Как просто сломать судьбу лётчику

Полковник Чечель
    «Делись знаниями – это путь к бессмертию».
    «Один раз в году отправься куда-нибудь, где ты раньше не был».
    «Будь добр к Земле».
    «Оценивай свою победу тем, чем тебе пришлось пожертвовать ради неё».
                (Далай Лама, 2009 год).

       Oleg 22:37 - Одного моего старого , уважаемого Командира - Юру Коптева - (бывшего Истребителя) , уволили , когда он за Курильской грядой прошёл вдоль строя наших Боевых Кораблей, и за ним шли буруны волн . . . Кто-то заложил и . . . . прекрасный Пилот был - уволен . Благо Пензия уже была . . .

    Точно также был снят с лётной работы выпускник ОВВАКУЛ – 67 года (по памяти) Юра Быков, оставленный в Орске  инструктором. Прошёл вдоль улицы в Теренсае на высоте 8 метров ради любимой женщины. А один житель летал срочную службу радистом на ИЛ-28. Тут же позвонил в часть и сообщил № пролетевшего борта. Вскоре в полк  пришёл приказ об увольненииии его с лётной работы… Дальнейшую судьбу Быкова узнать не удалось, а хотелось бы. Ведь мы в Уссурийске занимались боксом у одного тренера, МС СССР, Руслана Хабисова, и Быков по выпуску подарил мне свои боксёрские трусы, в которых в чине комэски мне удалось вырубить звание Чемпиона морской авиации Балтийского флота, спустя 10 лет как бокс был запрещён для занятий лётному составу как спорт…

      А ведь можно было обоим пилотам для начала НСС (неполное служебное соответствие должности) объявить, у меня их два, кстати, и «Строгий выговор» от ГК ВМФ, но есть и противовес, блин, «За 32 года службы в Морской авиации получил квалификацию "ВОЕННЫЙ ЛЁТЧИК-СНАЙПЕР", грамоты от президента СССР и ГК ВМФ, а также  почётное звание "Заслуженный специалист Вооружённых Сил СССР" за №205, которое по недальновидности тогдашнего военного руководства страны сменило звание "Заслуженный Военный ЛЁТЧИК СССР" в 1988 году.. Чтобы додуматься до такого - сменить гордое "Лётчик" на безликое "специалист" - это надо очень долго "думать" или выпить литра два "шлемы" без закуски, а потом смаху поднести Генсеку бумаги на подпись...

      Правда, его присваивают: "За ВЫДАЮЩИЕСЯ ЗАСЛУГИ ПЕРЕД СОВЕТСКИМ ГОСУДАРСТВОМ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ и ВЫСОКОЕ МАСТЕРСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ". Когда я прочитал формулировку "за выдающиеся заслуги", аж прослезился, и ночью три раза вставал, чтобы удостовериться, что написано именно так, а не иначе. Да, богат на слова русский язык!!! А чтобы читатели поняли, что заслуги всё-таки были, приведём лишь такой факт - имел честь командовать 12 отдельным морским ракетоносным орденов Кутузова и Александра Невского авиационным полком, который более 30 лет не имел аварий и катастроф по вине личного состава. Таких полков в Вооружённых Силах СССР можно, к сожалению, пересчитать по пальцам.

        Дядю адмирала, как ни странно, я не заимел. Родственников на "родине" в Израиле тоже, хотя упорно их разыскиваю. Скажу пару мыслей по поводу наказаний в армии на примере некоторых полученных мной взысканий за 32 года службы в        ВС СССР, а потом Украины:

     Итак – два НСС получены вполне заслуженно. Первое – за совершение 4-х посадок при минимуме погоды 70 на 800, имея допуск 150 на 1,5. Причём, тут главное нарушение даже не в метеоусловиях, а в том, что эти полёты я выполнял на модификации ИЛ-28р, на котором заправка керосина в основные баки составляет 6908 литров, остальные 1700 литров заливают в подвесные  консольные баки, которые  при полётах по кругам не заправляют. Заправка же боевого ИЛ-28 и «спарки» ИЛ-28у составляла 7908 литров, т.е. на 1000 л больше, и то по коробочке разрешалось делать не более двух полётов подряд. Это ограничение на Балтике было выбрано из условий обеспечения аварийного остатка топлива 1800 л при уходе на запасной аэродром.

