Два портрета графа Северина Осиповича Потоцкого

Владимир Варнек
Варнек А.Г. Первый портрет слева, выполненный в 1802 году, находится в собрании  НИМ РАХ. Местонахождение второго портрета автору миниатюры неизвестно, но известно то, что данный портрет приложен к биографии С.О. Потоцкого в Википедии.

1802-ой год в творчестве художника Александра Варнека был самым удачным, т.к. определил всю его последующую жизнь: 11 декабря этого года состоялось Годичное собрание Академии художеств, на котором он, выпускник Академии, достигший возраста 20 лет, получил Большую золотую медаль и был отправлен впоследствии (осенью 1804 г.) на пять лет в Италию [1].

Этот же год оказался знаменательным и в жизни сорокалетнего графа С.О. Потоцкого, приехавшего в конце царствования Екатерины II (в 1793 году) из Польши в Россию, и оставшегося здесь до конца своей жизни. Именно на этом же Годичном заседании ИАХ (в начале его) граф был избран почетным любителем ИАХ, после чего имя его, появившееся в академическом отчете 1802 года первый раз, встретится в последующих отчетах еще семь раз.

Последний раз оно появится в отчете, «читанном конференц-секретарем  Академии  В.И. Григоровичем 12 октября 1830 года», на котором он, говоря о прискорбных потерях академического года, прочтет слова: «Почетный любитель, действительный тайный советник граф Северин Осипович Потоцкий – муж знаменитый заслугами на поприще гражданском, друг просвещения, известный любитель художеств, человек отличный душою и сердцем.  Потеря сия тем более горестна для Академии, что покойный граф всегда любил ее и истинно желал ей блага» [2].

Замечу здесь, что биография Потоцкого С.О. (1762 – 1829) прекрасно изложена в Википедии, и здесь нет необходимости дублировать ее фрагменты, кроме одного – воспоминаний о нем Ф.В. Булгарина – и некоторых сведений о семье графа:

«Северин Осипович Потоцкий (граф) остался беден после отца своего, лишившегося огромного состояния на спекуляциях. Северин Осипович прибыл в молодых летах в Петербург искать счастия, и нашёл его. Сначала он был камергером, потом сенатором и попечителем Харьковского учебного округа.

Северин Осипович был человек честный и благородный, отличного ума и образования, прилежно занимался всегда делами сенатскими, и возвысил Харьковский Университет своим управлением. За что только он ни брался, исполнял усердно и совестливо. В частной жизни он был весьма оригинален. Он никогда не заводился домом и не принимал гостей, но жил на холостую ногу, в трактире, и вечера проводил в гостях. Лет двадцать сряду прожил он на Екатерининском канале в доме Варварина. В обществе он был приятен и остроумен, но в своем доме капризен и брюзга. Он был любим и уважаем всеми. Северин Осипович был в молодости красавцем, а под старость чрезвычайно худощав, но всегда бодр и свеж».

Добавлю к этому лишь то, что приехав в Россию, С.О. Потоцкий практически все годы проживал в Санкт-Петербурге, а умер в Москве, куда приехал на лечение, и был похоронен в имении Севериновка под Одессой. Его жена, Анна Сангушко, урожденная княжна Сапега (1758 – 1813), умерла намного раньше его в Польше.  В Википедии сообщается, что в семье графа было пятеро детей; указаны лишь годы жизни четверых из них, но никаких других сведений  не приводится, исключая то, что род Потоцкого после ухода из жизни последнего его сына-наследника пресекся.  Поэтому поговорим ниже лишь о портретах С.О. Потоцкого. 

Как понятно из первых фрагментов настоящей миниатюры, С. О. Потоцкий и Александр  Варнек  были участниками заседания ИАХ, состоявшегося  11 декабря 1802 года. Были ли они уже знакомы до этого, не знаю. Но, коль скоро, портрет графа был написан художником для конференц-залы  Академии художеств  ок. 1802 г. [3,4], то ясно, что познакомились  они если не до, то в самое короткое время после этого заседания.  Сам же портрет, висевший  многие годы в конференц-зале ИАХ, оказался впоследствии  в собрании НИМ РАХ и  находился  на выставке, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга, организованной в 2002 году [4].

