Старые письма

Зинаида Лахманчук
                СТАРЫЕ ПИСЬМА.      Ольга Ландман.

28.V11 – 63.
     Здравствуй, дорогая Зиночка! Твое письмо оказалось первым.В нем  я искала слово  - да. (Моего отца должны были реабилитировать  и выпустить из тюрьмы ). Почему я уехала из Харькова столь неожиданно. В 7 вечера пришел мой старший брат и сказал, что едет в Киев на машине, в командировку. Мама предложила поехать с ним. Это единственная возможность отдохнуть этим летом. Маленькой причиной была мысль о том,что в Киеве я не буду видеть Л. ,а следовательно, перестану думать о нем...
    В воскресенье, 21 июля мы ехали по Днепру на катере, вдруг  испортился мотор и пришлось причаливать к одному из пляжей. Там совершенно случайно я встретила ( кого бы ты думала) Валентину Алексеевну.( Еженкову).
    На следующий день мы встретились на телестудии: она хотела организовать чтение моих стихов, но эту передачу могут устроить лишь в конце августа,а мне надо скоро уезжать.Мы договорились,что телестудия подготовит передачу о нашем кружке с чтением наших стихов, материал надо отослать в Киев в первых числах сентября.
                ***
9 июля 1967г.
              Девчонки,девчонки!
Сейчас буду выписываться.Умерла Нелкина бабушка!
     Проводили Стаса с юнкоровским парадом: ребята сами захотели прийти в аэропорт в пионерской форме с цветами. Ему было приятно, он до последней минуты стоял на трапе и смотрел на нас. И жена у него прелесть,первая ко мне подошла, мило попрощалась. Было хорошо и тихо, как после шторма.Пока  я была там, дома меня дожидалась Л.Неменова.(Журналист « Молодой Гвардии »). Прилетела на два дня за письмами, которые мне присылали.( Об Ольге вышла статья в журнале, как о настоящем человеке и она получила сотни писем со всех концов страны, многие из мест заключения. Некоторые из писем – шедевры.)В редакции решили обязательно дать статью по письмам в праздничный номер.
     Эти дни с утра до вечера мы не разлучались: немного работали с письмами,ходили по тем  местам,где она была с Мишей ( поэтом Кульчицким),побывали  у Кульчицких в гостях.Приятно, трогательно и больно. Я не берусь ничего описывать, это надо было видеть. Она много рассказывала о своих друзьях, о командировках, смешных и грустных. Говорила интересные вещи о геологах.
             В Ленинграде у нее живет друг – знаменитый скульптор.( Он делал сочинский вокзал и еще многое).Она устроит так, чтобы меня  хорошо приняли в его доме, сказала, что он откроет мне свою недоступную  мастерскую. Еще говорила, что в Одессе у нее много друзей – ученых. Один сделал какое – то мировое открытие, но об этом знают только узкие спецы. Она хочет писать о нем. Этот ученый предложил ей на следующее лето поехать с экспедицией на научном судне в далекие страны. Говорил, что это будет интереснейшая работа.  Неменова ему сказала.что у нее есть дочка, только не родная ( она имела ввиду меня ), и можно ли сделать так, чтоб и она поехала. Он пообещал это устроить и сказал ей: « Готовьтесь».
      Представляете : океан, огромная палуба, интересные люди, а где – то далеко Россия. Первый раз скучать о ней. Я не очень мечтаю, потому что это может и не удаться. Я поручила Неменовой помечтать за нас обоих. Она  думает как бы поскорее вырвать  меня из Харькова, но сначала надо окончить университет.
      У нее есть возможность забрать меня в Новосибирск, в 10 комнатную квартиру, но... (Есть одно «но»).
      А мне все равно, меня не это трогает. Вот сделать бы в Харькове корреспондентскую школу, подготовить бы толкового руководителя, отвоевать комнату, открыть поэтическую музейную комнату Кульчицкого. Ведь это возможно. Олеся Кульчицкая ( сестра поэта)сказала,что на днях приедет Генриэтта Миловидова. Это хорошо. В Москве сделали фильм о погибших в войну ребятах. Олесе понравился. Надо раздобыть ленту. Она говорила обо мне и о нашей затее со Слуцким. Он меня помнит. Еще бы, а что толку, ведь, разговора не было. Л.Неменова сказала, что сама устроит мне эту встречу. Так будет лучше. Теперь  я точно знаю, что Слуцкий знает все, или почти все.
     Ужасть как хочу в Москву. Думаю в ноябре провернуть поездочку. Мои юнкорешата тоже загорелись.Возьму, если хотят, а что? Они молодцы: открываешь « Юный ленинец», только и видишь « Ветерок». Даже мой фельетончик пропечатали, это Стась умудрился послать.
     Зиночка, у Неменовой есть неопубликованная вещь М. Цветаевой. Сказала, что подарит ее нам.
     А больше новостей нет... Читаю Эренбурга и сержусь на него: пишет и приговаривает:  «Знаю, да не скажу.» Герцена читать куда приятнее.
                ***
Открытка, отправленная в пос. Васищево Харьковской области в пионерский лагерь «Ромашка», где я летом подрабатывала воспитательницей.
     Зинок, милый,здравствуй! Вроде бы благополучно все, то есть все блага получила: отличную двухместную комнату в общежитии  недалеко от метро Бауманская(от института МАИ), а чего-то вернее тебя, девчонок, не хватает. Л.Неменова здесь. Вчера была у нее в ремонтируемой комнате. Она и муж болеют сердцем. Числа 28 она летит в Одессу. Зовет меня, тем более, что родители и родственники  Галочки просили ее меня к ним прислать. А то у них дома из-за Галкиного поступления или непоступления – содом и гоморра, у всех приступы, «ломают стулья и падают в обморок».Потому летит  туда Неменова. Не думаю,что смогу что-то исправить, но у них на меня надежда. Бездарные воспитатели! Но,говорят, талантливые ученые. Ох-ох-ох!
     19.12.69г.
                ***
                Здравствуйте, дорогие!
Как вы там живете – маятесь? Как отпразновали 1 Мая? Извините, что не приехала к празднику. Мне нужно еще немного побыть в Москве. Дождусь Зину и тогда буду брать билет на Харьков. По настоянию милиции я с работы уволилась, но из кинотеатра меня не хотят отпускать и потому договорились, что доработаю до 10-мая, пока я в Москве и пока ищут человека. Тут сейчас многие увольняются перед летом и начальство в растерянности. Перед отъездом обязательно увижусь с Неменовой. Она хочет очень серьезно со мной поговорить, ей все кажется, что со мной что – то происходит, а я ведь знаю, что ничего не происходит, просто я еще расту, еще ищу себя.
     Была я в министерстве просвещения РСФСР. В отделе кадров по воспитательной работе мне только посоветовали списаться с Чукоткой, потому что они туда направления не дают. Предлагали мне другие места на Урале,но я поняла,что ехать нужно за свой счет, и зачем мне Урал, мне хочется на Чукотку.В министерстве сказали, что люди там нужны и они сами пришлют вызов и оговорят условия. Надо или списаться или созвониться с Чукоткой. Дождусь ответа уже в Харькове.А вообще можно ехать прямо на Чукотку,там педагоги нужны.
     Очень не хочется уезжать из Москвы, мне кажется,что я тут всю жизнь прожила, так свыклась со всем московским, и ко мне тут привыкли: не только в кинотеатре, но и в кафе, где питаюсь, и на главпочтампе у окошечка с буквами К-Л, где получаю от вас письма, и в библиотеке, где каждый день встречаю одни и те же лица...

