Поэма о Дионисе

Филатова Наталия
Из древнегреческой мифологии

Прекрасный Дионис - растительности Бог и виноделия
Зачат был Зевсом - громовержцем (царём Олимпа)
В любовной связи с девою Семелой, что дочерью была
Фиванского царя и самодержца - Кадма.
Зевс, в благодарность за любовь Семелы
Ей обещал исполнить клятвенно любую просьбу.
Богиня Гера, что была женою Зевса,
Возненавидела тогда Семелу и поклялась
Её жестоко уничтожить.
Прикинувшись монашкой-служкой,
Гера убедила свою соперницу Семелу
Просить у Зевса показаться ей
Во всем его Величьи Громовержца.,
Не смог ей отказать в подобной просьбе.
Явился он во всём своём Величьи в замок Кадма.
Всё содрогалось от ударов грома
и ярко молнии сверкали.
И вспыхнул замок и огонь всё сокрушал вокруг.
Страдая в схватках родов, бедная Семела,
упала наземь, истекая кровью.
И видела она, что нет уже спасенья,
Что в гибнет всё от мести злобной Геры...
В огне и пламени у умирающей Семелы
Родился слабый, не способный жить ребёнок.
Но разве мог погибнуть сын Семелы,
Родившись от царя Олимпа?
И вот, со всех сторон волшебно появился
И вырос вдруг густой зелёный плющ,
Закрыв от жаркого огня своей прохладной тенью
Несчастного рождённого ребёнка.
Зевс, Царь-Отец, поднял снесённого младенца,
И так как был он слаб и недоношен,
Зашил его себе в бедро,
Чтоб в теле Дионис окреп
и возродился второй уж раз.
В момент того Второго возрожденья,
Бог Зевс-Отец призвал Гермеса
Заботиться о сыне Дионисе.
Велел его отдать на воспитание
Сестре Семелы, что звалася Ино.
И мужу Ино - Афаманту.
Богиня Гера в гневе превратила Афаманта
В безумца-зверя.
Потеряв рассудок, убил он сына своего Леарха.
Спасаясь от безумца-мужа,
Ино со вторым своим ребёнком Меликертом,
В отчаянии бросилась в пучину моря.
Нереиды, дочери Царя морского
превратили мать и сына
В божественных морских дельфинов...
Они до сей поры живут в морской пучине.
А Диониса спас Гермес, он перенёс его
В мгновенье ока в Ниссейскую долину,
Отдав на воспитание нежным нимфам.
И мальчик рос и стал прекрасным и могучим Богом,
Дающим людям радость, силу, плодородье.
А нимфы, что растили Диониса,
Царём Олимпа были подняты на небо,
И светят нам они поныне
среди других созвездий ночи тёмной,
И называются они теперь Гиады.
То - семь печальных звёзд в созвездии Тельца
И с восхождением которых,
Исходит к нам дождливое ненастье.
Теперь, оставим нимф - Гиад сиять на небосводе
И обратим наш взор к красавцу Дионису.
Он самый популярный Бог в Элладе..
С ним праздники весёлые правляют
С начала осени и до прихода девицы-весны.
У праздников - характер шумных представлений,
Мистерий, оргий, вакханалий.
Феерии послужат началом театральных представлений:
"Великих славных Дионисий", так называли их в Афинах.
Там пели хором люди, нарядившись в козьи шкуры, и
Исполняли чудные напевы, и гимны пели, дифирамбы...
Обычно представленья эти начинали запевалы.
Им вторил хор, а пенье это сопровождалось часто
Шумным полсом козьим.
Возникла таким вот образом ТРАГЕДИЯ,
Что в переводе греков значит: ПЕСНЬ КОЗЛА.
На зимних дифирамбах часто пели
о страданьях Диониса,
Что послужило появлению ТРАГЕДИЙ.
А на весенних Дифирамбах, радостных, весёлых,
Пели о смешном, комичном,
Что послужило появлению КОМЕДИЙ.

Итак, с толпой менад, вакханок и сатиров
Ходит Дионис по свету,
Идёт в венке из винограда, в его руке - копьё,
Увитое плющом и тёрном.
И в быстрой пляске кружатся менады,
А рядом скачут охмелевшие сатиры,
С хвостами и козлиными ногами.
А на осле, за Дионисом, всегда везут
Учителя Селена.
Он стал так стар, что еле держится в седле.
Покачиваясь, от едет вслед ученику-Красавцу
И добродушно ухмыляясь,
опирается на плечи молодых сатиров.
Под звуки флейт, свирелей и тимпанов
Плывёт всё шествие в долинах,
Среди лесов, по сказочным цветным лужайкам.
И весело идёт по той земле Бог Дионис
(он также - Вакх и Бахус).
Всё покоряет он своею властью, всех учит он растить лозу
И делать из неё вино.

Немало есть ещё легенд в Элладе,
Где Дионис сражается с Ликургом и так далее...
Но я на этом завершаю мой скромный труд
Во славу Богу Дионису.

          Нина Пешковская. Октябрь 2006 года