     Я же на ИЛ-28р отмантулил 4 полёта подряд, боясь, что РП, зам. командира транспортного полка подполковник Новиков, который руководил полётами, в любой момент пресечёт это безобразие:  «351, Вам на стоянку». Конечно же, если бы при выполнении 4-го полёта кто-то выкатился, и надо бы было отправлять экипажи на запасной, я бы РП, и себя тоже, поставил бы в очень сложное положение. Так что правильно меня за те авантюрные  полёты наказали. Но, как оправдание, скажу, я себе и 4-м  полковникам, которые со штаба авиации БФ приехали со мной разбираться, доказал, что фронтовой бомбардировщик ИЛ-28 позволяет безопасно летать в гораздо более сложных условиях, чем ему определено по руководящим документам. Залогом этого утверждения служит, что во всех 4-х полётах я не допустил ни одного метра отклонения по курсу и глиссаде, и все 4 посадки выполнил на одну плиту с расчётом 250 метров, т.е. посадку на авианосец у меня был шанс освоить.

     Второе НСС мне влупили тоже заслуженно за сольный проход мимо своего дома на уровне третьего этажа. Вот  как это было:

                ВОЗДУШНЫЙ ХУЛЮГАН

      Когда я взлетел с АРЗ Донское, РП (руководитель полётов) дал команду переходить на связь с аэродромом Чкаловск, на высоте круга перейти на его «коробочку» и далее набирать 10 000 метров для выполнения программы облёта. И когда мы отвернули от первого разворота аэродрома Донское ко второму развороту на аэродроме Чкаловск, я вдруг понял, что мы будем проходить через наш родной гарнизон Храброво, где жили наши семьи, и где мы не были дома уже 1,5 месяца. Решение созрело экспромтом мгновенно. Надо пройти рядом со своим домом. Я не хотел низко снижаться, т.к. накануне звонил жене, и она среди прочих новостей поведала, что недавно наш сосед по лестничной площадке Миша Золотько, командир АН-12 прошёл рядом с домом так низко, что дети, гулявшие во дворе, до сих пор заикаются и «с испугом» смотрят на небо. Поэтому в мои планы не входило низко снижаться над нашим гарнизоном, но я решил непременно сделать «вжик» - так истребители называют проход над полосой на большой скорости. Если нельзя «низко, так пройдём со свистом» - тут же вывел двигатели на максимальный режим и начал строить маневр, чтобы пройти вдоль нашего дома метров 100-200 левее на высоте 500 метров.

     Нашёл глазами своё окно на третьем этаже, мельком глянул на скорость 750 км/час и крен 70 градусов и опять устремил взгляд на окно. И тут как «ток пронзил». Я вдруг понял, что моя жена сейчас на кухне, и она на меня сморит. Это длилось долю секунды, но я испытал сильное, совершенно новое для меня,  ощущение.

    А жена, когда я прилетел из командировки, подтвердила, что да, она была в тот момент на кухне. Сначала услышала сильнейший грохот, а потом увидела самолёт, несущийся немного выше уровня третьего этажа с креном под 90 градусов. Как она сказала: «Я сразу поняла, что это ты!» Какая на самом деле у меня была высота в тот момент, я не скажу. Я не собирался снижаться низко. Но поскольку создал заранее крен под 90 градусов и смотрел только на своё окно, наверно, я «посыпался» и «провалился» достаточно низко. Но тут пора сказать пару слов ещё одном участнике этой истории». Начальник штаба эскадрильи транспортного полка майор Гаврильченко в этот самый момент вышел из штаба и направлялся в туалет для справления «естественной надобности». И только он вышел за угол здания, как тут я со страшным рёвом, креном под 90 градусов и на высоте уровня третьего этажа выскочил, что явилось для него полнейшей неожиданностью!!!

     Я не знаю, что там случилось у майора от моего лихого прохода: то ли сразу понос и вытекающие отсюда «последствия», то ли наоборот, «запор», и он потом неделю не мог в туалет сходить. Но как бы то ни было, майор Гаврильченко смог добежать до телефона и вместо того, чтобы восхититься моим «сольным проходом», он, заикающимся от волнения голосом, доложил оперативному штаба Авиации время и № борта самолёта «воздушного хулигана», которого он только что видел своими глазами. Ничего не подозревающий я в этот момент вывел самолёт из крена и «засиропил» красивую горку с вертикальной скоростью более 30 метров в секунду, что стрелка вариометра «ВАР-30» сделала оборот и стала показывать снижение. Но я-то перевёл взгляд вперёд в лобовое стекло, и знал, что у меня самолёт идёт в крутом наборе высоты. И тут я увидел мощную провисающую, какую-то сизую шапку кучевого облака, в которую вот-вот должен был «воткнутся». До этого, после взлёта, увлечённый построением маневра «вжик» над своим гарнизоном, я как-то вверх не смотрел и не обратил внимания, что облака, которые мне предстояло пробить в наборе до 10 000 метров, не так уж и «безобидны», как это могло показаться с первого взгляда.

