11 Югозапад Красный рог Алексей Толстой

Tumanchik
Поехали в музей-усадьбу Алексея Константиновича Толстого Красный Рог. 50 км от Брянска. Нашли быстро.
На территории усадьбы в восстановленном (при участии академика Лихачева) барском («охотничем») доме (был разрушен в 1942 году фашистами) расположен музей, а сама усадьба – это детский санаторий. Все благопристойно, но те так, как в Овстуге. Экскурсовода не было или было слишком дорого(?).  Девушка-служитель музей кратко рассказала где-что, я заснял на видео.
Попытка прогуляться по «аллее любви» до речки Рожок и там искупаться была сорвана стеной крапивы и злыми комарами.

Сначала о творчестве А.К.Толстого.
Стихотворения:
1840
Благовест (проба пера)
Цыганские песни (то же)
Дождя отшумевшего капли... (то же)
Где гнутся над омутом лозы... (то же)               
Князь Михайло Репнин (история об убийстве князя Репнина, который проклял опричнину)
Князь Ростислав (это тоже о каком-то погибшем князе)
Колокольчики мои... (это известное, оказывается, очень длинное и с патриотическим уклоном, известный романс Булахова только на первые строки)
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несёт меня лихой,-
А куда? не знаю!

Он учёным ездоком
Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
Вырос в чистом поле;
И не блещет как огонь
Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,
Дикий, непокорный!

Есть нам, конь, с тобой простор!
Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опор
К цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?
Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек -
Знает бог единый!

Упаду ль на солончак
    Умирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,
    С бритой головою,
Молча свой натянет лук,
    Лежа под травою,
И меня догонит вдруг
    Медною стрелою?

Иль влетим мы в светлый град
    Со кремлем престольным?
Чудно улицы гудят
    Гулом колокольным,
И на площади народ,
    В шумном ожиданье
Видит: с запада идет
    Светлое посланье.

В кунтушах и в чекменях,
    С чубами, с усами,
Гости едут на конях,
    Машут булавами,
Подбочась, за строем строй
    Чинно выступает,
Рукава их за спиной
    Ветер раздувает.

И хозяин на крыльцо
    Вышел величавый;
Его светлое лицо
    Блещет новой славой;
Всех его исполнил вид
    И любви и страха,
На челе его горит
    Шапка Мономаха.

"Хлеб да соль! И в добрый час!-
    Говорит державный.-
Долго, дети, ждал я вас
    В город православный!"
И они ему в ответ:
    "Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних лет
    Чаем господина!"

Громче звон колоколов,
    Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,
    Мед и брага льются,
Шум летит на дальний юг
    К турке и к венгерцу -
И ковшей славянских звук
    Немцам не по сердцу!

Гой вы, цветики мои,
    Цветики степные!
Что глядите на меня,
    Темно-голубые?
И о чем грустите вы
    В день веселый мая,
Средь некошеной травы
    Головой качая?

Курган (длинное размышление над курганом какого-то неизвестного витязя)
Милый друг, тебе не спится... (ерунда)
Ой стоги, стоги... (ерунда)
По гребле неровной и тряской... (воспоминания о том, что было когда-то)
Все это уж было когда-то,
Но только не помню когда!

Шумит на дворе непогода... (какая-то грусть-тоска)
Ты помнишь ли, Мария... (утраченные дни)
Ты знаешь край, где все обильем дышит... (это про Украину)
Василий Шибанов (длинный рассказ о сподвижнике князя Курбского)
Волки (какая-то мрачность)
1843
Бор сосновый в стране одинокий стоит... (Ничего особенного)
1849
Пустой дом (о большом расстрелиевом доме, который покинули хозяева)
Забыл свою веру, забыл свой язык! (последние строфы предыдущего стихотворения)
1850
Колодники (о том, как закованные в кандалы поют песню о воле)
1851
Меня, во мраке и в пыли... (И ничего в природе нет, Что бы любовью не дышало.)
Не ветер, вея с высоты... (о любимой женщине)
Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!.. (тяжелая судьба, но ты прикоснись ко мне – буду твоей опорой)
Средь шумного бала, случайно... (знаменитый романс Чайковского)
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

С ружьем за плечами, один, при луне... (мечты о любимой прерываются сомнениями)
Ты не спрашивай, не распытывай... (не пытай о моей любви)
1852
Мне в душу, полную ничтожной суеты...  (Как бурный вихорь, страсть ворвалася нежданно)
1853
Благоразумие (какое-то австрийское благоразумие?)
1854
Ходит Спесь, надуваючись... (о каком-то спесивом человеке)
Коль любить, так без рассудку... (тоже знаменитое, романс Глиэра)
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

Уж ты мать-тоска, горе-гореваньице!.. (в стиле народной присказки)
Уж ты нива моя, нивушка... (о горьких думах)
Широко вы, думы, порассыпались,
Куда пала какая думушка,
Там всходила люта печаль-трава,
Вырастало горе горючее.

1855
В колокол, мирно дремавший, с налета тяжелая бомба... (а колокол стал звонить, созывая народ на бой)
1856
Ты прав: мой своенравный гений
Слетал лишь изредка ко мне;
И так река, скалами сжата,
Бежит сердитей и звучней!

Что ты голову склонила... (не горюй)
Не клони ж печально взора
На рисунок непонятный -
Что придет, узнаешь скоро,
Что прошло, то невозвратно!

Что за грустная обитель... (да, грусть)
Грядой клубится белою... (туман рассеется, а горе никогда)
Из вод подымая головку... (перевод из Гейне)
Как здесь хорошо и приятно... (о свидании в тени деревьев)
Когда кругом безмолвен лес дремучий... (еще о таком свидании)
Колышется море; волна за волной... (сомнение в своей любви)
Край ты мой, родимый край!.. (да, родной край)
Лишь только один я останусь с собою... (в том же духе)
Неспящих солнце, грустная звезда... (да, звезда грустная)
Не верь мне, друг, когда... (я говорю, что разлюбил тебя, все вернется)
О, не пытайся дух унять тревожный... (все сольется в торжественном аккорде)
Острою секирой ранена береза... (но рана на березе заживет, а на сердце нет)
Растянулся на просторе... (никак не может обойти мыс Аюдаг)
Сердце, сильней разгораясь... (бросили его в светскую жизнь)
Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо... (воспоминание о вечерней встрече)
Тщетно, художник, ты мнишь... (что ты автор творенья – это все носилось в мирозданье)
Вот уж снег последний в поле тает... (весна, но любимая грустит, я пойду с тобой)
В стране лучей, незримой нашим взорам... (не понятно, то ли она умирает?)
Прощальный взор бросая нашей жизни,
Душою, друг, вглядись в мои черты,
Чтобы узнать в заоблачной отчизне
Кого звала, кого любила ты,

Усни, печальный друг... (этот сон тебя поддержит)
1857
Господь, меня готовя к бою... (но не защитил)
Господь, меня готовя к бою,
Любовь и гнев вложил мне в грудь,
И мне десницею святою
Он указал правдивый путь;
Одушевил могучим словом,
Вдоxнул мне в сердце много сил,
Но непреклонным и суровым
Меня господь не сотворил.

Не божиим громом горе ударило... (Посеяло горе мелким дождичком, Мелким дождичком осенниим.)
Ой, честь ли то молодцу лен прясти?.. (да, надо бы молодцу делом заниматься)
Порой, среди забот и жизненного шума... (И ясно вижу глубь, где, как блестящий клад, Любви моей к тебе сокровища лежат.)
Волоса на безумные очи... (скрипка манила)
И так билося сердце тревожно,
Так ему становилось понятно
Все блаженство, что было возможно
И потеряно так невозвратно,

У приказных ворот собирался народ... (как дьяк издевался над народом)
Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали... (весна, а ему грустно)
Порою входит так в дом скорби и печали
В цветах красавица, надменна и пышна.

