Сказка о Домовом и старом Доме

Светлана Коношенко
   Жил-был в одной деревне человек по имени Федот.И так уж вышло, что не любили его люди, потому как был Федот злым и жадным сверх всякой меры. Это именно про таких говорят в народе, что у них зимой снега не выпросишь.

   Родители у Федота давно умерли и жил он один одинёшенек в своём большом Доме, полном добра всякого, за жизнь многих поколений накопленного. И всё бы ничего, да вот ни одна деревенская девушка не соглашалась выйти замуж за Федота, ни одна не хотела стать хозяйкой в его богатом Доме.

   Тогда решил Федот поискать счастья в другом месте, то есть перебраться в город. Всё своё добро уложил в сундуки и узлы, всё до последней верёвочки решил забрать с собой. И важно говорил всем, что навсегда уезжает, мол, в городе и дома повыше и девушки не такие переборчивые.

   Многие просили Федота продать им Дом, но он не соглашался, опять же из вредности и жадности. Не мог никак цену сложить, всё мало казалось. "Пущай стоит пока, а там посмотрим." - говорил он, отказывая очередному просителю.

   Толстыми досками заколотил Федот окна пустого Дома, повесил на входную дверь огромный амбарный замок, скрипучую калитку накрепко проволокой замотал и уехал в свою новую городскую жизнь. Которая, видать очень уж хороша была, поскольку всё реже и реже приезжал Федот  в деревню, чтобы проверить стоит ли его Дом на месте.

   А куда, собственно, мог деваться Дом? Так и стоял он посреди заросшего бурьяном двора. Покосился забор вокруг Дома, сгнила и провалилась ступенька на деревянном крылечке, покрылась мхом крыша. Дом словно уменьшился в размерах, сник, врос в землю, страдая от своего одиночества и запустения.

   Дом тосковал по людям, по их голосам, по детскому смеху, но всю свою тоску он мог поведать только своему старому другу - Домовому. Разумеется, все знают, что в каждом Доме есть свой Домовой, но не всякий хозяин может его увидеть или услышать, и не каждый находит с ним общий язык.

   Домовой жил в этом Доме с незапамятных времён, то есть с того самого дня, когда дом был построен прадедом Федота. Именно сюда прадед привёл молодую жену - будущую прабабушку. И всё было ладно  в Доме  во все времена, рождались и вырастали дети, умирали старики, сменялись поколения, нравы, обычаи, но неизменными оставались Дом и его друг Домовой.

   Да вот с Федотом у них не заладилось. Не понимали они злобы и жадности  своего хозяина и очень страдали от этого. А когда уехал Федот, то и вовсе тоска великая поселилась в Доме. По ночам Дом и Домовой подолгу беседовали, вспоминая такое прекрасное и доброе прошлое.Так и шли бесконечные и однообразные годы.

   Но вот, однажды, Дом вздохнул, скрипнул половицами и сказал вроде бы ни к кому не обращаясь: - Так больше жить нельзя.
   Домовой был полностью согласен со своим другом и прямо с утра принялся за дело. За многие годы Домовой обзавёлся всякими нужными знакомствами, которые ему теперь очень даже пригодились.

   Например, у него был знакомый Дятел, который с радостью согласился помочь. А всего-то нужно было постучать клювом по доскам, закрывающим окна. и повыдёргивать гвозди. Дятел трудился несколько дней и наконец окна были освобождены от досок. Дом удивлённо и радостно смотрел вокруг своими глазами-окнами.

   А удивляться было чему. Вредная соседская Коза-дереза бродила по двору и по просьбе Домового старательно выдёргивала бурьян. Прямо под окнами серьёзный и деловой Крот копал грядку. Дом прислушался: откуда-то сверху доносился весёлый многоголосый писк. Да это же мышки-норушки дружно очищали крышу от мха.

   Но самое главное было ещё впереди. Конечно, все знают, что Домовые умеют творить чудеса. И вот, ночью, когда взошла луна, Домовой принялся за дело. Он взял немного пыли с половиц, паутины из углов, перемешал с лунным светом и шепча заветные, только ему известные слова, высыпал всё это на свежевскопанную грядку.

   И к утру на грядке выросли такие необыкновенные цветы, с таким ароматом, что все пчёлы и бабочки полетели к федотову двору. Вся деревня удивилась, увидев такую красоту. Даже подумали, что Федот вернулся или кто-то другой поселился в доме. Но, нет... Так и висел на дверях тяжеленный замок и была наглухо замотана проволокой калитка. Лишь цветы росли, радуя глаз.

   Но, как известно, земля слухами полнится. Дошли до Федота вести о чудесах в его дворе. Разгневался Федот. Кто же это посмел без его ведома там хозяйничать? Примчался Федот из города, увидел, какой порядок во дворе и разгневался ещё больше. Подумал, что кто-то тайком его Дом хочет к рукам прибрать.

   Заколотил он снова досками окна, сбил палкой недостроенное ласточкино гнездо под стрехой, а все цветы вырвал прямо с корнем и увёз с собой, чтобы продать подороже в городе, на рынке.