9 апреля 1971.
               

                ***
       Кругом так весенне. В Харькове, наверное, пролиски продают и бабы с вербой останавливают прохожих. Скоро понесут в белых мешочках пасху и крашеные яйца – в церковь святить – и разойдутся лишь вечером с горящими свечками в руках, прикрывая, чтоб ветер не задул. .. Под вечер, когда на Спасской башне забьют куранты, нам послышится другое – звон колокольный , будто по всей Москве, как встарь, колокола звонят. Говорят, в Елоховской церкви отменный хор, пели там все российские оперные знаменитости. Можно бы посетить, послушать певчих, совсем по- русски ублажить душу церковной торжественностью.
     Еще напасть: мною заинтересовалась милиция. Прописки – то нет.
     Была в пароходстве, хотела наняться на пароход, от Москвы по всей Волге. Без прописки могут взять, но неохотно и вообще уже всех набрали ( бортпроводниц, уборщиц). Мне надо в Чукотку. Живу я здесь по принципу, человек помоги себе сам. Иногда хочется об хорошего человека душу обогреть, но оказывается мне очень мало нужно от людей : приветливого взгляда, искренней улыбки, радушной доброжелательной интонации в слове, обращенном ко мне – этого достаточно,чтоб не уходило ощушение, что люди рядом. Люди...если я подолгу не говорю с ними , то ухожу в глухие переулки и говорю с деревьями, окнами, домами. Прислушиваюсь к собственным шагам и будто слышу кого – то.Особенно часто иду по Тверскому бульвару к улице Воровского, мимо старых особняков, от детской школы им. Гнесиных к улице Писемского.Лишь посмотрю на стершиеся потерявшие цвет каменные ступеньки цветаевского дома – рядом чудятся  еще  шаги. Может, и она идет к Арбату...
     Иногда делаю открытия. Вот и сегодня от Солянки пошла по улице Обуха, а навстречу открылись нехоженные мной переулки. И вышла к  институту мозга .
К друзьям хожу редко.
     В «Зарядье» шла премьера «Белорусского вокзала». Фильм идет только у нас. В кассовом зале и в фойе не протолкнуться. Вместо кадров с нашей массовкой взяли кинохронику 1945г., правильно сделали, хотя концовка все равно неудачная. Мне песня понравилась Окуджавы.
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
Лишь мы плечом к плечу,
Вростаем в землю ту...

Окончен бой,огонь угас,
Нас  новый ждет приказ.
И почтальон сойдет с ума,
Отыскивая нас...
Я сжала руками скулы, чтоб не разреветься.
Ты только представь это.
Раньше никогда не думала о фронтовых почтальонах.А ведь страшно: ходить там, где только что наши кололи тех и кровь  не обсохла еще на штыке.
     Он ищет, чтоб раздать им письма, а батальона  уж нет, только вмятины там, где были люди : воронка, еще воронка и тел обрывки, и не гимнастерки, а прелые тлеющие лоскуты.
 Поле боя было слишком страшным.
Орлы боялись подлетать к нему.
Теперь я это понимаю нутром.

Ладно.Будь. Приезжай. Ольга. Кланяйся Чернякову.
7.7 74г.
                ***

      Спасибо за письмо, чуть взбодрила меня. Помнишь 16-е февраля? Разьве зима была? Ведь пахло апрелем. Само небо радовалось и благословляло меня. А 1 июля пронесся над Харьковом ураган невиданной силы. Ветер гнал по улицам обрывки крыш, куски черепицы, уносил, как перекати – поле, сорванные с корнем деревья и сквозь сплошное полотно дождя бил градинками окна и витрины. Наша улица теперь пустая, умерли старые клены. Их убирали с дороги солдаты. Уже неделю сидим без света: во всем районе разбиты столбы, свисают к земле мертвые провода.
     Так возмутилась природа нашим расставанием. Ты догадалась? Накануне я прогнала Мишу и его стариков. В ту минуту у меня уже не было сил жалеть их.Потом,когда в полночь подкатил автобус и его дядя перевез их со всеми монатками в пустующую квартиру к себе во двор, вдруг подступила и жалость и стыд за их унизительное положение и тоска от того, что вот он уходит, «без руки, без слова», и его больше не будет. Только пустая подушка рядом...И снова тоска несносная,ведь одеяло еще хранит его запах.
     Всю неделю хожу, как после похорон, вернее, лежу: слабость, обострение болезнее – бюллетеню. Как только усну, все он сниться, и мне уж не хочется просыпаться. Глаза открою – а подушка снова пустая...
     Мой праздник еще не скоро. Нет, не его возвращение, на моей совести нет греха перед ним.
                ***
 Зиночка, дорогая, здравствуй!
     Пишу тебе с надеждой, что мои письма, наконец, дойдут до тебя. Думаю тебе интересно узнать, чем я живу.
     В этом году в Михайловское не поехала по состоянию здоровья. Была один день в Москве у Неменовой. Хорошо пообщались. Я ведь стала ее переводчиком. Перевожу сейчас ее повести « Щен из созвездья гончих псов» и « Волчий клык?» на украинский язык. Еще перевела ее замечательный рассказ « Внук « для газеты « Прикордоннi вicтi», где редактором Витя Христоев. Он обещал, что будет печатать главы « Волчьего клыка».
      Еще пишу стихи и песни. За это время собралось немало новых стихов, есть и на украинском.
     Посылаю тебе слова из моей песни « Свеча», записанной вокально – инструментальным ансамблем.

