понижение градуса, официозности некоей, - лит-ры

Серхио Николаефф
понижение градуса, официозности некоей, - лит-ры ;
и/л/и,
..одемокрачивание, оживление, опрощение - романа .


----
о. вводное положение.

**

процесс .. понижения некоего градуса - академич-
ности и аристократичности (~ избранности,элитар-
ности) т.н.  исконно `высоких жанров` {выдержан-
ных в определен. строгости рамках ; канонах, ут-
вержденных и незыблемых (..в определен.-то мере)
,словно памятники .. . таких как трагедия и ком-
едия , в античной традиции, по инерции сохраняв-
ших свои такие традиции вплоть до , времен эпохи
проторенессансу (раннего возрождения), и далее..
(~ 1з вв.) }.

обытовление , понижение `высокости` сих жарнров;
превращение , трансформация их в более, `призем-
ленныя` , жизненныя  нарративы.
эволюция в сторону открытости сферы обычной жиз-
ни, в сторону раскрытия раскрепощения - народной
поэтики , поэзии будней. ..выход на новые прост-
оры, занятие достойного места и статуса: получе-
ние признания со стороны т.н. знати, истеблишмен-
та (говоря современ.-то соотв. языком); и приоб-
ретение (около)(/полу)официального даже статуса. 
занятие своей ниши в, культурной жизни на уровне
гос-ва , страны . ангажированность в, среде(ах):
книжно-издательской ., театрально-сценической .;
в общем - в, официальн. авторской - артистическ-
ой  соотв. ( богемной ),  жисни  гос-ва, страны . 


--
положение #1.

взаимная диффузия: `высокого` и `низкого` жарнров.

**

процесс такой кросскультурной коммуникации, вза-
имодействия на разных соотв. ярусах/этажах/плас-
тах культурных, - как фольклорного и собств.  ав-
торскаго (:неких условно  `низкого` и `высокого`,
жарнров-то); - .. диффузии по сути , - нужно рас-
сматривать соотв.  с  обоих двух сторон :

~
а).

либо как движение .. снисхождения до исконно фол-
клорных, `низких` жарнров; - со стороны авторов -
происходящ./принадлежащ.  из/к  элитарному кругу.
к теме соотв. народной, приземленной, будничной .;

~
б).

либо возвышение, подъем - фольклористиков - твор-
ческих людей из народу, предрасположенных к твор-
честву и сочинявших в народном соотв. жарнре, к ,
собств. некоему уже авторскому , более искушенно-
изысканному и изящному. сохраняя тематику и сюже-
тику, характер  нарратива-то, - тем же (около)на-
родным соотв. (около)бытовым ; приземленным, жиз-
ненным; житейским, будничным если угодно .


--
положение #2.

корни, истоки сих перемен, переходов, трансформаций; 
смены (~обмена) полюсов , соотв. культурного обмена,
~ `высокого` & `низкого` иск-в/тв-ва;  авторского,..
элитарного ,  и  фольклорного/народного /профанного,
житейскаго.

эволюция жарнров лит-ры как отражение процесса одемо-
кратизации некоей , в т.ч., по части доступности оной
(- лит-ры,) широким-то кругам населения, большинству-
ка, обычному `смертному` людю. поэзия улицы обычной-ка
жисни-то , существовал исконно в, собств.  фольклорных
формах, т.н.  устного народного тв-ва и также письмен-
наго соотв. эпоса .
как серьезное иск-во рассматривалис жарнры исконно ан-
тичного наследия. напр. те же трагедия и комедия соотв.
конечно, в сюжетики и энтих, канонизированных можно ск.
`высокых` жанров, не могли не просачиватьса мотивы из ..
жизни улицы  т.с. , ноты из жизни простого таки народа.
но они были скорее случайностию.
архитектоника, в т.ч. форма - произв-й сих жанров `выс.`
предполагала: ..учтивость, строгость, `серьезность`-с.;
морализаторские различные клише и купюры. сюжет заранее
исключал некие фривольности , спонтанность, игривости..
следствием чего и становилис : скованность, сухость, ..
пресность, серость, скучность , закрепощенность и т.п.,
- сюжетов собств. нарративов их .

