде. Это бывшая комсомольская стройка. Строили Тынду в годы моей молодости. Тут, на станции, как в музее, стоят старые паровозы. Вот бы на таком прокатиться! Да, видимо, не ходят уже… Хотя, в 60-е годы они были как резервные, на случай войны. За ними ухаживали, чистили-гладили… Теперь, наверное, никто даже не знает, с какой стороны уголь   забрасывают в паровозе…

   Тынду проехал и добрался до Соловьевска. Заехал в магазин, накупил продуктов и поехал в сторону Невера. Там на перекрёстке «трех дорог» сверну налево, в сторону Владивостока, и через пару километров - стоянка и кафе. Я там всегда останавливаюсь.

   Добрался уже вечером. Встал на пригорке. С утра точно заведусь с такого. Но спать немного неудобно… Того и гляди – скатишься на пол… Ну да ладно. Спать, спать, спать! Завтра решающий день! Надо определиться, куда ехать. То ли в сторону Хабаровска, то ли в сторону Читы. Посмотрим, откуда груз будет.

   Утром проснулся рано. Поднял голову, огляделся и снова завалился спать. Потом заведусь, прогрею машину, подзаряжу аккумуляторы… А пока спать! Надо отдохнуть по максимуму. Неизвестно, куда ехать придеться и когда. Надо выспаться. Хорошо бы в кровати… Но, у меня выбора нет.

   Через какое- то время проснулся снова. Выглянул из-за занавесок на стоянку. Кажется, там какое- то движение началось! Ребята в кучу начали собираться, костер разожгли… Что они надумали? Надо сходить, узнать… Пошел, умылся, выпил кофейку в кафе и решил подойти к ребятам.

 - Доброго дня, ребятки! Костер разожгли, смотрю… Решили кому-то ненужную машину запалить?

- Да вот, решили шашлычку поесть. Присоединяйся!

- Ну, для присоединения не хватает мелочи. Мяса- раз, водки – два…

- Так сгоняешь! Ты же на одиночке!

- Ладно, сгоняю. А кому еще надо что-то взять? Не все же с мясом и с закуской…

- Поспрашивать надо у ребят.

   Прошелся вдоль ряда машин. Все уже проснулись, с окон занавески убрали. Один я проснулся поздно. Поспрашивал, кто присоединяется к шашлыку, кому и что брать… Сказал, что поеду до магазина. Большинство ребят, которые должны были оставаться в качестве наблюдателей за происходящим, решили присоединиться. Еще бы! Одно дело сидеть, вдыхать аромат шашлыка и слюнки глотать, а другое – сесть за стол, набить брюхо от души, насладиться вкусом жаренного мяса! Согласились присоединиться все! Очень хорошо!

   Договорились так, что я еду в магазин, там все возьму, а потом ребята отдадут мне деньги. Сказано – сделано. Поехал в Соловьевск. Это по дороге в Якутию. Я только вчера мимо этот городок проезжал… Ну, придется возвращаться. Есть еще Сковородино, но немного дальше. Поэтому решил съездить в Соловьевск.

   Приехал в магазин. В магазине работают в основном армяне. И женщины, и мужчины. Молодцы, организовали свой бизнес, раскрутились! Я набрал мяса, спиртного на всех, на кассе успел перекинуться шуточками с кассиром- девушкой и отправился обратно. А меня уже ждут! Как маму-козу из сказки «Семеро козлят». Стоило мне подъехать, как сразу куча рук потянулась выгружать машину. Мне самому при погрузке пришлось два раза сходить за продуктами, а тут в раз все общими усилиями выгрузили! Только успевай подавать!

   Выгрузились.Я поставил машину на место. Вот и польза от поездки – не пришлось машину греть, заряжать аккумуляторы!

   Только поставил, меня тут же позвали на готовые шашлыки. Пить я не стал, а вот шашлыки поел с удовольствием!СтаршОй взял мои чеки, посчитал и дал всем задание рассчитаться со мной. Вышло по 800 рублей. На каждого. Это с учетом выпивки. Почти по полторы бутылки на брата… Да, разгуляются ребята сегодня! С меня решили ничего не брать, объясняя это тем, что пить я все равно не буду, а за поездку надо тоже как-то рассчитаться. Получилось, что я прогрел машину за чужой счет… Я пытался возразить, но возражения не приняли.  Ну, ладно. Пусть будет так! И тут же вдобавок попросили съездить в Сковородино для одного из ребят, у которого полетела какая-то деталь в автомобиле. Я согласился.

   Сковородино – это небольшой городок. Наверное древний. Ну, древний – это не как Великий Новгород или Торжок… Древний, имеется в виду, построен в начале освоения Сибири.  Ну, я так думаю. Судя по постройкам. А живут там на сегодня в основном нефтяники. Там большая база, емкости под нефтепродукты, куча автомобилей. Дороги там узенькие, кривенькие… Сгоняли мы туда быстро. Ширк- туда, ширк- обратно. А когда приехали, была готова следующая партия шашлыка. Короче, все вовремя! Поели, ребята попили… Вижу, у некоторых язык стал заплетаться. Парень молодой начал показывать приемы борьбы с «хулиганствующими молодчиками». Я понял, что мне пора в машину. Я трезвый нормально переношу, когда человек маленько выпил. Но, у меня свои дела. Надо определиться, куда ехать. То ли это будет Забайкальск, то ли это будет Хабаровск. В Хабаровске я еще ни разу не грузился. Вернее, грузился, но это грузом считать нельзя. Так, на солярку денег насшибал… За домашние переезды. И груза было немного, и денег тоже.  Но знаю, что там из Китая тоже грузы отправляют. И платят нормально. Не по заниженным в несколько раз тарифам. Типа: «Тебе все равно обратно ехать! Вот по минималке мы тебя и отправляем». Так ездить не хочется. У нас итак концы с концами не сводятся. Сколько работаю, я еще ни одной лишней копейки не скопил. Да, на поесть хватает. Да, за машиной слежу. Да, на топливо тоже есть. Но, помимо этого должно же что-то оставаться! А тут индейский домик «фигвам» получается…

   Сначала глянул рейсы из Хабаровска. Не нашел. Потом из Забайкальска. Тоже нет. Потом решил позвонить в Забайкальск, благо у меня там уже клиенты есть. Сначала Боре. С Борей мы начали работать года три-четыре назад. Платил он хорошо. Я имею ввиду, что расценки его меня устраивали.

   Боря сказал, что у него лично, грузов нет. Но дал мне номер телефона того человека, у которого груз вполне может быть. Я позвонил. Да, груз есть! На послезавтра. Все, я обещал послезавтра быть на месте!

   До Забайкальска ехать больше тысячи километров. Сегодня проеду по максимуму, а завтра, надеюсь, к вечеру буду уже на месте.

   Дорога знакомая. Да, не очень хорошая, но проехать можно. Если в объезд через Читу – вообще вся асфальтированная, но я так не поеду. Срежу.

   Вышел, попрощался с ребятами. Ребята уже поддали, все были маленько пьяненькими, с улыбкой от уха до уха, лезли обниматься… Я и непротив. Обнялись, попрощались, и я тронулся в путь.

   Участок этот, от Сковородино, примерно, и до Чернышевска, для меня тяжелый тем, что заправиться сложно. По дороге есть четыре заправки, которые я знаю. В Амазаре очень дорогая. Цены очень-очень наворочены. Подобные цены и дальше. Более-менее цены были в Могоче. Но надо заезжать в город.

   Могоча… Этот город самый любимый у моего товарища. Когда он служил в армии, их там этим городом пугали: «Если будете служить плохо – отправим вас в Могочу! Там комары такие, что утащат самый большой кусок сахара с вашего стола!» Он служил в Псковской дивизии, в десанте. После учебки его там же и оставили. Это он мне помогает, когда мне нужен сервис, надо что-то поискать в интернете, да и в остальных вопросах. Я ему очень благодарен!

   Я к вечеру доехал-таки до «любимого» города Урала – до Могочи. Кстати сказать, ребята, которых я дотащил до Тынды по дороге сюда, и, которые мне, чуть ли не клятвенно обещали, что если я им попадусь на пути – они обязательно остановятся! Ну, это лишнее, конечно, но было приятно, что именно я оказал им помощь, и именно мне они благодарны. Это как-то самооценку, видимо, повышает…

   В Могоче заправился и обратно на трассу. Стемнело, а мне надо хотя бы до Чернышевска сегодня дотянуть!