Автор монографии, посвященной творчеству Александра Варнека , Валерий Стефанович  Турчин, сравнивая портрет С.О. Потоцкого с другим ранним портретом художника, на котором была изображена молодая балерина Е.И. Колосова, пишет: « Несколько традиционнее, да и неудачнее  выглядит  портрет С.О. Потоцкого. В данном портрете художник следует традиции живописи рубежа веков – образцам В.Л. Боровиковского и С.С. Щукина, хотя заметно и упрощает их колористическую систему. 

Исчезает та специфическая тонкость исполнения, которая еще связывалась с культурой живописи предшествующего времени. Колористическое построение формы становится проще, со следами какой-то «вымученности», которая нет-нет да и будет проявляться у А.Г. Варнека в дальнейшем» [3]. 

Здесь я должен хотя бы немного реабилитировать художника, который в 1801-1802 гг., будучи еще учеником 4-го возраста ИАХ,  выполнил целый ряд портретов, в том числе практически неизвестный ныне портрет мореплавателя Крузенштерна [5,6]  и  портрет живописца, за который он получил большую золотую медаль [1]. Поэтому-то он, как я думаю, выполняя портрет С.О. Потоцкого, находящийся в собрании НИМ РАХ, и не выписал на нем, как следует, польских орденов Святого Станислава (1784) и Белого орла (1791)  на груди модели. А, может быть, граф Потоцкий  просто оказался для молодого художника менее привлекательной моделью, чем та балерина, которую он примерно в это же время запечатлел на портрете, находящемся с 1912 года в собрании Государственного Русского музея?

О том, что помимо портрета С.О. Потоцкого, выполненного специально для конференц-залы  ИАХ, художник выполнил еще один портрет графа, написанный для него лично, стало известно еще в 1839 году, когда был опубликован самый первый список портретов работы А.Г. Варнека (список Каменского) [7].  И ссылку на данную работу в списке произведений А.Г. Варнека  автор монографии [3] сделал, но допустил ошибку и поместил ее  под названием портрета Потоцкого, находящегося в собрании НИМ РАХ и идущего в списке  под  номером 37.

Каменский же, бравший интервью у художника А.Г. Варнека, включил в опубликованный им список не тот портрет, который  был написан для конференц-залы Академии,   находящийся ныне  в собрании НИМ РАХ, а другой портрет, написанный лично для графа. Долгие годы об этом портрете ничего не было известно, но в последние годы он "откуда-то появился" и был приложен к упомянутой выше статье из Википедии. А сейчас я прилагаю его и к своей миниатюре  (правый портрет). 

Помимо этого, в галерее живописных портретов  С.О. Потоцкого  мне известно еще два портрета, один из которых выполнил в 1805 году известный педагог класса портретной живописи  Щукин Степан Семенович (1762 – 1828), учитель Александра Варнека и Василия Тропинина в Академии художеств. Для того, чтобы быстро увидеть данный портрет, нужно ввести в «поисковик» Яндекса следующие слова:  Щукин Степан портрет Северина Потоцкого.

Самым первым в ряду найденных картинок окажется именно этот портрет (холст, масло), находящийся в собрании Харьковского музея изобразительных искусств и воспроизведенный в монографии  Л.Н. Целищевой 1979 года издания, посвященной творчеству С.С. Щукина [8].  Вот что сообщает Луиза Николаевна о данном портрете на стр.110: «…к несомненным удачам (Щукина) можно отнести портрет С.О. Потоцкого. Представитель польской знати, прибывший к русскому двору, он пользовался неизменной любовью и доверием Александра I.

Рассматривая призвание свое в России, Потоцкий, будучи почетным членом Академии художеств, не раз предлагал ученикам ее темы для программ из русской истории и выделял для них специальные премии. Назначенный попечителем Харьковского учебного округа, он сам занимался подбором преподавателей для нового университета, переписываясь по этому поводу со многими представителями науки и культуры Европы.

