6. Прощальный кросс

Александр Жданов 2
Из сборника  "Воспоминания о курсантской жизни. КВВИДКУС  1970-1975" 
 


                Пока есть ноги, дорога не кончается.
                Пока есть жопа, с ней что-то
                приключается!
                Девиз оптимиста.


     На выпускном курсе, наверное, чтобы чем-то в выходной день занять наше свободное время, начальство решило для нас провести марш-бросок на несколько километров  за городом, где-то кажется в Броварах.   
     Совсем рядом, немного в стороне, вдоль трассы там была грунтовая, или даже асфальтированная однорядная автодорога,  по которой изредка проезжали открытые грузовые машины.  Последние 10 метров трассы перед финишем как раз проходили параллельно и по самой этой дороге. 

     А у меня ещё с 11 лет, в  суворовском училище  выработалась стойкая привычка всегда и везде использовать при случае любую возможность, чтобы улучшить свой результат и при этом не напрягаться особо,  например,  где-то  срезать дистанцию, или  использовать попутный транспорт. 
    Бегая кроссы вокруг здания училища,  мы умудрялись забегать в боковой вход его левого крыла  и пробежав по прямому коридору (длина 115, ширина пять метров), выбегали в такой же выход с противоположной стороны правого,  сокращая таким образом дистанцию  на несколько десятков, а то и сотню  метров. 
      Бегая на время стометровку мы незаметно от преподавателя, Ивана Григорьевича Богдана чемпиона мира по борьбе, , переносили на несколько метров стартовые колодки ближе к финишу. И делали мы всё это не от лени, или неспособности быстро  и далеко бегать, а только, из принципа, из-за банального ребячества и баловства. Мы ведь заканчивали в училище 11 классов, а в выпускном нам было уже по 18 лет,  да ещё и кроме того будучи последними семилетниками,*  считали себя  настоящими кадетами.  Что постоянно  своими поступками подчеркивали.
 
      Кросс мы  в этот раз  бежали с автоматами, в повседневной форме, то есть в курках, бриджах и  сапогах. Я к тому  же давно уже ходил не в обычных курсантских яловых, а в отцовских, лёгких, хромовых.  На старших курсах начальство это не запрещало. У многих ребят ведь предки служили в армии.
 
     Но физическая подготовка у меня тоже ещё с суворовского училища была неплохая. И пробежаться несколько километров с автоматом мне наоборот доставило бы только удовольствие. 

Но тут, опять же, мы были уже на пятом курсе, то есть без пяти минут лейтенанты, наши ровесники уже почти год служили в армии офицерами. И когда на автодороге я увидел показавшуюся вдалеке грузовую машину, как раз взыграло мальчишество.   
Мгновенно появилась идея- остановить попутку и подъехать  на ней ближе к финишу. 
- Серега, не сократить ли нам дистанцию, крикнул я Серёже Самойленко и, бросившись на дорогу,  поднял руку.

     В те годы особенно в сельской местности местное население к военным  относилось очень доброжелательно и любой водитель, тем более отслуживший в армии,  всегда с удовольствием брал курсантов в попутном направлении.
Бортовой ГАЗ 51 с открытым кузовом затормозил.
 - Подвези, друг , пару километров до финиша!
- Та, залазьте, хлопцы,
Мы с Серегой полезли в кузов. Увидев это, к нам присоединились еще двое ребят из нашей группы.
Машина резко рванула с места.

Нам бы остановиться за несколько сотен метров от финиша, и тогда мы бы оказались училищными рекордсменами.   
Но на этой трассе мы были первый раз,  и совсем не ожидали, что лесополоса вдруг внезапно кончится и  перед нами отроется финишная прямая,  с встречающими с секундомерами в руках судьями- офицерами училища.  Всё получилось так внезапно, что  мы даже не сразу поняли, что произошло.  Тормозить на виду у всех  было поздно.  Но тем не менее, остановиться всё же было нужно.
Пока мы соображали, что делать дальше, водитель проехал ещё метров 10 за финиш, затормозил.

 Разумеется более нелепой и позорной ситуации придумать было невозможно. На виду у всей честной публики, организаторов забега и нашего начальника курса майора Е. Шлепова . мы, потупя стыдливо глаза,  соскочили на землю.
Что мы могли  сказать? Всё было очевидно.

Самое интересное, что за это нас  тогда никто даже не пожурил. Я очень уважал Е. Шлепова, за справедливость и доброе к нам отношение, всегда  старался не доставлять ему лишних  неприятностей,  и, конечно, переживал, что подвёл его на этот раз. Но, как ни странно, не услышал от него ни одного укоризненного слова.  Возможно, этот забег был обычным рядовым мероприятием для галочки, а начальство факультета и училища о случившемся не узнало, кто его знает? Наверное все просто решили не обратить внимания на инцидент и забыть, ведь, что было с нас взять?  Всё-таки пятый курс!

Примечание:
* - «семилетники»   - в 1963 году обучение в суворовских военных училищах было сокращено с семи лет (по программе 11 классов) до трёх сначала, а потом и до двух лет (по программе 10 классов). То есть суворовцы  с 1943 до 1970 годы учились в СВУ с 11 до 18 лет.