Запах камня

Андрей Календарёв
               
               
   *Приквел к роману Патрика Зюскинда „Парфюмер“*


                Пьеса

   Действующие лица:

  - Жан – Батист Эскарго (Jean-Baptiste Escargot) -  психолог, профессор.

  - Госпожа Блуме – пациентка.


     Действие происходит где-то в Европе в семидесятые годы двадцатого века.
     На сцене стол, два стула, поодаль кушетка, рядом с ней еще один стул,
                на столе телефон.

                Психолог  вешает на стену диплом профессора.
        Спрыгивает со стула, удовлетворенно смотрит на висящий диплом
                и шуточно раскланивается перед ним.

П с и х о л о г (иронизируя над собой. Ну что, свежеиспеченный профессор

психологии, так это ты  избавляешь людей от одиночества, делаешь их счастливыми?

... Ну-ну.   Говорили же латиняне "Cura te ipsum" – исцели себя сам... Так ты

исцелил себя, ты счастлив? ...  Нет, не получается. Все идет из детства. Как был

одиноким, так одиноким и остался. 


         Берет стул, приставляет его к столу на сторону пациента.
           Сам садится по другую сторону стола, читает газету.

П с и х о л о г. Ого, я становлюсь знаменитым! Обо мне статья в городской

газете. Почитаем: «Как мы все уже  знаем в нашем городе начал свою работу

профессор   психологии Жан – Батист Эскарго. Методика, которую использует

профессор, уникальна. Изучая запахи, он помогает найти любовь своим пациентам."

(комментрирует) Да, примерно так. Почитаем дальше.

"Мало кому известно, что профессор оказывает также дистанционную

психологическую помощь пациентам пансионата для пожилых людей с деменцией. 

Беседуя по телефону, он несомненно скрашивает последние годы жизни одиноких

больных стариков.Среди его пожилых пациентов, например, всемирно известная

пианистка госпожа Лаура Риши."

                (Психолог возмущен.)

Мерзавцы! Да кто им позволял раскрывать имена пациентов? Для меня все они 

одинаковые (успокаивается). Что там дальше.   "Общественное мнение" ..., так,
 
это понятно, пропускаем. Хм, а это что такое?
 
"Обращаем Ваше внимание, что таким же редчайшим талантом различать запахи   

обладал безумный гений – парфюмер Jean-Baptiste Grenouille, ставшим серийным

убийцей, как гласит одна из легенд города Grasse.   В переводе с

французского, фамилия безумца означает «Лягушка». Имя профессора также Jean-

Baptiste, а фамилия Escargot – в переводе «Улитка». (отбрасывает газету.)

Что за чушь здесь написана: «лягушка, улитка»!  А если бы моя фамилия была, к

примеру, «Календарь», чтобы это изменило? Фамилия передается из поколения в

поколение (задумывается).  Хотя в моем случае это не так.
          
              ( Телефонный звонок, психолог снимает трубку.)

 Психологический кабинет профессора Эскарго «Любовь по запаху». ...

- Нет, госпожа Шноль – никакого гипноза и никакого сна.  ...

- Нет медицинская маска не нужна. В двадцатом веке живем - все эпидемии

  победили.  Вы хотите записаться на первичный прием?  ...
 
- Кстати, я могу дать скидку. У вас сохранились бусы, броши, серьги, может

  другие украшения с натуральным камнем, которые Вы прежде носили? ...

- Да, Обручальное кольцо тоже подойдет. ...

- У Вас их три?   Нет спасибо. Я куплю только одно в счет оплаты. ...

- Да, я понимаю и очень сочувствую. ... 

- Госпожа Шноль, благодарить меня рано. До встречи.

Психолог (кладет трубку, смотрит на часы).

- Я еще должен   позвонить госпоже Риши.  (набирает номер, говорит в трубку)

 Мама, привет, это я, Патрик. Как ты себя чувствуешь?

- Что у меня? Да как всегда пациенты.  Я же практикующий психолог. Ты знаешь

  о моей методике «Химия любви». ...

- Да, все правильно. То, что называем любовью это только химия, помогающая

 выполнить законы природы: а именно продолжать род человеческий. ...

- Почему же это цинично, да еще и опасно?  Давай не будем обсуждать эту тему. У

 меня и мужчин - пациентов достаточно.  Законы природы они не только на

 женщин распростаняются. ...

- Ты верно заметила: мужчины тоже люди (смеётся).  Мама, любовь - это химия, и

  ее надо изучать. Это как в школе или в университете. ...