Гори свеча за дружеским столом,
Пускай не гаснут розовые свечи,
Поговорим о дальнем, о былом,
Пусть льется в сердце этот летний вечер.

Гори свеча для тех, кого уж нет,
Кому не суждена с Россией встреча,
Дари, дари им теплый свой привет,
Не надо слез в такой хороший вечер.

Гори свеча для всех, для всех, для всех,
И дай испить судьбу свою до дна.
Мы догорим  с тобой за них, за тех,
Кому Россия – нет, не суждена.

     Автор музыки сын моей сотрудницы. Теперь вся их сомья уже в Нью – Иорке и моя песня тоже уехала туда. Говорили, что когда в их доме ставили кассету со « Свечой » накануне отъезда, многие плакали.         
     Другой вариант « Свечи» был написан для районного педсеминара.Теперь ее исполняют на всех семинарах. Получилась хорошая песня.
     Руководитель нашего ВИА хочет написать музыку к моим стихам, чтобы исполнять на концертах.
     Еще подготовила спецвыпуск районной газеты « Голос депутата», где огромный материал « Тенденции развития детско – юношеского движения на Харьковщине подан как беседа со мной моего директора Н.М.Попова.
     За последнее время перечитала « Мастера и Маргариту» и « Чевенгур « А. Платонова.
     Была гостем на Всемирной конференции молодежных организаций Украины.
     Если бы не беготня и жизнь на два дома, то Сеня,то Маня, могла бы многое сделать. Очень хочется по – настоящему писать.
     Данилом( сын) я в общем довольна.Работает коммерческим директором подростковой газеты « Баламут». Работает на  1-ом Всеукраинском слете пионеров. Еще учится в колледже менеджеров.
     Хочу, чтобы ты вернулась сюда навсегда, чтоб отдохнула душой и успокоилась. Очень за тебя тревожусь.
    Будь счастлива.
                ***
     Моя дача 12 соток в роскошном месте, на вершине пологого холма. Три минуты вниз и чудное озеро, огромное, чистое, полное рыбы. А через дамбу -  тропинку, на том берегу – холмы в зеленых травах и грибные места. Место экологически чистое в поселке Бараново Валковского района. Домика еще нет, но провели дорогу от самой станции, делают дорожки между участками, проводят воду и строят ограду для всех. А домики хотят поставить за 2 года через какой – то кооператив централизованно всем, кто пожелает. И все это стараниями завода им. Шевченко.Правда, 9200 руб. я уже в это вложила, но на такое не жалко.
        Глаза поднимешь от земли,
Оглянешь даль:
Красивый сон,мечта.
Душе моей приснился
И маленький погост,         - 7-
И озеро внизу,
Холмы в зеленых травах.
И лишь деревьев шепот
Наяву.
      Зинуленька, как бы мне хотелось забрать вас в эти дивные места, похожие на виды Воронича и Михайловского, которые для нас, харьковцев, уже заграница. Целую вас всех, а Мишуню и Женичку целую в их любопытные носы.
Твоя Ольга.
                ***
        18.1.93
     Из письма, которое ты прислала девчонкам, я узнала, что в Израиль приезжали Чепели и что была замечательная встреча вас всех. Фантастика! Представляю как это было трогательно. Очень меня тронуло, что меня вспомнили у новогодней елки. Эти твои слова буквально перевернули мою душу. Ведь мне давно уже казалось, что я здесь одна, и было это как болезнь.
     Вот и Оля уехала со всем своим семейством. Это было 6 января. 5-го были проводы на улице Котлова и день рождения Олиного отца, а 4-го я вышла из больницы, где мне лили кровь.
     Двери в их доме не закрывались, столько было желающих проститься с хорошими людьми. Оля, Стасик и старики поехали в Нью-Йорк, где Олин муж, который ждал их с нетерпением. А Игорь с женой и ее родителями поехали в Чикаго, где живут родственники жены.
     Вова(Олин брат) остался в Харькове, так как ни дочь его, ни жена уезжать не хотят. Это было самым драматичным в их отъезде, потому что пришлось разрывать самое дорогое и неделимое.
     Прощаясь со мной Оля чуть не разрыдалась...
Только теперь я поняла насколько это был родной и близкий мине человек, любивший меня такой, какая я есть. Мы могли подолгу не видиться но, благодаря ей, всегда были родными. Ее сынуля Стасик и Данька сдавали для меня кровь.
     Очень меня поддержали сотрудники. Приносили продукты и деньги. Ходили по больницам, где я лежала. Во главе с директором и завучем сдавали кровь. И я ожила.
Слава богу, операция прошла успешно. Три месяца на больничном.
     В нашем центре внешкольного образования( так теперь называется дом пионеров) меня встретили с объятиями и поцелуями . Наверно, я действительно им нужна, и слова» Вы хорошо выглядите» не дежурный комплимент. Директор, узнав, что хочу перейти на полставки, позвал нас, администрацию в кабинет и сказал завучу, чтобы я ходила на работу через день, а в свободное время дома, писала книгу. Но я ответила им обоим, что это пока невозможно. Но главное , их забота, и это очень трогательно.
     Для всего коллектива накрыла стол, чтобы хоть как-то отблагодарить их за заботу и поддержку в трудную минуту.
     Эта болезнь сблизила меня с нашими девчонками. Приходили в больницу, наносили кучу продуктов, фруктов и сладостей, и этим кормили не только меня, но и Даньку. А Данил приходил каждый день. Вообще в последнее время он меня очень радует. Как может, заботится обо мне. Сказал, чтобы оставила работу и сидела дома, писала, если хочу. « Что твои 13дол., которые я могу заработать за один час?»
    Он прав и это грустно. Фактически, не я, а он меня содержит. Учится он на втором курсе юридической Академии, платной. 20дол. в месяц. До конца года за него уплатил Денис Денисенко, хозяин издательства «Харьковские губернские ведомости». Может помнишь, был он редактором нашей газетки «Червоний галстук», мальчик-сирота. Вместе с Данилом они создали фирму «Новости- ЛТД»
     На днях ездил в Москву, за границу, подписывать договор с российско-испанской фирмой.
     Скоро месяц, как он изучает иврит и английский на краткосрочных курсах, для молодых евреев, организованных израильской организацией. В июне эту группу ребят  должны отправить в Израильский университет, но Даниил ехать не хочет, а только использует эту возможность, чтобы учить языки.
     Вопрос  с армией – это огромная проблема, ни в какую армию я его не отдам.
Еще Даня помогает Свете, Маниной дочке, инвалиду 2-й группы, носит ей продукты.
     Другие слова и мысли хотелось бы оставлять на бумаге. По гороскопу я рак. Рак, когда ему плохо, старается уйти в себя. И чем больше его пытаются тронуть, тем активнее он уходит и прячется. И еще: к тому же мы все рождены в год собаки, и наша привязанность друг к другу и верность, думаю, навсегда.
                ***
       Зиночка, ты на меня не обижайся, если я подолгу молчу, значит, не хочу тебя обижать своими новостями. А они у меня невеселые. Умерли Маня (мачеха) и Сеня(брат).    
      И вот я сама  серьезно заболела. Анимия – малокровие. Скорая увезла в больницу, где мне лили кровь. Донорами были мои сотрудники во главе с директором и завучем, сынуля Даня и Олин Стасик.
