Кукла Таня, темнота и душа

Константин Матаков
      ***

Девочка ушла спать, и забыла взять куклу с собой. Поэтому Таня осталась на кухне. В темноте. Она не спала, потому что ей не сказали, что ночью нужно спать, а сама кукла не понимала, зачем это нужно. Она просто сидела и смотрела в темноту. Но это быстро надоело ей, ведь все равно почти ничего не было видно. Надо было срочно придумать что-то веселое. Здравствуйте, - обратилась она к темноте, - Вы тоже не спите
- Я никогда не сплю.
- И я вот тоже ни разу не спала еще.
- Так ты же кукла. Даже не знаю, спят ли куклы вообще..
- Моя хозяйка собиралась меня уложить спать. Просто забыла..
- И как же она собиралась тебя укладывать спать? Тут ведь нужно спеть особую колыбельную для кукол..
- А Вы ее знаете?
- Да, но я пою очень плохо.
- Тогда, может, просто расскажете?
- Я и рассказываю плохо. Мне больше удается молчание.
- А почему Вы сказали, что куклы не спят?
- Трудно объяснить. Только ты не обижайся. У кукол нет души. Наверно поэтому они и не спят.
- Так Вы же сами сказали, что если спеть колыбельную, то я заснула бы.
- Да, заснула, но это.. как бы заснула.. понимаешь?
- Ни единого слова.
- Вот меня все зовут темнотой или мраком.
- Да, я тоже зову Вас так. Но что такое душа?
- Я – темнота, но темнота не была бы темнотой, не будь ночи. Ночь – это и есть невидимая душа темноты.
- Но разве ночь невидима?
- А разве ночью можно что-то видеть?
- Я уже несколько раз видела ночь. Все черным-черно, только звезды и луна светят.
- Звезды и луна – это не ночь. И чернота – это не ночь. Ночь – это отсутствие света. Разве можно видеть отсутствие?
- Но если ночь – отсутствие света, и она есть душа, то, значит, во мне ночи нет?
- Я же говорила про свою душу, а не про твою. А у тебя.. Вот если бы ты умерла, и кто-то решил посмотреть, что у тебя внутри, то..
- Там обнаружил бы ночь, которая моя душа?
- Я так не думаю.. Если вскрыть тело, то ночь внутри на свету исчезнет, и никто не обнаружит никакой темноты. Впрочем, у тебя ее и нет..
- А что у меня внутри есть?
- Не знаю.. Воздух, вероятно..
- А воздух – это не душа?
- Нет.
- А у воздуха есть душа?
- Наверняка есть.
- И какая она?
- Сложно сказать. Но она заставляет дуть ветер.
- А во мне тоже дует ветер?
- Да откуда же. Ты ведь маленькая кукла!
- Так, по-твоему, я – воздух, и у меня нет души?
- Похоже, что так. Впрочем, ты не воздух. Я про то, что внутри тела.
- Но я же чувствую, что у меня есть душа!
- А я чувствую, что я – яркий свет, а не темнота! Увы, это не так..
- Но раз я чувствую хоть что-то, - значит, у меня есть душа!
- Я же говорю тебе: чувства могут быть обманчивы.
- Пусть так, но все равно они – чувства.
- Ты кукла, Таня, и чувства у тебя кукольные.
- Это плохо?
- Понятия не имею. Допускаю, что у тебя все-таки есть душа, но она кукольная..
- Как это?
- То есть, не совсем настоящая.
- Поясните.
- Ну вот, ты так и не заснула.
- Мне же не спели колыбельную..
- Будь у тебя настоящая душа, ты бы заснула по-настоящему. А так – у тебя в лучшем случае будет кукольный сон..
- Что значит: кукольный сон?
- Сон в чьем-то воображении. Воображении того, кто может спать по-настоящему. Например, - девочки, которая с тобой играет.
- Значит, и моя душа существует в чьем-то воображении?
- Именно.
- А если ни у кого не будет воображения, я лишусь души?
- Ты не можешь лишиться того, чего у тебя нет.
- Но Вы же сказали, что душа у меня все-таки есть.
- Я имею в виду, что душа есть у тех, кто воображает душу в тебе.
- Как было бы обидно, если бы никто не воображал во мне душу..
- Ну, не обижайся.. И вообще, мне пора покидать твою комнату.
- Почему?
- Приближается рассвет, который и есть настоящая душа мира.
- А этот рассвет может дать мне душу?
- У него такое огромное воображение.. Так что – вполне.. Но знаешь что? Лучше вообрази себя рассветом.