Толькина подача

Андрей Клыгин
 Я предпенсионер и не просто предпенсионер, а безработный предпенсионер, думаю, в стране сейчас таких миллионы и никому до нас нет дела. Когда я слышу "ой, у меня пенсия всего десять тысяч" меня это удивляет, я бы согласился и на меньшую, но мне её никто не даст, мне, по новым законам, до пенсии ещё пять лет. А на что жить эти пять лет? Для меня сейчас проблема даже съездить на малую родину, не на юг, не на курорт, а в деревню - двести километров от областного центра.
 Повезло, что у брата выдалось несколько свободных дней и он привёз меня на своей машине. И вот я опять с комом в горле обхожу свой родной посёлок, вернее то что от него осталось и никак не могу понять, почему? Раньше мне казалось, что посёлок очень большой, что от моего дома до клуба расстояние очень длинное, а сейчас я всё обхожу за пять минут и почему так получается, что я прожил здесь только до окончания восьми классов, но такое ощущение, что только годы прожитые здесь, это и есть вся моя жизнь!
 Я стою возле клуба, точне, я стою возле пустыря с высокой травой, где раньше был клуб. Просто, закрываешь глаза и вспоминаешь, что это был за клуб, это был "Центр Вселенной", а если углубиться в воспоминания в начало семидисятых, то он был огорожен забором с большими воротами -аркой, где всегда множество весёлых людей!
 Я иду по этой траве и не могу понять, как на этом пустыре всё умещалось, как будто с исчезновением домов и улиц и земля сжалась до таких малых размеров. Вот здесь был большой клуб, вот здесь летняя танцплощадка, а вот тут рядом с кинобудкой волейбольная площадка.
 Глядя на всё это, видишь как всё поплыло, а это означает, что глаза опять наполнились слезами, ну как тут не заплакать и начинаю вспоминать всё по новой...
 Клуб. У нас не всегда были деньги на кино, а если и были мы иногда экономили, приходили за час до сеанса, клуб уже открыт, но народу ещё нет. Мы незаметно проходили в кинозал и забирались на сцену за экран и там в тишине стояли целый час, экран был из мелких дырочек и мы наблюдали, как заполняется зал, надо было не прозевать, когда погаснет свет, именно в этот момент, пока у всех глаза не привыкли к темноте надо прыгать со сцены и сразу садиться на первый ряд. Так мы частенько экономили по двадцать копеек!
 А сколько прекрасных воспоминаний о танцплощадке! Помимо танцев мы часто играли там в "хомуты"! До сих пор не понимаю, почему игра называлась "Хомуты"? Наверняка у неё есть другое название, а "хомуты" это уже местное, сейчас даже точно и не могу вспомнить все правила, в центре круга стояли молодые парни и девчонки по трое человек, а народу было много, по внешнему кругу ходили несколько пар со скрещёнными руками и время от времени надевали свои руки на одного из троих - это и был хомут и вставали на это место, освободившиеся двое уходили по кругу... Кажется какой в этом смысл? А смысл был, например, тебе надо поговорить с какой нибудь девчонкой, а она этого избегает, но вот наденешь на неё "хомут" и у тебя есть какое-то время с ней поговорить, пока кто нибудь не наденет хомут кому нибудь из вас и это было интересно! Нынешняя молодёжь этого не поймёт, им этого не дано...
 Волейбольная площадка. Я вспомнил одну волейбольную игру, сколько же мне было тогда? Восемь? Девять? Десять...
 Карицкий автобус остановился у кинобудки, через несколько минут из автобуса вышла волейбольная команда, все в спортивной форме - в трусах и в жёлтых футболках, я смотрел на них с завистью, форма была настоящая, но некоторые смотрели на них со смехом - мужики в трусах. Они приехали играть с нашими, у наших же, конечно, никакой формы не было, в какой одежде пришли в кино, в той и играли. Карицкие перед игрой делали разминку, наши с удивлением смотрели на это. Народу собралось много, так как все собрались на кино. Меня посадили под столбом, к которому была прикреплена сетка, чтобы я прутиком на песке записывал счёт, я посмотрел на нашу команду, там играли, в основном те, кто каждый вечер перед кино играли, среди них был дядя Стасик - отец моего друга, Веня со своим младшим братом Славиком...