1858
Что ни день, как поломя со влагой... (жизнь виляет)
Деревцо мое миндальное... (тоже о каких-то горьких мяслях)
Дробится, и плещет и брызжет волна... (женщина на берегу моря полна решимости)
Двух станов не боец... (колебания за кого биться)
Горними тихо летела душа небесами... (душа просит опустить ее на землю)
Хорошо, братцы, тому на свете жить... (у кого мозги только в одну сторону, а кто глядит в разные стороны, тот ничего не добьется)
Источник за вишневым садом... (подсмотренное свидание)
Кабы знала я, кабы ведала... (страдания молодой девушки)
Как селянин, когда грозят... (когда близится война, то зарывают в землю ценности)
Так ты, певец, в лихие дни,
Во дни гоненья рокового,
Под темной речью хорони
Свое пророческое слово.

Крымские очерки IV (воспоминание о любви в Крыму)
К твоим, царица, я ногам... (не понятно, какой царице поэты в годину горя, несут свои стихи?)
Мадонна Рафаэля (картина)
Минула страсть, и пыл ее тревожный... (да, страсть минула)
Так от высот нахмуренной природы,
С нависших скал сорвавшийся поток
Из царства туч, грозы и непогоды
В простор степей выносит те же воды
И вдаль течет, спокоен и глубок.

Не брани меня, мой друг... (твои слова – что жемчуг на серебряное блюдо)
Не пенится море, не плещет волна... (душа спокойна, как море)
О друг, ты жизнь влачишь... (призыв к любимой воскреснуть душой)
О, не спеши туда... (где жизнь светлей и чище     Среди миров иных; Помедли здесь со мной, на этом пепелище Твоих надежд земных!)
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад... (известное настолько, что казалось, что это стихи Пушкина)
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.

Правда (притча о том, как семеро братьев ездили смотреть правду, и каждый ее понял по-своему; они рубились насмерть из-за этого)
Рассевается, расступается... (опять грусть)
Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре... (не грусти)
Но не грусти, земное минет горе,
Пожди еще - неволя недолга,-
В одну любовь мы все сольемся вскоре,
В одну любовь, широкую как море,
Что не вместят земные берега!

С тех пор как я один... (в разлуке)
Тебя так любят все!.. (но ты всегда грустна)
Ты клонишь лик, о нем упоминая... (Ты любишь в нем лишь первую любовь)
Ты почто, злая кручинушка... (сестра оправдывается перед братом за то, что ее выдали за боярина)
Ты жертва жизненных тревог... (он сравнивает ее с разными напастями)
И как с вершин бежит в нее
Снегов растаявшая груда,
Так в сердце бедное твое
Стекает горе отовсюду!

Ты знаешь, я люблю там... (И каждая твоя мгновенная печаль В душе моей звучит так долго и так больно?)
В совести искал я долго обвиненья... (опять какая-то безнадега)
Залегло глубоко смутное сомненье,
И душа собою вечно недовольна:
Нет ей приговора, нет ей примиренья,
И на свете жить мне тяжело и больно!

Вырастает дума, словно дерево... (не угнаться за думой)
Я вас узнал, святые убежденья... (все, вроде бы, прошло, но …Зима прошла, природа зеленеет,Луга цветут, весной душистой веет!)
Я задремал, главу понуря... (да)
Я задремал, главу понуря,
И прежних сил не узнаю;
Дохни, господь, живящей бурей
На душу сонную мою.

Замолкнул гром, шуметь гроза устала... (после грозы)
Запад гаснет в дали бледно-розовой... (опять он уговаривает ее тоску)
Твое сердце болит безотрадное,
В нем не светит звезда ни единая -
Плачь свободно, моя ненаглядная,
Пока песня звучит соловьиная,

Звонче жаворонка пенье... (ну, вроде бы, лед тронулся)
Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив

1859
И. С. Аксакову (признание в любви к России, ее природе и народу)
К страданиям чужим ты горести полна... (о страданиях любимого человека)
Нас не преследовала злоба... (то же)
Нет, уж не ведать мне, братцы, ни сна, ни покою!.. (какая-то на него напала баба-яга)
О, если б ты могла хоть на единый миг... (забыть свою печаль)
Пусть тот, чья честь не без укора... (пусть не склоняет головы)
Сижу да гляжу я всё, братцы, вон в эту сторонку... (беда за бедою)
Есть много звуков в сердца глубине... (есть много задумок, но все заглушают заботы)
1861
Государь ты наш батюшка... (Петр 1 варит кашу, какую-то крутую и соленую, есть будут дети)
1862
Моя душа летит приветом... (повтор признания в любви к России из послания Аксакову)
На нивы желтые нисходит тишина... (сожаление о том, что многое не сказал свое любимой)
1866
Вздымаются волны как горы... (волнение на море утихнет)
1867
Против течения (призыв творца идти против течения, несмотря ни на что)
Во дни минувшие бывало... (раньше он встречал весну с воодушевлением, а теперь с грустью)
Змей Тугарин (о пире князя Владимира и предсказании змея о покорении Руси татарами)
1868
Довольно! Пора мне забыть этот вздор... (о том, что театральные страсти оказались реальными)
История государства российского... («Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед. Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет.» - рефрен по всему стихотворению; веселая такая поэма) – И есть несколько вариантов продолжения. Самая последняя – Нестеренко «От Аракчеева до Путина» (2002).

Обнявшися дружно, сидели... (куда-то они плылИ мимо)
1869
Одарив весьма обильно... (нечто по мотивам «Истории»)
Песня о Гаральде и Ярославне (король норвежский и Ярославна)
Песня о Каткове, о Черкасском... (фигня, на злобу дня)
Три побоища (продолжение песни о Гаральде)
1870
Боривой. - Тема стихотворения — крестовый поход на балтийских славян, предпринятый в 1147 г. немецкими князьями (в том числе саксонским герцогом Генрихом-Львом) и датскими королями Свендом III и Кнудом V с благословения папы римского Евгения III. Он окончился полной неудачей – победой войск под водительством Боривого.
И. А. Гончарову
Не прислушивайся к шуму
Толков, сплетен и хлопот,
Думай собственную думу
И иди себе вперед!

К Роману Мстиславичу в Галич послом... (о бесплодных попытках папы принять Русь в католичество)
Мудрость жизни (советы чиновникам, как себя вести в обществе)
Ругевит (о падении бога балтийских славян)
Темнота и туман застилают мне путь... (поиски царь-девицы)
Трещат барабаны, и трубы гремят... (о мечте жены пойти вместе с мужем на войну)
В монастыре пустынном близ Кордовы... (есть картина, где с мученика сдирают кожу, так и с его души сдирают)
Вновь растворилась дверь... (весна должна унести тоску любимой женщины)
Ушкуйник (молодец просит родителей отпустить его в большую жизнь)
1871
Алеша Попович (он украл какую-то царевну и охмурил пением, он, оказывается, не только богатырь, но и певец)
Илья Муромец (состарившийся Илья Муромец думает уйти в вольную степь)
На тяге (об охоте на вальдшнепа)
Поток-богатырь (о том, как некий Поток из древней Руси попадает сначала в русское царство, потом в 19 век и везде ему не место)
То было раннею весной... (воспоминание о любви)
1872
Садко (о тоске Садко в водяном царстве о жизни на земле)
1873
Сон Попова (какая-то длинная фигня про то, как чиновник пришел на прием без штанов)
1874
Прозрачных облаков спокойное движенье... (осень вызывает в поэте сомнения, все ли он сделал?)
1875
Земля цвела. В лугу, весной одетом... (природа призвала его творить)

О стихах А.К.Толстого. До 55 года еще более-менее оптимистично о любви, а после – грусть-тоска. Похоже, что его возлюбленная заболела. А в 60-х и после стихи, в основном на исторические темы.

