Ее звали кукла Таня

Константин Матаков
  ***

Ее звали Таня. Хотя на самом деле – Лена. Однако «на самом деле» было не на самом деле. Одна кукла стояла в коробке. В магазине. И сквозь круглое «окно» в коробке смотрела на мир. Впрочем, можно ли назвать мир магазина – миром? Но у куклы другого мира не было. Ее купила девочка, которую звали Елизавета. Она принесла куклу домой, и долго не могла решить, как ее назвать. Таня, Даша, Марина, Лена.. В конце концов, она стала склоняться к имени Таня. Но потом подумала, и сказала кукле: а вдруг тебя украдет злой волшебник? Он заколдует тебя, узнает твое имя, и ты навсегда окажешься заколдованной Таней; попытаешься выйти из его тюрьмы, тебя спросят: а ты кто? Ты скажешь: Таня. И все, не выпустят тебя! Поэтому для всех ты будешь Таня, а на самом деле – Лена. Если тебя заколдуют, называй имя «Лена»! Тогда никто не узнает, что ты – Таня. А если захочешь вернуться ко мне, то называйся именем «Лиза» - потому что меня так зовут. Нас следующий день девочка ушла в детский сад, и кукла вновь осталась одна. Она быстро забыла все свои имена, - потому что почти и не жила, и у нее не было прошлого, - кроме как пребывание в коробке. Теперь она взирала на мир, стоя на столе, за которым обедала девочка. Кукла рада была бы познакомиться хоть с кем-нибудь, но на столе не было ни одного живого существа – только кубик Рубика и таблетки. Таня (она же Лена, хотя как вы помните, она забыла свои имена) решила пообщаться хотя бы с ними. «Можно с Вами познакомиться?» - обратилась кукла к кубику на «Вы», ибо была все-таки культурной куклой. «Знакомьтесь» - был ответ.
- Я – кукла.
- А я кубик. Кубик Рубика.
- Рубик – это Ваше имя?
- Нет, у кубиков не бывает имен. Рубик – это человек, который меня изобрел. И все остальные кубики – тоже. Между прочим, а как Вас зовут? Кукла ведь не имя.
- Не знаю. Вернее, не помню. Может, меня никак никогда и не звали.
- Ну нет. У кукол всегда бывают имена. Так я слышал.
- А кто им дает эти имена? Они сами?
- Нет, обычно дети, которые с ними играют.
- А со мной еще почти и не играли. Припоминаю какую-то девочку, но позабыла ее имя.
- Если Вы про нашу хозяйку, то ее зовут Лиза. Или Елизавета. Может, и Вас зовут Лиза?
- Но я не хочу так называться! И потом, если девочку зовут Лиза, то меня никак не могут звать Лиза – ведь тогда получалось бы, что я и есть эта девочка! Как нас тогда различить? Когда я жила в коробке в магазине, нас было много – точно таких же, и в таких же коробках. Если б нас всех звали одинаково, мы были бы одной и той же куклой, а не разными.
- Так Вы же не походи на Лизу. Значит, даже если Вас и зовут так же, как девочку, вас очень легко различить.
- Вот Вы говорите, что имена куклам дают дети. А Вам почему не дали имя?
- Потому что я – кубик. Я не похож на человека. А имена дают игрушкам, похожим на человека. Или на животных.
- Как Вы думаете, а эти таблетки случайно не знают, как меня зовут?
- Не думаю. Они появились здесь уже после меня.
- Это таблетки нашей девочки?
- Не уверен.
- Можно я с ними поговорю?
- Да как угодно.
«А с вами можно познакомиться» - обратилась теперь кукла к таблеткам. «Может, не стоит» - сказали ей таблетки.
- А вас как зовут?
- Нейролептики.
- А что это такое?
- Это сложно объяснить.
- Но вы же таблетки? Значит, вы от чего-то лечите?
- Да, но у тебя такого не может быть.
- Почему?
- Ты же кукла. Куклы этим не болеют.
- Чем не болеют?
- Вот ты, например, когда-нибудь забывала, как тебя зовут? Или, может, никогда и не помнила? Или когда-нибудь называла себя другим именем, а не настоящим, считая, что настоящее – то новое имя, а не прежнее? А может ты одновременно ощущала себя несколькими куклами под разными именами?
- Да! да! Я не помню, как меня зовут! Кажется, меня как-то звали, но я не помню. А может у меня совсем не было имени. Я уже спрашивала у кубика, но он не знает..
- Может, ты сирота?
- Что такое сирота?
- Это когда нет родителей, папы и мамы.
- У меня их нет. Помню только, как очутилась в коробке. А потом меня купила девочка.
- Девочка должна была тебя как-то назвать.
- Наверно. Но я не помню. Спросить бы у нее.
- Она вернется через целую вечность.
- Что же, мне так и ходить без имени, и быть никем?
- Мы как раз помогаем вернуть память и настоящее имя.
- Предлагаете мне принять таблетки?
- Если только это подействует на куклу.. Возьми одну из нас, и проглоти..
- Проглотила..
- Теперь подожди немного..
- У меня закружилась голова!
- Так и должно быть.
- Ой, по-моему, я вспомнила!
- Что же именно?
- Вчера девочка назвала меня Таней. Но потом сказала, что лучше Леной, а то меня заколдует злой волшебник, и с именем Таня я никогда к ней не вернусь. А чтобы к ней вернуться, она дала мне еще свое имя – Лиза.
- Какой ужас. Ты хочешь сказать, что у тебя три имени одновременно?
- Получается так.
- Вообще-то мы помогаем, чтобы три имени (или больше) стали одним. А у тебя вышло наоборот! Или на кукол нейролептики действуют иначе? Значит, ты заболела еще больше! Даже не знаем, как тебя теперь лечить..
- Но меня не надо лечить: я все вспомнила!
- То, что ты вспомнила, вызывает еще большую тревогу, чем твое прежнее беспамятство. Три имени: - Таня, но как бы Лена, да еще Лиза. Так кто ты на самом деле?
- Все три. Я же кукла – у нас никакого «на самом деле» не бывает. И не смейте больше меня лечить! Вас самих надо лечить, ненормальные!
- И как же ты собралась нас лечить?
- Это не я должна принимать вас, а вы – меня!
- И что тогда?
- И тогда вы поймете, что никакие вы не таблетки.
- А кто же мы?
- Вы просто хитрая белая пыль, которая пытается свести меня с ума!