Российские учёные о книге Историческая прародина т

Гахраман Гумбатов
Российские учёные о книге "Историческая прародина тюрков. От Арана до Алтая".
Азербайджанский писатель Гахраман Насиб оглы Гумбатов, не будучи профессиональным тюркологом или лингвистом, в своей книге тщательно исследовал вопрос тюркского этногенеза. На основе проведенного им анализа общетюркской базисной лексики Гумбатов делает следующий вывод: Чтобы в течение долгого времени слова, входящие в базисную и культурную лексику сохранились во всех современных тюркских языках, предки современных тюрков, до начала распада древнетюркской общности, несколько тысячелетий должны были прожить вместе. Против этого трудно, что-либо возразить. Доктор филологических наук.
З. Закиев отмечает: По генеалогической классификации различаются четыре основные группы тюркских языков: кыпчакская, огузская, чувашская и якутская;.По Закиеву получается, что прототюрки еще в глубокой древности распались на четыре вышеперечисленных народа, каждый со своим несколько отличным от прототюркского языком. Причем, как насчитал Закиев, в тюркологии выдвинуты, в качестве прародины тюрок одиннадцать регионов: от Восточной Европы (Северного Причерноморья) и степей между Волгой и Уралом до Алтая и Северного и СеверноЗападного Китая. Гумбатов, опираясь на исследования тюрколога Л.В. Дмитриевой, добавил к одиннадцати прародинам еще одну –двенадцатую, находящуюся в Южном Закавказье. 
 Известный советский тюрколог Дмитриева Л.В. пишет: «Общая часть тюркской фитонимии складывалась, несмотря на свою малочисленность, по общим для всех тюркских языков и ряда других языковых групп, исторически близких тюркской, закономерностям. Получившие общетюркские обозначения растения и их части, вероятно, входили в ту ботаническую среду, которая окружала древних тюрков на их прародине. Они жили в районах с преобладанием деревьев (а именно березы, яблони), злаковых и трав, диких-гороха и лука, где могли произрастать просо, пшеница, ячмень». Названия основных культурных растений, таких как бугда (пшеница), арпа (ячмень), дары (просо), употребляющиеся в современных тюркских языках, образованы на основе исконно тюркских слов, что указывает на то, что эти слова не были заимствованы тюрками из других языков, а были введены в оборот самими носителями этих тюркских языков. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что древние тюрки сами занимались выращиванием этих культур, в результате чего сами давали им названия исходя из словарного запаса своего родного языка. Дмитриева Л.В. писала: «Получившие общетюркские обозначения растения и их части, вероятно, входили в ту ботаническую среду, которая окружала древних тюрков на их прародине. Они жили в районах с преобладанием деревьев (а именно березы, яблони), злаковых и трав, и … где могли произрастать просо, пшеница, ячмень». Предки современных тюркских народов, покинув историческую прародину, в новых географических условиях, знакомясь с новыми предметами или реалиями, начинали придумывать для них новые названия.
   Как известно, в ходе исторического развития большинство тюркских народов на протяжении значительного периода своего существования вело кочевой образ жизни. При этом тюркские народы с древнейших времен занимались скотоводством и были отличными коневодами. Логично предположить, что прототюрки в то же самое время, что и протоиндоевропейцы и древние финноугры, примерно в том же самом регионе (в степях между Волгой и Уралом) сформировались как этническая группа. Причем, по достаточно обоснованному и доказательному мнению Гумбатова, предки тюрков (прототюрки) до распада их этнической общности должны были прожить совместно несколько тысячелетий. Отметим также, что кочевое скотоводство –это такой вид хозяйственной деятельности, который требует достаточно сложных и очень специфических навыков. На их приобретение требуется большое время и определенные условия внешней среды. Например, после появления первых европейцев в Америке некоторые местные индейские племена очень быстро сумели одомашнить утерянных испанцами лошадей. Индейцы использовали лошадей в войнах, на охоте, для перевозки грузов, но за четыре столетия ими практически не было предпринято попыток перейти к кочевому скотоводству. Поэтому вполне логично считать, что раз в евразийских степях существовал единый центр, на территории которого была одомашнена лошадь, то именно народы, населявшие этот ареал, стали заниматься коневодством, а тем перешли к кочевому скотоводству. Во II–Iтысячелетиях до Р.Х. в степях от Дуная до Южного Урала произошли какие- то серьезные катаклизмы: или климат стал более засушливым или слишком возросла численность населения, занимающегося скотоводством, а, возможно, и то и другое одновременно.
 Прототюрки, древние угры и самодийцы устремились на восток –в Среднюю и Центральную Азию, а предки финских народов были вытеснены из степей на север, в лесную зону. В ходе исторического развития между рассматриваемыми древними народами поддерживались постоянные контакты, о чем свидетельствуют перекрестные языковые заимствования у индоевропейцев, тюрок и финноугров. Прототюрки, скорее всего, были европеоидным светлопигментированным народом. Многочисленность … литературных указаний на былое распространение в Азии светловолосых также свидетельствует о той выдающейся роли, какую в прежнее время должен был играть в ней этот тип. Древние прототюркские народы, видимо, ушли дальше всех на восток. Главными противниками китайцев на севере примерно за две тысячи лет до Р.Х. были рыжеволосые дьяволы –кочевые народы жун и ди. От них китайцы научились коневодству и позаимствовали боевые колесницы.
Гумелёв В. Ю., Юдин Т. М., Постников А. А. О прародине финно-угров и тюрков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 261–265. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86953.htm.