Маленький или низкий?

Кузьмена-Яновская
А, собственно, почему, по какой причине человека вдруг стали называть маленьким?
Само прилагательное "маленький", в общем-то, не предполагает прилагаться к слову
"человек". Разве что, кому-нибудь придёт в голову сказать так о ребёнке либо о
человеке маленького роста.
Но с какого перепугу Акакий Акакиевич Башмачкин и ему подобные персонажи стали вдруг называться маленькими? Сам Гоголь нигде не употребляет упомянутого словосочетания и
даже, описывая внешность своего героя, отмечает, что он был "низенького роста".

МАЛЕНЬКИЙ (Ожегов): 1. Небольшой по размерам, по количеству. /Маленький домик. Маленький рост. Маленький отряд. Маленькая буква (строчная).
2. Незначительный, ничтожный. /Маленькая неприятность.
3. То же, что малолетний./ Маленькие дети. Не обижай маленьких (сущ.).
* По маленькой играть - делать небольшую ставку в игре. * По маленькой (выпить)
(разг.)- немного. * Моё (твоё) и т.д.) дело маленькое (разг.) - это меня не касается.
Я не отвечаю за это.

Однако по отношению к человеку вполне себе может быть применимо прилагательное
"низкий" не только относительно роста. Слово как будто бы даже близкое к
"маленькому", но в то же время несущее в себе совершенно иной смысл, имеющий
среди прочих значений своё собственное, довольно конкретное, отмеченное также и в словарях: подлый, бесчестный.

НИЗКИЙ (Ожегов): 1.Малый по высоте, находящийся на небольшой высоте от земли,
от какого-нибудь уровня./ Низкая ограда, низкое кресло. Низкое место (низменное). Низкий лоб (узкий) невысокий.
2. Меньший по высоте, чем нужно. (Этот стол мне низок).
3. Не достигающий среднего уровня, средней нормы, небольшой, незначительный.
/ Низкое давление. Низкие цены. Низкий уровень знаний. Низкая вода (стоящая ниже обычного уровня, отступившая от берегов).
4. Плохой, неудовлетворительный в качественном отношении. /Низкий сорт. Низкое качество. Быть низкого мнения о ком-чем-н.
5. Подлый, бесчестный. Низкая личность. Низкий поступок.
6. Неродовитый, не принадлежащий к господствующему классу (устар.)/ Низкое происхождение.
7. (Устар.) О стиле речи, не возвышенный, простой, обиходный. Низкий слог.
8  О звуке, голосе; густой и насыщенный./ Низкий бас. Низкая нота.
9. Нижайший. Почтительный, уважительный (устар.)/ Нижайшая просьба. Нижайшее почтение. Нижайший поклон. * Низкий поклон - 1.глубокий поклон, почти до земли;
2.кому, земной поклон, глубокая благодарность./ Низкий поклон хлеборобам.
//уменьш. низенький (к 1 знач.)//сущ.низость (к 5 знач.).

НИЗМЕННЫЙ (Ожегов): 1. Расположенный на низменности. Низкий (о местности). Низменные места.
2. Подлый, бесчестный./ Низменные побуждения.
3. Грубый, животный (во 2 знач.). Низменные инстинкты.

Но тем не менее, оказывается, тема именно "маленького человека" присутствует в
полной мере в русской литературе. Об этом вы можете узнать из школьной программы, либо почерпнуть из интернета, изобилующего статьями в помощь школьникам к урокам
по литературе.
************************
"... Ответ начинайте используя фразу вопроса "маленький человек" в литературе
19 века: так называли героев, которые имели невысокий чин, не принадлежали к элите общества, были бедны. Кроме того, это герои, покорившиеся судьбе, своему положению, не умевшие противостоять несправедливости..."
************************
"Тема "маленького человека" раскрывается во множестве произведений русской
литературы, Одним из которых является повесть Н.В.Гоголя "Шинель". Главный герой повести Акакий Башмачкин является человеком, который ничего не значит в жизни
общества и ничего не может изменить..."
************************
"Тема "маленького человека" раскрывалась в повести Н.В.Гоголя "Шинель", главный
герой которой Акакий Акакиевич Башмачкин - титулярный советник; всё, что он умеет - переписывать бумаги, и этого ему вполне достаточно. Но однажды у него появляется
цель - купить шинель, так как старая износилась, и он начинает экономить на всём.
В этой повести Гоголь изображает Башмачкина как жертву человеческого безразличия и жестокости. Башмачкин - забитая и униженная личность, он даже не может постоять
за себя, потому неловко погибает".
************************

Однако вы не находите, что здесь как-то незаметно произошла подмена понятий?
Намеренно ли? Ненароком ли?
Человек, он ведь никакой не маленький, если только сам не ощущает себя таковым в
душе своей. Но он же не рождается с таким мироощущением...
Человек, обычный человек, нормальный человек, настоящий человек - тот, кто уважает
в себе человека: главное Божье творение, существо духовное, созданное по образу и подобию Его.
Каждый уважающий себя человек АПРИОРИ уважает человека и в другом, уже только по факту его рождения человеком. Ибо каждый человек несёт в себе целый мир. И потому любой человек, сохраняющий в своей душе человеческое достоинство не станет обделять уважением другого человека, не станет посягать на чьё бы то ни было самоуважение,
не станет оскорблять неуважением кого бы то ни было, то есть не станет падать, роняя
себя ниже человеческого уровня - не унизится сам и не унизит никого.
И только тот, кто сам унижен в душе, кто не ощущает себя достойным звания
человека - низок. И для того, чтобы как-то возвыситься в глазах собственных,
позволяет себе унижать другого, в особенности того, кто "не умеет кусаться".