      Как бы то ни было, весь в «кураже от своей лихости», я, не глядя на приборы и авиагоризонт, сунул энергично штурвал от себя, подвесив экипаж на отрицательной перегрузке, обогнул нисходящей «ложкой» провисшую шапку облака и опять крутой горкой воткнулся в облака. Т.е. для тех, кто смотрел за мной с земли, маневр получился зрелищный и великолепный. Дальше на вдохновении набрал 10 000 метров, выполнил программу облёта, в том числе с выключением и запуском двигателей в воздухе, и преисполненный самых радостных чувств от предстоящего ужина в не менее вкусной столовой, чем в Донском, произвёл посадку на аэродроме Чкаловск, что под Калининградом. Какого же было моё удивление, когда, зарулив на стоянку, я увидел стоявший «уазик» и рядом с ним подполковника и двух майоров с непреклонными лицами.

                ПОВЕЗЛО

     «Командир, что-то у меня не хорошее предчувствие, - проглаголил штурман, - похоже ужина у нас не будет!» И ведь прав, «каналья», оказался. Недаром Пётр – первый как-то выразился: «Штурмана «отродье хамское», но дело своё знают». Нас вместо столовой привезли в штаб полка, развели в разные комнаты, дали по чистому листу бумаги и приказали написать подробные объяснительные записки, как мы выполняли облёт самолёта №24. Блин, а мы даже договориться между собой не успели, чтобы одинаковые показания были. Короче, я сразу понял, что отпираться бесполезно, нас кто-то «заложил», надо признаваться, но признаваться «умно», чтобы потом не сняли с должности как Витюху Пожарова. Но того за «пьянку», так сказать «заслуженно», а меня-то за что? Я же такой «белый и пушистый».

                КАТАСТРОФА ЕФИМОВА

     В общем, дальше эпопею не рассказываю, мне просто повезло, что всё обошлось НСС, а не сняли с лётной работы. Далее «Строгий выговор» от Главкома ВМФ дали за гибель экипажа Василия Ефимова, хотя это единственная катастрофа в авиации ВМФ СССР 1988 года, где  официально записано: «Причина не установлена». В тоже время, как всегда в нашей системе, валят всё на экипаж. Тут же в скобочках идёт дальше запись: («Наиболее вероятна ошибка командира корабля в технике пилотирования, приведшая к сваливанию самолёта в штопор, из которого экипаж не смог вывести…». Хотя на магнитофоне ведомого капитана Козубенко чётко записан доклад КОУ: « Командир, Ефимов дымит». На что тот никак не реагирует. Через 30 секунд снова доклад: «Командир, Ефимов сорвался в штопор».

     Только после этого звучит вопль: «Что, у нас дымит, у  нас дымит?» КОУ: «Нет, у нас  нормально, дым у Ефимова». «А ладно», слышится голос Козубенко. И ведомый продолжил полёт по маршруту, как будто ничего не случилось, и лишь после моего запроса через две минуты: «343-ий, доложите, где 342-ой?», он выдал: «Наблюдал, как ведущий вошёл в штопор и скрылся в облаках», - т.е. однозначно, сначала был дым, свидетельствующий о каком-то отказе а/т, который и привёл к сваливанию, а не наоборот, как пытался нас убедить при разборе этого АП Командующий ав. ВМФ СССР генерал В.П.Потапов.

    В общем, мне не так обидно, что наказали меня, как старшего сводной группы двух полков, КОТОРАЯ НАНОСИЛА ТАКТИЧЕСКИЙ УДАР В Баренцовом море по вмб на Новой земле, сколько огорчает, что бросили тень на экипаж майора Ефимова, мол, ребята погибли по своей вине… Но это ведь неправда, и кто-то должен об этом сказать…

    Если говорить о наказаниях, пожалуй, стоит рассказать о «Строгом выговоре» от Командующего ВВС Балтийского флота Анатолия Ивановича Павловского:

    

                Майор – это почти старший офицер.