Поэмы
«Грешница» (1858) (о прозрении грешницы Марии Магдалины перед Христом)
«Иоанн Дамаскин» (1859) — поэма о преподобном Иоанне Дамаскине, написавшем, вопреки наказу своего духовного отца, стихотворение, чтобы успокоить брата усопшего монаха. – Из начала второй главы написан романс Чайковского:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить!
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

 «Алхимик» (1867) — неоконченная поэма о Раймунде Луллии. Основанием этому отрывку служит следующая легенда: В 1250 году Раймунд Lullius, или Lulle, сенескалк Балеарских островов, проезжая верхом через площадь города Пальмы, увидел одну даму, входящую в собор. Дон Раймунд не переставал преследовать своей любовью донью Элеонору. Чтобы от него избавиться, она обещала полюбить его, если он достанет ей жизненный эликсир. Дон Раймунд с радостью принял условие, сделался алхимиком, отправился в отдаленные края и обрекся целому ряду самых невероятных приключений. – Но отрывок заканчивается в начале путешествия Раймунда. Но тоже написано легко.
«Портрет» (1874), повесть в стихах о первой любви. В газете-журнале Ф. Достоевского «Гражданин» была опубликована в «Заметках досужего читателя» благосклонная рецензия на небольшой рассказ в стихах А. К. Толстого, «простой и… оттого именно поэтический, про то, как первая любовь его души была к портрету какой-то женщины, висевшему в гостиной родительского дома…» (1874, № 11). – А неплохо. О юношеской влюбленности в портрет молодой женщины, его фантазии. Легкий слог.      
«Дракон» (1875) — стилизация под итальянскую старину; в стихах строго выдержан стиль Данте — терцины. - Тоже  интересно. Фантастическая история, рассказанная легким слогом и местами захватывающая.

Поэмы Толстого читаются, на удивление, легко. Стихи его не все также хороши. Но есть алмазы.

Драматургия
- Драматическая поэма «Дон Жуан» (1862), посвящена памяти Моцарта и Гофмана. При жизни автора не ставилась. В 1891 году её постановка была признана цензурой «неудобной». Лишь в 1905 году пьеса (с цензурными купюрами) была поставлена на русской сцене братьями Адельгеймами. Цитаты:         
И если б черта не было на свете,            
То не было бы и святых!

Есть известный романс ДонЖуана на музыку Чайковского.
Гаснут дальней Альпухарры
Золотистые края,
На призывный звон гитары
Выйдя, милая моя!
Всех, кто скажет, что другая
Здесь равняется с тобой,
Всех, любовию сгорая,
Всех зову на смертный бой!
От лунного света
Зардел небосклон,
О, выйди, Нисета,
Скорей на балкон!

- «Смерть Иоанна Грозного» (1865); первая постановка — в Александринском театре в 1867 году. Трагедия впервые экранизирована в 1909 году (короткометражный чёрно-белый фильм) - Тоже неплохо. Почему-то эту вещь не ставят.
01.03.21.
- «Царь Фёдор Иоаннович» (1868); первая постановка: поставлен в 1898 году в Художественном общедоступном театре (Москва) и Литературно-художественном кружке (театр А. С. Суворина, Санкт-Петербург). – Тоже хорошо. И сейчас идет, вроде бы, в Малом театре.

- «Царь Борис» (1870); был разрешён цензурой, но не принят к постановке Дирекцией императорских театров. Первая постановка — в 1881 году в «Пушкинском театре» Бренко, Москва. - Тоже хорошая вещь. И не ставят ее, видимо, потому, что есть «Борис Годунов» Пушкина.

- Незаконченная драма «Посадник» (1871); первая постановка — в 1877 году в Александринском театре (бенефис актёра А. А. Нильского) - Не окончена. Поначалу очень затянуто, все какие-то бытовые разговоры. Но сюжет есть, и если бы он завершил работу, то, может быть, и была стоящая вещь.

Козьма Прутков.
- ЭПИГРАММА № I
„Вы любите ли сыр?“ — спросили раз ханжу,
„Люблю, — он отвечал, — я вкус в нем нахожу“.

- Письмо из Коринфа (1854) – ничего особенного, может быть, на злобу дня?
- «Вянет лист, проходит лето» (Юнкер Шмидт) (1854)  - то же.
- Древний пластический грек (1854) – То же.
- Мой портрет (1860) – То же.
- Память прошлого (1860) - нечто с намеком на иронию.
- В борьбе суровой с жизнью душной (1860) Здесь помещается только отрывок недоконченного стихотворения, найденного в сафьяновом портфеле Козьмы Пруткова, имеющем золочёную печатную надпись: «Сборник неоконченного (d’inachev;) № 2».- то же
- Философ в бане» (пародия на стихотворение Н. Ф. Щербины «Моя богиня».) – то же 
Совместно с Алексеем Жемчужниковым:
- Желание быть испанцем (1854). - Это как бы самопародия на Толстого.
- Осада Памбы (1854) – Фигня.
- Доблестные студиозусы (1854) – то же.
- Звезда и брюхо (1854) (басня) – то же.
Совместно с Владимиром Жемчужниковым:
- На взморье, у самой заставы (1854) – то же.

Проза.
- Упырь (1841). - Ужасы. Это он написал в 24 года. Но написано хорошо, захватывает, приводит в ужас. Не советую читать.
- Волчий приемыш (1843). Коротенький рассказ о волчице, которая выкормила не только своих волчат, но и лисенка.
- Артемий Семенович Бервенковский» (1845). - Рассказ о чудаке-изобретателе, который своих гостей заставляет смотреть его совершенно бесполезные штучки.
- Амена (отрывок из романа "Стебловский") (1846) - Какая-то мистика из римских времен, когда были гонения на христиан. Героя охмурила какая-то женщина, и он отрекся от веры, чтобы его друга и невесту спасти от казни. Но ничего не вышло. О судьбе романа «Стебловский» ничего не известно.
- Князь Серебряный (1862), роман трижды экранизирован (1911, 1991 и 1992). – Ко времени написания повести со времен Ивана Грозного прошло почти триста лет. И Алексей Толстой в середине 19 века в заключении написал: Да  поможет бог  нам изгладить из  сердец наших последние следы того страшного времени,  влияние которого,  как наследственная болезнь, еще долго потом переходило в жизнь нашу от поколения к поколению! Простим грешной тени царя Иоанна,  ибо не он один несет ответственность за свое царствованье;  не он один создал свой произвол,  и пытки,  и казни, и наушничество, вошедшее в обязанность  и  в  обычай. Простим же грешной тени Ивана Васильевича,  но помянем добром тех, которые,  завися от  него,  устояли в  добре,  ибо тяжело не упасть в  такое время, когда все понятия извращаются, когда низость называется добродетелью, предательство входит в  закон,  а  самая  честь  и  человеческое достоинство почитаются преступным нарушением долга! 
Полтора века назад писал эту повесть Алексей Толстой. В то время, да и до середины 20 века времена Ивана Грозного считались страшными. Толстой, конечно, упоминает, что при Иване Васильевиче не только казнили, и свирепствовала опричнина, но и брали Казань, успешно воевали с татарами, с ливонцами, покоряли Сибирь. Но Толстой это упоминает вскользь, делая упор, все-таки, на зверства. Так и при советской власти Эйзенштейн поставил фильм «Иван Грозный», в котором проводится такая же линия. 
Но интересно, что в середине 30-х годов Булгаков написал пьесу «Иван Васильевич», где Иван Грозный не такой уж и грозный. Эта вещь была не так известна. Первые постановки состоялись в середине 60-х годов. Я  сам смотрел этот спектакль в театре-студии киноактера. А в 73 году вышел фильм Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где даже нет намеков на ужасы времен Ивана Грозного.
Во время чтения повести «Князь Серебряный» меня преследовали аналогии с периодом сталинских репрессий. Вернее, не само это время, а то, как его сейчас любят преподносить наша демократическая пресса. То есть время правления Сталина – это только ужасы расстрелов, лагеря и т.п. А то, что страна превратилась из аграрной, крестьянской страны в мощную индустриальную державу? А то, что мы выиграли Великую Отечественную войну? А то, что мы первыми создали термоядерное оружие и первыми отправили человека в космос? Это не считается. От Сталина – только репрессии.
И вот я думаю: а что если через какое-то время, ну, не через триста, а через сто лет кто-то создаст комедию «Иосиф Виссарионыч меняет профессию»?
Но прочитанная книга интересна и не то, чтобы очень мрачна, даже с некоторым намеком на оптимистический конец. Советую прочитать.