   А вот и Чернышевск. Припарковался на стоянке. Поглядел, у кого есть сзади крючок. Ага, нашел!  Подошел к водителю, спросил, может ли он с утра меня завести. Он согласился. Сказал, что выезжать будет рано, поэтому просил быть готовым. Ну, я тоже встаю рано. Все водители, если в рейсе – встают рано. Так уж принято. Всегда нужно торопиться, всегда заказчик названивает, всегда есть договор, в котором указаны сроки… Мы в дороге торопимся!

   Когда ехал сюда, меня опять нигде не останавливали. Да, странно… Даже у Ерофея Павловича. Ерофей Павлович – это городок такой. В честь Хабарова назван. Однажды, когда я ехал из Хабаровска, меня там остановил сотрудник ДПС. Я остановился, груза у меня  не было. Показал документы, показал пустой кузов. Он меня отпустил. Докопаться было не за что. Отъехал от него и свернул на стоянку. Возле кафе. Остановился, машину заглушил и иду себе по-тихонечку в кафе. А возле кафе меня мужик останавливает. Он видел, как я подъехал. Взгляд у него, как будто я у него лично сто рублей украл! Смотрит очень-очень подозрительно. Спрашивает:

- Что везем?

- А ты кто, такие вопросы задавать?

- Транспортный контроль.

- И что?

- Надо кузов показать, что везешь. И документы представить!

- Кому?

- Нам.

- Вам я ничего не обязан. Я не еду, я иду пешком.

- Но вы же на машине приехали?

- Приехал на машине! А ты меня на дороге поймал?

- Нет, но ты же ехал по дороге?

- Может и ехал. Но я тебе ничего показывать не собираюсь. Мне пора обедать. Всего доброго, до свидания! Да, и напоследок: когда будешь останавливать – не забудь о присутствии сотрудника ДПС. Это я ему обязан остановиться на дороге. А тебе нет.

   Да, вот этих рэкетиров я не люблю. Каждый раз они пытаются наглым образом меня «раскрутить» на хорошие деньги. Способов у них много.

   Однажды в Зее меня оштрафовали на 85 тыс. руб за отсутствие путевого листа. У ДПС штраф всего 500 руб.  Это был мой первый отрицательный опыт с этой категорией ребят.  Когда попытались оштрафовать во второй раз в Выборге, я уже был «ученый». Я уже скрыл всю информацию, и документы подписывать отказался. Отошел в сторонку, сделал вид, что по телефону говорю, а им сказал, что мой адвокат категорически запретил мне что либо подписывать. Они долго меня пытались убедить, но я прикинулся дурачком, и отказался, опять сославшись на адвоката. Третий раз остановили на посту в Улан-Уде. Я тогда даже документы подписал. Но ничего не заплатил. А когда они обратились в суд, я пришел на судебное заседание, и сказал, что я ехал с вещами сестры и никакой перевозки грузов не было. Да, эти «орлы» забыли снять копии с накладных перевозимого мной груза. Этим я и воспользовался. Пятый раз - у Новосибирска, когда только подошли, я сразу спросил:

- Ребятки, что надо? Хотите меня, как Буратино, за ноги потрясти? Денег заработать? Такие как вы уже однажды оштрафовали меня на 85 тыс. И я им не заплатил. Если я буду платить штрафы по 85 тыс, то… Я с голым задом завтра буду ходить. Так что можете писать все, что угодно, но я вам ничего не подпишу и ничего не дам.

   Отдали документы и пожелали счастливого пути!

   Таких случаев у меня набралась целая куча.

   Для чего эта служба существует- не понятно. Как будто их функции не смогут ДПСники выполнять… Каждый рейс происходит одно и то же. Каждый раз я возмущаюсь этой службой, каждый раз, благодаря им, у меня буря возмущений… Каждый раз мне говорят про какой-то «Устав», который я никогда не видел и не подписывал… Нахлебники!Рэкетиры!

   Я подошел к раздаче, стал набирать себе блюда для обеда. Парень из Транспортного контроля зашел вместе со мной. Подошел к другим ребятам, в такой же форме, что-то начал им объяснять, показывая на меня. Один из тех, кому он это объяснял, махнул рукой, типа: «Да ладно, забудь.» Тот, который приставал ко мне, недовольно на меня глянул и вышел на улицу. «Не проскочило!» - подумал я.

   После обеда я видел, как они стояли рядом с сотрудником ДПС, который меня останавливал.  Когда я выезжал, парень, который предлагал мне показать документы, сделал вид, что он меня не видит. Иначе пришлось бы ему сдавать стометровку на скорость, чтобы меня остановить…  Отвернулся. А я поехал в сторону Чернышевска. Щелкнул я ему по носу!

   Утром в Чернышевске проснулся, смотрю, водитель, который обещал меня завести с утра, еще спит. Пошел кофе попить. И заодно позавтракать. По утрам завтракать не могу, но тут просто НАДО! Дальше мне завтракать будет негде. Там деревни-то встречаются через 30-50 километров… Пока попил, и водитель тот проснулся. Когда я проходил мимо, он приоткрыл окошко, сказал, что сейчас позавтракает и меня заведет. Ну, спасибо! Я подожду. Лишь бы завел.

   Через какое-то время парень подошел ко мне, сказал, что готов. Я сказал, что тоже готов. Уже и трос зацепил. Жду, его жду. Ну, поехали! Он протащил меня немного, машина завелась, я отцепился, поблагодарил парня, и мы с ним разъехались в разные стороны.

   Двигаюсь в сторону Читы. Вот только не решил, где я буду сворачивать? Если на Нерчинск – то я пропущу заправку Роснефти. Вернее, не пропущу, а до заправки не доеду немного. А если доеду до заправки – то мне придется сделать небольшой крюк. И дальше решать, какой дорогой ехать: то ли через Нерчинск, с выездом на Борзю, то ли через Шилку, с выездом на Могойтуй.  В прошлом году я поехал через Нерчинск. Доехал до развилки «трех дорог», свернул на Газимурский завод. Ехал себе ехал… И вдруг машина остановилась! Что такое… В чем дело? Выхожу, осматриваю машину, и вижу, у меня топливный фильтр лопнул! Отчего? Может, вода попала на дно, и разморозило его? Не знаю. Но место там глухое. До деревни ближайшей далеко. Про сервис в тех местах вообще не слышали. Сами все делают. Магазинов запчастей нет. Что делать в такой ситуации? А холодно уже было! Это я с Якутска в ноябре ехал. Ну, хватит на какое-то время автономки, а потом? Бросить машину и уехать? Можно было бы напрямую как-то соединить, но тогда риск забить форсунки бы был…  Ну, это я так, страсти нагоняю. В тот момент я ничего не боялся, так как знал, что у меня есть запасной фильтр. Взял старый ремень, вставил в него монтировку, открутил, поставил новый. И поехал. Дела на 10 минут работы. Но, это если есть запасной фильтр!

Думал я, вспоминал… И решил через Шилку проехать! И заправиться на Роснефти. Всё-таки цена топлива в той части Сибири, где я был, кусается маленько…

   Доехал до Васильевки, а там очередь из фур.  Все хотят заправиться более дешевым топливом. Я постоял, постоял… А потом гляжу, там где заправляются легковушки, есть шланг и для заправки дизелькой. Большие туда не заедут – места мало, а я-то проскочу! Ну и проскочил! Заправился. Хотел выехать на трассу и ехать до следующего поворота, но смотрю, ребята стоят на обочине.

- Куда собрались, ребятки?

- До Шилки не возьмете?

- А эта дорога в Шилку ведет?

- Ну да.

- А хорошая дорога?

- Дорога, может, не очень хорошая, но намного короче!

- А я на своей проеду?

- Да, конечно, проедете!

- Ну, тогда прыгайте в кабину!

   Пришлось убрать свои вещи в кузов, чтобы ребятки сели. Пацанам лет по 18-ть.

   Оказалось, ребята сами из Шилки, но работают где-то за ее пределами. А едут домой. А еще и девчонки у них тут. Ждут. Собираются в армию. В этот весенний призыв и должны уйти.

