О всеобщем спасении 2

Аркадий Костерин
 

   Думаю, что это, наверное, последняя моя заметочка на тему о всеобщем спасении. Но, чтобы объяснить это, изложу свои мысли по порядку. – Давно уже я размышлял над возможностью всеобщего спасения. Написал на эту тему около десятка статей. Естественно, для этого опирался на христианские догматы и учение Святых Отцов, которые для меня непререкаемы. Использовал при этом также труды Павла Флоренского, профессора Осипова, применял свои знания по Квантовой теории и Многомировой концепции. Сложилось несколько вариантов, которые меня устраивали – для частного пользования. Но, со временем, у меня возникли сомнения в полезности этого занятия, хотя бы даже и для личного пользования. Решил посоветоваться со знающим и уважаемым человеком. Вот что я ему написал:

   Исходной позицией моих построений является такое рассуждение:
Всемогущий и Всеведущий Бог хочет нас спасти. Может ли Его Воля не исполниться? – Общепринятый очевидный ответ такой: Может, поскольку Господь дал людям свободу! Поэтому Он не может спасти человека против его воли. – Если сам человек не захочет спасаться, то он выбирает Ад. А Бог, очевидно, с этим смиряется. – Однако этот очевидный ответ лишь на первый взгляд кажется исчерпывающим.

   Ведь, если Бог Всеведущ, то Он знает наперёд о неверном выборе Своих созданий. Для чего же Он тогда их создал, если они обречены на вечную муку? Почему бы Ему не дать жизнь только тем людям, которые спасутся? – Это как-то противоречит христианскому представлению о Милосердии Божьем! Если Бог – это Любовь, то зачем же Он создал мир, в котором люди обрекают себя на вечную смерть? А ведь Всеведение Бога обрекает и Его Самого на неимоверные мучения, потому что Он сострадает каждой Своей твари*! Причём, это бессмысленные мучения, ничего не созидающие и безысходные. – Как-то это не увязывается с образом Всемогущего Творца, создавшего в Вечности совершенный Мир! Для маловерных, вроде меня, такие вопросы порождают кощунственные сомнения в успешности Творения и Всемогуществе Бога.

   Единственный мой ответ на эти недоумения таков: мы совершенно не понимаем, ни Бога, ни мира, который Он создал. То, что мы не понимаем Бога – это нормально, ведь Бог для нас непознаваем. (Он просто Сам сказал нам о Себе всё, что нам нужно). А вот изменить своё представление о мире мы можем. – По-моему, это единственный приемлемый для христианина выход. – Потому, что сомневаться в качествах Бога и в Его намерениях мы не можем. Никак нельзя нам сомневаться в том, что Бог о Себе сказал и в том, что стало известно, благодаря богодухновенным Святым Отцам! – Ведь это Основы Веры, а Вера является основой жизни! Изменить же представления о мире, который создал Бог, мы вполне можем – современные научные знания это позволяют. В частности, я имею в виду квантовую теорию. – И тогда, может быть, мы лучше поймём Промысл Божий о человеке?

   Не буду углубляться в обоснование предлагаемой модели мира, об этом я писал в других своих статьях, например: (1,2,3,4). Вкратце, моя идея состоит в том, что Бог создал Квантовый Мир**. Этот физический Мир описывается Квантовой Механикой, которая имеет несколько интерпретаций.
   В своих построениях я исхожу из Многомировой интерпретации Квантовой механики, которая позволяет утверждать, что все многообразные варианты физических и психических событий реальны, но имеют различную вероятность. Это проявляется, в частности, в многообразии человеческой личности. То есть, можно утверждать, что человеческая душа содержит великое множество вариантов личности, которые проявляются, время от времени, в сознательной жизни. – Проявляются с частотой, соответствующей их значимости в жизни души. Душа цельна, но различные её грани проявляются во времени раздельно. Эти грани известны психиатрам как комплексы бессознательного. В моём понимании, эти грани являются реализациями различных вариантов личности.

