Кто ранил ангела?

Юлия Дейнека
 Автор Hugo Simberg, год 1903, название «Раненый ангел». Страна Финляндия. Течение в живописи: СИМВОЛИЗМ , предвосхитивший изобразительный метод метафизической живописи. Кратко о течении метафизическая живопись:  метафизическая живопись — это контраст между реализмом и миром грёз,  символизмом и фантазией. Целью метафизической живописи является поиск первопричины, основы, смысла определённого явления. Основой метафизической живописи является иносказание. Именно с  его помощью автор выходит за стандартные рамки, придаёт особый контраст между атмосферой конкретных предметов реальности и существованием абстракций, которые в неё помещены, усиливая ирреальный эффект. Многие художники искали метафизическую раздвоенность между двумя мирами, миром живого, движимого, и неживого, вследствие этого произошло перекрещивание признаков: живое похоже на неодушевлённое, а неживые предметы живут особой тайной жизнью.

Что видишь?  Дети. «Детство часто держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать взрослые люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость позднейших лет». Почему художник выбрал главными героями детей? Возможно, для того чтобы подчеркнуть о вечном поиске, переходящем от поколения к поколению, и выяснении вопроса: что же есть такое истина и как её достичь в обществе? Он через сюжет с участием простодушных детей затронул одну из важнейших тем бытия: существование правды, чью сторону она выбирает, как выглядит, социальное неравенство.
Но обо всём по порядку… Начну с течения, к которому я бы совместно со многими людьми, интересующимися художественным искусством отнесла бы это произведение: символизм. Его название говорит само за себя, таким образом мне ничего не остаётся делать, как искать и разъяснять символы и тайны, оставленные автором без объяснений.
Первая фигура, в честь которой даже названа картина – ангел. Я здесь вижу не совсем ангела, а квинтэссенцию (пятый элемент, одна из основных стихий, «пронизывающая весь мир … душа — дух мира, одухотворяющий все тела, … великая творческая сила, которой Бог наделил материальный мир») Ники-победы и Фемиды-правосудия. Той, которая витает над головами воюющих вне зависимости от вида войны, а любой спор это некоторого рода битва разных взглядов на одну ситуацию и Фемиды, которая родила на свет Благозаконие вместе со Справедливостью. Основной атрибут Ники –это её крылья, здесь художник ничего не менял и оставил всё как есть. С Фемидой же всё намного сложнее, на мой взгляд, Hugo Simberg незаурядно постарался, чтобы скрыть явственные образы этой древнегреческой богини. Перед нами предстаёт «финская Фемида»: завязанные глаза, которые говорят о вынужденном беспристрастии этой героини, упавшей с небес на два вида суда: оценка своей небесной судьбы людьми и суд над людскими пороками и ошибками. Весов же созерцатель картины здесь не увидит: их заменили сооружённые руками мальчиков носилки.   Перейдём к оставшимся атрибутам богини Правосудия, здесь шагнём в Античность. У греков это был рог изобилия, который принадлежал богу богатства Плутосу, сразу чувствуется саркастическая метафора. Она прошла от древности до наших времён: «правосудие в глазах людей  на стороне богатства» - греки без идеализации небес, более тленно подметили суть праведности и не стали её недостижимый лик обожествлять, раскрашивать какими-то мнимыми почестями, и даже чуть задели её тонкую грань греховности. У римлян же один из атрибутов Фемиды – меч, символизирующий возмездие над ложью. Но юстиция настолько запутанная вещь, что здесь голыми фактами об атрибутах не обойтись. Кто же запутал юстицию? Да ответ здесь совершенно несложный: люди, мы сами, наши необдуманные поступки, наши мимолётные идеи, порой перерастающие в кровавые идеологии.