и, видимо, с этим надо было что-то делать.
народ потешалса конечно и пословицами и поговорками, и,
былинами и легендами, и пр. устным и даже письменным эп-
осом-то , фольклорными хитами.
чего-то однако, решительно не хватало; аристократам - ..
простоты , а простакам - благородства, эстэтики если уг-
одно .
что-то явно ( и явственно ) должно было изменитьса-таки.
и, сей обмен , когда-то да и должен был бы да и разроди-
тьса-таки . вопрос лишь времени .

церковная, аристократско-светская, академич., - среды -
все они были отгорожены от народу. бесграмотность челя-
ди была одною из основных загвоздок в освоении и пости-
жении знаний различного роду, в просвещении (просветле-
нии).

начиная с допотопных времен, античности той же, миф, как
жанр, был эпичным. высокыя жанры - трагедии и комедии ..
в эпоху ранней и послд. христианизации  духовная лит-ра.

 
--
# з. и финальное положение. (:мини-эхскурс в историю).

немного из истории развития некотор. жарнров  лит-ры .
(кое-какие)
+- первые неформальные жарнры - офиц. м.с. @-й (автор-
ской) лит-ры . 

**

в раннем средневековье появл.  аристократическ. романы .
они были достаточно образованны (по тем меркам и не т.).
народ же оставалса тёмен.
куртуазный роман воспевает розу даму сердца, любовные..
красивые истории. хитросплетения амурных перипетий, по-
этику и поэзию воздыханий , роковой любви , и т.д. т.п.,
романтические дела.  но, пока что в декорациях придвор-
ных , дворцовых ; велеречивых , гуттаперчевых , и  т. п.
рафинированных слащавых , елейных  , пожалуй чересчур ..

т.н. плутовской же романъ - поинтереснее-ка уже пожалуй.
здесь-то на сцену и выходят герои из простого +- народу.
век ~ 1ч-й +- ..западно-европейскый регион..  .

а на руси-то:
предтечею романа как неск. автобиографич. некоего пр-я;
а также собств. и публицистическ. , очерко-записочного,
современ. некоего жарнра, (:`медитативного романа`), -
явилса появившийса жарнр т.н. `хожения`, (в веке ~ 15).

явл. неким пограничным что ли жанром, м-ду фольклорными
- `былью` /`легендою` как бы, и  христианск. церковным ,
неким жарнром `житiя`, канонизирован. соотв. святых .
а также и автобиограф., неких записок , письмен , - людей
знатных, бояр и т.п.
коим собств. и явилса - афанасий никитин, автор "хоже-
ния за три моря". нарратив же однако, его тхта, - впо-
лне демократиченъ , неформален . стремитса к фолклорн-
ости и т.п.  без эпичности гомеровской и несторовской,
а более жизненный, простой что ли, - характер-то нося-
щий. не лишен естеств. и романтичности(/зма), романти-
ки, эхзотичности, приключенческого духа и т.п. 

т.е получ. увлекательное, простое, довольно легкое чти-
во.

один из первых, родоначальников соотв., можно сказать,
приключенческого романа.  аф. никитин создал свою вещь
в, говоря сегодняшн. понят./терминологиею, nonfiction,
жарнре архаичн. пра- / прото- репортажа соотв., с эле-
ментами приключенческой прозы. опрощенным языком нефо-
рмальным - оформленная вещь, относящ. к молодому зача-
точному даже жарнру - `хожений` . как, повторюс предп-
осылка - к, романистике уже fiction собств. характера.

и далее, потихонечку лит-ра идёт, проникает-таки в на-
родъ. процесс параллельный с социально-культурными из-
менениями, в т.ч, и главн. обр., связанный с доступно-
стию грамоты/письма и дальнейш. форм образованности с.
просвещенности.

на дворе, европейском соотв., тем временем возрождения
т.н. эпоха, венцом котор. становитса такое понятие как
гуманизмъ; далее на смену приходит и эпоха просвещения
с романтизмом, сентиментализмом, (нео)классицизмом, ..
энциклопедистами французск., натуралистами (руссо и са-
нд, и др.); и т.п. пр. пр..

социо-культурные процессы сии приносят долгожданное, ..
просвещение - и в массы . (.. века ~ 18 , 19, 2о , .. ).

бесплатныя: начальное и среднее и даже высшее образова-
ния.

и,  пра- прото- модернъ . потом модернъ .  постмодернъ.

тесная связь; обычной жизни, поэзии будней и ыдеализма.
демократия .

уже кое-что.

(..)

*