Проблемы доказательств бытия Божиего в философии и

Эмилия Ка
Русская Христианская Гуманитарная Академия





Эссе по философии
 на тему
 «Проблемы доказательств
 бытия Божиего
в философии и теологии»

Санкт-Петербург 2018
Доказывать бытие Божие посредством  рассуждений и доводов – удел западного мышления. В восточной традиции мы имеем слова св. Иоанна Дамаскина, «что действительно Бог существует, нет сомнения ни у принимающих святые Писания: то есть Ветхий и Новый Завет ни у большей части эллинов. Ибо, как мы говорили, знание того, что Бог существует, всеяно в нас естественным образом. А так как злоба лукавого против естества человеческого настолько возымела силу, что даже низвела некоторых в неразумнейшую и худшую из всех зол бездну гибели: до утверждения, что Бога нет, показывая безумие которых истолкователь Божественных слов Давид говорил: рече безумен в сердце своем: несть Бог, (Пс. 13,1) то поэтому ученики Господа и апостолы, будучи умудрены Всесвятым Духом и творя Его силой и благодатью Божественные знамения, уловляя их сетью чудес, вывели из пропасти неведения вверх – к свету Богопознания.  (Точное изложение православной  веры)».
Ансельм Кентерберийский  разворачивает это рассуждение. Получившее название «Онтологического аргумента» следующим образом: «Бытие Бога для Ансельма есть предельное совершенство, дарованное судьбой человеческому мышлению. И в силу такого дара мышление должно соответствовать, т.е. отвечать, отзываться на бытие Бога как предельное совершенство».
Даже поврежденное мышление, «безумное», отрицая бытие Божие, должно первоначально принимать таковое. Безумие заключается в том, что безумец отрицает Бога. Но для того, чтобы отрицать нечто, нужно первоначально принять его бытие.
Таким же образом атеизм, претендуя на статус научной  дисциплины, базируется на отрицании. А для отрицания необходимо присутствие в бытии того, что мы отрицаем. Даже обыденное сознание любого студента, который сталкивался с этими вопросами, отмечает превосходство бытийственности отрицаемого над отрицанием.
«Мое религиозное воспитание началось с того, что мне сообщили, что Бога нет. Я немного удивился глупости взрослых: зачем говорить о том, чего нет, когда вокруг столько таинственного и интересного, что есть. Но в школе и дома меня так настойчиво убеждали в этом, что я поневоле задумался: «Что же это такое – Бог?». Мой отец, преподававший в школе анатомию, химию и естествознание, с гордостью говорил о себе: «Я атеист». Однажды я спросил его: «Что значит атеист?» – и из его объяснений понял только, что это человек, не верящий в то, чего нет….
«В НИИ, где я работал после института, часто устраивали антирелигиозные диспуты с принудительным посещением. Однажды, незадолго до окончания рабочего дня, когда сотрудники слонялись без дела, посматривая на часы в предвкушении спасительного звонка, чтобы бегом броситься к выходу, в отдел зашел секретарь парт-ячейки и строго объявил: «Сегодня в 5 часов в кинозале будет прочитана лекция на тему «Есть ли Бог?». Один из инженеров не выдержал и, подняв глаза к небу, проникновенно, как молитву, произнес: «Господи! Ну скажи ты им, наконец, что Бога нет».
Именно это простодушное свидетельство из недавнего прошлого говорит о том, что было известно первым христианам.
«О свидетельство души, по природе христианки! И, произнося это, она взором своим обращается не к Капитолию, а к небу. Она, конечно, знает жилище Бога живого: от Него и оттуда она снизошла.»
Для православной традиции вера в Бога предшествует знанию и не нуждается в доказательствах ума, который является лишь несовершенным инструментом  познания.

Вот краткий обзор имеющихся способов
1. Космологическое доказательство. Причинность сущего. Об этом говорили Аристотель и Лейбниц, современные  ученые Планк и Джинс категорически отрицают возможность самопричинности мира.
2. Телеологическое доказательство. Объяснение разумного сущего. Наличие физических  и иных законов, которым подчиняется весь материальный мир.
3. Онтологическое доказательство Внутренний опыт, который мы рассмотрели на примере Ансельма.
4. Нравственное доказательство. Практическое – как результат положительного влияния религиозности на человека. Теоретическое же двух видом. Первый – как  необходимое наличие источника нравственного закона, второе то. Что Бог может служить единственным  условием гармонии между добродетелью и блаженством. Их называют докантианским и кантианским.
5. Д.К. Богатырев. Мышление и откровение.





Список литературы:

1. Квинт Септимий ФлоренсТертуллиан «Апологетик».
2. Слава Курилов «Один в океане: история побега».
3. Преподобный Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры».
4. Д. Богатырев