- Нет, я не зарабатываю на несчастьях людей. Я  делаю их счастливыми.

 Я возвращаю людей в природу, бужу их инстинкты. Ведь сначала у людей было

 обоняние - тонкое как у зверей, но затем обоняние  притупилось. Однако рефлексы

 сохранились, и я их наблюдаю. Человек существо противоречивое. С одной стороны,

 мы окружаем себя искусственными ароматами: духи, лосьоны, шампуни, еще что-то.

 Все это нужно, чтобы заглушить свой естественный запах. ...
 
- Да, люди влюбляются в искусственный запах, а потом сталкиваются с естественным

 запахом партнера.  Это когнитивный диссонанс. Это основная причина разрыва

 отношений. ...

- Ты спрашиваешь, а причем тут я? Я помогаю забыть старую любовь, бужу у

  пациентов умение снова влюбляться. ...

- Да мама, именно по запаху. Мы вместе с пациентом фильтруем запахи, отбрасываем   
 
 все искусственные и оставляем естественные. ...

- Как я это делаю? Подношу к лицу пациента камни из моей коллекции.Камеи жто

 настящее зранилище запахов.Я слежу за  пульсом, крыльями носа и уголками

 рта.  Вижу характерную реакцию на запахи и делаю вывод: нравится  пациенту

 запах или он остается равнодушным. Дальше я закрепляю любимый запах в

 памяти пациентов. Обычно хватает пяти сеансов. ...   

- С мужчинами даже проще. (Смотрит на свою руку). У мужских колец размер

 больше, а значит запах отчётливей.  Да и запонки, заколки для галстуков у
 
 некоторых есть. ... 
   
- Да, конечно, я уже и метод разработал. Планирую для начала большую

  научную статью, а лучше книгу. ...

- Нет, не художественную.  Хотя …  Кстати знаешь, я на телевидении  недавно

  выступал. Вопросов масса было.Спросили, например, может ли навредить кому-

  нибудь мой метод? Я так ответил:  «Я избавляю людей от одиночества. Что здесь

  плохого? Я никому не причиняю вреда". ... 

- Конечно, резонанс был большой.  Один немецкий журналист особенно

  заинтересовался: большую статью в журнале написал. Его фамилию точно не помню,

  на "Z" как-то, типа Zalkind или Zumkind. ...

- Кстати, ты сегодняшнюю городскую газету читала? ...

- Нет? Ну и правильно. ...

- Мама, ты про какую семейную тайну спрашиваешь?

- Нет, не знал. Всех женщин в нашем роду зовут Лаура?

- Это искупление за убийство невинной девушки?  Она жертва нашего предка?   Не   

 могу поверить. Это же легенда (в сторону). Интересно. Она говорит со мной как

 здоровый человек.   
 
(В телефонную трубку).Спасибо, что рассказала. Теперь буду знать. Давай

 поговорим на другую тему. ... 

- Мама, я ведь просил таких вопросов не задавать, а ты опять. Да у меня все по-

 прежнему. Нету у меня женщины. ...

- Ну конечно, я чувствую запах пациенток, но они мне не нужны. Я же говорил, что

 я ищу твой запах. Твой и больше ничей (смотрит на часы). Мама, пора

 заканчивать разговор. Я позвоню тебе, как всегда, через десять дней.

             Выключается свет, сцена погружается в полутьму.
     На сцене происходит какое-то движение. Пациенты входят и выходят.
       Психолог то говорит по телефону, то беседует с пациентами, и.т.д.

Голос за сценой: «Прошло десять дней»

                Свет на сцене зажигается.
               Звонок в дверь. Входит пациентка, присаживается.

Г о с п о ж а  Б л у м е. Профессор, я прочитала  про Вас в городской газете.

Оказывается, Вы такой таинственный, такой интриган

П с и х о л о г.  Ерунду написали в газете. Давайте поговорим о Вас.  У Вас

хорошая динамика, госпожа Блуме. Я поздравляю.

Г о с п о ж а  Б л у м е. Я Вам так благодарна, так благодарна.  Вы волшебник. 

Оказывается, мир наполнен замечательными запахами, особенно в кондитерской. 

П с и х о л о г: Замечательно. Вы очень талантливая пациентка. 

Г о с п о ж а  Б л у м е. Мне так нравятся занятия с Вами. Я их всегда так жду.

Я открою Вам секрет: я в вас влюбилась, прямо как 17-летняя гимназистка.

