Лес-то живой

Мертвая Эго
Работаю антикризисным менеджером. Часто ко мне обращаются за помощью, когда "шеф, усё пропало!" Послужной список приличный, клиенты в 90% случаев довольны. И вот поступил новый запрос - от лесоперерабатывающего завода.

Стал изучать материалы - стандартная ситуация. Старый начальник ушел на пенсию, совет директоров поставил нового, молодого и амбициозного. Сразу после назначения прошла волна увольнений. Ну, это обычное дело, после смены руководства часть сотрудников сама уходит, часть "уходят", чтобы освободить место новой команде.

Сразу после этого прибыль завода стала падать. Тоже ничего странного - пока новый руководитель войдет в курс дела, снижение прибыли обычное дело. Стал разбираться, от чего происходят убытки. И вот тут появились странности.

В целом, производство не пострадало, процессы все в порядке, люди работают. Проблема в поставке лесоматериалов. С вступления в должность нового начальника начались перебои с поставками. И все по каким-то нелепым причинам - то с техникой проблемы, то стихия бушевать начинает, то ЧП. Последняя поставка должны была быть неделю назад - прямо перед погрузкой все лесоматериалы вспыхнули, как спички.

В таких случаях копать в бумагах бессмысленно. Либо компания дико невезучая, либо это спланированный и продуманный саботаж. Я поговорил с молодым начальником, но тот мне ничего не смог сообщить - виновных искали, но не смогли найти. Все случаи признали форс-мажорными.

Пришлось мне отправляться собственной персоной на лесосеку.

Спустя несколько часов езды по кошмарной проселочной дороге я попал на вырубленную наполовину делянку. Там стояло несколько временных сооружений - бараки для рабочих, склад для заготовленных материалов, помещения для инструментов и техники. Рабочие как раз были на рубке, издалека были слышны звуки пил и топоров и тарахтение техники. Я прошелся по мини-поселению и наткнулся на дедулю, очевидно, сторожа. Дед сидел на чурбачке, держа в руках клюку, и кемарил, опираясь на нее.

– Дедуля, будь здоров! - поприветствовал я его.

Дед всхрапнул, просыпаясь, прищурился, разглядывая меня.

– И тебе не хворать, - скрипучим голосом отозвался старик. - Кто таков и что тут надо?

– Из города приехал, узнать, что тут происходит. Тут кто-то еще есть?

– Сейчас все на работе, я тут один, охраняю, - старик достал старый кисет и начал крутить папироску.

Как будто я из 21 века попал во времена пятилеток, это меня позабавило.

– Ну, так может, ты мне расскажешь, почему у вас постоянно проблемы с поставками?

– А что тут рассказывать? Когда ехал сюда, что видел?

– Ну, лес видел... Дорогу видел...

– Эх, ты, городской... А какой лес видел?

– Всякий. Вот ближе к вам вырубленный.

– Вооот! Подряд все рубят, ни деревца не щадят.

– Ну, так лесосека же, как иначе?

– Прежний начальник знал дело. Вырубали только мертвые и больные деревья, строго следил, чтоб лишнего не рубили. С пониманием был мужик, хозяйственный. А как новый пришел, так начали подряд все выкорчевывать - денег ему больше захотелось. Вот местные и обозлились.

– Местные - в смысле, думаете, из ближней деревни кто-то саботаж устроил?

Старик посмотрел на меня со смесью презрения и жалости.

– Одно слово - городской, - пыхнув самокруткой, проворчал себе под нос, - ни черта не понимаешь. Лес-то он живой. В нем разное живет, то, что люди не видят и не слышат. Предки наши об этом знали, в мире с лесом жили. А как пришли эти ваши... ахфоны, ынтырнэты... люди совсем забыли, где живут, про соседей своих по миру забыли. Стали разбойничать, красть, разрушать. Вот и новый начальник такой - жадный, загребущий, только о деньгах и думает. Все, кто тут работал при старом, уволились, он привел своих, таких же, кому деньги важнее. Был лес - и нету.

От его бормотания меня немного покорежило - решил, что у деда с головой не все в порядке. Но кое-то он все же прояснил. Значит, все-таки саботаж, возможно, кого-то из уволившихся работников. Новая политика не всем пришлась по вкусу.

К баракам с другой стороны подъехали машины, раздались голоса - рабочие вернулись. Я сказал деду:

– Ну, фенк ю за инфу, дедусь, пойду с другими поговорю!

Дед в ответ мне ничего не сказал, но как-то злобно сверкнул глазами, и на лице отразилась злобная гримаса. "Что взять с сумасшедшего," - подумал я и зашагал к баракам.

Там из грузовика выпрыгивали рабочие. Технику собирали на стоянке, стаскивали инструменты в сарай. Я подошел к рослому мужику, в котором определил бригадира.

– Здравствуйте, я тут из города - меня Алексей Иванович направил, - представился я ему.

– Дмитрий Игоревич, - пробасил мужчина.

Мы пожали руки.

– Я тут с вашим сторожем разговаривал..., - начал было я, но Дмитрий меня перебил:

– С каким сторожем? У нас нет сторожа.

– Ну, дед такой... С клюкой сидел, дремал, когда я приехал.

При этих словах бригадир побледнел. Он резко развернулся к остальным и заорал:

– Все вон из бараков! Срочно все на улицу!

И тут же после его слов полыхнул один из бараков. К счастью, в нем никого не было, рабочие не успели в него войти.

После того, как с пожаром удалось справиться - далеко не сразу, - сели мы в круг на чурбачках и принялись подлечивать нервы алкоголем. И тогда бригадир рассказал.

Дед этот недавно стал появляться, его по одному видели. Со всеми вел себя по-разному. На кого-то набрасывался с кулаками, кого-то только костерил, а с кем-то и просто беседовал, как со мной. Не сразу, но заметили закономерность - как кто-то увидел деда, так какая-то пакость случается. И по нарастающей - поначалу по мелочи было, то техника глохнет, то дождь невовремя начинается. А потом посерьезнее случаи стали происходить. Лопнул трос, удерживающий бревна, и два работника получили переломы, еще легко отделались. На трелевочный трактор упало ни с того ни с сего дерево, благо, водителя в нем не было. А в последнем случае в склад бревен ударила молния - прям среди ясного неба.

Работяги сами пытались искать этого зловредного деда. Составили описание, один умелец его изобразил на рисунке, и поехали по деревням. В одной деревне наткнулись на вдовушку, жившую на отшибе. Она сказала, что по виду на прадеда ее похож. Только тот умер, когда она еще под стол пешком ходила.

Прадед ее был человеком замкнутым, с людьми мало контактировал, большую часть времени пропадал в лесах. В семье ходила легенда, что прадед - последний волхв в роду, какими-то тайными знаниями владеет. Дед женщины говорил, что его тоже еще мальчишкой отец пытался приобщить, но тот больше интересовался идеями коммунизма и новыми реалиями жизни. Так знание и похоронили вместе с прадедом.

На деда рабочие пытались устроить засаду, но тот как знал - не появлялся. Начальству эту историю рассказывать боялись - обвинили бы в пьянстве на рабочем месте и приписали бы все проблемы рабочим. Ну, а я стал очевидцем, вот со мной и поделились.

Я уезжал с лесосеки со смешанными чувствами. Как рассказывать об этой истории заказчику? Придется выдумать какую-то связную ложь и посоветовать сменить место лесозаготовки.