   Дорога до Шилки грунтовая, японская. «То яма, то канава» называется. Ну, потряслись маленько… В Шилке ребята вышли. Я включил навигатор и поехал по навигатору. Я уже ездил здесь пару раз, но дороги не помню. То ли старый стал, то ли… Вспоминал участками. Здесь есть такой участок, где… Стоит шлагбаум. Когда он открывается – то можно ехать. А выезжаешь прямо на мост. Через речку. По этому же мосту ходят… Поезда. И в ту, и в другую сторону. А еще машины ходят в обратную сторону… Вот такой «многоцелевой, реверсивный» мост.

  Выскочил я возле… Вот не могу вспомнить, где я выскочил… Но вышел на трассу от Читы до китайской границы.

   В Борзе ко мне подсела пассажирка. Ей надо было до Даурии доехать. В Даурии воинская часть расположена. Видимо, за продуктами ездила. Это я по ее огромным сумкам сужу…

   По этой дороге много было, видимо, воинских частей. Сейчас только развалины. Видно и одноэтажные казармы советского образца, и многоэтажки для офицеров. И заборы… С красными, уже выцветшими красными звездами. Это против «самовольщиков»? Какая тут самоволка! Куда идти? Если только с местными козами (кажется, они гуранами зовутся) знакомиться… Гуранов здесь много. Бегают целыми стадами. Но охота на них запрещена. За убитое животное штраф чуть ли не под миллион рублей! Наверное, поэтому они чувствуют себя здесь очень вольготно.

   Когда проезжаешь мимо – они не реагируют. Но стоит остановится – козы разбегаются. Хотел пофотографировать, но какой там… Козы разбежались, как только я остановился! Ну, и ладно. Не хотите сделать селфи с дедушкой – ну и не надо! Обойдусь.

   Моя пассажирка мне много рассказывала про здешние места. Про Даурию, про то, как тут немцы жили. Эх, записывать все надо было! Хотя бы на диктофон! Так много интересного, а я… Ладно, в следующий раз.

   Даму высадил в Даурии, и дальше - на Забайкальск. Ну, а к вечеру и до Забайкальска добрался. Без приключений, без эксцессов.

   Забайкальск -  это Манчжурия. Говорят, на этой территории жили и русские, и китайцы, и, естественно, буряты. Так говорят. Но я в исторических источниках ничего не искал, и ни подтвердить это не могу, ни опровергнуть.

   Холмистые степи - так бы я назвал то, что видел. Деревьев нет. Видимо, такие степи – раздолье для скота. «Буренки» тут ходят огромными стадами. И чабан вдалеке на лошади… А еще стада с баранами видел. А барашки здесь непривычные. Ростом поменьше, чем в Башкирии, но более упитанные.

   В Забайкальске остановился у кафе «Светлана». В прошлом году под Новый Год я тут две недели проторчал… После Якутских пятидесятиградусных морозов, я тут под тридцатиградусные попал. А тут -30С с сильным ветром ощущаются как все пятьдесят!!! Две недели в гостинице лежал… На улицу даже носа не выказывал. А через две недели попытался завести машину – ан нет! Сели аккумуляторы… Хорошо хозяйка, Света, дала свою зарядку, я зарядил и потом завелся. А так…

   В этот раз в кафе меня не пустили… Еда только на вынос. Из-за пандемии. Ну и ладно. Лишь бы кормили! Мне тут ночку переночевать, а завтра уже грузиться надо. И в дорогу!

   Нашел на стоянке ребят на «одиночке» (машина без прицепа). Подъехал. Два парня, видимо, казахи. Ничего себе, думаю, неужели отсюда в Казахстан возят грузы? У Казахстана же своя граница с Китаем есть? Но загружать лишними вопросами не стал. Попросил завести утром. Ребя- та согласились. Я встал сзади них и отправился на боковую.

   Утром подхожу к кафе. У стойки незнакомая девушка. Блин, в декабре-январе тут был, со всеми перезнакомился. Я тут почти месяц прожил… А сейчас все новенькие, никого не знаю… Все поменялись?

- Что хотели? – спрашивает меня девушка за кассой.

- Кофе хотел.

- А какой кофе?

- А какой есть?

   Знаю, что здесь кофе не варят. Только черный растворимый и три в одном. Да так уж, решил и познакомиться и разузнать, куда все предыдущие делись. И хозяйка где…

- Черный и три в одном, - отвечает мне девушка.

- Три в одном? А четыре в одном нет?

- А «четыре» — это как? – удивляется кассир

- То же, что и три, но с коньяком.

   Улыбается…

- Не, такого нет. Так вы же за рулем?

- А где ты у меня руль видишь? – я оборачиваюсь вокруг, якобы, в поисках руля…

   Улыбается… Я продолжаю:

- А я сморю, все лица незнакомые… А куда все «старенькие» работники-то делись? И хозяйка сама, жива-здорова?

- Мы все новенькие. А хозяйка переехала в Питер. Теперь там живет!

- Понятно… Жаль, хотел поздороваться…

   Девушка подала мне кофе, который я пошел пить в машину. Когда допил, посидел еще маленько… Смотрю, и ребятки казахи зашевелились… Подошел к ним, спросил, смогут ли сейчас. Братья казахи ответили, что смогут. Сейчас, мол, прогреем, воздух накачаем и «дернем». Я приготовил трос, сижу, жду. Ребята тоже завелись, подождали минут пять, и водитель подошел ко мне:

- Готов?

- Как юный пионер! Всегда готов!

- Тогда поехали!

   Как всегда, через несколько метров, машина завелась. Я посигналил, поблагодарил ребятишек за помощь и поехал на погрузку.

   Встретил меня Батор. Розовощекий парень, крепенький такой. Ему лет двадцать на вид. Добродушный и всегда улыбается. У него еще и брат есть. Ростом поменьше, но покрепче. Тот и зимой, и летом без перчаток работает. Представляете? Закидывает пять тонн груза, в мороз, и без перчаток! Когда я первый раз увидел – я думал, что у парня просто перчаток нет. Я предложил свои. А он улыбнулся и сказал, что в перчатках работать не может!

- Так холодно же!- возразил я

- Нет, не холодно! Я же работаю!

   Удивительный парень!

   Машину закидали быстро. Оказалось, что груза не много. Не как всегда: полная машина. И по весу, и по объему. Полмашины мне загрузили… Ну, ладно, думаю, еще по дороге груз возьму…

   Стою, жду документы. А их все нет, и нет… Потом подходит Батор, и говорит, что еще одна точка добавилась…

- Поедешь? - спрашивает он меня.

- Так я не знаю куда… Мы ведь до Пермской области договаривались, две точки, и в Кировской одна точка… А куда еще? Если там же – то довезу без проблем. А если в другом месте – придется доплачивать.

- Ну, тогда пусть сначала с тобой договорятся, а потом уж мы погрузим. Жди звонка.

   Через несколько минут позвонили.

- Вы наш груз везете в Пермскую и Кировскую области. Но вот проблема: есть еще один груз до Московской области. Его тоже могли бы взять?

- Могу! Но доплатить придется.

- Сколько?

- Да по той же цене, как и этот груз. Двадцать рублей за километр.

- Ладно, мы сейчас посчитаем, и перезвоним…

   Через пару минут перезванивают:

- Мы посчитали, это будет дополнительно 20 тысяч. Поедете?

- Проверить не могу, у меня тут и навигатор не работает, так как на границе нахожусь, поэтому верю вам на слово, и согласен.

- Ну, хорошо. Ждем вас. Надо до 9-го мая все успеть!

- Пермь и Киров успею, а вот в Москву… Очень буду стараться!

   На том и договорились. Батор закинул еще несколько коробок и поставил мне две пломбы.

- А пломбы еще зачем? – удивленно спросил я.- Хотелось еще груз взять… Машина-то полупустая…

- Это приказ заказчика. Он хочет, чтобы была машина отдельная, без догрузов. Он ведь тебе за «отдельную» платит, не так ли?

- Ну да, - согласился я.

   Значит, я не смогу взять «догруз» …

   Ладно, Батор был прав. Поеду налегке.

   Получил документы, в которых было указано, что я везу одноразовые перчатки. Видимо, для борьбы с пандемией коронавируса.