     На короткое время выпустили домой и снова больница, практология, операция геморроя, из-за которого были постоянные кровотечения. Здесь тоже лили кровь.
     Новый год  встретила в больничной палате.Даня купил для меня курицу и принес  в дом своих друзей. Варили всем семейством. Мама смолила, папа рубил, разделывал, Таня снимала пену, бабушка следила как варится. Позвонила им из больницы, чтобы поблагодарить.
     Приходили девчонки, проведывают сотрудники. Жду весны, того вольного времени, когда не надо будет заниматься больницами и болезнями и возможно будет писать, работать на земле, ждать нового урожая. Здесь почти все семьи живут на своей картошке.
     Трудно примириться, что мы не только далеко друг от друга, но в далеких странах.
    Даже в самых смелых фантазиеях мы не могли этого предположить.
3.1.94.
                ***
     Живем во времена перемен, которые  всегда считались проклятием. Но хоть кому – нибудь это должно быть интересно? Грех роптать, когда несешься в потоке совсем не книжной истории. Мы внутри живого планетарного организма. Нам назначено свидетельствовать о конце космического цикла. Каждая мысль землян, каждое слово – энергетическая капля, которая может стать  последней. Может, поэтому она  должна быть доброй и созидающей.
     Вот такие мысли возникают в ответ на вопрос, как живешь, о чем думаешь.
     А в бытовом плане все, как у всех, или, как у немногих, но дает ощущение свободы, участие в жизни многих людей.Общественные связи: психологическая помощь женскому клубу «Ариадна», кредитному союзу . Это неформальное клубное общение и небольшая подработка ввиде премий. Иногда публикации в газетах.
     Так и крутимся. За квартиру и коммунальные услуги больше двух лет не плачено.Долг растет, грозятся взыскивать через суд, отключить газ, свет, воду, но пока ничего не отключили. Таких, как я много, и в этом не наша вина. Вот такая картина. Приходится относиться к этому философски: когда – нибудь это закончиться, все не так плохо, ведь кому – то хуже, чем мне, главное, все живы – здоровы, значит, никаких проблем.И мысленно, улыбаюсь...
     Этой осенью хочу открыть на работе свою школу практической психологии для всех желающих.Еще есть предложение напечатать мои разработки по психологии и методике. Планов громадье.
1996 г.
                ***
       Что писать, когда сидишь в глубокой яме безденежья, долгов перед этим государством  - и нет просвета. Я не хочу  вызывать у тебя сострадание. Мне нельзя унизиться в этой жизни, никому нельзя. Во всем же остальном я, как всегда, на высоте. Ты же знаешь, что работать плохо я не умею. Без  хвастовства, у себя на работе незаменима, да еще при хорошем знании украинского языка, который, надеюсь скоро поднимется над харьковским суржиком и потеснит многих чиновников.
     Три года работаю психологом – и вот уже первый выпуск моей школы практической психологии, с документом, не хуже моего диплома. У меня большой отдельный кабинет, где устроили игровую комнату и веду для детей игровую терапию по американской методике Г. Лендрет.
     За эти годы обслужила не сотни – тысячи детей и взрослых. Обо мне даже в министерстве знают.Фамилия моя , единственная от всей Украины, с большим перечнем моих психологических заслуг, отмечена в письме министру образования по результатам  Всеукраинского конкурса программ по сохранению и развитию внешкольных учреждений.     Нашу программу, где я была автором, защищал в Киеве мой директор. Мы попали в пятерку лучших, и выделили нашу психологическую службу... зарплата не кормит.Даниил с Мариной переезжают в Гановер. Даня работает в ! Сельской газете» юрисконсультом.     Данила  знает вся область. Еще у него три подработки. Зарплаты никакой , в одном из мест дают  продукты на 50 гривен. Они с Мариной наберут крупы да сахара и мне подбросят. А я Свете несу.Так и крутимся. В холодильнике пусто. Питаюсь, в основном, гречневой кашей. Хотя и она вздорожала вдвое. Мясом, рыбой, фруктами в моем доме не пахнет, при моей – то анимии. Холодильник по этой жизни мне ни к чему.
      Зато на день рождения, хоть раз в году, холодильник наполнен продуктами, стол заставлен вкуснятиной. В такой день нельзя не принять самых близких.Жаль, тебя не бывает за этим столом.
      Правд, а он не на зарплату, а на дареные денежки. Аллочка пытается одевать меня. Отдала все свои одежки, даже нательное белье. В дуще моей благодарность и горечь. Дожилась...
      Брат Миша присылает хоть раз в году сотню – другую зелененькой, но я тут же отдаю их Данилу на уплату долгов. Надеюсь скоро раскрутимся. За квартиру большой долг  уже выплатили, по исполнительному листу – 500 грн. Осталось за свет, газ, отопление. Воду и радио – долг за три года. Тут , наверное, на 1000 дол. набежало. Вот и думаю, может, в Германии полегче будет,а, может, уже и не в этом мире, а в ином, где не нужны ни еда, ни одежда, где нет долгов, кроме как перед Господом.
    Мелькнула у меня мысль: а не податься ли на полгода в Израиль. Обучить бы там несколько человек практической психологии, взять с каждого по 500 дол. зелеными. Пусть помогают людям. Или у вас это незаконная деятельность?
    Думаю, у тебя бы получилось работать психологом.Ты же умеешь слушать людей.
     Как быстро пролетел этот год. Снова отпуск, и я снова никуда не езжу. И так уже 8 лет подряд. Лишь мысленно брожу по Москве, по Михайловскому, по Вороничу. И даже грустить и печалиться безнадежно и ни к чему.
     Хотелось бы повидаться с Неменовой и Томкой, но даже это нереально. Я уже не говорю о вас – дальних. Хотя планета наша настолько мала, что я могу по ней бесконечно бродить мысленно. В моем воображении и, если вдруг среди дня или под вечер ты подумала обо мне, значит, в эту минуту я посетила тебя.
     Я человек невероятно богатый. У меня есть все: прекрасный дом, любящий сын, красавица невестка, добрые сваты, работа, о которой иной может только мечтать, друзья, которых мне послал Господь и неутоленная жажда творчества. Дай Бог и тебе осознать это непреходящее богатство.
     Прошла половина отпуска в чтении, творческой работе, интересных встречах. Один учитель музыки, композитор взял мои стихи, чтобы сделать песни...
     Живу еще одним делом – предстоящим 80 –летием Михаила Кульчицкого. Позвонила всюду : в Союз писателей, в литмузей, на радио и поэту Роману Левину, у которого есть стихи, посвященные Михаилу. Он возрадовался мне невероятно. У него дома мы вмиг проговорили 4 часа. Вспомнили всех: от Чичибабина до Вольшонка – это харьковских, и московских поэтов: Григория Михайловича Левина, Витю Урина, Бориса Слуцкого, Генриэтту Миловидову, Арсения Тарковского и,что перечислять, всех, всех...
               