П с и х о л о г. Спасибо, но у меня совсем нет времени для  романтических

свиданий.  Проходите  пожалуйста, располагайтесь.

          (Пациентка устраивается на кушетку. Психолог садится рядом).

Ну-с, начнем.

     Психолог включает магнитофон, звучит релаксирующая музыка.
      Он что - то говорит, берет ее за руку, меряет пульс, д
      ругой рукой раскачивает ленточку с насаженным на ней кольцом.

П с и х о л о г (по окончании сеанса). Госпожа Блуме, сегодня мы заканчиваем с

Вами  индивидуальные занятия, переходим к групповым.

Г о с п о ж а  Б л у м е. Групповые  занятия? Но это же совсем не то… 

Профессор, мое время  еще не закончилось.  У меня к Вам огромная просьба. Я хочу

потанцевать с Вами  под свою любимую мелодию.

П с и х о л о г (в сторону): Этого еще не хватало. 
 
 (Вслух): Хм, это, признаться так неожиданно… 

Г о с п о ж а  Б л у м е (торжественно достает из сумочки кассету и вручает ее

психологу): Это моя любимая группа и любимая мелодия.

П с и х о л о г (рассматривает кассету, в сторону): Она и кассету принесла. Что

это  вообще за группа такая? Никогда не слышал. (Вслух, радостно) Замечательно.

Это и моя любимая группа.


         Психолог берет кассету ставит в магнитофон, звучит музыка.
                Они танцуют и   разговаривают.


П с и х о л о г. Вы зря не хотите идти на групповые занятия. Там не только мои

пациенты будут. Поверьте, я искал мужчин по всему городу под ваш психотип.

Г о с п о ж а   Б л у м е. Наверно их в пивных искали, раз по - моему психотипу?

П с и х о л о г. Ну почему в пивных? Хм… и на футболе тоже. Кстати, там и другие

женщины будут…

Г о с п о ж а  Б л у м е. Зачем мне другие женщины?  Еще чего! Мне конкурентки

не нужны.

П с и х о л о г. Госпожа Блуме, мне право неловко. Я прошу Вас прекратить 

разговоры на эту тему. Вы для меня только пациентка. Отношений между нами не

будет.

Г о с п о ж а  Б л у м е. Я понимаю, Вы удивлены моим признанием. Вам нужно

время, чтобы понять мои чувства.

П с и х о л о г (принюхиваясь).А знаете, что? Позвольте я взгляну на вашу

заколку для волос? (Принимает заколку, внимательно рассматривает, подносит к

носу. говорит в сторону). Замечательно, то что нужно. (Неосторожно шутит) Можно

я ее возьму на память о Вас?

Г о с п о ж а   Б л у м е. Вы разбили мое сердце и говорите про какую-то

заколку.  Берите! (Швыряет заколку на пол. Уходит всхлипывая.) 
 
   
   (Психолог осторожно поднимает заколку, кладет в пластиковый пакетик.)
   
         
П с и х о л о г. Ну, все, прием закончен. Пора звонить в пансионат. (Снимает

трубку, набирает номер, говорит по телефону) Мама, добрый вечер.я хочу

рассказать тебе один случай.  Вчера ко мне пришла девушка. Увидела   меня по

телевизору и приехала. У нее был твой запах, твой аромат, никаких других

посторонних запахов. Сначала я даже не почувствовал его: он был очень тонкий,

мимолетный, как легкое дуновение ветерка, едва заметно коснувшегося моего лица,

но я распознал его. Она благоухала также как ты, когда прощалась со мной в моем

детстве. ...

- Да, мама, твой запах я запомнил.  И еще: у нее было лицо

 абсолютно непроницаемое лицо с выажением внутренней силы, тайного знания.

 Пациенты с таким выражением лица на прием не ходят. "Профессор Эскарго,  -

 говорит, - я   приехала, чтобы взглянуть на Вас. Мне от вас ничего не надо." И

 сразу ушла.  Я тогда, признаться, растерялся, не нашел слов. Да и сейчас, если

 честно, волнуюсь. До сих пор себя ругаю, что не задержал ее. Я должен найти эту

 девушку  во что бы то ни стало!  ...

-  Нет, не она мне нужна, мама. Я хочу, чтобы этот аромат всегда оставался со

 мной. Только он, никаких других оттенков. ...

- Нет, духи я делать не умею. Я же не парфюмер.  (Смотрит на часы.)

 - Мама, извини, я заканчиваю разговор. Я  перезвоню тебе через десять дней.

