Битва за борщ

Николай Хомяков
Русофобия на Украине – штука привычная и неудивительная. Благодаря тому, что она никак не преследуется по закону, украинская русофобия принимает самые разнообразные формы – от самых омерзительных вроде призывов украинских нацистов «убивать москалей» до весьма комичных.

Слышали ли вы о бескомпромиссной войне Украины с Россией за борщ?! Это не шутка! Один из ее «воинов» – некий украинский кулинар Евгений Клопотенко, весьма эксцентричная личность: например, он очень хочет, чтобы в каждом украинском городе была «улица Борща». Впрочем, Клопотенко всего лишь один из адептов «борщевой войны», судя по тому, как любит поднимать эту тему министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко. Вот что об этой «войне» писали в новостях еще в начале ноября прошлого года:

«На Украине борщ признан национальным блюдом. Об этом заявил украинский телеведущий и кулинар Евгений Клопотенко. Он назвал себя инициатором такого шага и пообещал идти дальше – добиваться внесения борща в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Об этом повар написал в Instagram.
– Мы не просто заявили о том, что борщ — украинский. Мы оказали сопротивление России и её пропаганде, и нас поддержал мир, — радуется Клопотенко.

Он увидел мировую поддержку своей инициативы в том, что о борще написали The Times и Washington Post. А вот российским журналистам повар давать комментарии отказался – чтобы «не подбрасывать топливо в машину пропаганды».

Позднее «борщевая война» уже перешла на дипломатический уровень. Так, 15 ноября 2020 г. Посольство Украины в Турции изменило статью о борще в турецком разделе Википедии. Ранее там было написано, что блюдо принадлежит к русской кухне. Об этом на своей странице в Фейсбуке рассказала супруга Чрезвычайного и Полномочного Посла Украины в Турции Андрея Сибиги. «Мы, украинцы, может повлиять на такую несправедливость и часто сознательную информационную пропаганду, направленную против нас», - написала Татьяна Сибига.

В свою очередь, Посольство Украины во Франции добилось изменений в описании борща от кулинарного гида Michelin, который ранее называл его русским блюдом. Сообщение об этом появилось на странице дипмиссии в Twitter.

21 декабря на официальной странице Michelin был опубликован кулинарный гид, в котором было приведено описание борща как первого блюда в русской национальной кухне. В нем специалисты отметили, что русские «предпочитают овощи и ароматные травы, которые придают живой и неповторимый вкус любимым первым блюдам, таким как борщ или рассольник».

В ответ на это украинские дипломаты обратились в офис компании и потребовали сменить описание блюда. Они возмутились, что борщ не указан, как часть украинской кухни. В свою очередь, Michelin принесли свои извинения Киеву за «гастро-неосторожность с нежелательным политическим привкусом» и пообещали переписать статью.

Ну а сам Клопотенко позвал шестерых украинских министров на так называемый онлайн-баттл по приготовлению борща в рамках кампании за включение блюда в список культурного наследия Украины в ЮНЕСКО.И несколько министров приняли участие в шоу (видимо, других дел, касающихся их профессиональной деятельности, у министров не нашлось).

Здесь надо сказать, что точное происхождение блюда и этимология слова «борщ» неизвестны: одни утверждают, что это блюдо образовалось от похлебки из растения борщевик, другие – от «буры щи», то есть похлебки из свёклы. Учитывая, что похожие блюда с подобным названием есть у многих славянских народов, борщ это вообще славянское блюдо, и непонятно, зачем оспаривать первенство. Впрочем, если есть желание сделать борщ объектом культурного наследия – всё возможно, если договориться и не «тянуть на себя одеяло». Например, соколиная охота входит в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО совместно со стороны Австрии, Объединённых Арабских Эмиратов, Бельгии, Чехии, Франции, Германии, Венгрии, Италии, Казахстана, Южной Кореи, Монголии, Марокко, Пакистана, Португалии, Катара, Саудовской Аравии, Испании, Сирии. Заметьте: сколько стран различных культур смогли договориться! Но, видимо, таким, как Ткаченко и Клопотенко, претит поставить себя в один ряд не только с «москалями», но и с другими соседями – борщ украинский, и точка!

Честно говоря, лично для меня не важно, чей борщ – думаю, если ЮНЕСКО признает борщ украинским блюдом, россиянки хуже его готовить не станут. Вообще у каждой хозяйки свой подход к приготовлению борща, вне зависимости, где она живет – в Москве ли, в Киеве, Минске, на Кубани. Я уже не говорю о богатой рецептуре борщей, сформированной многолетним опытом кулинарии. Например, есть такое блюдо, как московский борщ, который готовится на копченом мясе, и это блюдо постарше, чем и Клопотенко, и Ткаченко. Просто создается впечатление, что для некоторых украинских граждан не так важен борщ, как «пэрэмога над москалями». Тем более, что больше похвастаться тому же министру культуры Ткаченко и не чем, учитывая его провальную деятельность на своем посту. Кинофильмы, на которые уходят сотни миллионов бюджетных денег, проваливаются с треском, не собирая и десятой доли потраченного на них, за то Ткаченко по случаю всеукраинского фестиваля борща может написать в соцсети такое: «Формируем осознание и признание на мировом уровне, что борщ – украинский. Чтобы манипуляции на этом фоне, используемые Россией, никогда не сработали за рубежом».

Вообще вся эта «борщевая война» может вызывать только улыбки у нормальных адекватных россиян, желание от души посмеяться и сыронизировать. Так, недавно сайт CNN travel включил борщ в 20 лучших супов мира. Эта новость так обрадовала представителей посольства Украины в США, что они заявили о том, что «Украина стала идеальной страной для гастротуризма». По этому поводу сразу вспоминается Остап Бендер в Васюках, и, перефразируя его пламенные речи перед васюкинскими шахматистами, тянет на иронию: миллионы богатых иностранцев помчатся в Киев отведать борщ! Нет, я вовсе не хочу обидеть украинскую кухню, она замечательная, но когда Украина уже который год импортирует в огромных количествах то же сало, один из любимейших украинцами продуктов питания, когда многие рядовые украинцы, особенно пенсионеры, не могут позволить себе регулярно борщ, сало, вареники – что-либо писать про Украину как «идеальную страну для гастротуризма» это либо глупость, либо циничное вранье, либо всё вместе взятое.

Известный украинский политолог Александр Семченко не раз отмечал, что после распада СССР Украине достался промышленный потенциал, который был мощнее, чем у Китая на тот момент. Не берусь проверять его слова – просто хочу сравнить эти страны по их современному состоянию. За прошедшие без малого тридцать лет Китай совершил мощный промышленный скачок – думаю, и говорить не стоит, где именно и в чем, все всё видят. А на Украине за это время (особенно после «революции гидности») закрылись сотни промышленных предприятий, в том числе крупнейший в Европе автобусный завод ЛАЗ. Признаны банкротами Николаевские верфи и КрАЗ, в ужасном состоянии находятся КБ Антонов и «Южмаш», над «Мотор Сич» нависла угроза многомиллиардного иска со стороны инвесторов (кстати - китайских инвесторов). За то хвастаются «украинским борщом». Явно перебарщивают…