     Р. Левин мне и о детстве своем много говорил: как спасся, как нашел могилу мамы – это с писателем Сергеем Смирновым, и о своих романах с интересными женщинами. А я ему стихи его цитировала, которые помню еще с кружка, и это ему бальзам на душу.
     Его семья в Германии, а у него отсрочка на год. Трудно ему к немцам переезжать, ведь они его три раза растреливали. ( Левин вырос в Брестской крепости). Вообще он психологически застрял в детстве, а темперамент как у Пушкина. Он и внешне его напоминает, только шевелюра белая. Встреча с ним это юность, кружок, все мы.
    Подарил мне свою книжку с теплой надписью. Расставались – целовались как родные. У него день рождения 30 июля. Через год ему будет уже 70 лет, но он выглядит моложе.
     В Харькове зной невероятный, страшно выходить на улицу. В тени температура 37 градусов. Почти Израиль. Африка! Сахара!  Кажется, что солнце – это бог, который с каждым днем приближается к нам , испепеляя тысячи жизней. Надеюсь, Бог даст хороший урожай, а грядущее в августе солнечное затмение не принесет нам несчастий. Экологи Украины подсчитали, что в 2040 году здесь вымрут последние жители. Уже сейчас наибольшая смертность среди мужчин 25 – 40 лет. До пенсии не доживают.Здесь все живут одним днем, стараясь успеть, урвать, пережить, по принципу: здесь – сейчас или никогда.
     А я решила: буду читать и писать. Кормиться – косультациями на дому. А вдруг и мне Господь поможет, всю жизнь помогает. Так что мысли мои веселеют, в душе надежда на Бога и на себя. Всех вас люблю.Целую тебя и детей. Привет Сашуне и с днем рождения его. Твоя Ольга.
                ***
   
