Исключение из правил

Владимир Лядев
                Исключение из правил.
                (Из записок директора школы).
Осенью, в самом начале 1997-1998 учебного года мне позвонил заведующий отделом народного образования  и сказал, чтобы я прибыл в районо на совещание по поводу распределения молодых специалистов. Усаживаюсь за руль автомашины и ловлю себя на мрачной мысли : «Как обеспечить учебной нагрузкой молодого специалиста, не обижая уже давно работающих коллег?». В те трудные «лихие» девяностые годы учителя готовы были работать даже на полторы, две ставки, держали домашнее хозяйство : коров, кур, свиней и прочую живность, только чтобы выжить. Постоянные невыплаты зарплат, обесценивание денег, а в итоге полунищенское существование заставляли сельского учителя выживать любыми доступными  путями. Кто остался верен своему призванию и не подался в бизнес, а таких в моей школе было большинство, трудились  как на ниве просвещения, так и на своих огородах и  базах с живностью.  А в районо настроение моё упало уже «ниже плинтуса». В школу ко мне направили двух молоденьких девчушек Валю Гордиенко и Аллу Жукову, новоиспечённых  выпускниц Вёшенского педучилища. Пока ехали с райцентра в село, разговорились. Обе они оказались родом из Кашарского района и, находясь под впечатлением предстоящей встречи с их местом работы, были весьма разговорчивы и открыты. Непосредственность и искренность в их глазах сменилась на восторженность  при виде Свято-Троицкого храма, стоящего буквально в двух шагах от школы. Я к этому времени  уже отошёл от своих мрачных мыслей.  Любуясь этой искренностью  проявления чувств  двух подружек на увиденное ими, заявил: «Ну, девчата, я вас сюда привёз, я вас тут и замуж выдам….».
В те переломные годы перехода от советской системы образования к «светлому будущему» капиталистической системы , в школе ещё соблюдался неукоснительный принцип: директор – это Учитель учителей. Это сейчас утверждается, что директор школы, прежде всего менеджер-профессионал.  Им может быть даже человек не имеющим педагогического образования. А в те времена директор кроме крепкого хозяйственника, должен быть ещё и великолепным методистом-практиком. А что бы ему засчитывался педагогический стаж, обязан был вести как минимум полставки урочной нагрузки. Я же вёл уроки физики. И вот тут- то коллеги учителя не дадут мне соврать в том, что ни один классный коллектив не похож на другой. Что есть  свои любимчики, с которыми проводишь урок как «на одном духу», а есть такие коллективы, что по окончанию урока выходишь с классной комнаты выжатый как лимон. У меня же самый любимый был 10 «А».  Вот уж подбор детей попался великолепный! Во-первых, они сами между собой дружны, а во-вторых «головки» у всех светлые, всё на лету схватывают. Учителю работать с такими детьми просто одно удовольствие. А взять каждого из них в отдельности- личность.  Но вот что интересно. Никто себя из коллектива не выпячивал. Не само утверждался  за счёт сотоварищей  над остальными, не строил из себя лидера. Но лидер в классе всё-таки был. Это Серёжа Меняйлов .Причём лидерство это было, как сейчас говорят, неформальное. Сергей в классе был как будто «умудрённый жизненным опытом прожитых лет старичком», только в образе юноши помещённого в коллектив учащихся 10»А» класса. Его суждения, высказывания были настолько верны, точны и компромиссны, мудры, настолько поражали глубиной анализа сущности ситуации, события или поступка, что вызывали чувство удивления, уважения и восхищения. Сергей никогда никому не навязывал своего мнения, но оно было беспрекословным . Сергей никогда и никому не навязывал своей дружбы и помощи. Но все пользовались его дружбой и помощью. Он никогда не искал утешения,  утешал сам. Не искал у других понимания- понимал сам. А отдавая это щедро , получал той же монетой вдвойне. У него учился и я той житейской мудрости, хотя эти уроки преподавал тот, кто моложе меня как по статусу, так и по возрасту. Конечно, в такого парня нельзя было не влюбиться. И даже мы, учителя, знали, что к Серёже весьма неравнодушно относится его одноклассница. Но Серёжа, так как мог делать только он, умел, не задевая первые искренние чувства, держать ситуацию только в рамках школьной дружбы.