Образы двух мальчишек - это поколения, следовательно, это символы истории тех лет, когда создавалась картина, таким образом через их фигуры перейдём к отрезку летописи 1900-1920гг. Финляндии. Первый ребёнок: головной убор котелок – признак денди, аристократа, который вышел из среднего класса, своим видом олицетворяющий жёсткое противостояние принципу уравнительности, противостояние буржуазному образу жизни. Эта часть населения проявляет своё мнимое превосходство через моду и внешний вид. Умеренность и кажущаяся простота облика денди была плодом многочисленных, но тщательно скрываемых, ухищрений и больших денежных затрат.  Денди — это лидер моды, который диктует чёткий вкус и стиль в одежде, а также придерживается определенного кодекса поведения. Костюм, выступавший противовесом вульгарной роскоши, отличается прежде всего благородной сдержанностью, что в то время было новаторством. Принципы дендизма предписывали: «Избегайте пестроты и старайтесь, выбрав один основной спокойный цвет, смягчить благодаря ему все прочие»; «В манере одеваться самое изысканное — изящная скромность». Во времена викторианской эпохи в  обществе царили ценности, исповедуемые средним классом, старавшимся внешне приблизится к буржуазной верхушке, но внутри презирающие и насмешливо относившимся к её блеску и  мишуре. Трезвость, пунктуальность, трудолюбие, экономность и хозяйственность ценились и именно в эту эпоху указанные качества стали доминирующей нормой. Такие же идеи и правила поддержала значительная часть   рабочего класса. Представители среднего класса верили, что процветание — это вознаграждение за добродетель и, следовательно, неудачники-работники не достойны лучшей участи и примыкания к группе денди.
Зачем автор выделил принадлежность детей к Англии через внешний вид, ведь действия разворачиваются в Финляндии? Я думаю, таким образом выражается протест против русского социализма через английские идеи капитализма. Великое княжество Финляндское было в составе Российской империи вплоть до 1917 года. Именно через образы детей, богача и бедняка, соорудивших носилки, передаётся дух истории и финского народа в то время. Художник, благодаря единственной горизонтали в картине: лица ребёнка из рабочего класса, предугадывает будущее Финляндии и её свободу благодаря этому классу, а вещи, угадывающие ход истории, становятся в будущем шедеврами. Последний символ, изображённый на 2 картинах – это кровь на белоснежных ангельских крыльях. Несомненно, это тонкий протест против установки, которая существует в обществе до наших времён и никак не может исчезнуть прочь из людских голов. Капли крови на крыльях – символ того, что люди приоткрыли занавес к ужасной идее и живут с ней в голове до сих пор: «Мир во всём мире осуществится только тогда, когда содержимое кровавых рек будет пополняться, как благодаря вынужденному жертвоприношению, так и благодаря осуществлению идеологий об уничтожении подобных себе».

После всей этой массы информации о символах и событиях из истории Финляндии и не только. Хочу расслабить мозг читателя своими вымыслами и полётами фантазий, написав небольшую историю на основе этой картины.
Как «Финское правосудие» оказалось на земле? Факты, повлиявшие на падение: 1) рог изобилия, нарушавший небесные порядки, правосудие не должно соприкасаться с символом богатства. Словно история с волшебным посохом и главной героиней в русской сказке «Морозко»: кто до посоха моего коснётся, тот не проснётся. С рогом же – «не хватай в руки, иначе полетишь вниз и будешь вершить судьбы людей и разбираться, что есть правда, а что ложь»; 2) альтруизм самого ангела и осознанное грехопадение. Он прекрасно понимал, что правда на земле необходима больше, чем на небесах. Не мог больше ангел наблюдать призыв людей, поднявших вверх свои головы, с мольбой о встрече с Истиной лицом к лицу, но при этом продолжавших совершать безнравственные поступки. Ангел хотел преступить условность, что про Истину узнают лишь только тогда, когда к ней падает интерес; 3) импульсивность и молодость героя.