Прежде, чем приступать к рассказу о жизни Алексея Константиновича Толстого, я поделюсь впечатлениями от его творчества.
Ранние его стихи о любви (до 1855 года), в основном, ничего особенного не представляют, но, по крайней мере, выглядят оптимистично. Есть, правда, несколько бриллиантов, на которые написаны романсы: «Колокольчики мои, цветики степные», «Средь шумного бала», «Коль любить, так без рассудку», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». Потом у него начинается в лирике какой-то мрачноватый период. Я предполагаю, еще не читая биографии, что со здоровьем его жены (или возлюбленной) есть проблемы, и он просит ее приободриться. А после 1865 года он постепенно переходит к гражданской лирике. Это я связываю с работой над историческими романами и поэмами. Кстати, о поэмах. Слог у него легкий, и читаются они хорошо. И даже не чувствуется мистики. Из поэмы «Иоанн Дамаскин» - романс Чайковского «Благословляю вас, леса». И есть еще одна небольшая поэма «История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Веселенькая такая вещица: («Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед. Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет.» - рефрен по всему стихотворению). Вызвала несколько вариантов продолжения. Самая последняя – Нестеренко «От Аракчеева до Путина» (2002).
Первая его драма «Дон Жуан» читается тоже легко, несмотря на известную маленькую трагедию Пушкина. Из нее даже есть известный романс Чайковского «О, выйди Нисетта». Последующие три стихотворные драмы – о временах Ивана Грозного и Бориса Годунова. Тоже хорошо, хотя почему-то известна и ставится на сцене только «Царь Федор Иоаннович». Даже последняя, незаконченная «Посадник» (из истории осады Пскова в 13 веке) тоже неплоха.
Разочаровали вещи написанные в рамках «Козьмы Пруткова». Некоторый интерес представляет только «Желание быть испанцем», написанная совместно с Алекссем Жемчужниковым.
А вот в прозаических произведениях выделяется только «Князь Серебряный», написанный уже в 1866 году. Это хорошая повесть, хоть тоже об «ужасных временах» Ивана Грозного, но, все-таки, с намеком на оптимистичный конец.  Но первые его повести 1841-46 годов – это мрачная мистика. Правда, написаны хорошим языком.
Резюме: Алексей Константинович Толстой – это выдающийся русский поэт и писатель 19-го века. Не великий, но выдающийся.

