Японский порт Вакканай

Владимир Виноградов 3
       Вакканай самый ближайший к России японский порт. Он находится на северной оконечности острова Хоккайдо на побережье пролива Лаперуза. От острова Сахалин его отделяет всего шесть часов перехода с обычной скоростью 8-10 узлов рыбацкого судна. От вод распложенных вблизи города Советская Гавань его отделяет 18-20 часов перехода. Близость Вакканая к нашим водам сделало его самым привлекательным для сдачи рыбной продукции выловленной в территориальных водах России. Этот не большой город имеет прекрасно оборудованный и укрытый от штормов морской порт.

       Построенный на узкой прибрежной полосе он тянется вдоль берега и весь состоит из 2-3 улиц в длину и множества коротких поперечных. На вершинах сопок зависающих над городом стоят громадные ветряки частично снабжающие город электроэнергией. Порт стоит на отсыпанной земле отвоеванной у моря. Что бы сделать стоянку судов безопасной во время шторма, продумана система волноломов, которые на подходах к причалам порта разрушают любую волну. Массивные причальные стенки способны одновременно принять ни одну сотню самых разных судов. В основном здесь разгружаются продукцией и бункеруются снабжением рыболовецкие суда и есть специально оборудованные причалы для лесовозов.

       Утром на рейде Вакканая скапливается до десятка российских рыбацких судов. Все ждут сигнала от портовых властей разрешающих заход в порт. На конец добро получено, и стая судов устремляется к причальным стенкам. Здесь уже экипажи судов ожидают представители фирм. На джипах, дорогих машинах вылизанных до зеркального блеска господа японцы смотрят на грязные, ржавые российские рыбацкие развалюхи с презрением они его и не скрывают. Тут же подходят громадные фуры-рефрижераторы, автокраны и начинается выгрузка из трюмов краба и креветки. Японские грузчики все как один одеты в одну спецодежду обязательно в касках, и в белых перчатках. Все они низкорослые с кривоватыми ногами обутые в разноцветные резиновые сапоги.

       Очень быстро трюмы освобождаются от продукции и капитан обычно с представителем фирмы или его доверенным лицом едут сдавать продукцию. Японцы при оценке качества продукции всячески пытаются придраться и занизить и того низкую цену, и им это часто удается. После долгих споров и торгов продукция сдана и частично оплачена. Экипаж судов работяги рыбаки получают свои жалкие гроши и устремляются в магазины. Тут уже каждый волен, поступать, как хочет одни закупают по больше пива и водки, другие покупают то, что нужно семье и самому. Но первых не сравнимо больше. Тяжелый труд, длительная по нескольку месяцев оторванность от дома, полное отсутствие женщин толкает мужиков на пьянство. Сколько пропито бестолково водки, сколько совершено дурацких поступков после которых и суда оказывались выброшенными на берег и люди губили себя ни за что. Иногда удивляло то, что пить начинали дорогие напитки; водку виски, джины, а похмелялись после нескольких дней пьянки одеколоном.

       Некоторые экипажи судов состоящие полностью из пропоиц чудом оставались на плаву. На капитанском мостике таких судов стояли в дребезги пьяные сопливые штурмана и с таким же пьяным матросами, а весь экипаж пил по-черному. Могли несколько дней ничего не варить на камбузе, и когда пили, закусывали разной дрянью, а вокруг море, которое не прощает разгильдяйства. Наверное, бог жалел их потому, что не смотря на такой бардак погибших судов было не так уж много.
Вот один пример судно затонуло в Охотском море. Вдребезги пьяный штурман заснул прямо за столом на картах и судно неслось к берегу никем, ни управляемое, вахтенный механик услышал, как дно стукнулось об камни и хлынула вода, до берега оставалось метров пятьдесят -  это и спасло экипаж.

       Поднятые ночью по тревоги они натянули между судном и берегом трос и на резиновых лодках высадились на берег. Трос до берега в плавь доставил старпом, одевшись в спасательный гидрокостюм. И что, думаете сразу отметили удачное спасение вывезенной с судна водкой. Судно безвозвратно погибло так как пробоина была большой и затраты на его спасение просто бы не окупились. А виновный штурман просто потом куда-то исчез, судьба его скорей всего печальная. Капитан чудом избежал тюрьмы, пришлось отдать все, что накопил адвокатом и работать матросом.