9 марта 2021г. Думай Литва, думай!

Ан Леере
      В сети активно обсуждается исход белорусского транзита из Литвы, многие считатю, что литовским властям придется пересмотреть свой подход к транспорту. Все бы ничего, можно пересмотреть, конечно, вот только одна беда, даст ли это сделать независимой Литве ее хозяин. Но надо заметить, что и сами литовцы не очень то сильны в принятии умных решений. Мне почему-то вспоминается давнее, что-то похожее на миф о Великом литовском княжестве. В конце Первой мировой войны после первых серьёзных боёв польских частей с наступавшими красными войсками (14 февраля 1919) в первой фазе советско-польской войны в начале марта 1919 года польская армия, поддержанная войсками Литовской Тарибы и немецкими частями, оставленными в Литве, перешла в наступление. Где-то именно в это время была принята попытка создания Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики (Литбел, Социалистическая Советская Республика Литвы и Белоруссии), советской республики, государства между РСФСР и Польшей. Оно было созданно на занятых Красной армией территориях современных Белоруссии и Литвы, но просуществовало оно несколько месяцев (февраль — июль 1919). Приближение польских войск к Вильне нарушило все плаыы. 8 апреля республика была объявлена на военном положении. 19 апреля был создан Совет обороны (Мицкявичюс-Капсукас — председатель, Калманович, Уншлихт; позднее были введены Е. Б. Бош, Кнорин, Циховский). К нему перешла вся полнота военной и государственной власти в республике. После того, как польские части заняли Вильну (19 апреля 1919; примерно в то же время поляками были заняты также Новогрудок, Барановичи, Лида), руководство Литбела переместилось в Минск.
       19 июля СНК Литбела принял постановление о передаче всех дел Минскому губернскому Революционному военному комиссариату. На этом история Литбела прекратилась; вскоре после принятия упомянутого постановления, после 40 дней обороны, польскими войсками был занят и Минск (8 августа 1919). Но, похоже эта часть истории забывается, а тем не менее, именно она позволяет понять почему и сегодня Литва пытается ровнять поведение Белоруссии под себя. Но, видимо, одно дело желать, а другое реальная жизнь под хозяином, у которого, без сомнения, несколько другие планы на фарш.
       Порты России в поледнее время активизировали работу по транзиту нефтепродуктов из Белоруссии, об этом подписан договор о сотрудничестве между Россией и Белоруссией. Этому способствовала недружественная позиция Литвы в отношении Белоруссии. Литва все еще полна фантазий, а как мне видится, фантазии Литвы полны оптимизма. Вполне возможно, что Литва выйдет на первое место по экспорту метеллолома, ведь разобрать придется не только железные дороги, которые уж давно в многих местах заросли травой и лесом. 
       "Литва переживает довольно сложный период, так как Беларусь забирает свои грузы и передает их российской инфраструктуре. В этой ситуации прибалтийское государство пытается расширить спектр своих услуг и найти новых союзников", — пишут авторы Railfreight. С эти не будет спорить ни один литовский эксперт, но изменить складывающуюся для Литвы неудачно ситуацию никто не сможет. И тут дело не только в позиции политиков литвы, но в в желании заморского хозяина. А его то такое положение устраивает и вполне.
       Неприязные отношение между Белоруссией и Литвой объясняются недальневидной политикой литовской власти, которая по сути не имеет своей политики и плетется в хвосте Польши, изображая из себя политическую силлу способную повлиять на поведение соседей. Литва в итоге многое потеряла, в то время как Польша все больше и больше способствует усугублению проблем с портами Литвы, забирая у нее и то немного, что еще осталось. Так что, кажущаея независимость Литвы все больше выглядит смехотворной. Видимо, мудрецы в Вильнюсе перемудрили внешнюю политику страны, генетическая русофобия и высокомение в отнош9ении белорусов не способствуют нормализации жизни в Литве, все на что можно расчитывать в будущем - это благосклонность заморского хозяина, который может быть не пустит фарш на котлеты.
      В этой связи интересно читать в сети заключение экспертов из Нидерландов, которые полагают, что в сложившаяся ситуации Вильнюс будет вынужден изменить свой подход к транспорту. Эксперты считают, что Литва вынуждена будет поменять налоговую политику в отношении автомобильных перевозок. С 2023 года плата за пользование дорогами будет зависеть от пройденного расстояния автомобиля. Чтобы не нести убытки с железнодорожной сферы, Литве придется развивать отношения с западноевропейскими странами. Вот только мне кажется, что железнодорожные пути придется разбирать, что как я полагаю не является признаком улучшения ситуации в транспорте и перевозках.
      Не добавляют оптимизма и заявления министра транспорта и коммуникаций Литвы Мариуса Скуодиса, который заявляет, что Вильнюс возлагает большие надежды на проект Via Capathia — еще не построенная сеть автомобильных дорог, которая должна соединить Клайпеду с греческими Салониками. Также страна верит в успешность проекта Rail Baltica. Магистраль должна связать Прибалтику со странами Западной Европы. И надо заметить, что и эти проекты не добавляют оптимизма. Железные дороги в Литве все равно придется разбирать, а это никак не говорит об каком-то улучшении в транзите грузов через Литву, а скорее о чем-то совсем другом.
      "Однако ни один из этих планов не станет реальностью пока Литва не сдаст в эксплуатацию проект Rail Baltica", — сообщил литовский министр. Эти заявления хороши, но в них нет ни слова о том, что Литва теряет в связи с тем, что заняла не правильную позицию в отношениях с Россией и Белоруссией.
      Думать есть о чем, вот только думанье проблем не решает.