А теперь о жизни. Из Википедии:
«Граф Алексе;й Константи;нович Толсто;й родился 24 августа [5 сентября] 1817 в Санкт-Петербурге. Отец — советник Государственного ассигнационного банка граф Константин Петрович Толстой (12.02.1780—29.05.1870), старший брат художника Ф. П. Толстого. Мать — Анна Алексеевна Перовская (1796—1856), воспитанница (внебрачная дочь) графа А. К. Разумовского. Она разошлась с мужем по неизвестным причинам сразу после рождения ребёнка. Вместо отца Алексея воспитывал дядя по матери А. А. Перовский (Антоний Погорельский), сочинивший для племянника сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» о приключениях мальчика по имени Алёша. Другому знаменитому писателю из рода Толстых — Льву Николаевичу, Алексей приходился троюродным братом.
Раннее детство Алексей провёл в Черниговской губернии, в имении дяди в селе Погорельцы Сосницкого уезда. Весной 1827 года с матерью и дядей впервые оказался за границей, в Германии. В Веймаре был представлен будущему Великому герцогу Карлу-Александру Саксен-Веймарскому и Эйзенахскому. Путешествие по Италии 1831 года Толстой описал в своём дневнике. Зимой 1826 года знакомится, а в конце августа по рекомендации В. А. Жуковского становится «товарищем для игр» наследника престола, будущего императора Александра II, вместе с которым в 1838 году ездил на озеро Комо. Впечатления от этой поездки были использованы при работе над повестью «Упырь». Алексей Толстой обладал замечательной силой: в детстве бегал по коридорам Зимнего дворца с цесаревичем на плечах; взрослым подымал одной рукой человека, ломал палки о мускулы руки, скручивал винтом кочергу и серебряные вилки.
9 марта 1834 года (17 лет!) зачислен на государственную службу в Московский главный архив Министерства иностранных дел «студентом». С 13 января 1837 года — на службе «сверх штата» в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. В декабре 1835 года выдержал в Императорском Московском университете выпускной экзамен «из предметов, составляющих курс наук словесного факультета для получения учёного аттестата на право чиновника первого разряда». 25 ноября 1837 года переводится в Департамент хозяйственных и счётных дел (Санкт-Петербург). 13 октября 1839 года произведён в губернские секретари. 9 марта 1840 года пожалован в коллежские секретари, 26 января 1842 года — в титулярные советники. 27 мая 1843 года пожаловано звание камер-юнкера. С января 1846 года — надворный советник. В декабре 1849 года перемещён «младшим чиновником» во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.19 мая 1851 года высочайше пожаловано звание церемониймейстера двора, в 1861 году — егермейстера.
В конце 1830-х — начале 1840-х годов написал (на французском языке) два фантастических рассказа — «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения — Красный Рог) фантастическую повесть «Упырь». Весьма благожелательно в «Отечественных записках» (1841) отозвался о повести В. Г. Белинский, увидевший в ней «все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, дарования». Осенью 1843 года дебютирует как поэт — в «Листке для светских людей» (№ 40) без подписи опубликовано первое стихотворение «Серебрянка» («Бор сосновый в стране одинокой стоит…»).
Зимой 1850—1851 года Толстой влюбился в жену конногвардейского ротмистра Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева, 1827—1892) и сошёлся с ней. Брак их был официально оформлен только через 12 лет, в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой — мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.
В день коронации Александра II (26 августа 1856 года) произведён в полковники и назначен флигель-адъютантом. Осенью того же года назначается делопроизводителем «Секретного отдела о раскольниках». После отставки со службы в 1861 году действительный статский советник Толстой только изредка наезжал в столицу. Жил в усадьбе «Пустынька» на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом (не сохранилась) или в ещё более далёком от столицы Красном Роге (Черниговская губерния, Мглинский уезд).
В 1863 году в Лейпциге венчался с Софьей Андреевной Бахметьевой.
В 1860—1870 годах много времени проводил в Европе (Италия, Германия, Франция, Англия). Печатался журналах:
«Современник» (ряд стихотворений: «Колокольчики мои…», «Ой, стоги…» и другие, 1854);
«Русская беседа» (поэма «Грешница»,1858; поэма «Иоанн Дамаскин», 1859; стихотворение «И. С. Аксакову», 1859);
«Вестник Европы» (драма «Царь Фёдор Иоаннович», 1868; драма «Царь Борис», 1870; стихотворная биографическая повесть «Портрет», 1874; написанный в дантовском стиле рассказ в стихах «Дракон»);
«Русский вестник» (драматическая поэма «Дон Жуан», 1862; исторический роман «Князь Серебряный», 1863; ряд сатирических стихотворений);
«Отечественные записки» (в 1866 году напечатана первая часть драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного»);
«Русская старина» («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», 1878; поэма «Сон Попова», 1882). Сборник стихотворений вышел в 1867 году.
За два года до смерти, 13 декабря 1873 года, А. К. Толстой был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук в один день с Л. Н. Толстым, о чём в своём дневнике академик и цензор А. В. Никитенко записал: «графы Лев Толстой и Алексей Толстой избраны в члены-корреспонденты».
28 сентября 1875 года, во время очередного приступа головной боли, А. К. Толстой ввёл себе слишком большую дозу морфия (который принимал по предписанию врача), что привело к его смерти.
Музей-усадьба Алексея Толстого расположена в Красном Роге. Здесь граф провёл детские годы, неоднократно возвращался в эти места в зрелом возрасте, здесь же и был похоронен. Детей по себе не оставил. Приёмная дочь — Бахметева, Софья Петровна».
Теперь несколько романтичных историй из жизни Алексей Толстого из рассказа «Граф Алексей Константинович Толстой как человек и поэт» (автор Сергей Дмитренко):
«Мать Анна Алексеевна с сыном отправилась на родину предков по отцовской линии, в Черниговскую губернию на Украину. Прапрадед Алексея Константиновича здесь — украинский регистровый казак Григорий Розум. Его старший сын стал фаворитом, а затем морганатическим супругом императрицы Елизаветы Петровны — это хорошо известный граф Алексей Григорьевич Разумовский (1708–1771). Его младший брат, прадед Толстого — граф Кирилл Григорьевич Разумовский (1728–1803), последний «гетман Малыя России» (Украины), президент Императорской Академии наук, генерал-фельдмаршал, прабабка — Екатерина Ивановна Нарышкина (умерла в 1771), внучатая сестра и фрейлина императрицы Елизаветы Петровны. Дед, граф Алексей Кириллович Разумовский (1748–1822), был министром народного просвещения Российской Империи (1810–1816), внёс важные изменения в российское образование, способствовавшие развитию системы начальных школ и гимназий, ввёл богословие (Закон Божий) как основополагающую дисциплину во всех российских учебных заведениях. При нём был открыт Царскосельский лицей.
У Алексея Кирилловича в побочном браке с девицей Марьей Михайловной Соболевской (Денисьевой) родилось несколько детей, а том числе мать Толстого, Анна Алексеевна (1796 или 1799–1857), получившая в 1807 году, вместе со своими братьями и сёстрами от этого союза, дворянство и фамилию Перовская. Дядя по матери, воспитывавший А.К. Толстого с младенчества, — Алексей Алексеевич Перовский (1787–1836), писатель (псевдоним — Антоний Погорельский), автор известной книги «Черная курица, или Подземные жители. Волшебная повесть для детей», первым читателем которой, по основательным предположениям, был его племянник. Другой дядя — Василий Алексеевич Перовский (1795–1857), впоследствии стал оренбургским генерал-губернатором (1851–1857), а дядя Лев Алексеевич Перовский (1792–1856) — министром внутренних дел (1841–1852) и министром уделов (1852–1856). (К революционерке Софье Перовской, казненной за убийство императора Александра 2, не имеет отношения).
С давних времён и поныне существует романтическая легенда, печатно поддержанная В.В. Розановым, что Толстой «произошёл от супружеских отношений брата и сестры» (статья «Магическая страница у Гоголя», 1909). Однако один из самых въедливых исследователей биографии Толстого писатель Александр Кондратьев в своей книге «Граф А.К. Толстой: Материалы для истории жизни и творчества», вышедшей в 1912 году, показывает многие изъяны этой версии. Он пишет: «Благодаря изысканиям профессора Лилльского университета (Франция) г-на А. Лиронделя, можно считать установленным день свадьбы родителей поэта. Государственного ассигнационного банка советник, отставной полковник граф Константин Петрович Толстой был обвенчан с дворянкой девицей Анною Алексеевной Перовской 13 ноября 1816 г. в Симеоновской церкви г. С.-Петербурга. Поручителями — по жениху — был «отец его родной, генерал-майор и кавалер граф Петр Толстой», по невесте — действительный тайный советник и кавалер граф Алексей Кириллович Разумовский и уланского полка штабс-ротмистр и кавалер Алексей Перовский. Присутствие на свадьбе человека с такою безукоризненной репутацией, как граф Петр Андреевич Толстой, устраняет всякое сомнение в том, чтобы брак этот мог носить поспешный характер или мог бросить хотя бы малейшую тень на достоинство его сына. Ранняя свадьба молодой шестнадцатилетней девушки объясняется господствовавшим в то время обычаем, а равно желанием А.К. Разумовского выдать свою побочную дочь за лицо титулованное и тем дать ей определенное положение в обществе.
Константину Петровичу Толстому было в то время 36 лет, так что его отнюдь нельзя было назвать пожилым. Семнадцатилетним юношей окончил он Шляхетский кадетский корпус, поступил во Фридрихсгамский полк, участвовал в шведской и французской кампаниях и получил несколько наград и отличий за выдающуюся храбрость. В полку граф К. П. Толстой считался лучшим танцором, и имеется указание, что однажды на балу его избрала своим кавалером шведская королева. Рана в ногу помешала ему продолжать военную карьеру и заставила перейти на гражданскую службу. И ни в одном из источников не имеется указаний на непривлекательность наружности графа. Что касается до нравственных его качеств, то большинство печатных источников указывают почти исключительно на положительные стороны его души. Причина семейного разрыва остается, таким образом, для нас неизвестной. По всей вероятности, она заключалась в полном несоответствии характеров не подходивших друг к другу супругов.
Сам Алексей Толстой, по-видимому, долго не был посвящен в подробности семейной драмы. Драма эта от него так хорошо скрывалась, что все первые годы жизни своей он искренно считал и называл своим отцом Алексея Перовского. Последний не считал себя вправе огорчать маленького племянника, к которому сам сердечно привязался и, в свою очередь, называл его сыном. Это обстоятельство и подало, по всей вероятности, повод к той сплетне, которой поверило немало даже серьезных людей. Возможно, что в самой ранней переписке своей Алексей Перовский и его племянник называли друг друга «папочкой» и «сыном», хотя в письмах, нам известных, дядя называет будущего поэта Алешей, Алешенькой, Алиханчиком и другими ласкательными именами. Когда Алексей Толстой подрос, ему, очевидно, объяснено было, кто приходится ему отцом, ибо в дошедших до нас письмах он называет Перовского не отцом, а дядей. Всякий изучавший характер Толстого знает, какою благородною прямотою он обладал, как противна была ему всякая ложь и как, поэтому, невероятно, чтобы он мог в письмах к любимому и любящему его человеку употреблять фальшивое обращение. В пользу того, что поэт искренно считал себя не Перовским, а Толстым, имеется много доказательств. Например, он всю жизнь свою носил на пальце перстень с резным изображением родового герба графов Толстых, чего ни за что не стал бы делать, если бы хоть сколько-нибудь сомневался в своем происхождении. По словам лица, его близко знавшего, поэт с жаром доказывал в одном споре талантливость, присущую фамилии Толстых. Он поддерживал отношения с дядей своим, известным скульптором Ф.П. Толстым, и позволял своей жене и ее племянницам ездить к самому К.П. Толстому. В обстоятельства, вызвавшие разрыв его родителей, Толстой был посвящен одною из заинтересованных сторон, и, по-видимому, объяснения матери носили весьма пристрастный характер. Следствием таких объяснений было то, что поэт почти всю свою жизнь избегал встречаться с отцом. Они помирились уже перед самою смертью последнего. Несмотря на то, что Алексей Толстой считал отца виновником семейного разрыва и не мог ему простить какого-то проступка перед графиней Анной Алексеевной, мы имеем, однако, сведения, что он оказывал графу Константину Петровичу материальную поддержку. Отец поэта был человек слабохарактерный, мягкосердечный, религиозный и никому не отказывавший в денежной помощи. Поэтому он сам постоянно нуждался и не мог отказаться от той пенсии, которую ему назначил его богатый сын. Портрета К.П. Толстого до нас, к сожалению, пока не дошло. Чертами лица своего поэт походил на родственников как той, так и другой стороны. Глаза, например, у него были голубые, как у Перовских, нос — как у Толстых. Характером своим он также напоминал во многом родственников своих со стороны отца. Артистические же наклонности и художественный вкус были присущи представителям обеих фамилий. Поэтический дар Алексей Константинович мог унаследовать от своего дяди графа Петра Андреевича Толстого, который, по словам М.О. Каменской… отличаясь веселым нравом, не чужд был импровизаторских способностей и, даже готовясь покинуть этот мир, приветствовал шутливым экспромтом пришедших к нему проститься родственников… Все эти данные заставляют думать, что легенда о романтическом происхождении поэта в лучшем случае представляет собою плод недоразумения…»
Так или иначе, разрыв между супругами Толстыми произошёл, и шестинедельного Алексея Толстого мать перевозит на Черниговщину, в своё имение Блистава, а затем в Красный Рог Мглинского уезда — имение брата, А.А. Перовского. В детстве будущий поэт часто жил в Красном Роге, до семнадцатилетнего возраста "беспрестанно путешествовал с родными... но постоянно возвращался в имение." Как потом вспоминал Толстой, на его склонность к поэзии повлияла брянская природа: "...Воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь..."
Осенью (неизвестно какого года) Алексей Перовский встречается в Москве с Пушкиным. Вероятно, с ним был и племянник. Летом 1827 года, путешествуя по Германии, Перовский, мать Толстого и он сам знакомятся в Веймаре с Гёте. Существует свидетельство, что автор «Фауста» тепло встретил будущего поэта и подарил мальчику обломок бивня мамонта с собственным рисунком фрегата на нём. Особая часть жизни Толстого — его дружба с наследником престола. Интересная история произошла 30 августа 1829 года, в день ангела Александра. Дед по матери, король прусский Фридрих-Вильгельм III, прислал внуку оловянных солдатиков. Дети — наследник и Толстой — разыгрались. Вошедший в комнату император Николай I увлёкся игрой и в конце концов присоединился к детям. В 1831 году, отправившись с матерью и дядей в Италию, Толстой ведёт дневник. В Риме знакомится с К.П. Брюлловым, который делает рисунок в альбоме Толстого.
