Химические технологии

Елена Витальева
У латиноамериканских индейцев существует предание, что из сока некоего неизвестного растения можно было приготовить раствор, который размягчал даже самые твердые камни так, что можно было менять их форму.  А через некоторое время камень вновь затвердевал.
 
В своей книге «Неоконченное путешествие» полковник британской армии начала ХХ века П. X. Фосетт описывает, как в перуанской Монтанье небольшие птички строят свои гнезда в аккуратных круглых отверстиях, которые проделывают сами в отвесных скалах. При этом они какими-то листочками, принесёнными в клюве, сначала натирают поверхность скалы, а затем клювом, как дятел, выдалбливают отверстие в камне. Такая работа занимает у них несколько дней, и в конце концов «норка» становится достаточно глубокой, чтобы служить гнездом. Эти птички знают какие-то листья, сок которых размягчает скалу, и она становится мягкой, как мокрая глина.

Там же П. X. Фосетт приводит и другое свидетельство одного англичанина, который, спешившись с коня и пройдя немного по девственному лесу вдоль реки Пирене в Перу, вдруг обнаружил, что его шпоры проржавели практически насквозь. Позже он узнал, что его шпоры «съели» заросли некоего кустарника с мясистыми листьями, которыми пользовались инки для обработки камня.

Ещё один англичанин рассказал полковнику случай, как в центральном Перу в 1915 году он участвовал в раскопках одного древнего захоронения. Участниками раскопок была найдена большая глиняная бутыль с густой, черной, тягучей и неприятно пахнущей жидкостью. По неосторожности бутылка упала и разбилась, а ее содержимое лужицей разлилось по камню, на котором бутыль до этого стояла. Предводитель «экспедиции», рассказавший об этом случае Фосетту, был поражен, увидев, что жидкость исчезла, а вместо нее весь камень оказался покрыт каким-то веществом, немного похожим на глиноподобную замазку. То есть жидкость и камень, соединившись, образовали какую-то пасту, которую можно было формовать и лепить из нее все, что угодно, словно это пластилин или горячий воск!

Даже если принять во внимание, что всё вышеописанное правда и древние жители Нового Света делали из определённых листьев экстракты для размягчения камней, которые потом использовали для строительства, ручного украшения фронтонов своих зданий барельефами, скульптурами и другими произведениями искусств, остаётся много вопросов.

Были ли индейцы Центральной и Южной Америки единственными, кто открыл этот способ? Существовали ли похожие растения в Азии, Африке, Европе? По крайней мере, о том, что растения с такими свойствами когда-либо произрастали на севере Руси и в Карелии, предания умалчивают.

А вот в среде уральских умельцев – каменных дел мастеров как раз ходят слухи, что раньше для размягчения и полировки камня использовались какие-то травы и растения, которые заказывали и привозили вместе с рабочими инструментами.

ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/03/10/1198