Понятие гуманизма и гуманистической культуры

Эмилия Ка
Русская Христианская Гуманитарная Академия
__________________________________________________



Эссе по философии на тему
“Понятие гуманизма
 и гуманистической культуры”


Гуманизм, возникший в эпоху Возрождения первоначально всего лишь, как казалось, хотел обратиться лицом к человеку.  Обращенность к Небу, свойственная эпоху Средних веков и высокая настроенность духа стала недоступной для людей. Бердяев видит одну из причин Ренессанса в избытке свободной творческой воли.  Желание воплотит эту волю в жизнь  побуждает людей нарушить благодатную ограду Церкви и  обратиться к земле. Языческие боги, мифология, символика. Ккульт телесной красоты,  земные радости, воспетые  различными художниками и поэтами – вот плоды этих усилий. Впрочем, мы можем не согласиться с Бердяевым. Сама по себе творческая воля не может  отвратить человека от высокого идеала.  Иные процессы заставляют человека  искать  новых смыслов и удовольствий.  Если в  раннехристианские времена люди воспринимали  страдания как способ укрепить веру и послужить Богу, то  теперь все иначе.  Умирать страшно. Эпидемия Черной Смерти, когда  сотни молодых и старых, богатых и бедных умирали каждый день, у оставшихся в живых возникло  желание покрепче вцепиться в  посюстороннюю жизнь, которую так легко потерять.
Здесь еще нет язычества как такового. Если Венеры и  Аполлоны  вновь занимают места в пейзажах и интерьерах это еще не означает, что люди возвратились к их почитанию. Но это большая уступка и тогда еще никто не знал, к чему это приведет. Интерес к человеку как таковому, его телу, его миру чувств и его усилиям познать мир – вот содержание  ренессансного гуманизма.  Если в Средние века весь мир устремлен к божественному центру, то теперь  человек хочет занять центральное место в мире и служить самому себе.    Наступает эпоха антропоцентризма.
Окружающий мир вообще внезапно оказывается более хрупким и начинает трескаться.
«У людей средних веков были свои пороки и свои трагедии. Иногда они мучили и сжигали друг друга. Но образ человека, лишенного Бога и надежды в этом мире, человека, ползущего, как червь, навстречу смерти, потому что никому нет дела, существует он или нет, — это не образ средневекового сознания. Это продукт нашей научной экономической системы и нашего прогресса.» Честертон. Проклятие золотого креста.
Человеку кажется, что стоит только  освободиться от  жесткой необходимости, как  свободное творчество сделает его богоподобным.  Подражание Богу-Творцу становится модной метафорой.  Но на практике этого не происходит. Как только Бога изгоняют из той или иной сферы, происходят необратимые изменения.  Все сущее имеет хозяина и  оказывается, что целые области уже демонизированы. Человек оказывается в страшном и неуютном мире, где разгулялись силы, которые его не  слушаются и которых он не понимает.
     «Новое время стремится вытащить человека из центра бытия. Для этой эпохи человек не ходит больше под взором Бога, со всех сторон обнимающего мир; человек теперь автономен, волен делать, что хочет, и идти, куда вздумается, — но в венцом творения он уже больше не является, став лишь одной из частей мироздания. Новое время, с одной стороны, возвышает человека — за счет Бога, против Бога; с другой стороны, с геростратовской радостью, оно делает человека частью природы, не отличающейся в принципе от животного и растения. Обе стороны взаимосвязаны и неотделимы от общего изменения картины мира.»
Реформация, чьи предпосылки созрели в  недрах Средневековья, тоже  усилила  эти центробежные процессы.  Как всякий модернизм она провозглашала возврат к первоапостолькой  чистоте и простоте.  Что и говорить в католической церкви хватало противоречий. Но на практике это привело к выхолащиванию веры и  упразднению понятия чуда. Остается лишь морализаторство и  мрачное удовольствие от предопределения.
Если в древнегреческих трагедиях человек противостоит Року, то теперь он и сам не знает – чему он противостоит? Все против него Космос непонятен, Бог далеко. Человеку хочется  быть сильным и возникает устойчивый миф о том, что разум человека не имеет пределов,  а наука непременно все откроет, объяснит и заставит служить человеку.
В философии мы видим  такие направления эмпиризм, рационализм, материализм, философию просвещения.
Человек вынужден выбирать между состоянием собственного ничтожества или заниматься самооправданием в каких-то преобразующих действительность действиях. Вот почему модными становятся  занятия изобретателей, реформаторов, ученых.
Нечистая совесть побуждает человека продлевать свой бунт против Бога и  заниматься Его отрицанием. .так возникает массовый атеизм, который формирует целые своеобразные культуры и периоды.  Эпоха просвещения зачинала  с ограничения  роли Бога в мире, а вскоре уже во Франции  уничтожали храмы и поклонялись Существу.
Особое  внимание к данному феномену уделяли русские религиозные философы.



Список литературы:
Р. Гвардини «Конец нового времени»
Н. Бердяев «Осень Средневековья»
Г.К. Честертон «Проклятье золотого креста»
Д.К. Богатырев «Мышление и откровение»