   Но недаром же у Домового были такие хорошие друзья. Дятел пригласил своих собратьев и они ещё до конца дня расклевали все доски и повыдёргивали гвозди. Дом снова радостно смотрел на суету во дворе. Крот деловито трудился над опустевшей грядкой, взрыхляя землю. Коза-дереза выщипывала травку на тропинке от дома до калитки. А ласточки лепили новое гнездо .

   Пыли и паутины в доме хватало и лунного волшебного света тоже было достаточно. Домовой трудился всю ночь и к утру во дворе уже цвели цветы, что оказались ещё красивее прежних.

   И снова примчался в деревню рассерженный Федот. Снова заколотил окна, сбил недостроенное гнездо, вырвал все цветы...

   Приезды Федота стали столь часты, что Домовой вскоре сбился со счёта. Результат визита был всегда одинаков, и Домовой уже начал беспокоиться, что ему просто не хватит пыли и паутины. А у дятлов от постоянной работы болели головы и ныли клювы. Ласточки стали вить гнездо на соседнем доме. И только Крот неутомимо  трудился над новыми грядками, да Коза-дереза ежедневно  обходила двор, проверяя, не выросло ли что-то ненужное.

   А Федот вдруг перестал сердиться и бушевать. Окна более не заколачивал. Он просто приезжал, вырывал все цветы и увозил на рынок. Теперь был у него такой очень прибыльный бизнес. И деньги всё складывал в кубышку, складывал...

   Примчался Федот в очередной раз, калитку размотал, побежал к грядке с цветами. И только руку протянул, чтобы цветок вырвать, как услышал за спиной голос:
   - Прости, добрый человек, не дашь ли водицы напиться?
   Оглянулся Федот. Стоял за калиткой седой, сгорбленный старичок с посохом и котомкой через плечо. Удивился Федот, поскольку никто и никогда не называл его добрым человеком. Защемило что-то в груди, дыхание перехватило... Пригласил он путника во двор и напоил водою холодной, колодезной.
   - Вкусная у тебя водица. - сказал старичок. - И дом у тебя хороший и цветы ты любишь, значит живёт добро в твоей душе.

   Хотел было Федот возразить, что мол всё совсем не так, да слова в горле застряли. А старичок поклонился Федоту и пошёл своей дорогой.

   Заныло сердце у Федота, ноги подкосились... Сел он на кривую, рассохшуюся скамью под старой яблоней, не зная что ему делать дальше. Ни с того ни с сего подумалось ему, что он давным давно потерял ключ от этого огромного замка, что висит на входной двери. И что кубышка его оказалась бездонной: сколько ни клади туда денег, всё мало будет. И в квартире своей городской он по-прежнему один, поскольку тамошние красавицы оказались ещё привередливее. А может и не в них вовсе было дело...

   Сидел Федот, глядел на цветы и впервые в жизни удивлялся, что раньше не замечал такой красоты, которую никакими  деньгами не измерить.

   А сквозь запылённое оконное стекло, Домовой смотрел на Федота, такого несчастного, одинокого, ссутулившегося на скамье. Жалость переполняла  душу Домового, но он понимал, что тут от него уже мало что зависит и даже его волшебство бессильно.

   Дятел долго наблюдал за происходящим и решил помочь. Он сел на ржавый дверной замок и стал стучать клювом по перекошенной от времени деревянной двери. Он так старался, что даже забыл про свою головную боль, и вскоре замок с грохотом упал на крыльцо.Тяжёлая дверь заскрипела и открылась, словно приглашая Федота войти в Дом. И такая тишина наступила вдруг... Дом боялся скрипнуть половицей, паук в углу перестал плести паутину, замолкли в гнезде горластые ласточкины птенцы, а у Домового аж сердце зашлось.

   Поднялся со скамьи Федот и медленно пошёл к крылечку. И услышал вдруг голос соседа, с которым всю-то жизнь врагами были:
   - Здравствуй, Федот. С возвращением!
   Попытался было Федот сказать, что он вовсе  не собирается возвращаться, да язык не повернулся. Только молча, неопределённо кивнул головой.
   - Ты не переживай, мы все тебе поможем. - продолжил сосед. - И дом твой подремонтируем и невесту тебе найдём.
   
   И снова Федот молча кивнул головой, потому что не знал пока что ему ответить. С трудом перешагнул он порог Дома.  Федот отродясь не верил  ни в бога, ни в чёрта, а тем более в Домового, о котором хотя и слышал в детстве от бабушки.

   Долго молча смотрели друг на друга Федот и Домовой, не зная, что делать дальше. И Дом пришёл на помощь. Он громко заскрипел старыми , полусгнившими половицами, поднатужился и распахнул все окна. Тёплый ветерок пронёсся по комнатам, разметая пыль и разливая цветочный аромат.

   Только Дом знал о чём так долго беседовали Федот и Домовой, примостившись в углу на старой колченогой лавке. Ведь им так много нужно было рассказать друг другу.

   Что же было дальше? История об этом умалчивает, но я думаю, что всё сложилось хорошо, как и полагается в добрых сказках. Я в этом просто уверена. Ведь совсем недавно, направляющиеся на юг знакомые ласточки, рассказали мне, что, пролетая над Домом, слышали звонкие детские голоса.