 Так как кино ещё не началось, весь народ стал следить за игрой, но постепенно народ стал уходить в клуб, да и я уже собрался так как счёт уже был 1:13, осталось дождаться ещё две подачи и всё, ничего у наших не получалось и судя по всему карицкие приехали сюда размяться, возможно они были заявлены на какие-то соревнования, иначе откуда у них настоящая форма, но тут наши отыграли подачу и передача перешла на нашу сторону и вдруг  кто-то сказал:
- Вон Толик идёт!
 По тропинке возле огородов подходил Толик, а я всё думал кого же из наших не хватает, точно Толика, для меня он не Толик, а дядя Толик. В посёлке все знали подачу Толика, это что-то неописуемо, это представление, это концерт, это номер, это зрелище! Только он умел так подавать, многие пытались повторить, но никто не мог . Он подкидывал мяч и снизу со всей силы бил его вверх, мяч взлетал очень высоко, по моим детским впечатлениям, метров на сорок-пятьдесят и потом с такой высоты камнем падал вниз, при этом его самого разворачивало на сто восемьдесят градусов, но тут, главное, чтобы мяч опустился на площадку соперника, частенько бывало мяч опускался в стороне от площадки, а иногда и на своей стороне, обычно у него получалось три-четыре подачи.
 Толик шёл не спеша, держа рукой пиджак на плече, к нему подскочили мужики.
- Толик выручай, наша подача!
- Не, мужики, я в кино!
- Да успеешь ты в своё кино...
 Наконец мужики его уговорили, я тоже обрадовался, во-первых можно рассчитывать на несколько очков, во-вторых я всегда удивлялся этим подачам.
 Толик аккуратненько положил пиджак, не спеша закатал рукава рубашки, подкинул мяч и под общий гул запустил его в небо, все вскинули головы вверх, мяч буквально пронзил небо, вот он завис и как бомба полетел вниз. Все подумали "недолёт", мяч опускался и казалось, что он опустится на нашей стороне, но он опустился, буквально в нескольких сантиметрах от сетки, на той стороне, такой мяч принять было невозможно, под общие крики и аплодисменты я записал 2:13.
 Игра продолжалась, подачи у Толика пошли, я уже записал 7:13, слухи быстро распространились и люди, которые ушли в клуб, вернулись. В это время Толик запустил очередную "бомбу", от рук карицкого принимающего мяч улетел за забор - 8:13. Даже с моего места было видно, как рука Толика ниже кисти приобрела фиолетовый оттенок и он всё время её растирал. На площадке карицких начались споры и крики друг на друга. А Толик подавал и подавал...
 Показ кино задерживался, так как киномеханик сам следил за игрой, да и никого сейчас кино не интересовало, счёт 12:13.
- Мужики, всё больше не могу, - сказал Толик, - рука онемела, не чувствую совсем...
- Толик, ну совсем немного осталось, давай через "не могу"...
 Толик помял свою опухшую руку, подкинул мяч и одновременно с подачей крикнул от боли, мяч взвился не так высоко, как обычно, карицкий игрок его принял и сразу переправил на нашу сторону, на радостях карицкие бросились его поздравлять, а наши в это время быстро переправили его в свободный угол площадки - 13:13.
 При следующей подаче мяч опять взвился высоко, карицкий игрок переминаясь с ноги на ногу приготовился его принять, послышались крики его партнёров - "аут, не бери", но было поздно, мяч от его рук улетел под сетку и вот наши впервые вышли вперёд - 14:13.
 Толик долго готовился к этой подаче и собрав все свои силы запустил круглого в высь...
 - Не бери, аут! - кричали карицкие принимающему, тот долго готовился к опускающейся "бомбе" и в последний момент послушал партнёров и развел руки в сторону, давая мячу опуститься и мяч опустился возле его ног у самой линии в площадке... Победа!
 Повсюду слышались аплодисменты и крики, все стали поздравлять наших с победой, все радостные отправились в кино, но это не устраивало карицких.
- А куда это вы пошли?
- Как куда, в кино!
- Игра состоит из трёх побед, давайте продолжать.
- У вас может она и состоит из трёх побед, а у нас игра состоит из пятнадцати очков!
- Мы вам засчитаем техническое поражение!
- Да хоть десять! - ответили наши и дружно отправились в кино.
 А я смотрел на дядю Толика, для меня он был настоящий герой! Он спокойно размотал рукава рубашки на свою опухшую фиолетовую руку, закинул пиджак на плечо и как ни в чём не бывало пошёл в клуб.