   Эта пандемия всех переполошила. Она опасна на самом деле или это просто нагоняют ажиотаж? Не знаю… Мое дело отвезти. Хотя, получается, я уже принял сторону «борцов с пандемией». Ну, невольно…

   Заехал опять в «Светлану», попросил второе блюдо, чай и хлеб. Дали «на вынос». Ох, у меня машина скоро превратиться в неубранную столовую! Там уже итак мусора набралось… Покушал, собрал весь мусор в пакет и выгрузил на помойке. Стало немного чище, но надо было еще и помыть, но мыть было некогда и негде. Поехал немытым. Теперь уж дома отмоюсь…

   Дорога да Читы вся сложная. Холмы, степь… Кто-то бы эту дорогу назвал «горной», но у меня язык не поворачивается так ее назвать. Что такое «горы» в моем понимании? Это камни, скалы, по которым можно подняться вертикально. Ну, или угол подъема всегда больше 45 градусов. Это горы Кавказа. Это-Памир. Это-Тянь-Шань. А разрушенные временем горы, на которых растительность есть, а камней нет – это холмы. Ну, это в моем понимании. Даже Уральские горы – это, в основном, холмы. Хотя, там встречаются и скалы, и камни. Похоже не горы, но… Игрушечные, какие-то…  Вот по таким «горам» я и ехал.

   Перед Борзей на обочине паслись коровы. Большое стадо. А сопровождал их пастух на коне. Он что-то хотел мне сказать, размахивая руками… Я остановился, сдал назад. Пастух подъехал ко мне:

- Там впереди ГАИшники стоят. Требуют, чтобы все были в масках. А ты без маски. «Оштрафуют!» —сказал мне пастух.

- Ну, где я им посреди степи маску-то найду? За предупреждение спасибо, дорогой, - сказал я и поехал дальше.

   Через какое-то время увидел ДПСников, которые тормозили всех подряд, но меня не стали останавливать, и я рванул дальше. Проехал Борзю, Могойтуй, добрался до Агинского. В этом городке стоит памятник древнему воину, буряту. Как всегда, не хватает времени все это снять, записать… Кому памятник, когда установили, историю… Буряты – это народ, который считает себя наследниками Чингисхана. А он, как известно, полмира завоевал в свое время. Конечно, буряты гордятся своим прошлым.

   Да, странная штука, история… То поднимает какой-то народ, то опускает… Когда-то Египет был могущественным государством, а сейчас остались от могущества одни развалины. Персы захватили пол Азии. Теперь страна третьего мира. Все течет в этом мире, все изменяется. И никому не известно, что будет дальше. Сегодня США пытается верховодить всем и вся, диктовать свои условия, определяют для всех, что такое хорошо, и что такое плохо. Пытается управлять миром. Они пытаются под лозунгом «свободы» протащить свои, не всегда правильные идеи. «Не всегда правильные» - это я ОЧЕНЬ мягко сказал. В моем понимании, идеи там вообще не совместимые с лично моей моралью. Для них нормально, когда мужчины спят с мужчинами, а женщины с женщинами. Это откуда они взяли? Один какой-то богатый педераст пытается на законодательном уровне доказать, что это нормально? И другие соглашаются. Значит, он не один такой? А ведь по Библейским законам, такую категорию людей надо просто «побить камнями». До смерти. Убить, по-другому. Чтобы такие люди не стали примером другим. Вот, если бы они пропагандировали Библейские ценности – то да. Можно было их послушать. А когда аморальные – нет уж, извиняйте!

   Доехал до Читы, по-тихонечку. Все, здесь уже цены на топливо вполне приемлемые. Сразу несколько заправок Роснефти. Хорошо! Правда, очереди везде… Особенно для грузовых. Фуры в очередь стоят. Но, у меня машина маленькая. Я заправился на колонке, для легковых. Стоять в очереди час – полтора… Ради 50-70 литров… Бак у меня маленький, а дополнительного нет.. Мечтаю поставить… Но, когда это будет?

   Заправился в Чите и двинулся дальше. На запад.

Уже темнело, когда увидел парня на обочине. Стоял он рядом с «китайцем» ( то ли Фотон, то ли другая машина).  Парень поднял руку. «Значит, просит помощи»,- подумал я, останавливаясь.

   Водитель с «китайца подошел ко мне и попросил «дернуть» его.

- А почему надо дергать? Что случилось?

-Да вот, остановился в кафешке покушать, вышел, завожу, а стартер не крутится…

- А у тебя лампочка генератора горела?

- Нет. Горела лампочка, на которой аккумулятор нарисован.

- Так это и есть лампочка генератора! Ну, заведу я тебя. А дальше что?

- Поеду дальше, - говорит мне парень.

- У тебя евро 4?

- Да, евро 4.

- Так ты все равно не сможешь ехать. На аккумуляторах проедешь немного, и все.

- Да хотя бы до сервиса доехать!

- Ладно, цепляйся. Трос-то есть?

- Нет, троса нет…

   Я дал свой трос, подъехал, парень зацепил трос, и я медленно стал трогаться с места. Чувствую, что-то тяжело! Самому бы не заглохнуть… Я-то тоже без стартера… Маленько разогнался, и «китаец» завелся.

- Ты езжай вперед, а я за тобой поеду. Если встанешь – я тебя на буксир возьму.

- Спасибо, - сказал мне парень, и мы сначала обменялись телефонами, а потом двинулись дальше.

   Парень резко рванул вперед, а я поехал со своей крейсерской скоростью.

   Через какое-то время раздается звонок от этого парня:

- Я на заправке встал. Все, машина заглохла. Дальше не идет.

   Я доехал до заправки. Что делать? Куда его тащить? Открыл навигатор. Ближайший населенный пункт находится в противоположной стороне… Впереди ничего нет!

- Придеться тащить тебя в обратную сторону.

- Я тоже так думаю… Впереди ничего нет.

- Ладно, цепляйся. Делать-то нечего…

- А может попробуем завести сначала? – предлагает мне парень с «китайца».

   Зацепился. Опять осторожно трогаюсь с места. Но, что такое? Почему так тяжело идет? И вдруг «бух», и моя машина рванула. «Трос порвался», - думаю я. Выхожу – и точно! Трос оборван.

- А ты на какой передаче заводишься? – интересуюсь у парня.

- С первой! А с какой же еще! Скорость-то маленькая!

- Ну ты даешь! А я-то думаю, почему мне так тяжело… С третьей передачи заводить надо, с третьей!

- Да? А я думал с первой…

   Пришлось связывать трос. И он, естественно, стал короче. Итак-то был не очень длинный… «Чайник», - подумал я про себя про парня. Так обычно называют новичков.

   Завязал трос. Потащил парня в обратную сторону. Уже стемнело. У парня ничего не горит. Ни габариты, не аварийка. Так можно и в ДТП попасть… Проехали то место, где я его впервые встретил, а от него, километров через пять-кафешка. Там я и остановился.

- Все, дальше не поедем. У тебя ни габаритов нет, ни аварийка уже не работает. Так можно и в аварию попасть. Давай спать. Утром все решим.

   Смотрю, а он не собирается в гостиницу… Решил узнать:

Так ты что, в машине ночевать будешь?
Да, а что делать?
- Идти в гостиницу! На улице-то холодно!

- Ничего, не замерзну!

   Поискал у себя теплую одежду. Нашел куртку. Отдал.

Сходил в кафе, взял еды на вынос. На себя и на него. А парень пока пытался найти причину, почему у него зарядки нет.

Сели ко мне, покушали, и я отправился на боковую. Парень остался искать поломку в своей машине.

   Утром проснулся, как всегда рано. Парень, как увидел, что я проснулся – сразу ко мне. Греться. Замерз, бедолага!

Я завел свою с горки. Затарахтела… Хорошо! В машине тепло. На улице холодно. Парень в двух куртках сидит… Отогревается. Я  сходил в кафе, взял кофе и себе, и ему. Он мне говорит:

- Я тут дозвонился до одного электрика. Обещал подъехать. Тащить-то далеко…

- Вот и замечательно! И мне проблем меньше!

   Я обрадовался такому исходу этого приключения. Мне бы торопиться…

   Попили кофе, и я стал собираться в дорогу. Парень протянул мне мою куртку:

- Ну, спасибо! Возвращаю!

- Нет, я пока куртку забирать не буду. Сделаешь – нагонишь меня и отдашь. А пока грейся. Холодно на улице.

- Спасибо вам большое, - сказал парень.

   Я уехал, а он остался ждать электрика.

