Интересная история с картиной Базиля

Алина Алексеева-Маркезин
   Фредерик Базиль. Рыбак с сетью. 1868.Холст, масло. 134 ; 83 см. Фонд Ро для стран третьего мира, Цюрих

      В истории искусства картина Базиля считается одной из самых успешных попыток изображения обнаженного человека в атмосферном свете.

      Почти каждое лето Базиль уезжал на юг Франции в Монпелье, где писал обнажённую натуру на пленэре. Среди местных жителей практиковался нудизм, с которым безуспешно пытались бороться местные власти. Художник давно хотел написать мужской обнажённый портрет за пределами помещения. Он воплотил свой замысел в июле 1868 года. Базиль начал писать картину на берегу реки Лез под Монпелье и завершил полотно в своей мастерской на улице Кондамин в Париже.

       Картина получила одобрение со стороны друзей и коллег художника. Автор предложил полотно для выставки в Парижском салоне в 1869 году, но картина была отклонена из-за «непристойности и чрезмерной реалистичности», в то время как другая картина Базиля, «Вид на деревню» была допущена жюри к выставке. Несмотря на поддержку Пьера Боннара и Александра Кабанеля, отказ в допуске к выставке этой картины сильно задел Базиля.
    
    Жюри, пишет Базиль, устроило грандиозную бойню среди полотен четырех или пяти молодых художников, с которыми мы хорошо ладим. У меня выбрано только одно полотно: женщина. Что меня радует, так это то, что к нам существует настоящая неприязнь. Это мистер Жером сделал все неправильно, он назвал нас кучкой сумасшедших и заявил, что верит в свой долг сделать все, чтобы наши картины не появлялись. "
      
После отказа художник повесил картину у себя в мастерской.

       На переднем плане картины изображён со спины обнажённый мужчина с хорошо развитой мускулатурой. Мужчина стоит на берегу реки в тени деревьев, в яркий солнечный день. В руках он держит сеть, готовясь закинуть её в реку. Тело его напряжено. И напряжение от момента усиливается из-за противопоставления ему молодого человека с субтильным телосложением, который изображён на заднем плане, сидящим на траве.

 В изображении молодого человека заметна ссылка на античную скульптуру «Мальчика, вытаскивающего занозу». Также в изображении фигур мужчины и молодого человека прослеживается влияние учителя автора — Гюстава Курбе. Обе фигуры написаны «с резкими контурами, изолирующими их от ландшафта, без ярких солнечных лучей на коже».

       Со времени создания полотна в 1868 году и до смерти автора, оно находилось в его мастерской на улице Кондамин в Париже. В 1870 году картина поступила в собственность брата художника, Марка Базиля и находилась у него в доме в Монпелье. В 1923 году она перешла по наследству к племяннику художника, Андре Базилю.
    
       Затем до 1959 года полотно находилось во владении мадам Рашу-Базиль в Монпелье. В 1959—1961 годах им владел Жан Даврей, который перевёз картину в Париж. 23 июня 1961 года картина была продана и входит в частное собрание Фонда Ро для стран третьего мира в Цюрихе.(Исп. Викип.)