В это же время Толстой влюбился в княжну Елену Мещерскую, но обстоятельства жизни не способствовали развитию этого чувства: против выступает мать, а в июне он уезжает в Ниццу, сопровождая А.А. Перовского, больного «грудной болезнью» (очевидно, туберкулёзом). Но поездка обрывается в Варшаве: здесь 9 июля Алексей Алексеевич умирает на руках племянника… Толстой наследует всё состояние дяди, в том числе имение Погорельцы в Новозыбковском уезде Черниговской губернии. 25 ноября 1837 года после хлопот Толстого и его матери он переводится в Петербург в Департамент хозяйственных и счётных дел. Представлен к чину коллежского регистратора.
26 января 1842 года Толстой пожалован в титулярные советники. В «Журнале Коннозаводства и Охоты» (№5) он публикует очерк «Два дня в Киргизской степи». Служебный и творческий рост Толстого в те годы шли наперегонки. Вообще в 1840-е годы он ведёт жизнь, обычную для светского человека той поры: частые отпуска со службы, путешествия, балы, охота, мимолётные романы… Современник описывает его как «красивого молодого человека, с белокурыми волосами и румянцем во всю щёку». Толстой славится своей силой: «свёртывал в трубку столовые ложки и вилки, вгонял пальцем в стену гвозди и разгибал подковы».
В мае 1843 года Толстой — камер-юнкер, а осенью он дебютирует как поэт — в «Листке для светских людей» (№40) без подписи опубликовано его стихотворение «Серебрянка» («Бор сосновый в стране одинокой стоит…»). В 1845 году Толстой пожалован в коллежские ассесоры. В литературном сборнике графа В.А. Соллогуба «Вчера и сегодня» публикует рассказ «Артемий Семенович Бервенковский».
1846 год, январь: Толстой — надворный советник. Во второй книге сборника «Вчера и сегодня» появляется «Амена» — фрагмент из романа Толстого «Стебеловский». Правда, больше ничего об этом произведении не известно. В 1847–1849 годах Толстой работает над балладами из русской истории, задумывает роман «Князь Серебряный». Бурная светская жизнь продолжается: в феврале 1848 года Толстой становится членом Петербургского Яхт-Клуба. Когда в апреле 1850 года его командируют в Калужскую губернию для участия в комиссии по её обревизованию, в одном из писем он называет эту обычную в общем для чиновника такого ранга командировку «изгнанием». Но зато в Калуге в губернаторском доме, где ведёт салон его жена А.О. Смирнова-Россет, Толстой встречается и близко знакомится с Гоголем. Более того, читает здесь свои стихотворения и отрывки из «Князя Серебряного». Одновременно решает свои имущественные дела: приобретает имение Пустынька близ Петербурга. Вскоре после возвращения Толстого в столицу, в январе 1850 года вспыхивает скандал после премьеры его пьесы «Фантазия» в Александринском театре — постановка не понравилась Николаю I и была снята с репертуара. К этому же времени относится знакомство на маскараде в Большом театре с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер (урождённая Бахметьева; 1825–1892). Эта женщина с завораживающим голосом, прекрасной фигурой и пышными волосами, умная, волевая, прекрасно образованная (знала 14 языков) с юности была обуреваема сильными страстями. Рассказывали, что её брат Пётр погиб на дуэли с одним из князей Вяземских, ввязавшись в запутанную историю любовных отношений сестры с князем. Писатель Дмитрий Григорович до старости вспоминал свой бурный роман с Софьей Андреевной («Она была необыкновенно страстной и всё просила нового»).
Софья Андреевна становится самым сильным сердечным увлечением и Алексея Толстого. С той поры он постоянно ищет встреч с ней. 19 мая 1851 года Толстому высочайше пожаловано звание церемониймейстера двора. В зиму 1851–1852 года он едет к дяде В.А. Перовскому в Оренбургскую губернию и посещает по дороге туда и обратно имение Смальково в Пензенской губернии, где в семье своего брата, П.А. Бахметева, живёт расставшаяся с мужем Софья Андреевна… Возвратившись весной в Петербург, Толстой хлопочет о смягчении участи И.С. Тургенева, арестованного в апреле 1852 года за статью памяти Гоголя.
В 1854 году в журнале «Современник» печатаются стихотворения Толстого и «Досуги Козьмы Пруткова», а летом Толстой предпринимает усилия по созданию партизанского отряда на балтийском побережье — идёт Восточная война. 28 марта 1855 года высочайшим приказом младший чиновник II Отделения статский советник и церемониймейстер граф Толстой определён майором в Стрелковый полк Императорской Фамилии, расквартированный в селе Медведь под Новгородом. Зачислен в списки первой роты первого батальона. В последующие месяцы Толстой довольно часто отлучается из полка по личным и литературным причинам, пока в декабре, уже в Одессе, не присоединяется к своей части. В феврале 1856 года Толстой, исполняющий обязанности батальонного командира, заболевает тифом. Александру II, недавно вступившему на престол, ежедневно докладывают телеграммами о состоянии его здоровья За ним ухаживает приехавшая в Одессу С.А. Миллер. Выздоровев, Толстой отправляется с возлюбленной в путешествие по Крыму, а в августе приезжает в Москву для участия в коронационных торжествах. Толстой вместе с штаб-офицерами полка «назначен для принятия балдахинов в день коронования». 26 августа он произведён в подполковники и назначен флигель-адъютантом к императору. К осени того же года относится сближение с А.С. Хомяковым и К.С. Аксаковым. В октябре при переформировании Стрелкового полка в б а т а л и о н по распоряжению императора оставлен в его штате с правом бессрочного отпуска в мирное время. Тогда же назначается делопроизводителем в Комитете по делам о раскольниках. 10 ноября умирает дядя, Лев Алексеевич Перовский, с которым Толстой находился в тёплых родственных отношениях. В это же время он знакомится с Л.Н. Толстым.
2 июня 1857 года умирает Анна Алексеевна — мать Толстого. Сын и отец, К.П. Толстой, проводят ночь у гроба графини. А.К. Толстой с этой поры высылает отцу ежемесячную пенсию (около 4000 р. в год). Толстой телеграфирует о смерти матери в Париж Софье Андреевне Миллер (Анна Алексеевна была против этого союза, как, впрочем, и вообще очень ревниво относилась к любой сыновней избраннице). Вскоре Толстой и С.А. Миллер вместе с семьей и прислугой её брата поселяются в Пустыньке, близ Петербурга. Когда в ноябре скончался ещё один дядя Толстого, генерал-адъютант Василий Алексеевич Перовский, по наследству Перовскому досталось имение Мелас в Крыму.
1 января 1858 года Толстой возвратился в Петербург, где произошло окончательное воссоединение с Софьей Андреевной, которая в это время ведёт дело о разводе с мужем. В журнале «Русская беседа» (№1) публикуется его поэма «Иоанн Дамаскин». 17 апреля Толстому пожалован орден Св. Станислава 2-й степени, а летом этот упоённый жизнью человек присутствует в Петербурге на спиритических сеансах знаменитого Юма. 1859 год Толстой и Софья Андреевна провели в Погорельцах. 11 марта он уволен в бессрочный отпуск от обязанностей флигель-адъютанта. В этом же году принят в Общество Любителей Российской Словесности, работает над поэмой «Дон Жуан». 15 ноября открывает в своём селе Пьяный Рог училище для мальчиков. С.А. Миллер устраивает в Погорельцах школу для девочек.
В следующем году Толстой и Софья Андреевна много путешествуют: Франция, Англия, где в августе на острове Уайт Алексей Константинович встречается с Тургеневым, Герценом, Огарёвым и др. Собравшиеся основывают «Общество для распространения грамотности и первоначального обучения» (Тургенев пишет программу). Вместе с тем продолжается увлечение спиритизмом, Толстой часто встречается с Юмом. В сентябре — октябре 1860 года возлюбленные вновь живут в Пустыньке, а в ноябре он уже в Дрездене, где знакомится с поэтессой Каролиной Павловой, ставшей переводчицей на немецкий язык его «Дон Жуана».
1861 год. Реформы императора Александра II развиваются. В марте Толстой приезжает в Красный Рог и читает своим крестьянам манифест об освобождении. Затем раздаёт собравшимся деньги на угощение. Оглашение манифеста завершается долгим пьяным пиром. В конце лета того же года Толстой пишет Александру II письмо с прошением об отставке. 28 сентября он «уволен от службы, по домашним обстоятельствам, прежним чином статского советника, которым он служил до поступления на военную службу, с назначением на должность егермейстера». 15 октября уволен из Стрелкового баталиона. В декабре и до половины января 1862 года читает с огромным успехом на вечерних собраниях у императрицы роман «Князь Серебряный». По окончании чтений получает от императрицы массивный золотой брелок в форме книги, на одной стороне славянским шрифтом выведено её имя — «Мария», на другой — «В память Князя Серебряного». Внутри, на раскрывавшихся золотых пластинках-страницах — миниатюрные фотографии слушательниц. Весну 1862 года Толстой проводит с родными в Пустыньке. В журнале «Русский вестник» публикуется его «драматическая поэма» «Дон Жуан». В №№ 8–10 «Русского вестника» печатается роман «Князь Серебряный». Осенью Толстой уезжает в Германию.
3 апреля 1863 года в православной церкви Дрездена Толстой венчается с С.А. Миллер. Жена возвращается на родину. В этом же году открываются первые признаки астмы у Толстого, он лечится на курортах Германии. В июне 1864 года в Карлсбаде Толстой встречается с И.А. Гончаровым. В июле в Швальбахе читает императрице и ея свите трагедию «Смерть Иоанна Грозного». В это же время любовная идиллия Толстого испытывает новые потрясения: у него продолжается охлаждение отношений с родственниками жены, которые, пользуясь добротой и нерасчётливостью Алексея Константиновича, становятся, по сути, его содержанцами.
Зимой 1865 года во время царской охоты в Новгородской губернии Толстой пытается заступиться перед Александром II за сосланного в Сибирь Чернышевского. Но — неудача и размолвка с императором.
В январе 1866 года в журнале «Отечественные записки» (№ 1) печатается «трагедия в пяти действиях» «Смерть Иоанна Грозного». Весной Толстой путешествует по Италии, а в августе лечится в Карлсбаде.
12 января 1867 года состоялась премьера «Царя Фёдора Иоанновича» в Александринском театре. В Петербурге выходит единственное прижизненное издание сочинений А.К.Толстого — «Стихотворения»; в него включено 131 стихотворение. 30 января 1868 года по приглашению Великого герцога Веймарского Толстой присутствует на премьере «Смерти Иоанна Грозного» на сцене придворного театра в Веймаре (перевод Каролины Павловой). В мае журнал «Вестник Европы» (№ 5) публикует «трагедию в пяти действиях» «Царь Фёдор Иоаннович».
В феврале — марте 1869 года совершает с женой поездку в Одессу, где Софья Андреевна лечится от бессоницы. (Только здесь появляются признаки болезни жены, которые проглядывают во многих стихах того времени – см. выше.) Весну и лето Толстой проводит в Красном Роге, но и на природе болезнь обостряется. В июле у Толстого гостит А.А. Фет. В 1870 году в «Вестнике Европы» (№ 3) печатается «трагедия в пяти действиях» «Царь Борис». Летом Толстой задумывает пьесу «Посадник» и начинает работать над ней. Весной 1871 года во время охоты на вальдшнепов Толстой простужается. У него происходит новое обострение болезни, и в течение года он ездит на лечение в Германию. В этом году он пишет стихотворение «На тяге».
Да, Толстой не классик в обыденном понимании этого слова (есть ли точное литературоведческое определение «классика»?!). Но он интересен, он силён своим умением всегда сохранить собственный взгляд на мир, на его явления, на человека. И, конечно, на литературу. По счастью, не завися от заработка писательством, ни дня не быв литературным подёнщиком, он получил возможность совершенно свободного отношения к свершениям словесности — любым, даже считавшимся каноническими.
Гармония… Иногда Алексея Константиновича Толстого называли самым гармоничным писателем в русской литературе. Это справедливо, если говорить о его стиле, соразмерность которого сочетается с удивительной художественной энергией слова. И не совсем точно, если, перелистывая его произведения страница за страницей, вспоминать, как остро чувствовал он не только тяготы и лишения, — саму высокую драму земной жизни.
А его собственная жизнь шла на убыль. 23 декабря 1873 года, в один день с Л.Н. Толстым Алексея Константиновича избрали членом-корреспондентом Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности. Но невралгические боли усиливались, Толстой пытался спастись от них в тишине Красного Рога, затем, в конце сентября 1874 года отправился в новое заграничное путешествие. Увы, перемена мест помогла ненадолго — весной следующего года Толстой почувствовал себя хуже. Он начал принимать морфин, препарат, который в те времена становился всё популярнее, а о его наркотических свойствах мало кто задумывался. Но ни морфин, ни поездка в Карлсбад в начале лета уже не помогли. Более того, в августе болезнь обострилась, и 28 сентября (10 октября) 1875 года Алексей Константинович после чрезмерной инъекции морфина скончался в Красном Роге. Мы с горечью должны признать, что этот могучий человек, ещё далёкий от возраста старости и телесной дряхлости, пал жертвой наркотической зависимости. Всего за несколько месяцев убийца-наркотик покончил с ним.
Толстой завещал похоронить себя в дубовом долбленом гробу, но, когда его доставили из Брянска, он оказался слишком коротким. Гроб был сожжён, а поэта похоронили в гробу сосновом — в фамильном склепе близ Успенской церкви в Красном Роге. Могила сохранилась, сейчас в селе (ныне Почепского района Брянской области) существует литературно-мемориальный музей имени А.К. Толстого. По свидетельству Лескова, Толстой, страдая от болей, воскликнул незадолго до рокового часа: «О, как тяжело разлагаться на стихийные начала». Но и в этих словах он, великий жизнелюбец, остался самим собой — художником, всегда соизмерявшим бренное с вечным.
Много лет спустя князь Дмитрий Шаховской, ставший в изгнании иеромонахом Иоанном, настоятелем Свято-Владимирской церкви в Берлине (впоследствии архиепископ Сан-Францисский), писал в своей книге «Пророческий дух в русской поэзии. Лирика А.К. Толстого» (1938): «Иоанн Дамаскин оттого так удался Толстому, что в сущности Толстой писал о себе. Так совпали в вышнем плане дары и дороги двух поэтов… Там — апофеоз любви ко Христу, в слове выражаемый. Здесь — этот же апофеоз, но выраженный еще и в поэме — об апофеозе этой любви. «Тропарь» Иоанна — лучшее поэтическое переложение погребальных песнопений Православной Церкви. Здесь гениально передана «духовная перекличка» молящихся, живущих на земле людей, с отшедшей душою, которая из того мира открывает реальность своей плотской смерти, а живущие на земле, отвлекшиеся своими песнопениями от суеты призрачной жизни, умоляют Господа об ушедшем человеке… «Лишь именем Христа» хочет говорить поэт. «Именем Христа» — это значит Его правдой, в Его любви… Пушкин написал о Пророке, глагол которого остался неизвестен… Алексей Толстой явил этого Пророка в его глаголе. Явил то, что пророк этот призван был сказать русскому народу». В этих словах выдающегося религиозного мыслителя и незаурядного поэта очевидно указано направление, которое приведёт нас к пониманию особого единства в многообразном творчестве Алексея Константиновича Толстого, поможет раскрыть его главную и единственно важную для всех тайну — тайну неиссякаемой жизненности и красоты его творений.»