   Следующая большая станция по ходу движения – это Улан-Уде. Ехать до него коло 500 км. Почти целый день. Дорогу эту я недолюбливаю. На ней ремонт никогда не кончается. Едешь медленно… Особенно, ближе к Улан-Уде.

   Вся дорога идет вдоль железки, проложенной еще императором Николаем вторым. Её прокладывали при нем от Иркутска, и до Владивостока. А во время войны в 41-45 годы, она помогла в срочном порядке перекинуть войска с Дальневосточного округа под Москву. И именно, благодаря этим войскам, удалось остановить немецкое наступление. Так что… Спасибо императору!

   Сибирь, Сибирь… Это сейчас люди рвутся в Москву, за большими деньгами. А при царе ехали осваивать Сибирь. Те, кто работы не боялся и хотел уйти от помещичьей опеки. Царь переживал за империю. Понимал, что тут, в Сибири, есть и полезные ископаемые, и пушнина, и лес… Все есть! И это «ВСЕ» надо осваивать. А осваивать, чтобы государство было богатым. Не царь был богатым, а государство, Империя!

   Доехал до Улан-Уде, зашел в кафе, где постоянно привык кушать. В кафе тоже не пустили. Только на вынос! Ну, ладно, что поделаешь… Придётся так. В кабине покушать. До конца маршрута во что у меня кабина превратится? Ладно, дома помою.

   Позвонили. Оказалось, мой новый знакомый, с «китайца», которого я таскал возле Читы. Он уже давно отремонтировался и на всех парусах гонит за мной. Здорово! Оказалось, у него провод генератора отлетел. Делов-то… Когда разбираешься, конечно… Я в электрике ничего не смыслю.

   Парень меня догонял. Ехал он быстрее, чем я. Хоть и загружен был больше. У меня пара тонн, а у него-пять. Но я на своей машине, а он-на «дядиной». Зачем ему ее беречь? За ремонт будет платить «дядя», а свою машину я буду ремонтировать за свой счет. Поэтому, и отношение у нас с ним разное к машине. Он работает для того, чтобы выжать из нее по-максимуму, чтобы заработать деньги, а я отношусь к ней, как к кормилице, которая,не дай Бог, встанет, и я останусь без куска хлеба.

   Остановился я в Бабушкином. На заправке. Опять Роснефть. Только теперь тут посвободней стало и очередей нет. Встал, прямо на въезде. Под горочку. Если что, и попросить можно будет кого-то. Вдруг не заведется?

   Уснул, а ночью меня разбудил стук в дверь. Это тот самый парень с «китайца». Принес мне куртку. Посидели с ним, поговорили… Он оставил куртку, попрощался и уехал дальше. А я думал, он меня заведет, если что… Но ему надо торопиться. Ладно, что делать. Утром разберусь.

   С утра, как только проснулся, попробовал завестись. Нет, не получилось… Пришлось голосовать. Ждать и просить долго не пришлось. В Сибири это просто. Любой остановит!       Зацепился, дернули меня, и я завелся. Пока машина грелась, я кофейку выпил, и дальше поехал.

   Дорога вдоль Байкала. Весной Байкал не так красив, как летом. Но ощущается какое-то величие в нем. Вокруг Байкала-горы. Они, как стража, которая, как бы говорит: «Это (Байкал) под нашей неусыпной защитой!» Был бы я художником, я бы именно так изобразил Байкал.

   Вот, Байкал проеду, горы пересеку, а там… Можно сказать, и дома уже. Шучу, конечно. От Иркутска до Уфы почти 4 тыс. км. Но, ощущение, что дом уже рядом – оно присутствует. Правда присутствует. Отчего, я не знаю. Может, потому, что для меня это середина пути? И пройдя эту середину, кажется, что ты уже недалеко от дома? Может, и так. Я не знаю…

   Итак, я добрался до Култука. Это крайняя точка Байкала. За Култуком начинаются горы. Тяжелые подъемы, длинные и крутые спуски. Настоящие горы! Правда, протяженность этой дороги всего 80 км. Но, ощущение, что все 300 км. Я очень удивился, когда засек километраж. Недалеко, но дорога тяжелая…  Но, и это проехал. Перед Иркутском пост. Вернее, поста никакого нет, но перед поворотом на объездную дорогу всегда стоят ДПСники. И всегда останавливают. Это Шелеховские. Странно, но в этот раз меня не остановили. За все время пути, еще ни разу не остановили! Здорово!

По объездной объехал Иркутск, вышел на прямую дорогу на Красноярск. А там и Алзамай. Стараюсь на ночевку останавливаться там. Там и кафе, и заправка есть. Кафе даже два. С обеих сторон. Для меня удобнее то, что возле заправки. Там горочка побольше. На ней и припарковался.

   Здесь природа уже другая. Не как в Бурятии, и не похожа на якутскую тундру. Тайга! И деревья стоят мощные, красивые! Частники продают кедровые орешки. Но они не очищенные, поэтому жена мне запретила их покупать. Сказала, что, последние зубы на них сломаешь. Ну, не беру. А больше не знаю, что здесь брать… Я грибы люблю, но грибы брать на трассе – не рискую. А вот рыбу… На Байкале, бывает, беру омуля байкальского. Но, я в рыбе не очень разбираюсь, видимо… Мне карп живой из магазина больше нравится. И я его готовить умею. Вкусно готовить, имею ввиду.

   Вечером позвонили из Москвы. Старая знакомая. Художник. Попросила перевезти ее из Москвы в Питер. Я уже устал за день баранку крутить и обещать ничего не стал. Но обещал подумать. Не люблю скоропалительных решений. Каждое решение должно «отлежаться на полочке». Должно приниматься осознано. Время есть. Мне еще ехать и ехать… До Москвы 5000 км. А еще три выгрузки в разных городах. Обещал позвонить.

   В дороге каждое утро похоже на другое. Все, как «в день сурка». Только обстановка разная. Завелся с пригорка легко. Умылся, кофе попил, и поехал. Завтракать я как не умел в детстве, так и не научился. В этом отношении в голове ничуть не прибавилось.

   Ранняя весна в Сибири не очень привлекательная. Деревья стоят голые, без листвы. Травы еще нет, а видна только черно-серая земля, да листья прошлогодние… Ели и сосны уже темно-зеленого цвета. Готовятся к смене своих иголочек. Почки на лиственных деревьях еще даже не набухли. Перелетные птицы уже возвращаются и от их щебета в лесу становится немного веселее. Чем они питаются в этом весеннем лесу? Видимо, есть чем, а то не стали бы возвращаться, да? Мы просто много не видим и не знаем…

   Позвонил парень с «китайца», которому я помог. Звонил уже из Красноярска. Во дает! Молодец! Шпарит! Я так не езжу. Если только иногда, на короткие расстояния, типа Питер- Уфа. А на длинные- так не получается. Спать надо вдоволь. Так, чтобы в сон не тянуло. А если даже потянуло – следует прилечь. Хотя бы на полчасика. А то последствия могут быть не очень приятными. Глазки закроются, сознание отключится, мозг решит отдохнуть, а ты уже в кювете. И груз можно потерять, и машину, и хуже всего, можно и жизнь потерять. Каждый день таких вижу. А то и по несколько раз в день. Печальное зрелище.

   Сегодня бы до Кемерово дотянуть…

   Первая большая «станция» на пути – это Канск. Всегда шучу и говорю, что я в фестивальном городе. В городе, где проводится «каннский фестиваль».

   При въезде в город надо бы свернуть налево, по объездной. Но я туда не сворачиваю. Дорога там разбитая. Поэтому еду через город. Да, знак висит. Да, движение запрещено. Но по разбитым дорогам как ездить? Машину потом кто чинить будет? Те чиновники, которые дорогу не ремонтируют? Трасса, вроде, федеральная… Должны деньги на ремонт выделять. Это на дороги внутри области денег может не быть, от того, что налогов мало собрали, но федеральная-то должна быть в порядке!

   После выезда из Канска – военный аэродром. Самолеты взлетают и садятся. Видимо, Канск – военный городок. Да, и в самом городе огромная воинская часть. Наверное, для обслуживания летунов. А заводов я не видел.

Заправка находится за городом. Но на противоположной стороне. Приходится проехать вперед, развернуться, а потом возвращаться. Обычно заправляюсь на ней. Это «Газпромнефть». Потом опять, в сторону Канска, разворот, и только после этого в сторону Красноярска.

