Гримасы судьбы. Глава 35

Надежда Мотовилова
       Почему то в этот жаркий июльский месяц 1990 года Абдулле не спалось. Жара была обычная: плюс тридцать. Большой просторный дом уменьшал уличную жару градусов на десять, и странно было, что привыкший к такому климату человек не мог уснуть, а маясь, ходил из комнаты в комнату.
      -Дорогой Абдулла! Почему Вам не спится? Согласно законам шариата Фатима обращалась к мужу на Вы.
       -Да, и сам не пойму. На работе всё в порядке, в обоих домах тоже, а что то
       душа и сердце не на месте.
Несколько раз за ночь он разворачивал молельный коврик и подолгу молился, обратившись лицом в сторону в сторону Мекки. Под утро уснул, часто вздрагивая.

       На рассвете они услышали громкий шум за окном. Абдулла, набросив халат и выходя из дома, бросил жене:
       -Запри за мной и позвони Клавдии, чтоб тоже покрепче закрыли все засовы.
На дворе уже вовсю кричали, накаченные наркотой, молодые парни с крепкими дубинами.
       -Ей, отпирайте двери и вылезайте! Кончилась ваша власть, сейчас мы будем жить в этих домах!
Фатима позвонила Клавдии, передала приказ мужа. Позвонила в милицию:
       -Скорее приезжайте, как бы не было убийства! Люди с гор...
       -Вот когда убьют, тогда и позвоните!- Ответил дежурный милиционер и отключился. Фатима дозвонилась до Фархада:
       -Фархад ака! Люди с гор ворвались в наш двор, Абдулла с ними разбирается,
 милиция отказывается приехать! Помогите!
       -Фатима апа! Не волнуйтесь, я перезвоню в милиции и сам выезжаю к Вам!
Пока она дозванивалась, Абдулла увещевал разбушевавшуюся молодёжь.
       -Ты что нам втираешь, старый дурак! Многодетные твои соседи, кучей ютящиеся в маленьких домах, указали на тебя, имеющего два дома, пора потесниться!
 Никакие слова на это стадо уже не действовали. Началось махание дубинками. Фатима, приложившая ухо к двери, поняла, что соседи, спасая себя, указали на них. Вдруг, через гул голосов, она услышала как слова молитвы - Шихады выкрикивает её любимый. (Правоверный должен прочитать эту молитву перед смертью обязательно). Она осела на пол... Через несколько минут услышала сирену милицейской машины. Ещё раньше сирену услышали бандиты и сбежали.

       На земле посреди двора лежало окровавленное тело с разбитой головой и выбитыми из суставов руками... Тело её Абдуллы. На нетвёрдых ногах она  подошла,  упала ему на грудь, и отключилась. Фельдшер из подъехавшей скорой привёл её в чувство и констатировал смерть Абдуллы. Как же Фатиме по русскому обычаю, который генетически сидел в ней, хотелось кричать, разрывая голосовые связки, и проклинать убийц. Но у мусульман другой закон- если человек умер или погиб - неважно, то так надо Аллаху, и нельзя громко выражать свою скорбь. Можно лишь тихонько поскулить, не вызывая гнева окружающих. Выбежали из своего дома Клавдия и Валентина и тоже тихонько завыли. Приехавший на своей машине Фархад вложил пачку денег в руку Клавдии:
      Тазия- (поминки) потребуют больших вложений, пригодятся.
Дальше для Фатимы всё было как в бреду: появился специальный человек, который в доме Фатимы и в её присутствии, очистил тело Абдуллы, снял перчатки и сложив их пакет, тщательно вымыл руки по локти, затем омыл по законам Шариата тело Абдуллы: вначале ноги, потом верхнюю часть тела, потом спину, не переворачивая ничком, а только повернув на бок, и в конце голову. После омовения каждой части тела тщательное мытьё рук до локтей. Так же поочерёдно и вытирание тела. После обтирания тела, разминание конечностей- рук и ног и вытягивание их, причём руки укладываются вдоль тела. Затем началось обёртывание, для которого у каждого правоверного должно быть в запасе три куска полотна. (Для женщин положено пять таких отрезов).  И каждым этим куском можно обернуть тело полностью. Но такие законы, что надо три: первым обёртывают нижнюю часть тела, вторым верхнюю вместе с головой и третьим полностью всё тело. Затем почившего укладывают на специальные носилки- Тобут.
        -Так как кладбище находилось далеко, часть пути проехали на похоронном автобусе. Не доезжая километра два, носилки с покойным, временно сверху укрытым покрывалом, почти бегом понесли четыре молодца, остальные едва поспевали за ними. Могила-Кабр была вырыта во время омывания  тела. 80 на 80 сантиметров, глубиной два метра, а внутри длиной чуть больше роста покойного, с высокой нишей в сторону Мекки. Высота ниши должна быть такой, чтоб покойный мог, подложив под себя ноги совершать намаз. Поставили носилки рядом с могилой, опустили туда тело Абдуллы, положив на бок, чтоб лицо касалось земли, и могло смотреть на Киблу, находящуюся в Мекке. После все присутствовавшие бросили по горсти земли и могилу закопали. Пролили на могилу немного воды, установили табличку с именем. Цветы на могиле не живые не искусственные исключаются. Приглашённый мулла начал читать поминальную
молитву- Джаназа намаз. Все присутствовавшие мужчины, а их было много: все жители с их улицы, работники совхоза, Фархад, выстроились в три ряда лицом к Мекке и повторяли за муллой. Действо на кладбище заняло четыре часа. Хоронить нужно обязательно до наступления сумерек и в день смерти. В день смерти потому, что мусульманство зародилось в жарком климате, где оставление тела на больший срок на земле чревато неприятными последствиями.

       В это время в доме Клавдии и Валентины женщины готовились к чаепитию, которое продлится три дня. (Готовить в доме умершего нельзя). Печаль должна быть светлой и короткой! Далее скорбеть может только жена, траур которой длится четыре лунных месяца и десять дней. (Что означает, что в это время вдова не имеет права снова выйти замуж.) А в полдень в день смерти Абдуллы по законам Шариата в мечети читают по умершему Шихаду.
       Абдулла погиб в день своего рождения, в шестьдесят девять лет. Вдове Фатиме сравнялось шестьдесят четыре года.


П.С. Уважаемые читатели! Прошу извинить, если кого то покоробили подробности описания похорон по мусульманскому обычаю. В юности я увлекалась чтением повестей Юрия Рытхэу- чукотского писателя, и мне было очень интересно узнать подробности их жизни в том числе обряды проводов в последний путь. С уважением Надежда.