Дорогому человеку

Алексей Ульянищев
 Хочу поделиться с вами своими дружественными, глубокими, вдохновлёнными воспоминаниями о таком редком, красивом, талантливым человеке,  каким была Зинаида Сергеевна Страхова. Первые впечатления о ней когда мы впервые увиделись. Я была потрясена её красотой, стройностью и гармоничностью её облика. Изумительно красивое лицо, лучистые глаза, красивые волосы. Видно было, что этот человек поцелован богом, т. к. в ней светилась чистота, целомудрие. В ней светилось то, что сейчас у людей отсутствует, потому что это какая-то незаурядная талантливость и этот её облик у меня до сих пор стоит в глазах.
  Она поступила в Мичуринский Плодоовощной институт. Так как она была очень яркой личностью, ей хотелось быть на людях и в первых числах  сентября, как только начались занятия, сразу записалась в драматическую студенческую студию, которую вела моя мама Таякина Ольга Алексеевна. Мама в прошлом была певица, актёр многих театров страны. Она тоже была талантливой, очень горячей в работе и дружелюбным человеком, которая умела создать вокруг себя атмосферу таланта, радости бытия.
   Зинуля постоянно светилась любовью к жизни, непререкаемым, изумительным талантом и благородством души. Моя мама и Зина  были хорошим дуэтом. В студии Зина быстро стала ведущей актрисой, примадонной, звездой.
   Помню наши поездки с агитбригадой от ВУЗа в колхозы. Выступали мы на кузове грузовой машины «полуторка», у которой были откинуты борта. На этой импровизированной сцене пел маленький хор, танцевали, читали стихи, рассказы, фельетоны и играли короткие пьесы.
    Я в это время училась в Тульском музыкальном училище по классу скрипка, потом закончила Саратовскую консерваторию, и мама попросила меня участвовать в этих выездных концертах.
   Изумлённые студенты зрители, у которых был обеденный перерыв, слушали как я играла Баха, Чайковского и ещё что-то популярное. На их лицах было удивление, они никогда не слышали живую скрипку да ещё в чистом поле. Концерты проходили с большим успехом, о них писали в местной прессе.
   Хорошо помню как Зиночка играла роль провинциальной помещицы в пьесе Чехова  «Медведь», у которой недавно умер муж. К ней приезжает соседний барин и требует от неё возвратить денежный долг, который у него брал её муж. Эту пьесу играли в столичных театрах, показывали по телевидению. Но то, что я увидела на этой импровизированной сцене — это было потрясающе. Она была в бархатном малинового цвета платье тех лет /костюмы мама брала в театре/, но главное, я не узнала в ней Зиночку, это была Елена Ивановна, убитая горем безвременно ушедшего мужа. С виду она была «простушка», но как она обвела этого барина «вокруг пальца» и, конечно, не вернула ему деньги, это было великолепно.  Роль отставного поручика барина Григория Степановича играл тоже талантливый юноша Геннадий Лушников.
   Я помню тот момент, когда Зина пришла к нам домой и сказала, что она хочет уйти из ВУЗ а и поступить в театральную студию. Она страстно хотела стать профессиональной артисткой. Мама была немножко огорчена и не приняла это всерьёз. Но Зина настаивала и просила маму помочь ей поступить в театр. Мама разубедила её и сказала: «Актёры обязательно заканчивают профессиональные высшие учебные заведения, а конкурс сейчас больше 100 человек на одно место». Возможно, ты поступишь  в театральный институт, но так круто менять свой жизненный путь, тем более, что ты очень сильно  любишь своего юношу, /будущего мужа Алексея Ульянищева/, и так всё резко разрывать - это будет твоей роковой ошибкой.
    Чтобы пробиться в мир искусства, надо иметь огромные связи, без этого ты будешь прозябать  всю жизнь в каком-нибудь захудалом провинциальном клубе и дальше тебя не пропустят, несмотря на твой талант. Ты знаешь, что сейчас принимают в театральные институты и дают работать в крупных театрах только из семей артистов, режиссёров или других высокопоставленных лиц. У тебя нет такой возможности. Ты просто бы потеряла  свои самые лучшие годы жизни и нанесла бы себе не заживающую рану от потери своего любимого Алёшки».