   Дверь пассажирскую заклинило… Возиться – времени нет. Доеду до места назначения и посмотрю, что с ней. Некогда пока. Пассажиров я итак редко беру. Если только в морозы. Или места глухие, где машины не ходят. И общественного транспорта нет. Там приходится брать. Есть еще железное правило: всегда брать детей. Но на трассе они не стоят. Обычно на дорогах районного значения. От деревни до деревни. Из дома - в школу, и обратно. И то, сейчас уже автобусы всех развозят. Так что, из-за сломанного замка двери, в этот раз никого не подберу.

   От Канска до Красноярска дорога красивая. Места красивые. Местность гористая, вся в лесах. Настоящая тайга! Да, в этот период не самая красивая. Весна, однако… Но пройдет неделька- другая, и все преобразиться! Хотя вру… Мне же до Москвы ехать… А там уже весна! Полным ходом!

Про Москву вспомнил, а заодно и про Ингу. Ее же перевести надо… В Питер. Уже сейчас уставший, но отказать ей не могу. Уж очень она хороший человек. Сибирячка!

   Вспомнил ее рассказ, как они втроем в тайгу ходили…

Собрались в тайгу. Втроем. Некий мужчина, довольно опытный ходок по тайге, она и еще одна девушка. Девушка шла в первый раз. Одета по «городскому» и взяла с собой все, как для пикника…  Вышли. Идут пешком. До домика далеко. Не один десяток километров пешком. Дорога одна, не заблудишься. Транспорта, естественно, нет никакого. Только пешком. Инга идет медленно. Загружена. Девушка налегке, стала замерзать. Решили ее отправить вперед, чтобы не мерзла, да и печь затопила. Ну, и отправили. Потом сообразили, что она там сама сделать ничего не сможет. Замерзнет. Мужик отправился вслед за девушкой, догонять. А Инга по-тихонечку, медленно, как шла, так и продолжала идти. Девушка добралась, мужик за ней следом, развели огонь, согрелись, а к тому времени и Инга поспела. Поужинали, спать легли. Утром выходят осмотреться, а мужик Инге следы на снегу показывает:

- Вот, смотри, пока ты шла по дороге, тебя тут, оказывается тигр сопровождал. Охранял, видимо… Раз не напал…

И действительно, вдоль всего передвижения параллельно движению Инги были следы тигра. Следы девушки и мужика были больше снегом запорошены, а следы Инги и тигра одинаково… Да, тигр сопровождал, но не напал… Интересно!

Я в живописи мало разбираюсь, но картины Инги мне нравятся.

Как я понимаю, картину нельзя «рассмотреть». Ее надо прочувствовать. Вот музыку у меня получается прочувствовать, а с живописью тяжелее… Но вот с этой как-то получилось. Получилось прочувствовать то, что было несколько лет назад. И про картину расскажу так, как я ее прочувствовал…

 

                Картина на обложке

 

 

 

   У нас была собака, французский бульдог. Звали Джульетта. А еще есть и кошка. Зовут… Шрек. Ну, да кошка, а кличка скорее для кота, чем для кошки, и оказалась у нас дома совершенно случайно. На работе ко мне как-то прицепилась, все время лезла на колени…. Я рассказал это дома, и мои домашние попросили принести, показать. Принес, показал. Все сказали, что кошка похожа на кота из мультика «Шрек». Так и назвали: Шрек!

Шрек такая кошка…. Она не может не понравится! Рыжая, с длинной шерстью, и ОЧЕНЬ –ОЧЕНЬ красивая! Это было тогда, когда Джули была еще жива… Джули и Шрек быстро нашли общий язык, благо кошка была маленькая, а Джули добродушная, и, так сказать, стали жить поживать…

   Все бы хорошо, но в феврале Джули заболела. Перестала есть, пить… Повез я ее к ветеринару. Он ее осмотрел, назначил процедуры. На следующий день я ее опять привез. Собаке лучше не стало. Шерсть была тусклой, она почти ничего не ела и не пила. И на третий день история повторилась. Но теперь, когда я ее привез, мне доктор сказал:

- У вас собака умирает! Что же вы молчите!

- Так я ее именно поэтому к вам вожу! Я же не разбираюсь в этом…

- Оставляйте собаку у нас. До завтра. Сегодня попробуем ее усиленно лечить… Не знаю, выживет, нет… Собаку оставьте, а завтра позвоните.

   Оставил собаку, сам уехал.

   На следующий день звоню с утра:

- Здравствуйте. Я у вас собаку оставлял на ночь. Французик. Не подскажите, как она?

- Доктора пока нет, позвоните попозже…

   Странно… Доктора нет, но сама же может сходить, посмотреть…

   Где-то через час звонит телефон. Беру трубку. Звонил врач с ветеринарной клиники.

- Добрый день. У меня нехорошая новость для вас. Ваша собака умерла сегодня утром…

   Все, больше я ничего не слышал… Отвечал автоматом, «да», «нет» …

   Попросил похоронить собачку. Чувствую, у меня сил никаких на похороны нет. А вечером… Вечером прихожу домой, и у меня такое странное ощущения, что Джулька не умерла. Как буд-то она рядом, и бегает, как всегда, вокруг меня. Я понимаю умом, что ее уже нет, но впечатление, что она рядом, есть. Слезы из глаз покатились… Вслух произнес несколько ласковых слов в ее адрес, и вышел на балкон. Покурить. Начало марта, по нашим башкирским меркам еще зима. Температура около -15С. Достал сигарету, прикурил, и вдруг откуда-то из темноты подлетает бабочка, и садится мне на палец!  Оранжево – черная! Бабочки зимой? Это невозможно!!! Бабочка села мне на палец, посидела несколько секунд и улетела в темноту… В тот момент я подумал, что это Джулька пришла попрощаться со мной…

   Именно такое ощущение было у меня, когда я смотрел на эту картину Инги.

   Пока я вспоминал Ингу, ее картины, глядь, и Красноярск на горизонте замаячил… «Да, Инге надо позвонить, пусть вещи собирает», - подумал я про себя.

   Красноярск обошел, вышел на прямую дорогу до Кемерово. Ачинск, Мариинск, а перед Кемерово я остановился на ночевку.

   Интересно мозг человеческий устроен! Едешь, думаешь о чем-то, вспоминаешь… При этом глаза смотрят на дорогу, дают мозгу сигналы, ноги при этом то тормозят, то на педаль газа нажимают, на педаль сцепления, если необходимо. Едешь, как на автомате. Иногда бывает, выйдешь из автоматического режима, и сообразить не можешь, какую передачу включить… Так бывает у всех, или только у меня?

   Присмотрел машину, за которую цепляться буду, подошел к водителю, договорился. Ну, все, утром он меня заведет! Покушать, и спать!

   С утра меня завели, пока машина грелась, как всегда, кофе попил, и опять в путь. Пока Кемерово спит, надо проехать его. Объездной дороги в Кемерово нет. Две дороги и обе через город. На той стороне, которая ближе к Новосибирску, заправки Роснефти. Там всегда очередь. Заехал туда, а то заправка не скоро будет… В том смысле, что заправка, типа Роснефти, или Газпромнефти… Другие сюда в Сибирь не лезут. Лукойл есть, возле Новосибирска, но там заправка с вывеской Лукойл, по-модному, «франшиза» называется… А так, обыкновенная частная заправка. Я на таких не заправляюсь. Дизелька – такая штука… Нальешь некачественную, и все, попал на 120 тыс. Придется все форсунки менять. Поэтому заливаюсь только у проверенных топливозаправщиков.