«Финское правосудие» упало с небес девственное, чистое, здоровое (светлое одеяние и белокурые распущенные волосы) с рогом изобилия, полным цветов, в правой руке, который вследствие падения разбился, а от него остался лишь небольшой, невзрачный букетик белых цветов. Да, возможно, художник, пытаясь подчеркнуть принадлежность картины финским землям, поэтому изобразил в руках ангела связку ландышей –национального символа Финляндии. Рог изобилия предоставил кроме букета осколки, поранившие глаза и крылья здоровому ангелу. В мире, где каждый сам за себя ангел почувствовал тяжесть своей слепоты и участи, да и эти огромные крылья за его плечами… Крылья, которые стремились к полёту и по памяти поднимали его дух вверх, но всё-таки, меч и божественный альтруизм тянули тело и ноги вниз. Возможно, именно так и происходит окончательное покидание с небес и переход от небесного мира к земному. Именно идея возмездия и жертвенность спускают чистых ангелов с небес для того, чтобы их приняли за ошибку бога и запятнали одеяние и внутренний мир своими идейными взглядами и последствиями поступков люди, давно поделившее себя на социальные группы.  Таким образом, за необдуманную связь с рогом изобилия Ангел правосудия был изгнан с небес и наказан оружием, которое находилось в его правой руке. Говоря об оружии, я подразумеваю вовсе не меч, а символ богатства и властности, в какой-то мере, - рог изобилия, ослепивший ангела для затруднения в различии честных людей от нечестных.  Кроме приобретённой слепоты, остались ненужные крылья, отличающие его от других, от земных существ.  После всего произошедшего потрясения вместо первоначальной цели возмездия ангел, возненавидел свои пораненные крылья, которые ворошили его память, и дошёл до настолько сильной степени отчаяния, что пытался их отрубить мечом. И лишь в этот момент колоссальной кульминации личной истории ангела, его отыскали два мальчишки, которые постоянно вели спор между собой и не знали слов «дружба»; «договор»; «мир». Парни отобрали оружие из рук неизвестного существа, мало ли ещё войну принесёт в их детский мирок. Сталкиваясь с удивительными трагедиями, и страшными ситуациями, где присутствует первая кровь и ранение иногда люди забывают о спорах, обидах и не хотят войн от рук, непричастных к идейным течениям, ведь иначе произойдёт глупое убийство непричастных к делу. Они верят в глупую мысль: «война без идеи – страшное разрушение, война за идею – ход истории и народа к совершенству». При столкновении с неизвестностью происходит некоторое прозрачное объединение с целью определить куда-нибудь божью ошибку. Бедняк предложил завязать глаза ангелу и окружить его заботой: при благоприятных обстоятельствах прогружённый во внутрь себя человек исцеляет дух, а забота приводит в порядок тело. Богач, спрятав в тернистые кусты меч, решил взять инициативу в свои руки и донести с помощью бедняка небесное существо в приют, который имел вид ветхого дома, так в будущем и назвали этот дом «Дом Правосудия».
Соорудив носилки, которыми управлял ребёнок-денди, ребята доставили раненого ангела в приют. При каждом совершаемом шаге богач думал о мече, припрятанном в тернистых кустах, и о скором воздействии его острых лезвий для доказательства своей правоты. Вопреки необычности ситуации, образ раненой птицы сохранился в сердцах детей по-разному. Богач –сожаление о наивности, помыслов и целей спускания на землю, ведь за богачом и бедняком стоят миллионы и одному ангелу не справится, а также с насмешкой о глупых повреждениях своего чистого и здорового тела. Бедняк – надежда и мечта о выздоровлении ангела, о его прозрении Истины сквозь повязку. Он верил, что ангел узреет несправедливость мира и решит все земные катастрофы в обществе, предоставленные когда-то родителями, за детей. А пока нужно время и несколько листов в книге под названием История, дабы светлые мечты бедняков воплотились. Они, несомненно, воплотятся, и мир примет облик идиллии без оружия, что спрятано в тернистых кустах, войн за взгляды и множества пролитой крови. Пустынная земля на которой живут миллионы мальчишек и девчонок разных сословий и взглядов узнает слова «мир» и «единоличная правда» = «закон».
Картина интерпретирует мысль, что люди сами несут веру, богов, соблюдение моральных и социальных норм на своих руках. В мире нет как таковых грехов, покаяний, исповеданий – да, от этого наша внутренняя жизнь становится облегчённой, потому что мы возлагаем все свои заботы на что-то сверхъестественное, на ошибку богов, часть которой находится в ветхой «избе Правосудия», в мире же есть только действия, оцениваемые окружением и цена, которая запечатлевается внутри нас за всё содеянное.  Разве мы умеем делать выводы из каких-то случаев и после этого брать свою собственную жизнь только в свои руки?
А всё-таки как же мы делаем больно тем, кто пришёл с неба, и за сладкие речи-прощенья во время исповеди каждого нам придётся массово стыдиться, краснеть на скамье подсудимых. В груди любого, вне зависимости от социального положения, -клетка, а вместо сердца здесь бьётся кровавыми крыльями раненая птица. Мы окрашиваем досуг ненужными удобствами, омываем себя нектаром, чтобы смыть горечь, доставшуюся от поступков, совершённых над раненым ангелом. Забываем всё, что было. Перечёркиваем старую жизнь, начинаем всё сначала. Но во сне не узнаём покоя, потому что именно там мы слышим, как эта бедная птица в реальном мире, вроде, смиренно молчала, однако где-то внутри себя дико рыдала и бешено вопила. Никогда не стоит забывать: личное наказание кроется в нас самих, а не в прародителях и Отцах, оно исцеляется исключительно нашими же поступками, словами и выводами, рождёнными благодаря анализу и рассуждениям.