      Гарнизон Быхов, Белоруссия, меня только вчера перевели из 170-го в 240-ой мрап (морской ракетоносный авиационный полк), представили эскадрилье как нового командира, и на следующий день я сразу попадаю на строевой смотр дивизии, который проводит Командующий ВВС Балтийского флота Анатолий Иванович Павловский. Зрелище я вам скажу ещё то, когда значительно больше 1000 человек маршируют по полосе. Я впереди своей АЭ, прошли вроде хорошо, по крайней мере, «гороха не было» - так мы говорим, если строй печатает шаг, но чуть-чуть не одновременно. И вот тут меня отсутствие опыта подвело. Бывалые командиры, когда обстановка позволяет, сразу выходят из строя и идут рядом. И строй видишь, если что, рявкнуть можешь, и обстановку кругом обозреваешь. А я так и продолжал топать впереди, полагая, раз я чеканю шаг, то и подчинённые за мной тоже. «Размечтался, наивный!»

      Только с полосы на рулёжку стали сворачивать, я впереди самозабвенно строевой шаг отбиваю, а моя эскадрилья, оказывается, уже «кто в лес, кто по дрова» шлёпает. Слышу сзади скрип тормозов. Оборачиваюсь, «Волга» Командующего. Из неё Анатолий Иванович вылезает, а за ним комдив, генерал Пироженко Иван Семёнович. Я сразу принимаю вид лихой и слегка «придурковатый», как того устав требует, когда обращается Начальник:  «Эскадрилья стой. Товарищ Командующий, третья эскадрилья 240 мрап возвращается со строевого смотра. Командир авиационной эскадрильи майор Чечель…» Фамилию он мне до конца произнести не дал, перебив зычной фразой: «Я Вам строгий выговор объявляю»!

       Я ему: «Есть, товарищ Командующий, строгий выговор», - молодцевато ответил я, отдавая честь.

     Командующий ждал видно какой-то другой реакции, типа «За что? Или типа: Не надо, я всего первый день командую этим личным составом или я исправлюсь», - потому что он тут же, но уже более высоким тоном повторил: «Я Вам строгий выговор объявляю!»

     На что я ещё более радостным тоном ответил: «Есть, товарищ Командующий, строгий выговор».

    Мой ответ его опять озадачил, потому что он мне снова буквально прокричал: «Я Вам строгий выговор объявляю»!

    Я ему не менее громко в ответ: «Есть, товарищ Командующий, строгий выговор». А сам подумал, может ему надо, как у нас техник Костя Немкин отвечал прямо из строя, когда комэска ему: «Я Вам строгий выговор объявляю». А тот в ответ: «А я не возьму…».

      Тут у Анатолия Ивановича видно совсем терпение лопнуло: «Я Вам строгий выговор объявляю, Вы поняли? За низкую требовательность к подчинённым, строгий выговор», и бросил комдиву, - запишите ему в карточку». Генералы прыгнули в машину и «Волга» уехала, а мой строй покатил дальше. Я уже шёл сбоку от своей гвардейской, кстати, эскадрильи и размышлял: «Дисциплинарный Устав он генералов касается или только для офицеров действует, где говорится «командира в присутствии его подчинённых не наказывают. Это делается только в равной офицерской среде, а меня сегодня перед моими матросами 4 раза «поимели», как теперь авторитет нарабатывать?»               
      
          Да, блин, хорошо я в новой должности службу начал! Но кого не ругают, значит, на том поставили «крест», а мне, как оказалось, ещё расти и расти…

              В АРМИИ ТОЛЬКО ПЕРВЫЕ 25 ЛЕТ СЛУЖИТЬ ТЯЖЕЛО

    Осталась зарубкой в памяти незаслуженное наказание, полученное от начальника 33 ЦБП  ВВС Украины генерала Амирова Рамиля Сахиевича за драку в баре, учинённую на день Рыбака. А дело было так – зашли мы с другом Сашей в первое кафе-мороженое, которое нам попалось в районе «Соляяные» города Николаева, чтобы символически отметить этот праздник. А Саша по первой профессии около 20 лет отходил в моря в рыболовном флоте, и лишь потом по настоянию жены стал шофёром-дальнобойщиком. Те же отлучки от дома, но хоть на земле. В общем, прямо у барной стойки выпили по рюмке коньяка, собрались выпить по второй и по домам.