<…>. Образованный и умный человек, уклончивый и гибкий политик – таким увидел и изобразил его Щукин, сумев найти и выявить и основные черты характера, наиболее яркие для  портретируемого. Художник заставляет внимательно всматриваться в них и читать вместе с ним в чуть искательном наклоне головы Потоцкого,  его выразительном лице с презрительно-любезной полуулыбкой тонких губ и вкрадчивым взглядом глаз,  глубоко индивидуальный человеческий характер».

Замечу, что цитируя эти неординарные мысли замечательной женщины-искусствоведа, с которой был немного знаком в прошлые годы и общался иногда, я не мог понять одного:  «Почему в своей монографии  Л.Н. Целищева не упомянула портретов С.О. Потоцкого  кисти А.Г. Варнека,  хотя творчеству его в монографии посвящено почти пять страниц, учитывая то, что репродукции трех портретов работы Варнека помещены в монографии  даже на страницах с текстом, посвященным творчеству другого ученика Щукина – Тропинина?

Читатели, которые посмотрели, согласно моей наводке, портрет С.О. Потоцкого из собрания  Харьковского музея изобразительных искусств и обратили внимание на сходство его с приложенными к миниатюре портретами Варнека, могут по данному запросу  найти в интернете невдалеке от первой картинки еще одну. А если говорить точнее, то еще один портрет С.О. Потоцкого работы польского художника, на котором Северин и его малолетняя дочь изображены у надгробия жены графа  {Сайт Польские дворяне (Потоцкие)}. 

Замечу, что с этого портрета организаторы сайта «Почетные члены Российской академии наук с 1724 года» сняли в 2002 году копию, вырезали из нее поясное изображение самого графа Потоцкого, и приложили его к тексту со словами его принадлежности к миру науки, как почетного члена Академии наук с 1828 года.  Думаю, что в настоящее время было бы логично заменить эту картинку, а точнее фрагмент сугубо семейного портрета неизвестного польского художника, на один из  трех портретов  почетного члена РАН с его орденами, которые были выполнены в России.

Завершая разговор о портретах С.О. Потоцкого, сопоставим два его портрета кисти А.Г. Варнека, приложенные к настоящей миниатюре. В принципе, больших различий между ними нет. Видно, что выполнены портреты практически в одно и то же время. При этом на первом портрете, написанном  для конференц-залы Академии, граф выглядит более официально, что вполне соответствует статусу портрета.  На втором портрете выглядит он более свободно и раскрепощенно, в состоянии легкой задумчивости, что также логично, т.к. портрет этот по замыслу предназначен был для квартиры Потоцкого.   

Ордена на втором портрете, выписаны более четко, что связано, по-видимому, с меньшей напряженностью труда художника, завершившего, по существу, досрочно обучение в Академии. Сопоставление данных портретов с портретом С.О. Потоцкого из собрания  Харьковского музея изобразительных искусств показывает, на мой взгляд, что образ политика, созданный на харьковском  портрете учителем А.Г. Варнека, С.С. Щукиным, передан более убедительно. И хотя со времени написания двух предыдущих портретов прошло всего три года, Потоцкий на портрете Щукина выглядит заметно "повзрослевшим".

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
2.  Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1817 – 1859)/ сост., авт. вступ. И примеч. Н.С. Беляев; БАН, – СПб.: БАН, 2015. – 768 с.
3. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
4. Каталог  выставки «Из собрания научно-исследовательского музея Российской академии художеств», посвященной 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. М. 2002.
5. «Северный вестник», 1804, ч.3, с. 226.
6. Варнек В.А.  Два портрета Крузенштерна. Крузенштернские чтения. Сборник материалов научной конференции 22-23 октября 2014 года.СПб. 2015.
7.  Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
8. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин. 1762 – 1828. М., Искусство. 1979.

08.03.2021.