В течение учебного года я всё чаще и чаще стал видеть Серёжу и молоденькую учительницу словесности Валю на школьных переменах, стоящих отдельно от суматошно снующей толпы учащихся где-нибудь в сторонке и оживлённо беседующих. Причём явно не на урочные темы. Невольно приходила в голову мысль: «Какая бы была прекрасная семейная пара!». Но ведь Валя старше его. Да ему ещё аттестат получать, затем профессию, а  там и армейская служба.  Всё очевидно так бы и шло своим чередом, если бы однажды ко мне в кабинет не вошла довольно-таки возбуждённая заместитель директора по воспитательной работе. Она была настолько возбуждена, что, не соблюдая субординацию, прямо с порога выпалила: «Что это такое? Я не потерплю такого безобразия. У нас прямо в школе на переменах творится разврат. Ученик Сергей Меняйлов и молодая учительница Гордиенко на глазах у всей школы « любовь крутят». Прошу вас как директора принять меры.».
Бывают люди Душою глубокие как океан, в который хочется окунуться. А бывают люди как лужи, которые надо обходить стороной, что бы ни запачкаться. Поэтому с Валей я поговорил лично сам, щадя их чувства и, понимая их чистоту, посоветовал встречаться им вне стен школы. Серёже решил не говорить ничего. Знал, что он сам знает, как поступать дальше без посторонних советов.
После выпускного вечера судьба развела наши дороги в разные стороны. Знал, что Серёжа мечтал поступить в Ростовский медицинский институт, но в те сложные и трудные времена для этого нужны были деньги. У отца Сергея, бывшего колхозного завхоза, явно их не было. Поэтому Сергей поступает в Каменское медицинское училище на фельдшерское отделение. Валя же переходит работать педагогом в Ростовскую специальную школу для несовершеннолетних правонарушителей, которая находится в нашем селе. А в 2000 году, будучи на последнем курсе медицинского училища, Серёжа с Валей сыграли свадьбу. А затем, получив диплом медицинского работника, Серёжа устраивается на работу в медпункт той же Ростовской спецшколы, где и работает Валя. Молодой глава семьи отдаёт всего себя работе. Параллельно основной работе в медпункте, устраивается на работу фельдшером скорой помощи. Строит свой собственный дом. Подрабатывает ещё тем, что делает лечебные массажи на дому. Как трудно и порой невыносимо сложно были прожиты эти годы, об этом знает только история и сам Сергей. И ведь чудо совершилось. В настоящий период Меняйловы живут в великолепном собственном красавце доме, сложенном из белоснежного силикатного кирпича.
Семья из года в год пополнялась. Родились три красавицы, как и сама Валя, дочери. А затем самый меньшенький – уже сынишка. Редко встретишь  сейчас такие семьи, которые оправдывают своё название: 7-Я. Все живут, почему то, для карьеры, ради денег, а в итоге, только для себя.
В моей личной жизни уже в пенсионном возрасте произошло событие, которое многое поменяло в дальнейшем, как в образе жизни, так и в образе мысли. У меня произошло воспаление троичного нерва. В самом начале этой трагедии, конечно , не понимая опасности последствий этой болезни и ещё не зная диагноза её, я обратился в ЦРБ за помощью к неврологу. Неврологом работала моя бывшая ученица, выпускница школы. Уж к кому, как не к своему ученику обратиться бывшему учителю за помощью? Но вот тут то и подвела меня  самонадеятельность.  Не определив диагноз, молодой невролог госпитализирует меня в дневной стационар терапии. А ведь заболевание было именно связано с её профилем  работы .  А в терапии меня десять дней пичкали капельницами, от которых мне становилось всё хуже и хуже. Когда я наконец попал в Ростов и был там установлен диагноз, то было уже поздно, что сделать. В первые три дня при установке правильного диагноза неврологом, ситуацию ещё можно было спасти. А так у меня на всю оставшуюся жизнь остаётся перекошенное лицо , отвисшая правая сторона которого обнажала глазницу, незакрывающегося глазного века.
Пришлось мне оставить службу в казачьей дружине, где я трудился после ухода на  заслуженный отдых и прятаться дома, дабы не пугать своей перекошенной физиономией людей, знающих меня.
