Два портрета баронессы М. С. Киль

Владимир Варнек
Варнек А.Г. Портреты баронессы М.С. Киль  из собрания Пермской государственной художественной галереи  (слева)  и Самарского областного художественного музея. 1811.

Как следует из «Описания торжественного собрания Императорской академии художеств», бывшего сентября 1-го дня 1810 года» и опубликованного в Московских ведомостях 17.09.1810,  «господином  академиком  Варником»  было написано семь  портретов, в том числе, портрет поручика [А.И.] Киля [1]. А ровно через год в «Описании» такого же собрания, опубликованного в «тех же» Московских новостях 16.09.1811, «господином  академиком  Варником»  было написано  уже 10 портретов, в том числе, портрет вдовы поручика [А.И.] Киля, [М.С. Киль]. [1].

Уже из этих документов видно, что первоначально  планировалось написание двух парных портретов семейной четы супругов Киль, но что-то произошло в планах в связи со смертью поручика (возможно, в связи с дуэлью или другими обстоятельствами), в результате чего второй портрет уже не жены, а вдовы, был выполнен только в следующем году. Замечу, при этом, что в этих первых документах нет никаких указаний на баронский статус поручика Киля, а, следовательно, и его супруги.

Спустя четверть века имена портретируемых супругов – «поручика Первого кадетского корпуса Александра Ивановича Киля и супруги  его, грудные», появились в другом списке (списке Каменского), опубликованном в журнале «Отечественные записки» в 1839 году [2]. Данный список портретных работ, надиктованный критику самим художником А.Г. Варнеком, содержит «крупицы» новой информации в сравнении с предыдущими списками [1]: указаны полное имя поручика, а также  место его службы.  О баронском сословии его опять же ничего не было сказано.

Следующее упоминание названия  только одного из двух названных портретов (ее) появилось лишь в 1966 году в  «Cписке портретов работы А.Г. Варнека» , опубликованном искусствоведом М.М. Раковой в книге  [3]. Автор списка сообщила: «Настоящий список является первой попыткой собрать воедино портретные работы Александра Григорьевича Варнека и, насколько возможно, расположить их в хронологическом порядке. В списке использованы ценные указания сотрудников Третьяковской галереи, Русского музея Пушкинского дома и некоторых других музеев». 

В списке Раковой  женский портрет из упомянутых выше парных портретов, идущий под №17, впервые представлен под названием «Портрет баронессы М.С. Киль». 1811. Мужского портрета в списке нет, и выходит, что после опубликования его в списке Каменского в 1839 году  (когда портрет еще находился у вдовы),  он перешел в категорию утерянных портретов работы А.Г. Варнека. А число таких портретов в общем списке работ художника, по моей оценке,  достигает  88. Правда, примерно за последние 35 лет после издания монографии В.С. Турчина [4] найдено порядка 15-ти портретов художника.

В моей предыдущей миниатюре [5] уже отмечалось, что титул баронессы в название женского портрета  М.М. Ракова внесла  на том основании, что он фигурирует на обороте портрета. А поскольку соответствующую надпись сделал профессиональный петербургский  коллекционер   Шляпкин Илья Александрович (1858 – 1918), профессор словесности, то в достоверности этого титула можно не сомневаться.

Но удивительно то, что в списке Раковой  впервые появился еще один портрет баронессы М.С. Киль. Сведения об этом портрете приведены в отдельной рубрике списка, названной: «Произведения, приписываемые Варнеку», в которую внесены названия 12-ти работ, имеющих собственную нумерацию. Сделав сквозную нумерацию всего списка, нашел, что всего в нем даны названия 105-ти работ, и в нем искомый портрет находится под номером 94 (см. ниже):   

«94. Портрет баронессы М.С. Киль. Холст, масло. 40,5х32,0  (овал). Пермская государственная художественная галерея. Повторение или копия портрета, находящегося в Куйбышевском городском художественном музее» (последний  из указанных выше музеев был преобразован  в 1937  году и стал  называться в дальнейшем  Самарским областным художественным музеем – авт.).

Все сведения по второму из обсуждаемых портретов были представлены в миниатюре [5], и сейчас напомню лишь, что поступил он в Самарский музей из Пушкинского дома в 1929 году. Овальный же портрет поступил из Государственного Русского музея в Пермскую художественную галерею в 1922 году. На сайте галереи сообщается:

«Полотно относится к раннему, очень плодотворному периоду творчества художника. <…> На нем изображена молодая женщина в темно-зеленом платье и белой сорочке, волосы собраны в пучок, лицо обращено прямо к зрителю. Несмотря на высокое сословное положение модели, в ее образе подчеркнуты простота, безыскусность и душевная открытость. Портрет баронессы Киль исполнен тонкой грации и женского обаяния. В чуть настороженном выражении лица угадывается неопределенность настроения, тонко переданная мастером. Затаенность, неуловимость, «хрупкость» настроения – все это характерно для портретов Варнека, мастера формы и колорита».

Представив всю известную мне информацию о двух портретах баронессы Киль, находящихся ныне в двух российских музеях – Самарском  областном художественном музее и Пермской государственной картинной галерее, хотел бы сопоставить эти портреты, приложенные к миниатюре, и ответить на некоторые вопросы, относящиеся, прежде всего, к овальному портрету.

1. М.М. Ракова, поместив данный портрет в своем списке в группе произведений, приписываемых  Варнеку, выразила, таким образом, свое сомнение относительно его авторства. Сопоставив оба изображения, увидел, что, несмотря на заметные различия в прическе и менее заметные – в форме лица, губ и носа, имеется полное соответствие в форме бровей, области шеи и воротничка, пропорций лица и фигуры в целом, которое явно свидетельствует в пользу авторства Варнека.

2. На вопрос о том, какой же из портретов был представлен в академическом отчете за 1811 год и в списке  Каменского, отвечу без сомнений: портрет из собрания Самарского музея, правый на приложенной «картинке». Мотивация состоит в том, что все известные парные портреты из списков Варнека имеют строгую прямоугольную форму. Просмотрев ряд художественных альбомов, увидел, что парные овальные портреты – большая редкость.

3. На вопрос, какой из портретов художник выполнил в первую очередь,  затруднительно дать однозначный ответ. Вначале, чтобы присмотреться к модели, художник вполне мог написать более простой для исполнения овальный портрет, более жизненный и без прикрас. Не исключено, что модели он не очень-то понравился, и тогда был написан более эффектный, с кудряшками и утонченными чертами лица портрет, на котором молодая и  уверенная в себе женщина, смотрит прямо на зрителя.

4. Однако разгулявшаяся фантазия автора миниатюры позволяет ему высказать и иную точку зрения, а, точнее, просто согласиться с версией М.М. Раковой, согласно которой овальный портрет может быть  своеобразным повторением (но не копией) портрета, находящегося в Самарском областном  художественном музее. В пользу этой точки зрения  может быть принят во внимание тот факт, что баронесса, потеряв мужа в конце 1810 – начале 1811 гг., родила дочь (см. предыдущую миниатюру), в результате чего слегка располнела и была запечатлена художником в период материнства.

Предлагаю читателю самому решить, какой вариант выглядит более убедительным.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
2.  Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
3.  Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С.320 –325.
4. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек, 1782–1843. М:Искусство,1985.–168 с.
5. Варнек В.А. Тайны портрета баронессы Киль. Проза.ру


05.03.2021.