И Акакий Акакиевич вовсе никакой не маленький и не низкий: он ни перед кем не унижается и никого не унижает сам. Он просто живёт своей жизнью. Почему же его,
кроме автора, никто не уважает? Не только окружение, изображённое в "Шинели",
но и читатели, и литературные критики...
Уж не потому ли, что практически всё общество - как в повести так и за пределами её, как гоголевские современники так и нынешние, не считают необходимым и достойным уважения как себя, так и ближнего своего. То есть люди, из которых состоит это самое общество, самоунижены в душах своих и, не умея подняться духовно до более высокого уровня, изо всех сил стараются унизить других до своего низменного животного уровня.

"В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не
вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно
деспотически..."

Да, все мы вышли из гоголевской "Шинели", ибо оцениваем, судим о человеке не
по его душевным качествам, не по его поведению и поступкам, не исходя из того,
какой он - хороший или плохой человек, духовно низкий или высокий...а по внешнему виду, исходя из того как одет, каково его положение в обществе, беден или богат,
умеет ли "кусаться"... Исходя из собственной приземленности, а не духовности, делаем
для себя выводы, достоин ли кто-то нашего уважения... И ни за что ни про
что позволяем себе унижать, оскорблять, проявлять нетерпимость, идя на поводу у собственной низости и душевной подлости.
Бесчеловечно, не по-божески, отказывать человеку в уважении его человеческого достоинства, подвергать его осуждению и осмеянию лишь только за то, что он нам
не нравится. Не нравится как он живёт, чем живёт, чем счастлив и о чём мечтает.
И скажите, пожалуйста, кто же тут маленький, кто же тут низкий?  Походя, шутя, бездумно нагадить в душу тому, кто живёт своей жизнью, не делая никому никакого
зла... Как бы гадко и подло мы, общество, ни поступали, но виноваты почему-то оказываются те, кого мы обидели, кого мы унизили,.. Виноваты почему-то всегда оказываются наши жертвы...
Гоголевский Акакий Акакиевич проявил собою существующий в обществе абсурд реальности,
породив таким образом реальность абсурда, по привычке никем не замечаемого.

Несмотря на небывалую популярность повести в бытность её выхода в свет, не была она прочитана должным образом как тогда, так и потом.
"... Даже в худших своих произведениях Гоголь отлично создавал своего читателя, а
это дано лишь великим писателям. Так возникает замкнутый круг, я бы сказал - тесный семейный круг. Он не открывается в мир..." - отметил Набоков в своих лекциях о
Гоголе.
Но даже в этом "семейном круге" автор "Шинели" остался не понят.
Ни читатели-почитатели, ни литературные критики не восприняли главного героя повести
так, как замыслил его сам Николай Васильевич. Одни принялись его усиленно жалеть, другие усиленно ругать... Ибо что бы ни читал человек, он в каждой книге в первую очередь читает про самого себя.

"Акакий Акакиевич имел множество недостатков, при которых так и следовало ему жить
и умереть, как он жил и умер. Он был круглый невежда и совершенный идиот, ни
к чему не способный"..."Ни одного слова жёсткого или порицающего. Все недостатки прячутся, затушевываются, замазываются. Налегается только на то, что он несчастен, несчастен, несчастен". (Н.Г.Чернышевский, статья "Не начало ли перемены? Рассказы
Н.В.Успенского. Две части". 1861 г.)

Где, в каком месте повести Чернышевский это прочёл? Если даже Акакий Акакиевич и
был несчастен, то вовсе не потому, что он сам в силу каких-то там своих недостатков
в том виноват. Человек жил своей жизнью, которая отчего-то не нравилась всем вокруг,  и даже таким как и он сам, мелким чиновникам, позволявшим себе унижать его, насмехаясь и мешая работать. Но вопреки всему, не обращая ни на что внимания, он
как будто бы умудрялся быть счастлив. И если что-то делало его несчастным, то вовсе
не то, как и чем он живёт, а именно общество, постаравшееся превратить в несчастье жизнь своего ближнего.

"...Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и
не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук
он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима     шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил:
"Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" (...) - в этих проникающих словах звенели
другие слова: "Я брат твой"."

Да уж, велик недостаток, заключающийся в нежелании и неумении "кусаться", в глазах
господ Белинских-Чернышевских и им подобных?
Не их ли имел в виду автор "Шинели", восклицая: "... как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной  светскости, и, боже! даже в том человеке,
которого свет признает благородным и честным..."