                Дорогая Зиночка!                10 июня 1996г.
      Спасибо за теплое письмо. Рада твоим профессиональным успехам и огорчена вместе с тобой потерей такой интересной и жизненно необходимой для тебя работы, но хочется думать, что в конце концов все у тебя наладиться...
     Твоя многолетняя борьба за существование в условиях жизни за границей просто потрясает, и поэтому я искренне преклоняюсь перед твоей стойкостью.Думаю, что я бы так не сумела.
     Зиночка, ты пишешь, что я прихожу в твои сны.Если такие мои визиты утешают тебя, то пусть они продлятся. Но признаюсь, что мои сновидения, в которые являлась ты...действовали на меня сильнее кошмара. Это был один и тот же сон: твой короткий приезд в Харьков, но такая горечь, такое страдание во взгляде, что не было сил видеть это. Помню, как писала тебе: возвращайся, приезжайте все, будете жить у меня.
      И, наконец, понимая, что возвращение твое невозможно по многим причинам, просила прислать ко мне Женю. Мы даже с Даней договорились, что он отдает Жене свою комнату, а прокормить твоего сына мы как – нибудь сумеем. Было письмо, отправленное тебе вместе со сборником  В. Мотрича на адрес моего бывшего супруга, ведь он тоже в Израиле, чтобы переслал тебе. Посылала свои стихи и песни. На мой адрес пришло только два письма от тебя и те, что передали девчонки,но мне бы не хотелось, чтобы ты обсуждала с ними вопрос  о нашей переписке. Милая моя Зиночка,письма никогда не были для меня обязательным, определяющим средством  дружеского общения. Для меня гораздо важнее иной, более тонкий уровень, когда в одну и ту же минуту, в миг один люди способны подумать друг о друге и вопреки невероятным расстояниям и времени, чувствуют друг друга так, что находись они даже в одной комнате, это сделалось бы невозможным.
     Странно, когда даже близкие подруги воспринимают меня лишь по первому слою: оптимистка, хохотунья. Ведь есть же другой слой, иная глубина, и дна нет, а просто живешь в ином измерении, на уровне цветка, и не достучаться цветочному сердцу к человеческому.Думаю. ты меня понимаешь, или попытаешься понять. Но даже тебе уж трудно представить, что здесь, в этой жизни, которая многих пугает, есть люди, которым все – таки хорошо. Наверное, к тебе приходят письма с жалобами и воплями, но это еще вопрос, кому хуже. При уме и изворотливости здесь можно нажить огромные состояния. Разрешено все, что не запрещено: во всей области строятся 3-х этажные особняки, скупаются квартиры, дачи, машины, магазины и даже живой товар – люди, которых переправляют за рубеж, на различные работы, сколачивая огромные капиталы. Ночные рестораны и казино, клубы для богатых, а их тут тысячи, уже не удовлетворяют потребности харьковчан. Английская фирма продает жирным китам города лучшие курорты мира, американцы сделали проект реконструкции большого участка Харькова в районе пр. Гагарина, японцы интересуются нашими разработками в области цементной промышленности,  англичане предлагают Харькову свои инвестиции и т.д. и т.п. Подписаны  экономические договора с городами – побратимами нескольких стран: с Ципципнати ( США), Нюрбергом(Германия ), Лилем ( Франция ), Болонья (Италия ), с Московской областью,с Петербургом, Белгородом ( Россия), с городои Львом ( Зап.Украина).Это только часть из того,что мне известно.
     Здесь так стремительно идет накопление капитала, что Харьков стал Меккой для шоу – бизнеса, звезд эстрады, театра, кино. Харьков стал крупнейшим музыкальным центром не только  Украины: международные конкурсы пианистов, музыкальные ансамблеи, конкурс « юные звезды Харькова», народных коллективов, театров. Событиями в городе были приезды А.Калягина, Виктюка, Ю. Башмета, М. Жванецкого. Для тех, кто может отстегнуть для своего образования 20 – 30 дол. в месяц, могут получать знания без вступительных экзаменов в новых вузах, в частных университетах и академиях, учиться  многим языкам мира в возрожденном коллегиуме.
             А сколько прекрасных художественных выставок, сменяя друг друга открывается в городе. Только художественный музей, которым руководит подруга Санди – Валя Мызгина, делает в год столько экспозиций, сколько не было прежде за десятилетия. В Харькове выходит такое множество газет, журналов, книг, что я просто не в сидах их перечислить. Даже всеукраинские и международные слеты журналистов провели в Харькове, так как здесь издательский бум. Здесь журналистcкая столица. Я не преувеличиваю. Даже в ХГУ снова открыли факультет журналистики, так как телевидение, радио и издательства наводнили дилетанты. Харьковское телевидение показывает 10 программ, есть несколько частных телеканалов. Харьковское бюро экскурсий и путешествий, насколько мне известно, давно переориентировалось на чартерные рейсы в дальнее зарубежье, по городу экскурсии практически не проводятся, но за 300 – 1000 дол. можно прокатиться автобусом  в любую страну мира, накупить там шмотки и вернуться назад, что и делают многие харьковские челноки. Город стал сплошной торговой площадью, здесь делаются быстрые деньги. Для Харькова это закономерно, так сложилось исторически, такова аура города и ментальность большинства его жителей. В бизнесе Харькову нет равных. Первый земельный аукцион в Украине был здесь. Государственная торговля низложена. Почти все магазины – комерческие. На каждом углу – обменные валютные пункты, доллар давно уже стал привычной национальной валютой. И всю эту денежную махину крутят люди помладше нас. У них реальная власть, молодость, сила.
     Здесь нищие только одинокие старики – пенсионеры, кто не в состоянии даже перепродавать продукты, реализовывать газеты или ездить на огород.Учителя, преподаватели вузов, врачи – крутятся и, не получая зарплату по несколько месяцев, все равно ходят на работу, прекрасно одеваются и голодные не сидят, потому что в каждой семье кто – то делает деньги. Заводы практически стоят, но многие рады возможности не работать от звонка до звонка, а крутить свой бизнес. 80% населения подали заявления на госсубсидии для оплаты их квартир. И им оплатят. Здесь свои парадоксы. Жаль стариков, ветеранов, они, как белые вороны, в этом алчном мире, обманутые собственной страной. А что касается остальных, основной массы населения, не верь, что они бедствуют. Во всем мире люди крутятся, если хотят хорошо жить. Существующая здесь система образования и здравообхранения давно уже изжили себя, но в редкой школе нет компьютерного класса, лингафонного кабинета, капитального ремонта к сентябрю. Общество первичного накопления капитала еще не созрело к осознанию приорететности образования, воспитания, культуры, у него другие проблемы.Здесь никто не хочет вкладывать средства в государство, только в свое дело: свой частный вуз, свою гимназию, свой частный детсад.
     Милая Зиночка!не думай, что я рассуждаю наивно,Ты же понимаешь, что если Моисею понадобилось 40 лет, чтобы появилось поколение, лишенное рабской психологии, то чего же ожидать здесь за пять лет относительной свободы.
                Я люблю эту страну и очень верю в ее процветание. Украина обречена на становление истинной цивилизации. Здесь еще нет объединяющей национальной идеи, это страна  манкурдов и янычар – так сложилось исторически, но с приходом нового тысячелетия, колесо истории повернет  Украину на путь процветания. И все, кто уехал отсюда, спасаясь от невероятной разрухи, будут рассталкивать друг друга, торопясь  вложить  свои денежки, чтобы получить здесь лакомый кусочек, на бывшей родине. Таковы мои прогнозы.Страшно другое – экология. Ситуация в городе кричащая. Через  четыре  года, к началу нового века, 25 % ныне живущих вымрут. Это официальный прогноз. Только в моем подъезде за последние годы умерло 10 человек. На работе, во Дворце умерло 5 человек – рак. У 10 из нас умерли родные и близкие – рак. Саркома преобладают. Одна сотрудница вытащила себя народными средствами после раковой операции, у другой 16 летний сын с диагнозом рак. Это результат не только Чернобыля. 70% выбросов автомобильного транспорта, канцерогенных веществ, 61% выбросов Змиевской ГРЭС, соседство с Курской и Воронежской АЭС. Харьковский водопровод, которому на днях исполнилось 115 лет – стал канализацией. Даже кипяченную воду пить небезопасно. 13 источников Харькова подтоплены, даже Шатиловскую воду пить без кипячения нельзя.Наши харьковчане просто герои, пережившие полное отсутствие воды прошлым летом. 30 тысяч жителей переболели вирусным гепатитом, наблюдается рост туберкулеза, венерических заболеваний, 4 случая малярии, смертность от дифтерии. Это только за год. В общем, жизнь сама себя съела. И ко всему этому пожары, пожары. В Купянском и Изюмском районе сгорели десятки тысяч га леса, а в это лето горит еще и хлеб. Жара тут нынче до 40 – Африка. Всем уехать невозможно.
    Германия уже издала закон об ограничении эмиграции в их страну беженцев из СНГ, в Америку нас уже не пускают, Израиль, даже судя по твоим письмам, не лучшее место для спасения и душевного покоя. Остается уповать на Бога, на вселенский разум, который  уже созрел, чтобы стереть  с лица земли человека, как плесень. Парниковый эффект планеты, озоновые дыры, таяние северных и южных ледников уже в ближайшем обозримом будущем способны опустить под воду Японию, Великобританию, Италию, Израиль и многие другие регионы планеты.
     Перечитала  Данилу « экономическую « часть своего письма к тебе. Он со мной полностью согласен. Уже три года Даня кормилец  для меня и Светы (Маниной дочки). Моя зарплата – это прожиточный минимум на несколько дней – 50-60 дол. в месяц, хотя у меня теперь три высших образования, 26 лет педстажа, и на всю Харьковскую область я единственный методист внешкольного образования, имеющий высшую категорию, на протяжении пяти лет. Даниил, занимаясь малым бизнесом зарабатывает такую сумму за два – три дня. На него работает Ирин Боря и отчим его невесты. Очень хвалят Даньку. Трудно представить, что он уже на пятом курсе, оканчивает юридический факультет  Гуманитарной Академии. Учеба платная, но Даня  зарабатывает рекламой в газете своего товарища. Он предлагает мне вообще не работать, потому что мизерная оплата сделала внешкольную работу бессмысленной для меня. Представляешь ставка методиста или ставка психолога – 40 часов работы в неделю..Мои планы на ближайшее будущее- читать и писать.. Но ... я чувствую, что времени у меня не так уж много, чтобы откладывать это еще на годы.
      В прошлом году получила в ХГУ диплом « Практического психолога».Училась на стационаре. Весь год не работала, а получала зарплату. В мае получила третий     диплом –« Социального педагога» в Пединституте им. Сковороды» - тоже за счет государства. Теперь мне предложили учиться в магистратуре ХТПУ на звание « магистр психологии!», но надо сразу заплатить 500 дол. или найти спонсора. Еще мне предложили писать диссертацию – кандидатскую на основе моего диплома « Взрыв как метод психологического воздействия».
      Профессор Шналинский говорит, что это уже готовая диссертация, даже назвал меня при посторонних доцентом.  А преподаватель Наумов считает мою работу основой диссертации, он единственный, кто полностью прочел мой диплом и назвал его « Алмаз неограненный» и предложил быть моим руководителем и вместе писать книгу, но защищаться на звание кандидат, доктор пед.наук.
      Ах, Зиночка, все это лестно,но, если честно, ничего такого мне уже не надо. Я очень люблю учиться, готова снова и снова воспронимать новые знания, но у меня уж нет сил на банальные школярские сессии, защиты, ведь никто ни во что не вникает. И только теперь,слава Богу, профессор Шпалинский и кандидат наук Наумов поняли, что мною сделано открытие в области психологии и педагогики.
     Это долго рассказывать, но знаешь, когда я спрашивала по моей теме физиолога, он сказал, что это 5 докторских диссертаций и все равно ничего нельзя найти. Я заморочила голову всем преподавателям кафедры псилогогии ХГУ и ХТПУ, они ничего не понимали, я додумалась до механизма  психологии эмоционального взрыва сама и описала его, сделала схему этого уникального явления. Применяя этот метод, сумела за два сеанса научить Данькиного друга украинскому языку, повысить его успеваемость с 2-3 б. До 4-5. Теперь он уже студент 2-го курса железнодорожного института и по украинскому языку имеет хорошие оценки и знания. Вот  что такое психология и метод   взрыва , идущий от пед.методики Макаренко, а я доказала, что от  Джемса- Фрейда – Беркийса, проследив теорию психологии воздействия на личность от Сократа до наших дней. Преподаватель по правоведению убеждала меня, что  моя тема необходима юристам на 300 %, сказала, чтобы я продолжала исследования.
     Боже мой, кто как не я понимаю, что мое, пусть маленькое открытие – разгадка механизма стресса и дистресса, психокоррекции, медпсихологии, психосоматических явлений. Очень нужны знания медицины, навыки работы с компьютерной и медицинской измерительной  техникой, контакты с ведущими специалистами – нейропсихологами, исследования в учебных и мед.учреждениях.
               