           (  Гаснет свет, В полутьме вновь движение)

Г о л о с  з а   с ц е н ой: «Прошло еще семь дней."

            (Снова зажигается свет. На столе профессора посылка).

П с и х о л о г. Так, пришла посылка. Интересно, я ни от кого не жду.

Обратного адреса нет (открывает).  Тут коробочка и письмо.

   (Открывает коробочку, в ней записка и бусы. Вслух читает записку)
   
«Моему милому сыночку Патрику, на память от мамы.В молодости я сделала

неправильный выбор, бросила тебя ради своей карьеры пианистки. Да, я блистала в

лучших концертных залах мира, но потеряла сына. Когда я, наконец, нашла тебя, у

меня не хватило смелости открыть правду.  Я симулировала деменцию, легла в

пансионат и попросила твою психологическую помощь.  Только теперь, перед своей

скорой кончиной, я решаюсь признаться тебе - я твоя мама. Я очень виновата перед

тобой. Прости если сможешь. (Психолог берет бусы, втягивает в себя воздух.)

О, боже, это мамин запах.

                (Волнуясь, читает письмо)

 «Господин профессор Эскарго, я выполняю просьбу бабушки и отправляю Вам ее бусы

на память. Она всю жизнь следила за вашей судьбой, но боялась сказать вам

правду.  Я молю Бога, чтобы Ваше феноменальное обоняние – эта генетическая

особенность, эта гордость и проклятие нашей семьи, не превратила вас в одинокого

злого гения – отверженного, одержимого одной единственной целью - стать

властителем запахов. Поверьте, такое уже случалось раньше в нашем роду и всегда

заканчивалось ужасно.  Я не хочу новых трагедий и заклинаю Вас: не ищите меня.

 Я боюсь Вас, и мне страшно!  Лаура»

 П с и х о л о г (в глубокой задумчивости). Не может быть, не могу поверить! Эта

легенда о безумном парфюмере,  пациентка с ее надуманной деменцией, ее внучка

Лаура. А ее сын Патрик - это я?!  Надо перечитать письмо из полиции. (Открывает

ящик стола, достает бумагу, читает).


 «Уважаемый профессор Эскарго,
 
  Префектуры Парижа по вашему запросу провела проверку обстоятельств, связанных

 с вашим рождением. Мы подтверждаем, что на ступеньках ресторана «Escargots»

 09.09.1929 годабыл найден мальчик приблизительно двух лет. Никаких  записок с

 ним оставлено не было.

  Мальчика назвали Жан-Батист Эскарго по имени полицейского, нашедшего ребенка,

а фамилию дали  по названию ресторана, где он был найден.»

            
        Психолог потрясен. Хаотично двигается по сцене.
          Наконец успокаивается, смотрит на часы.


Психолог. Так, надо собраться.   (Снимает телефонную трубку).
 
- Пансионат? Профессор Эскарго вас беспокоит. Могу я поговорить с госпожой Риши?

- Что Вы сказали, она умерла? Боже мой, когда это случилось? ...
   
- Где ее захоронили? ...

- Ах, внучка забрала урну с прахом.  Вы не могли бы сказать ее телефон или

 адрес? ...

- да, понимаю. Внучка своих координат не оставила. ...

-  Вы не скажите, где и когда госпожа Риши потеряла сына? ...

- Конечно я подожду (Ждет, волнуется).

- Да, конечно, я у аппарата. Записываю.

- Патрик, сын госпожи Риши  потерян в Париже 09.09.1929.

- (Хватается за сердце). Очень прошу, дайте мне прежний адрес госпожи Риши.

- Я знаю, что это противоречит правилам пансионата (кричит).  Да мне все равно,

 что написано в ваших правилах! Я сейчас приеду, и мы продолжим наш разговор. 

 ( Психолог бросает трубку.  Он в шоке.) Этого не может быть! Как же так,мама!   
          

Голос за сценой: На следующий день, в городской газете появилась статья в разделе полицейской хроники.

Цитаты из статьи

«Вчера на территории элитного  пансионата для пожилых людей стреляли.»

«Профессор Эскарго, которого многие в нашем городе считаю гением,  застрелил трех сотрудниц пансионата и застрелился сам.»

«Подробности полиция  не сообщает».

Комментарии нашего корреспондента М. Зюскинда:
 «Почему думают, что «Гений и злодейство — две вещи несовместные»? Ещё как совместны. Грань между добром и злом тонка.“
               
               
                ЗАНАВЕС