    Как вдруг в кафе вошли два подвыпивших бича и стали громко материться. Точнее, они матом не ругались, они на нём разговаривали. А в кафешке дети сидят за столиками, едят мороженое, их мамы – кофий пьют. Короче, сделали мы мужикам замечание, а когда не подействовало, пригрозили, что счас силой выведем. Бичи замолчали, т.к. ладно у меня вид дохлый, но Саша – правильный моряк, кулаки по пол пуда сразу внушают уважение. Тут за ним дочка прибежала, которой он обещал в этот день в зоопарк сводить, который, кстати, является одним из лучших на Украине. В общем, они ушли, а я, не торопясь, доел своё мороженое, и тоже вышел из кафе. Метров 10 отошёл, сзади голос: «Мужчина, у Вас закурить не найдётся?»

    Только повернулся, чтобы вежливо сказать: «Я не курю», - как летит кулак в морду. Успеваю отклониться, удар попадает вскользь. Правым хуком сбиваю мужика с ног, который пытался меня бить, а в это время второй мужик таким же ударом сбивает с ног меня. Дальше они вдвоём мутузят меня ногами, я пытаюсь встать. Короче, где-то через минуту кто-то заорал: «Милиция», - мужики    убежали, а я отправился домой зализывать раны. Утром с фингалами и разбитым фейсом явился на службу. Рамиль Сахиевич, не вникая в подробности, дал мне три дня отгула на приведение себя в порядок и лишил 13-го оклада. Абыдно, конечно, но я его как командир понимаю. Если каждый обалдуй будет так в отгулы проситься, то кто ж служить будет?

      А вообще, потому и говорят, что в армии только первые 25 лет служить тяжело, а дальше к этой «дурнее» привыкаешь, если не уволят раньше, как этих двоих пилотов, о ком я писал в начале рассказа. А вообще, предлагаю поразмышлять над восточной мудростью:
    
  «Полководец Джугэ Лян уверен в себе и естественно управляет людьми, самое малое добро не оставляя без вознаграждения и самое малое зло – без наказания. Он в совершенстве владеет своим «сердцем»…»
                (Ло Гуаньчжун «Троецарствие»)

          На мой взгляд, над этими словами есть смысл подумать командирам и начальникам всех степеней и рангов , независимо от того, разделяют они эти слова или нет.
          Кстати, когда меня назначили командиром 12 омрап, в полку как-то сама собой поменялась строевая песня:

А ну-ка шашки под высь
Музыка: Е. Птичкин Слова: Е. Карелов

А ну-ка шашки подвысь,
Мы все в боях родились,
Нас крестила в походах шрапнель.
Пеленала шинель,
Да шальная метель
Колыбельные песни нам пела.
А ну-ка шашки подвысь,
Мы все в боях родились, мы в боях родились.

Наш командир удалой,
Мы все пойдем за тобой,
Если снова труба позовет.
Если пуля убьет,
Сын клинок подберет
И пощады не будет врагу.
Наш командир удалой,
Мы все пойдем за тобой, все пойдем за тобой.

А мы пришпорим коня
И до победного дня
Будем вместе в едином строю.
И Отчизну свою,
И родную семью
Защитим мы в смертельном бою.
А ну-ка шашки подвысь,
Мы все в боях родились, мы в боях родились.

Наш командир удалой,
Мы все пойдем за тобой, все пойдем за тобой.

1973

    И для инф. – у Героя России Тимура Автандиловича Апакидзе «по слухам» перед посадкой на авианосец было 16 взысканий. А если бы его сняли с лётной работы – «Адмирал Кузнецов» ходил бы в моря как простой корабль.

                ЭПИЛОГ

     Oleg 10:14 - Доброе утро - 321 ! Отзыв о Ваших произведениях , которые Вы называете - ОПУСАМИ . . . Тетерин Володя , выпускник Оренбургского лётного - 1970г :
 
        [10.03.2021 04:51] Владимир Тетерин :
     Олег, я не против того, что ты будешь отсылать мой отзыв Чечелю. Ничего в нём секретного или личного нет. Пусть знает и осознаёт, что его рассказы читают, они интересны. Они интересны такому, как я, имеющему диплом Оренбургского лётного. Читая его рассказы, я вновь переживаю моменты и ощущаю себя в кабине самолёта. А если я вдобавок пишу отзыв на какой-то рассказ, то это значит, что все моменты я пережил с особой силой. Юра Коптев ( фото сверху ) - его Учитель и Инструктор . Отзыв его же , Тетерина Володи о статье про ИИИ .

      Привет, Олег!
Даже самый отъявленный раздолбай и нарушитель дисциплины не мог сказать что-то худое о Командире. И я Ивана Ивановича Ивкина вспоминаю, как отличного Лётчика, отличного Командира, отличного Человека!

   На фото - лётчик-истребитель Юрий Коптев.