                Разве мне под силу поднять это? А вот написать не диссертацию, а книгу, теоретическую, на основе собственной  гипотизы и теорестических изысканий – это возможно.
                Ладно, что я тебе голову морочу еще своими проблемами.На эту тему я могу говорить бес конечно. Весь год практиковала на работе по психодиагностике и психокоррекции. Почти все сотрудники стали моими клиентами. Постоянно приходят кружковцы – подростки и даже их родители. Просят принять  знакомых. Но я не могу брать с них деньги на рабочем месте, в рабочее время, в штатной должности методиста – психолога. Попробую дать объявление и начать частную практику дома. Может, кто –то и прийдет...
... Я разделяю твою тревогу насчет армейской службы Жени.Даже не представляю его военным. Мне кажется, что в некоторых районах Израиля ситуация напряженная и опасная: терроризм, военные действия у ливанской границы, непримиримая война с палестинцами – и еврейские мальчики с автоматами.Но, может быть, теперь, в связи с вашим новым правительством,политическим влиянием выходцев из СССР и новой помощью США вы, наконец, заживете без тревог. Но какая мать не тревожится за своих сыновей. А у вас и девчата служат. Но хорошо, что на выходные дни ребят отпускают домой или можно к ним приехать.
     ... На Украине самый престижный вуз – Киево – Могилянская Академия, известная своей прошлой историей. Говорят, туда берут не по блату и звонку, а самых одаренных, знающих языки и укр.
      Там собраны замечательные ребята, цвет Украины.Многие стремятся там учиться одновременно на нескольких гуманитарных факультетах. Программы выбирают сами. 17% ребят этой Академии претендуют в будущем на кресло президента Украины, на высшие должности в стране. Это элитарный вуз. Не знаю,принимают ли туда иностранных граждан,но за деньги у нас во всех Вузах...Есть еще в Киеве институт международных отношений, и еврейский Соломонов университет, куда принимают не только евреев.
     У нас и в России появилось немало хороших еврейских учебных заведений, где изучают иудаику, историю религии и другие науки. В Харькове по-прежнему высоко котируется ХАИ и ХГУ, Юридическая Академия и Коллегиум, где открыты факультеты с изучением восточных языков. Имея деньги, здесь можно учиться в любом, самом лучшем вузе, не сдавая вступительные экзамены. Если Женя выберет Харьков, будет жить у меня.
      Хотелось бы получить от вас фотографии, но крупным планом, чтобы видеть ваши лица и глаза. Как там Динка,Борис, их сын Марик? Что у Черняховских? Видишься ли ты с ними? Встречалась ли в Израиле со Стехиной Светой и ее семейством? Если их увидешь,скажи, что я их помню и тоже передавай привет.
               