   За Кемерово, ближе к Юрге, пост ДПС. Проехал его, не остановили. Хм… Туда ехал, не останавливали, обратно еду, не тормозят… Что такое? Видимо правду говорят, о негласном указе, чтобы нас, водителей, не трогали. Так бы всегда ездить! Но, думаю, пройдет эта пандемия, и все вернется на «круги своя»…

   Возле поворота на Томск остановился на стоянке, пообедал. Вспомнил своего друга детства. Юрчика- огурчика. Мы с ним с первого класса дружим. Сколько лет уж прошло? Больше 50-ти! Да, время летит… Еще вчера, вроде, бегали в одних трусах по улицам…

   Пообедал, сел за руль, двинулся в сторону Новосибирска. А мысли там, в детстве…

   С Юрчиком мы были всегда вместе. Если кому-то надо в магазин, за хлебом – сели на свои «Орленки» и поехали. Через пять минут родители другого за хлебом посылают… Опять сели и поехали. В пионерские лагеря всегда вместе. Или в лагерь, куда путевки брали его родители, или в тот лагерь, куда путевки брали мои родители. Все мои родственники знали Юру, а его родственники знали меня. Ездили на рыбалку впервые, и впервые поймали на удочку настоящую рыбу! Впервые попробовали вместе вино и сигареты. Впервые целовались с девчонками…  С ним было все впервые! И у нас было единомыслие почти во всем. Наверное, так и находятся друзья, когда есть единомыслие. Нет? Надо подумать…

   Пока вспоминал детство, гляжу, я уже и Новосибирск проехал… От Новосиба до Омска-прямая дорога. Не дорога, а одно удовольствие! Без поворотов, тяжелых подъемов и спусков.

   Ближе к Омску стал искать место для ночевки. Стоянка и кафе в одном месте. Названия не помню… А, вспомнил! Форпост! Завернул на стоянку. Гляжу, а стоят только фуры, и ни у одной нет сзади крюков. И ни горочки, ни пригорка… Как утром завестись? Подъехал к охране. Объяснил ситуацию. Попросил поставить рядом со мной либо «одиночку», либо фуру с крюками. Охранник мне сказал, чтобы я не беспокоился. В крайнем случае он меня своим УАЗиком дернет.  Что такое УАЗик – я уже видел. По дороге в Якутск, между Тюменью и Омском меня груженного УАЗ тягал. Значит, и здесь сможет!

   Поужинал и спокойно заснул. Устаешь в дороге. По 16 часов баранку крутить…

   Утром проснулся – передо мной никого. Значит, не получилось машину с крючком поставить. Прошёлся вдоль стоянки. Стоят только фуры. И все без крюков. Пришлось идти к охране. Парень попросил подождать, так как ему надо было привезти смену на работу. В кафе. Мне куда деваться… Буду ждать.

   Минут через тридцать охранник приехал. Трос у меня уже заготовлен, парень меня завел и уехал по своим делам. А я поехал дальше. Следующая большая станция на пути – город Омск. Перед Омском-заправка Газпромовская, а напротив-кафе. Там я всегда останавливаюсь. И в этот раз тоже, решил пообедать там.

   После обеда – опять в дорогу. Решил немного срезать и захватить край Омска. Туда раньше часто заезжал. И стоянка есть, и кафе, и баня… А примечательно оно тем, что возле него стоит фигура какого-то робота-человека, собранного из автодеталей. Интересно сделано!  Вот, и в этот раз, проехал мимо, полюбовался на фигуру «робота», и дальше.

   В Омске дороги стали лучше. И это заметно. Раньше можно было мост оставить на городских дорогах из-за ям. Такое впечатление, что тут зверь какой завелся. Который втихую есть асфальт по ночам. Когда никто не видит. В Уфе тогда дороги были великолепными. И Омские, на их фоне смотрелись очень-очень непривлекательно. Но, прошло время, и теперь уже Уфимские дороги стали непривлекательными… Видимо, эта зараза, в виде зверей-асфальтоедов, перебралась из Омска в Уфу….

   После Омска, следующая большая станция – это Тюмень. Сегодня надо было доехать именно до нее. А завтра попасть в Березняки. Еду, тороплюсь. Если успею вовремя в Березняки, потом в Перми выгружусь, а потом в Кировскую область надо успеть попасть. А там – последний рывок, не спать одну ночку, и я в Воскресенске должен успеть выгрузится до праздников. Иначе потеряю сразу три дня в Москве, в ожидании выгрузки.

   В итоге, в Березняках выгрузился, в Перми выгрузился, еду в Кирово-Чепецк. От Перми на Киров дорога безобразная! Машина пустая, на ухабах трясет… Как тут, по этим дорогам ездят? Ужас сплошной, а не дороги! В Якутии дороги лучше!

   Инге уже звонил, она собирает вещи. Решил, что все же отвезу ее до Питера. Устал, конечно… Уже почти два месяца в дороге… Но Инге отказать не могу.

   Созвонился с товарищем из Костромской области. Интересный парень. Пытается поднять сельское хозяйство. Тянет его к земле. Жил в Подмосковье, бросил все и переехал в деревню. Смелый парень! Я бы так не смог… Он разбирается и в изготовлении сыров, и в выращивании сельхозкультур, и в электрике по автомобилям. Как-то раз помог мне в Подмосковье, когда у меня отопитель погас в автомобиле. Года два -три назад. Приглашает в гости. Я бы, может, и сделал бы крюк, уж очень интересно было бы посмотреть, как он там, но тогда на выгрузку не успею… Обещал в следующий раз заехать.

   Парня зовут Тимур. Сам он из Набережных Челнов. Папа с Грузии, мама с России. Приехали в 70-е годы строить завод по «комсомольской путевке». Там на свет и Тимур появился.

Интересные были все же времена при коммунистах.

   Когда я был маленьким, моя первая учительница нам говорила, что, когда мы вырастем, и нам будет лет по сорок, мы уже будем жить при коммунизме. Она прожила не долго. В 30 с лишним лет она умерла от рака. Человек был очень хороший, и ученики ее любили...

   К коммунизму мы так и не пришли, а даже наоборот, вернулись в капитализм. Но вот при социализме пожить успели. А с учетом того, что сегодня очень много голосов выступает за возрождение социализма, я приглашаю за круглый стол желающих высказаться на эту тему. С вашего позволения, выскажу свое личное мнение о той эпохе, и также выскажу свое мнение о сегодняшнем строе. Взгляд этот будет не экономический, а взглядом рядового члена и того, социалистического, и сегодняшнего капиталистического строя. Я и в те времена не был ни членом политбюро, ни каким другим руководителем районного или городского масштаба, и сегодня не являюсь ни депутатом, ни олигархом, и к правительству никакого отношения не имею.

Итак, социализм.

   Мама нас с сестрой родила, и через несколько месяцев вышла на работу. Сестра воспитывалась у бабушки со стороны отца, а меня возили к другим родственникам мамы. Декретный отпуск, если я не ошибаюсь, был всего три месяца. Это у наших мам. Позже он был до трех лет, если не ошибаюсь. Денег за рождение ребенка не давали. Дети итак плодились. Население страны, в целом росло, но никак не уменьшалось. Работой был обеспечен каждый гражданин. Такого не было: типа, устроиться на работу не могу. Работы былом много для всех и для каждого. А тех, кто не работал - привлекали к уголовной ответственности. В РСФСР - это статья 108 УК РСФСР.

   Были очереди в детские сады. Но когда исполнялось ребенку годика три - ясли-сад всегда находился. Иногда и раньше.

   В детском садике детей учили рисовать, изучали азбуку. Иногда к праздникам (8-е марта, например), учили делать поделки из тряпок, картона и пр. Детей немного готовили к школе.

   В школу отправляли по достижению 7-ми летнего возраста. Некоторые дети шли в 6 лет. Иногда почти в восемь. Но в целом, в семилетнем возрасте.

   Школы были везде. Даже в самой захолустной деревне. А если и не было - ходили в соседнюю деревню, где школа была. Ходили пешком. Никто никого не возил. И осенью, и зимой, и весной. И в дождь, и в слякоть.

   Первые три года в школе была " продленка". Это делалось для того, чтобы дети были и сыты (в школе кормили обедом), и под присмотром, и уроки сделаны.

   Школы работали по две, а иногда и по три смены. У нас была школа в две смены. 2,3,4,5,6 классы во вторую смену, а 1, 7, 8, 9, и 10 классы-в первую смену. Дополнительные уроки назначали учителя отстающим. Но бесплатно.

   До восьмого класса учили всех! А вот после восьмого была возможность уйти. Некоторых отправляли в ПТУ (профессионально-техническое училище), некоторые уходили в техникум. Остальные учились до выпускного в 10-м классе.    Среднее образование было обязательным! Тех, кто не сумел по каким-то причинам получить среднее образование, учили в ШРМ (школа рабочей молодежи). А вот в институт - это по желанию. В то время высшее учебное заведение называлось именно так. Были и университеты. Но там направление гуманитарное. А в институте - техническое.

   Высшее образование получали бесплатно. Экзамены сдавали по-честному. Про взятку за экзамен не слышали даже. Не хочу сказать, что этого не было вообще. Возможно, и были такие случаи. Но одиночные, и очень редкие.