    Зиночка вернулась в институт. Потом закончила аспирантуру, вышла замуж и нашла друга жизни Алексея Сергеевича, с которым прожила почти 59 лет. В этом её счастье. А Алексей Сергеевич ей и сейчас остаётся верным другом. Это тоже большой человеческий подвиг.
    Зина всегда для меня была эталоном любви к жизни, потрясающим талантом. Она была изыскана во всём: в походке, в своей причёске, своих скромных нарядах. Она никогда не позировала, одевалась с большим вкусом, скромно, не вызывающе. И за всё это к ней все относились уважительно. Она никогда не была «выскочкой», очень трудолюбивой и доставляла радость всем окружающим её людям.
   У меня от Зиночки остались самые радостные, самые любящие, самые восхищающие меня впечатления. Я счастлива, что я её видела, что мы дружили. Она со своим мужем несколько раз приходили к нам. Папа и мама обожали Зину и она им платила тем же вниманием, той же любовью.
   Однажды мне позвонил Алексей Сергеевич и сказал о том, что они с внучкой Катей нашли у Зины в шкафу 6 общих тетрадей с её студенческими стихами и дневниками. Я была приятно удивлена, потому что никто не подозревал, что она ночами писала стихи.
   Стихи изумительно красивы по накалу благородства, грамотности, знанием жизни, а ей то было всего 18-19 лет. Стихи её ярко передают атмосферу её любви к жизни, атмосферу миропонимания. Своими стихами она раскрыла весь свой богатейший внутренний мир. Эти стихи показывают её внутреннее благородство, чистоту её помыслов, её уважение и огромную любовь к окружающим людям.
    Алексей Сергеевич попросил, чтобы я приняла участие в вечере памяти Зинаиды Сергеевны. Я с большим желанием и благодарности приняла его приглашение. На вечере были родные, друзья по работе, пришли совершенно чужие незнакомые люди и ,конечно, много студентов.
     Это был замечательный вечер памяти Зинаиды Сергеевны и он, я уверена, надолго останется в памяти людей, которые присутствовали в зале. Всё было хорошо организовано, тактично, высокопрофессионально. Читали её стихи, выступали преподаватели, которые с ней работали.
   Мы пришли на вечер как к своим родным с Курсаковой Татьяной Валентиновной, я долгое время работала в ВУЗе, а муж Татьяны всю жизнь работал в институте и хорошо знал Зинаиду Сергеевну. Мы с удовольствием играли на скрипке в сопровождении пианино. Всем понравились наши музыкальные произведения
   Я написала музыку к одному стихотворению Зины «Сказочный миг» и эта композиция войдёт в сборник литературно-музыкальных композиций, который я готовлю к изданию. И Зинина композиция будет в первых рядах. В этот сборник войдут романсы, элегии, баллады и философские зарисовки.   
   Ещё раз огромное спасибо Алексею Сергеевичу, что он нас позвал и мы приняли активное участие, что мы ещё раз прикоснулись к её тонкой, изумительно благородной души Зиночки и услышали столько её  чудесных стихов. Я также благодарна, что и мне было предоставлена высокая миссия прочесть её несколько стихотворений. 
   Огромное спасибо всей семье Алексея Сергеевича, Катюше, его внучки, которая нашла такие чудные стихи, россыпи поэзии  в обычной квартире. Она первой поняла, что эти стихи обязательно нужно издать книгой.
   Алексей Сергеевич так проникся поэзией и дневниками Зины, что и сам стал писать воспоминания, рассказы, которые, как мне кажется, представляют интерес  не только для семьи, но и для широкого круга читателей. Они талантливо написаны, легко читаются.
   Я рада, что и я буду участницей ещё одного сборника Алексея Сергеевича. Спасибо ему за всё.
               
               
                Н. Ермилова, член Оюза театральных деятелей России,                               
                почетный профессор Мич ГАУ.