Серёжа к этому времени, выработав трудовой стаж, оставляет работу государственную и открывает своё собственное дело. Практически в центре села, он открыл свой офис, в котором проводил сеансы лечебного массажа. Конечно же, я записался на курс лечебного массажа к нему в качестве пациента. Уж, какую я имел надежду на исцеление, когда Сергей своими стальными пальцами массажировал мне мою скочебоченую физиономию. Но уже через неделю таких процедур ,Сергей не был бы тем Сергеем школьником, если бы не сказал правду: « Владимир Алексеевич, механический массаж лица при вашем заболевании, это мёртвому припарка. Вам может помочь только иглоукалывание, да возможно высокочастотные импульсы тока, для восстановления нервных окончаний.».
- А что же мне в Китай, или на Тибет ехать, чтоб меня там лечили?-
-Да, нет! Выпишите эти иглы из Китая по интернету. Я попробую ставить их вам сам.-
Полгода Серёжа изо-дня в день проводил со мной процедуры иглоукалывания. Чудес сразу мгновенно приходящих я не встречал. Но при такой длительной и кропотливой работе чудо произошло. Лицо моё «отрихтовалось», приобрело симметрию. Мне теперь не стыдно и людям на глаза показываться. Вот вам пример двух людей. Оба ученики одной школы. Но одна из них имела материальную возможность  получить профессию врача, но как специалиста – троечника. А другой мечтал о специальности врача, но не имел на это возможности. Но зато в профессии это самородок. Да, недаром говорится: талантам надо помогать, это бездарности пробьются сами.
А год 2017 был необычным, как для моей семьи, так и для семьи Сергея. В июле, традиционно  ко Дню семьи, любви и верности в нашем районе проходило чествование семей, достигших успехов в вопросах воспитания детей, тёплых взаимоотношений между супругами, прожившими в любви и согласии и верности не один десяток лет . Глава Администрации района вручила в тот памятный день моей семье знак Губернатора Ростовской области «Во благо семьи и общества» и благодарственное письмо семье Меняйловых Сергею Алексеевичу и Валентине Александровне. В нём,  кстати, отмечалось, что многодетная семья Меняйловых пополнилась в мае этого года рождением долгожданного сына Клима, который стал четвёртым по счёту ребёнком. Три предыдущие дочери: Даша, Маша и Алёна.
Да, когда женщина любит- она рабыня…. Когда женщину любят -она Богиня! Только так можно сказать о Вале Гордиенко, которая будучи практиканткой-учителем, сумела рассмотреть в своём ученике свою Судьбу. В то, далёкое уже время нашли себя два человека, управляемые не страстями, а управляемые любовью. Той Любовью, которая берет начало из небесных источников. Не бывает разницы в возрасте, бывает разница в умах. История создания семьи Меняйловых лучшее подтверждение тому, что любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит смотреть в одном направлении. Как тут можно отрицать кармический закон, что подобное притягивает к себе подобное.
Некоторые скажут, ну что тут необычного в том, что ученик женился на своей учительнице. Мол, вот президент Франции Макрон сделал тоже самое. Причём его супруга при этом даже была замужем и намного старше своего ученика. Не знаю как там, у французов, но любить по-русски это нечто особенное. Макрон стесняется показывать первую леди Франции на публике. Уж очень резкий контраст – просто мама и сын. Серёжа же со своей Валей не разлучаются ни на минуту. Удивительно, как всего один человек, случайно пришедший в твою жизнь, может в корне изменить её, кардинально изменить твоё окружение, твоё мировосприятие, твои привычки, чувства, твой внутренний мир, мысли, поступки….всего один человек. А для того, что бы понять чужую душу, надо иметь свою. У Серёжи она, такая как небо и земля, в ней умещается весь мир.. Валя же, как и сам Сергей разные по плоти, но по душе оказались одинаковы перед Господом нашим, а он и есть Любовь.
P.S.
А моё предсказание, высказанное девчонкам, молодым учительницам-практиканткам,  осенью 1997 года сбылось полностью. Алла Жукова тоже вышла замуж и теперь живёт счастливо семьёй здесь же в селе. Но это уже другая история.