   Все дети были вовлечены в "партийную" игру. Сначала октябрята, потом пионеры, потом комсомол. В партию подростки вступали очень редко. Но были и такие случаи.

В Конституции того времени, хоть и было записано про свободу религии, но на самом деле с религиозными деятелями и с религией вцелом велась ожесточенная борьба. Религиозных высмеивали, дразнили дети, и т.д. Свободы совести не было, по большому счету.

   Мальчики по достижении 18 лет призывались в армию. Отсрочку давали тем, кто учился. В институте или в техникуме. Остальные призывались. Откосить от армии было практически невозможно. Были ли исключения? Были, но очень редко.

   После учебы (армии) все устраивались на работу. Неработающих не было. Как я уже говорил, неработающих ждала статья уголовного кодекса. Зарплата была от 90 руб. для неквалифицированных кадров (уборщица, грузчик) и до 250-350 рублей для квалифицированных рабочих. Инженер получал 120 рублей. Руководитель около 300 рублей. Рабочий мог вполне получать больше директора.

   Уволить работника было невозможно! Даже если пьет. Заставляли "воспитывать" работника. Только в крайних случаях увольняли. По статье. Или предлагали уйти по собственному желанию. Профсоюз был всегда на стороне работника!!!

   Квартиры не покупали. Их давало предприятие. Всем! Сроки получения квартир были везде разными. Быстрее всех получали квартиры строители. Строители по тем временам были самыми востребованными. Строилось все! Фабрики, заводы, жилье, новые города и поселки... Вся страна - большая стройка!

   Руководила страной Коммунистическая партия. Быть коммунистом считалось втиснуться в ряды элиты. Каждый на своем уровне- если из рабочих, то таких ставили бригадирами. Если инженер - шанс стать руководителем был намного выше, чем у беспартийного.

   Были и партийные работники. Они могли снять-поставить любого руководителя производства. Партия управляла всем!

    В столовой партаппаратчиков цены на обед были раза в два дешевле, чем в рабочей столовой. Но негласно. И  там была возможность приобрести небольшой дефицит. Сигареты БТ, например, были редкостью у нас в магазинах, а там были всегда. И потом, имея связь со всеми предприятиями города, была возможность приобрести и другие дефицитные вещи. Джинсы были дефицитом. Машины тоже. Но на рынке можно было купить все. Но по двойному тарифу.

   Все материальные ценности распределял Госплан СССР. Он распределял по республикам, республики по областям, области по городам, города по районам. Все шло "сверху вниз". Надо признать, что дефицитом было все: металл, цемент, мебель, дерево... Все! В магазине даже грампластинки купить Апрелевской фирмы было тяжело.

   Пенсия была достаточной. От 70-ти до 132 руб. Квартплата стоила копейки. Транспорт - тоже.

 

Я описал плюсы и минусы советской системы. А теперь про капитализм.

 

   Родился ребенок - получи средства. От 350 тыс рублей. Да, не наличкой, но сертификат можно пустить и на жилье, и на другие необходимые вещи.

   В детский сад можно устроиться. А если дать в лапу - то можно устроить своего ребенка быстро. Декретный отпуск до трех лет. Начиная с садика идет "японская" жизнь: этому "дань", тому "сунь", третьему "вынь". То на ремонт садика, то на благоустройство, то...

   В школе продолжается тот же опыт. Продленка только за деньги. Дополнительные занятия тоже. Теперь это называется "репетиторство". Бывает так, что нужную оценку стало возможным купить. Если в Универ поступать, например.

Рабочим специальностям уже почти не учат. ПТУ уже давно нет. Самая низшая ступень - колледж. Но учеба-за деньги. И высшее образование тоже за деньги. Оценку стало возможным купить.

   В магазинах есть все! Не проблема ни джинсы, ни машины. Хочешь новую иномарку? Не вопрос! А еще есть возможность открыть свой собственный бизнес!

   Если родители состоятельные - то в армию можно не идти. Если в Универе учишься - тоже. А еще, если есть военная кафедра, вряд ли ты в армию попадешь.

   Работа после школы - только на самые низкооплачиваемые должности. Это примерно на сегодня около 15 тыс. руб. В Москве побольше. А после Универа тяжело найти работу по специальности. Скорее всего ждет та же участь, что и мальчишек и девчонок после школы: низкооплачиваемые специальности. Но если повезет, то можно устроиться на завод. Там будет оплата около 20 тыс.руб. в месяц.

   Оплата труда разная, все в зависимости от должности. Простой работник (рабочий или инженер) получать может в несколько десятков, а то и сотен, или даже в тысячу раз меньше, чем руководитель!

   На социальные нужды отчислений нет. Квартиры каждый покупает самостоятельно. Как хочет, как может, так и крутится!

   Профсоюзов нет. А если есть, то они занимаются только выделением путевок. Платят все, а ездят единицы.

   Руководит страной небольшая кучка олигархов, обманным путем захватившая предприятия. Банки дают нищему населению деньги под большие проценты, наживая при этом для себя огромный капитал. С миру по нитке- голому... В 1917 заработали на петлю, а сейчас пока зарабатывают лишний кусок жира на своем животе...

   Свое дело открыть сложно из-за высоких банковских ставок. А если и получится - то "жиреть" будут банкиры, а предприниматель будет сосать лапу.

   Госдума принимает законы, направленные против основной части населения, защищая интересы небольшой кучки олигархов.

   Отвлекся опять рассуждениями.

   В Кирово-Чепецк прибыл вовремя. Приехал на склад, а там карантин… Несколько человек заболели коронавирусом. И что делать? Позвонил, сказал, что мне в Москву надо успеть, и что я сам выгружу, если выгружать некому… Только бы приняли у меня все! На другом конце провода пообещали организовать выгрузку. Ладно, хорошо. Через какое-то время позвонили, пригласили на выгрузку. Разгрузился без проблем – и на Москву.

   Возил я в разные места одного предприятия одноразовые перчатки. Перчатки изготовлены в Китае. Вот и я, невольно, встал в ряды «борцов с коронавирусом». Одноразовые перчатки – это как одно из средств в этой борьбе.

   Ладно, рассуждать некогда, ехать надо! Ехать мне день, и ночь еще есть. А утром надо выгрузится, так как короткий рабочий день. Выехал, давлю на газ. Ну, «давлю на газ» -громко сказано, конечно… Это как про черепаху сказать: «Бежит во все лопатки». Так и я. Больше 90 я не выжимаю на своем грузовике.

   Пока ехал – и весна «незаметно подкралась». «Травка зеленеет, солнышко блестит». Ехать стало веселее, но сказывалась усталость. Выехал я в середине марта, а тут уже май… 9-е мая на носу. А пока доеду до Питера, а потом до дома, наверное, ближе к концу мая дома буду. Это почти два с половиной месяца в дороге! Да уж…

   К утру был в Воскресенске. Позвонил, оформил пропуск, заехал на территорию. Но что-то выгружать меня не торопились. Ждали представителя «службы безопасности». Интересно, а в чем дело? Везде выгружали быстро и четко! А здесь… Что-то не так.

   Подошел представитель СБ, начали выгрузку. Но сразу же распотрошили первую же коробку, и достали оттуда перчатки. Представитель СБ начал их мерять. Перчатки порвались. Вторые тоже. Третьи… Кладовщица сказала, что такие перчатки они принимать не будут. Я стал звонить своим заказчикам. Те мне сказали, чтобы я не переживал. Что товар примут. Пусть акт составят и примут. Я их слова передал кладовщице. Сказал, что перчатки обратно все равно не повезу. Хотя… Если они мне оплатят дорогу до Китая, я готов это сделать. Сказал, что за качество товара я не отвечаю, я выполняю только свою работу. А выяснять отношения со мной по качеству – бесполезно. Я к их изготовлению не имею никакого отношения. Кладовщица согласилась, приняла у меня товар, составила акт, и я уехал.

Что это было? Непонятно… Кто-то за хорошие деньги продал некачественный товар? И как его приняли? Почему? Еще поразила уверенность тех, кто этот товар продал. Они точно знали, что перчатки примут! Интересно…

   Я выехал за город, позвонил Инге и завалился спать. Все, рейс окончен. Все хорошо! Ну, а продолжение – в следующей главе.