Слова и картины

Олег Сенатов
Вот уже давно моей главной проблемой является увеличение времени, уходящего на поиски необходимого контента в моей долговременной памяти, причем с течением времени эта проблема обостряется семимильными шагами.
Занимаясь ею повседневно, я накопил много результатов наблюдений над процессами поисков, и сейчас уже готов сделать некоторые обобщения.
Самые большие трудности связаны с вспоминанием слов. Тиская в мозгах некое  значение, ты делаешь колоссальные усилия, чтобы найти соответствующее слово, но тщетно. Тогда я начинаю действовать систематически, стараясь вспомнить первую его букву путем перебора алфавита. Так отбираются 3-4 буквы – вероятные претендентки. К каждой из них тем же способом я подбираю следующую за нею, затем – третью, - и так до потери терпения. В подавляющем числе случаев применение такой техники – зрячая трата времени. Поэтому я внутренним голосом направляю заявку в поисковую систему моего мозга, а сам отвлекаюсь на другие дела. Ответ может прийти или через десять минут, или через час, или на следующий день, но он, как правило, приходит, и  тебя ошарашивает: как ты мог забыть такое употребительное слово!
Совсем по-другому дело обстоит со зрительными образами: при получении запроса они  начинают выплывать сразу, но формируются постепенно, минуя несколько стадий уточнения.
Проиллюстрирую этот процесс на примере получения ответа на запрос: «Самая известная инсталляция художника Современного Искусства Ай Вэйвэя».  Сразу у меня возник смутный образ большого помещения, засыпанного каким-то сыпучим материалом глубиной десять сантиметров. Затем появилось увеличенное изображение отдельного элемента этой засыпки: продолговатого камушка с нарисованными на нем иероглифами: как-никак Ай Вэйвэй – китаец: однако через некоторое время , как бы методом компьютерной графики камушек превратился в подсолнечное семечко. Я, наконец, вспомнил: инсталляция состоит из ста миллионов семечек, изготовленных из фарфора в натуральную величину, расписанных вручную 1600 мастерами, и обожженных при температуре 1300 градусов; впервые она была представлена в Турбинном зале лондонского музея Тэйт Модерн в 2010 году.
Сравнивая способ вспоминания зрительных образов и слов, я пришел к выводу, что они различаются по размерам области в коре больших полушарий мозга, в которой сохраняются. Слово занимает мизерное место, и, пока поисковая система, сканируя мозговую ткань, на него натолкнется, проходит уйма времени. Зрительный же образ расплывается по большому объему, и поисковый лучик быстро попадает на его периферию, а затем движется к центру области, где располагается образ.
Ну и что? Сколько бы места не занимало то, что мы еще помним – слова ли, картины ли; - все равно в ближайшее время все они, постепенно тускнея, одни за другими будут исчезать насовсем.
                Ноябрь 2020 г.