Усадьбы Овстуг и Красный Рог находятся недалеко друг от друга, но удивительно, что Тютчев и Алексей Толстой ни разу не бывали в соседних имениях. Они жили в одно время, наверняка, встречались в свете, но об этих встречах тоже не сохранилось никаких сведений. Объяснение этому, видимо, что Тютчев довольно редко бывал в зрелые годы в своем брянском имении, а Толстой в Красном роге жил много и даже умер здесь. «Роднит» их только то, что Елена Денисьева была из старинного рода, который каким-то боком был связан с Разумовскими – предками Толстого. 

Теперь о самой музее-усадьбе Красный Рог. Из Википедии:
Красный Рог» — воссозданная в начале 1990-х гг. усадьба поэта и драматурга А. К. Толстого в 2 км к северо-востоку от одноимённого села Почепского района Брянской области (ранее Черниговской губернии). В царствование Екатерины II окрестные земли, как и сам город Почеп, относились к обширным владениям бывшего малороссийского гетмана Кирилла Разумовского и его сына Алексея. Небольшой усадебный дом называли в обиходе «охотничьим замком», поскольку сюда граф Разумовский выезжал из своей почепской резиденции на охоту. Обстоятельства его возведения неизвестны, равно как и архитектор. Алексей Разумовский завещал Краснорогскую волость своим детям, рождённым вне брака и получившим фамилию Перовских, — Льву и Василию. В 1825 г. в усадьбах Красный Рог и Погорельцы поселился их брат Алексей — известный литератор, публиковавшийся под псевдонимом «Антоний Погорельский». После разрыва с мужем сюда приехала воспитывать маленького сына и его сестра, графиня Анна Толстая (1799—1857). Вслед за смертью брата она становится в 1837 г. полновластной хозяйкой Красного Рога.
Сын Анны Алексеевны — Алексей Константинович Толстой — своими ранними литературными опытами продолжил «готическую» традицию в русской литературе, основы которой заложил его дядя написанной в этих краях фантастической повестью «Двойник, или мои вечера в Малороссии». В 1841 г. молодой граф публикует под псевдонимом Краснорогский повесть «Упырь», где речь идёт о вампирах, избравших своим логовом дворянскую усадьбу.
Из-за натянутых отношений с матерью Толстой свил невдалеке от Петербурга собственное «дворянское гнездо» с поэтичным названием «Пустынька». Только после смерти матери и выхода в отставку (1861) он переезжает на постоянное жительство в Красный Рог. Здесь он работает над поэмами и драматическими сочинениями на исторические темы.
В 1875 году А. К. Толстой, страдавший от сильных головных болей, умер в Красном Роге от передозировки морфия и здесь же, в сельском храме, был похоронен. Его вдова Софья Андреевна вернулась в столицу. А ещё через 2 года (13 и 14 июня) в опустевшем имении побывал философ В. С. Соловьёв.
Музей А. К. Толстогоэ
Из строений усадьбы, помимо церкви 1777 года, поэта помнят только флигель и домик хозяйственного двора (бывшая прачечная). Остальные хозяйственные постройки (домик садовника, сторожка и др.) возведены наследниками уже после смерти А. К. Толстого. Сам же «охотничий замок» сгорел во время войны, в ночь на 1 января 1942 года.
Литературно-мемориальный музей А. К. Толстого был открыт 3 сентября 1967 г. в сохранившемся флигеле усадьбы. Рядом установлен в 1972 г. бюст поэта. Экспозиция музея состоит из вещей, которые удалось собрать в окрестностях. Это личные вещи поэта, предметы быта его эпохи, копии портретов его знакомых, старинные книги. Со времени своего создания ежегодно в последнее воскресенье августа музей проводит в Красном Роге областной день поэзии «Серебряная лира».
Проект воссоздания главного дома усадьбы брянский архитектор В. Н. Городков подготовил ещё в 1960-е годы. Однако реализовать его удалось лишь в 1988—1993 гг. при поддержке брянского писателя Н. М. Грибачёва.
В 2014 году Министерством культуры было выделено 40 миллионов рублей для воссоздания оригинального интерьера музея-усадьбы. Часть предметов интерьера XIX века будет выкуплена из частных коллекций. Самым дорогим приобретением для музея может стать шкаф стоимостью 2 миллиона рублей. Директор Елена Ловяго отметила, что доподлинно не известно, как был обставлен дом писателя, поэтому работники музея ориентируются на типичный облик дворянской усадьбы того времени.
В 2017 году всю мебель из усадьбы направили на реставрацию в преддверии юбилея А. К. Толстого.