   Перейдём теперь, к собственно, версии спасения. Обязательным условием построения этой версии является единство души и единственность сознания. Об этом нам говорит Священное Писание и Святоотеческое Предание, т.е. это аксиомы. Моё предположение о спасении состоит в том, что к спасению ведёт воспитание души, научение её законам Духовного Мира. Это вполне соответствует Учению Церкви. Интерпретация, которую я себе позволил, предполагает, что свойства Квантового Мира позволяют вести научение души во множестве параллельных вариантов, как бы в «параллельных мирах», благодаря чему вероятность спасения радикально возрастает. Проблема разделения параллельных вариантов личности во времени и пространстве, в принципе, решается. – Жизнь человека представляется как последовательная передача «дневного сознания» от одного параллельного варианта личности к другому*** (1).

   На переход дневного сознания от одного варианта к другим влияет «благодать», приводящая к отбору перспективных вариантов, благодаря чему условный «центр души» смещается в нравственных координатах. Механизм действия благодати я представляю себе так. – Жизнеспособны лишь те варианты личности, которые соответствуют Божьему Промыслу о человеке и спасению души. Можно сказать, что только варианты, ведущие к спасению, укореняют жизнь души в вечности. Поэтому, по мере перехода сознания личности от одного варианта личности к другому происходит отбор, как бы, отсев негодных вариантов. Душа, вследствие этого, перемещается в нравственных, качественных измерениях, приближаясь к Промыслу Божьему. Впрочем, это всего лишь техническая модель реализации принципа воздаяния по вере, наверное, не исключительная.

   Многомировые модели спасения приводятся во многих моих статьях. Например: (5,6,7,8). Недавно я нашёл философское подтверждение своей концепции с христианской позиции (9).

   Теперь о том, почему такие построения кажутся мне не душеполезными. – Дело в том, что они снижают мою ответственность за совершаемые грехи, за мой актуальный нравственный выбор. – Дескать, не здесь, так в другом варианте спасусь! В общем, они переводят мою веру в область «теплохладных» умственных оценок. И это очень опасно! Кроме того, позиция поиска «современного» ответа на скрытые от человека истины не смиренна, в ней мало доверия к Богу и к Его Милосердию. Все-таки, это скрытое самоутверждение гордого, но по сути, ограниченного разума. Не христианское это дело! – Мне стало это окончательно ясно во время чтения Акафиста св. Спиридону, когда я услышал слова: «Радуйся, яко научил еси не испытовати еже есть превыше разума и мудрости человеческия». В этом ответе и проявилось, по-моему, милосердное попечение Божье о моём спасении.

Предлагаемые источники.
1. Костерин А.М. Многомировая концепция жизни. http://proza.ru/2014/02/01/1294
2. Костерин А.М. Деятели в эволюции. http://proza.ru/2017/10/05/135
3. Костерин А.М. Как мы проживаем параллельно все жизни. http://proza.ru/2020/08/14/1299
4. Костерин А.М. Многомировая индивидуация в религиозном аспекте. http://proza.ru/2020/08/03/832
5. Костерин А.М. Бог создал квантовый мир. http://proza.ru/2020/05/29/900
6. Костерин А.М. Размышления о рассечении душ. http://proza.ru/2012/07/31/1274
7. Костерин А.М. О предсуществовании души. http://proza.ru/2014/07/29/752
8. Костерин А.М. Концепция многомирия и религия. http://proza.ru/2012/09/18/1968
9. Карпицкий Н.Н. Понимание вечности с православной позиции. http://hpsy.ru/public/x2343.htm

*Конечно, это антропоморфное представление, лишь условно применимое к Богу, пребывающему вне времени. Но, я убеждён, что эта модель оправдана. – Ведь такое представление вполне применимо к человеческому воплощению Бога-Слова. Краткую дискуссию о страданиях в Царстве Божьем я привожу в Приложении.
** Эта идея не является революционной, потому что привычный для нас классический мир можно рассматривать как граничный вариант квантового мира. Вполне естественно считать, в этом контексте, что Бог создал не частный случай, а обобщённую, универсальную реальность.
*** Это не оксюморон. – Дело в том, что параллельные варианты личности имеют разную продолжительность. Кроме того, я предполагаю, что маловероятные варианты имеют замедленный темп времени ().

Январь - март 2021