Очарована, околдована

Лев Светлаков
Музыка Александра Лобановского
Стихи Николая Заболоцкого)



Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина!

Ни веселая, ни печальная
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда ты моя сумасшедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою
И слезами и стихотворениями
Обожгу тебя добрую, милую.

Что не сбудется  - позабудется
Что не вспомнится - то не исполнится,
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или мне это просто чудится!

Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина!



«Очарована, околдована»: почему в СССР из песни убрали один куплет:

Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.

В оригинале, у поэта Николая Заболоцкого, первое слово в тексте было другим: «Зацелована, околдована…». Да и само стихотворение («Признание») было на четыре строчки длиннее. Почему их не пели в перестроечном Союзе?

В конце 1980-х песню «Очарована, околдована» с телеэкранов кто только не исполнял. И юный Александр Малинин, и скандальный Михаил Звездинский, и околороковый коллектив под названием «Санкт-Петербург».

Звездинскому нередко приписывалось и авторство музыки. Причём сам Михаил от этой почётной миссии никогда не отказывался, равно как и от авторства «сочинённого им же «Поручика Голицына»…

Подпольный «солнечный бард»
Между тем, у замечательной мелодии был настоящий автор – Александр Лобановский.
Исполнитель из города на Неве, которого часто называли «солнечным бардом». Выпускник нахимовского училища, с 15-ти лет (и в течение последующих шести десятилетий) сочинявший проникновенные песни, но так и не ставший звездой Союза.

В стране творчество музыканта было под негласным запретом. Одной из причин этого была его популярность на Западе. Там шлягеры барда регулярно звучали в ресторанах, где собирались эмигранты.

Ещё один хит от Лобановского: «Сгорая, плачут свечи»
Об этом знают далеко не все поклонники романса, но за авторство некоторых из песен (в их числе была и «Очарована, околдована») Лобановскому пришлось сражаться. В 1991 году он решил поставить точку в споре о том, кто является автором музыки песни.

Александр включился в судебный спор-процесс со Звездинским, из которого вышел победителем. Было подтверждено авторство уроженца города на Неве не только на песню «Очарована, околдована», но и на ещё один романтический хит, который Звездинский называл своим: «Сгорая, плачут свечи». Это – тоже песня Александра.

Кстати, такие известные исполнители жанра шансон, как Михаил Гулько, Аркадий Северный и Виталий Кристовский всегда на своих концертах, исполняя вещи Лобановского, не забывали упомянуть имя автора. Причём делали это с уточнением, что автор песен – «великий бард».

Тёплых слов удостоился автор и от певицы Аллы Баяновой. В одном из интервью она призналась:
- В своей жизни плакала лишь на одном концерте – Саши Лобановского… Такие проникновенные у него песни.
Почему в СССР из «Очарована, околдована» убрали один куплет
Песня «Очарована, околдована» появилась на одном из сборников «солнечного барда» в 1970-е. Причём она была длиннее привычного нам сейчас варианта на целый куплет. Звездинский (да и Малинин тоже) решили сократить песню до четырёх четверостиший. Тогда как у Лобановского их было пять – столько же, как и поэта Заболоцкого.

Николай Заболоцкий и его стихотворение
Мотивы, по которым исполнители в СССР отказывались сразу от четырёх строчек, наверное, вполне понятны. В Советском Союзе, пусть даже и перестроечном, такое ещё не разрешалось. Поэтические строки могли прозвучать со сцены весьма недвусмысленно, приобрести более смелый оттенок, нежели это было в стихотворении поэта…

Сегодня в полном тексте песни сложно найти какую-либо крамолу. Однако сокращённый вариант Малинина и Звездинского стал настолько привычным для слушателей, что новые исполнители песни предпочитают его не «усложнять»…