Теперь о нашем посещении Красного Рога (из снятого видео):
Для нас в музее зажгли свет, и будут проводить экскурсию. А на территории много всяких мелких построек – здесь детский санаторий. Склеп, где похоронен Алексей Толстой и его жена Софья Андреевна. Успенская церковь 1798 года. Наше видео. Экскурсовода не было - только мой закадровый комментарий.
Первый зал каких-то предков. Портрет Разумовского. Мать была воспитанницей или внебрачной дочерью графа Разумовского. На стене какая-то грамота. А на другой – что-то, относящееся к Толстым. Отец у него Толстой. Картина дома, видимо, старого. 1867 года. В следующей комнате  портрет дяди Толстого. Пушкин, Жуковский, Карамзин. Какие-то картинки, относящиеся к Красному Рогу. Еще один дядя. Еще портреты маленькие Гете, Брюллова, Шевченко, Гоголя. Толстой ребенком. То есть, кого он читал ребенком. Дом восстановлен в 1967 году. Реальный стол, за которым работал и умер Толстой. Болезней было много, и умер он в 57 лет. И здесь же похоронен, вообще-то, он был здоровяк. Гиря двухпудовая, которую он подкидывал на высоту двух метров. Картина, где он в молодости на охоте. 41 медведя завалил, однако. Что-то он колол в 67 году. Комната, посвященная Пруткову. Братья Жемчужниковы и Козьма. Гостиная, ломберный столик, который раскладывается, диваны. Спальня Софьи Андреевны, ее портрет, ее первый муж, участник Крымской войны. Картины боевых действий. Икона Алексея Божьего человека, которой освящали это здание, и поместили сюда. Аксаков, Тургенев. Рабочий кабинет Софьи Андреевны, стол, который имеет откидывающуюся крышку и сам закрывается еще одной крышкой. Портрет самой Софьи Андреевны. Еще русская церковь в Дрездене, где они венчались. Переходим по узким коридорчикам. Тютчев (возможно, сотрудники музея и могли что-то рассказать о его связях с Толстым?). Комната, посвященная «Князю Серебряному», временам Ивана Грозного. Вот он самый и есть, душегубчик. Еще какие-то библейские сюжеты, видимо, по произведениям Толстого. Зал с колоннами - столовая, реальный рояль из Одессы. Портрет матушки и батюшки. По стенам раньше были развешены гобелены с сюжетами охоты. Дом выстроили с участием академика Лихачева в 1967 году. Толстой умер в 1875 году, потом умерла жена, и что было потом – не ясно. И неизвестно, что было здесь с 1917 по 1941 годы.
В общем, малоинформативное видео.
После мы поехали в Брянск и по дороге заехали в Свенский монастырь (об этом рассказ вместе с Брянском) и обратно в Овстуг, где была вторая ночевка.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то пишите atumanov46@mail.ru