     Ну вот, кажется, обо всем переговорила с тобой. За окном светает. Надо немного поспать. Думаю, вот бы ты приехала на Данькину свадьбу, которая состоиться 23 августа, в день освобождения Харькова. И радуюсь и не вериться, что дорастила сына до этого дня. Они с Мариной – хорошая пара. Девочка преподает музыку и учиться на 3-м курсе института Культуры на дирижерском факультете, хорошо играет на пионино..
    Какие же стихи тебе послать? Может,это напечатанное еще в 1994.

                ***
В иных мирах, иных веках
Забыть друг друга не смогли бы,
Мое письмо в твоих руках
Такое теплое на сгибе.

И нежность, ту,что в детских снах,
В ладошке спящего ребенка,
Найдешь ли ты в моих словах,
Так недосказанную тонко.
Пора прощаться.
10.7.1996г.
PS
       Уже полдень следующего дня. По радио на сессии Верховного Совета говорят о самом наболевшем в стране: зарплате, пенсиях, повышении их выплат, о забастовке шахтеров и необходимости введения чрезвычайного положения в экономике. Выразили в постановлении недоверие соответствующим министрам.Услышала подтверждение многих  своих мыслей.Наконец, принято разумное решение,согласно статье новой Конституции.
     Потребительский бюджет 22 миллиона карбованцев – это 115 дол.и минимальную зарплату 9 млн.карбованцев –это 45 дол.Новый премьер Лазаренко хитер – по его предложениям, идущим еще от царей и советских правителей, пополнение бюджета будут вести за счет спиртных напитнов, табака и т.д.
               
       А выполнить закон о декларации доходов, начиная с президента, бояться. Боятся тронуть людей теневой экономики. Вообще жить здесь интересно, ведь история делается здесь, а я внутри ее живого организма, хотя самое страшное древнекитайское проклятие : чтоб ты жил в эпоху перемен! Перефразируя М.Задорного,наш прожиточный уровень – это ваш смертельный уровень. Но ничего, будет и на нашей улице праздник, даже, если нас уже не будет. Счастлив, кто ощущает себя человеком мира и может жить в любом уголке планеты, пользуясь благами цивилизации. Отнюдь не банальное, а почти физиологическое  чувство родного дома удерживает многих из нас от последнего шага. Все те же мы, нам целый мир чужбина, как сказал А. Пушкин, и с ним трудно не согласиться.
                ***
20.  12. 1999г.               
     Спасибо за все. Иногда мне кажется, что с нашей последней встречи минуло не 10 лет, а 10 веков, и даже фотографии не в силах мне напомнить твое лицо. Там, на фото, ты-другая, или это я совсем другая, не та, которую ты знала так много лет. Поэтому так трудно писать. Кому, куда  пишу я эти строки? Что пережито в моих словах, чтобы ты узнала во мне меня. И мне ли ты пишешь, когда пишешь мне. Проблема измененения личности? Или это старость, что прокралась незаметно, меняя мое лицо, мою походку, мои чувства и самые дорогие воспоминания.
     Я зову мою молодость, но разве она покидала меня. Я зову мое детство, но и оно всегда было рядом.Я зову дорогих мне людей – как пусто без вас в этом, нашем общем городе.
Какая страння тоска,
Со мною нет друзей любимых,
Лишь голос мой издалека
Зовет вас: Оля! Нэлка! Зина!

         Я часто думаю о старости... Истратить оставшиеся годы на то,чтобы писать, читать и, дай Боже, растить внучат.
       У меня сегодня радостный день. Приходили мои молодые: Данилка и Маринка. Отобедали, пообщались. Они уехали к себе, на ХТЗ, вечером придут к  ним друзья- приятели, а я осталась с чувством, что не одна, что енужна им и села писать тебе письмо.
Сваты уедут в Дружковку, Зовут и меня,но я не поеду... Недавно там похоронили с большими почестями родного дядю свахи, Героя Соцтруда, героя войны, весь в орденах, председателя колхоза, поднятого им до богатого хозяйства. Ему было 92года. Нынешний глава Верховного Совета Украины А.Ткаченко – его близкий друг.
     Этот дедушка Маринки, дядя свахи, год назад скркпя сердце, уехал жить в Америку. Сделали ему там операцию на глаза. Пожил немного  в пустой квартире, снятой дочерью. Внук, которого он вынынчил, выкохал, в свою виллу не позвал. И уехал дедушка в Дружковку, в свое село. Сам пан Ткаченко встречал его, возвращенца, в аэропорту. Вернули дедушке все права гражданина Украины, и навестил его губернатор области. Моя сваха, не зная, кто приехал в дорогой машине, вышла к нему, в чем была. Потом уже переоделась, устроила прием гостям. Тут губернатор и спрашивает ее дядю:  « За кого голосовать будете, кого выберете в президенты?» А тот и отвечает:
« Ничего хорошего эта власть не сделала. Буду голосовать за коммунистов, за Петра Симоненко.
     Недели через две умер дорогой ветеран. Хоронили всем районом, из области начальники понаехали.
     Простой народ, искренне любивший своего председателя, плакал, едва протискиваясь между погонами да шапками из дорогого меха. Сваха и ее старенькая мама, сестра покойного, совсем затерялись в этой незнакомой толпе. И тут заговорил глава областной администрации, пан  губернатор речь произнес, и были в этой речи главные слова: «товарищи, перед смертью ваш председатель колхоза сказал: «Буду голосовать за президента, за Леонида Даниловича Кучму».
     Моя Галина Семеновна, да матушка ее так и замерли, не смея возмутиться. А народ возроптал, заговорили люди, что они пришли на кладбище, на похороны, а не на политический митинг. И стали люди расходиться, оставив эту бессовестную власть и неприкаянных родственников у могилы.
     Не знаю как проходил поминальный обед в честь славного человека еврея Сорокина, но если бы писала об этом рассказ, то назвала бы его «Испорченные похороны». По рассказам свахи хороший, интересный человек был ее дядя. Жаль, что не познакомились.
     Ладно, хватит о грустном.

     Пока не отправила это письмо, получила приглашение отпразновать Новый год у Данила и Маринки. Пришла домой, а на столе  полный пакет – апельсины, мандарины, бананы. Это Даниил принес гостинец. Значит, все правильно и я не одна.