Пин-код Пинк Флойд, Забриски Пойнт?

Михаил Просперо
Статья размещена на Яндекс Дзен, здесь не всё получается разместить. Ссылку даю в первой "рецензии". Основную часть этой истории мне рассказал фанат Пинка в ночном вагоне на перегоне Когалым-Сургут. Почему рассказал? Да увидел у меня в сумке альбом концерта Пинк Флойд в Париже за 1977 год, там они в концертном варианте прогоняют на каком-то стадионе свой девятый круг коммерческого ада, альбом Wish You Were Here.

Редкая довольно пластинка, тираж на выходе не более 5 тысяч, при этом Роджер Уотерс их нещадно преследует и уничтожает, терпеть не может пиратских копий. И, честно говоря, по звуку этот концертник и рядом не стоит со студийным, но вот эти как раз дефекты левой пиратской записи и делают "бутлег" доподлинной ценностью. Тем более сейчас, 44 года спустя, этой лимитированной записи остались штучные экземпляры. И к продаже они сейчас запрещены. И вытащил я его из дальнего шкафчика с целью не продать, но поменять на аналогичный "бутлег" записи Пинков к фильму Забриски Пойнт, год примерно 1970, то есть и постарше моего, то есть, возможно, и дороже. Но и послабее моего, в музыкальном содержании, то есть, возможно, и не дороже.

В общем этот фан Пинка, назовём его Нафаня, прямо завёлся весь и говорит: «Меняйте! Забриски – это же полный пин-код Пинк Флойд, это репетиция и Помпей, и Свиней, и Стены. И много чего ещё. Я был там сам на одной репетиции в 1969-м, по обмену стажировался в языке в Фениксе и поехал посмотреть на съёмки Великого Антониони. Пойду, принесу кофе!»

Ну, вообще-то, насколько я знаю, саундтреки для Антониони Пинки писали в Риме и в Долину Смерти в США не ездили. Но это по официальной истории. А тут живой участник. В общем, ехать было ещё 4 часа, ну, как говорится, чего бы и не занять уши новым баяном? Диктофон у меня, естественно, не было мысли включать, потому могу в деталях и ошибиться, расскажу что запомнилось. Дальше мне проще от первого лица, только прошу учесть – лицо это уже не я, а Нафаня. По принципу насадить другому свои мысли в голову, как растения, в чём и заключалась идея фильма Великого Антониони.

Попал "я" в группу легко, рядом стоял при историческом скандале, когда Марк Фрешет прямо-таки врезал этой бабе, дело было в Бостоне, а я пытался не дать Марку прибить гражданку. И тут подошел Антониони лично, без всякого кастинга пригласил нас сняться. По-моему он пригласил нас вместе, чтоб не подумали, что у него к красивому парню любовный интерес, тогда это уже входило в моду, а ля Элтон Джон и всё такое. А так это мы типа пара, если что.

И там, да, в Долине Смерти шатался за мэтром парень по имени Роджер, худой, долговязый. Я тогда вообще ничего не знал про Пинк Флойд, да и никто не знал, Антониони этого парня только что не пинал, точнее очень подчеркнуто вежливо просил не мешать, но и не гнал совсем – всё-таки вникнуть в тему композитору тоже надо.

Вообще Антониони сам был взрывной, и очень оскорбился, когда Марк в самом начале фильма, во время революционных дебатов встал прямо во время съёмки и вышел со словами «…умереть за революцию? Да раньше сдохну тут от скуки!» Но Роджер прямо зааплодировал – «крутяк!» И потом попытались ещё три дубля сделать, но это и правда была уже тоска. Так в фильм и вошло с выходом.

Потом уже на подходе к самой Долине Смерти, когда Дарью хулиганы-малолетки окружают, по-моему, тоже не по сценарию, уже не Марк, а Роджер чернявого мальца подучил сказать девице «Дай поиграть с твоей задницей». По крайней мере, он был в супер восторге от этой сценки и даже написал какой-то зигзаг в своём блокноте. Он не писал ноты, он свои какие-то значки рисовал, наверно шифровался, чтоб музыку никто не украл. А идею девицы на дороге он потом воплотил в альбоме про автостоп.

(На Дзен - кадр из фильма Забриски Пойнт и обложнка сольника Роджера "Австостоп", The Pros and Cons of Hitch Hiking, там идея получила совсем нескромный оттенок.)

Да, а сами съёмки в Долине Смерти, это разве не репетиция похода Пинков на Везувий? Да и сама запись Pink Floyd: Live at Pompeii на руинах погибшего города, не зеркало ли идеи Антониони? Но чисто музыкальное зеркало, без всей этой нудоты нео-реализма, с разговором не пойми о чём. У меня есть версия официальная фильма «Помпеев» еще на видео, теперь и на DVD , есть и новая запись Дэвида Гилмора в 2017-м. Сильнейшие вещи, все их знают. В общем, думаю, что Пинки по полной программе ответили мэтру за то, что он из всей их работы над фильмом в прокатном варианте оставил три трека.

Перейдём теперь к идее разрушения Стены. Там нами с разрешения мэтра была проделана огромная работа. Мы сделали концерт на заброшенном складе, который потом взорвали. Сильный был эпизод в комнате, застеленной каким-то мягким покрытием, всё в розовом цвете, подушки и всё такое. Там снова хипники кувыркались, но уже не в пылище из соли и мела, а в розовых лепестках. Шериф приходит, их разгоняет, как и по жизни было, ведь Великому Антониони пришлось перенести по требованию полиции место съёмок подальше от жилых районов. Потом мы ели в этой диван-комнате какой-то пинк-пудинг, его Роджер придумал, это было классно, мы им ещё и кидались, мазались. И ещё Роджер на широкий деревянных лыжах волочил лебёдкой по залу тяжеленную металлическую скульптуру, которую сварили по его чертежам. И эта железяка обдирала покрытие гламурное.

И – главное - музыка тут была супер, отпад, полная свобода. Играли плотники на топорах и пилах, хиппи на бутылках, девицы крутили пальцами по бокалам разной наполненности, весь зал гудел, как тибетская чаша для медитаций от этого. И потом этот взрыв, и летящие мороженые куры – Роджер-то у себя пошёл дальше, у него свиньи летали, но это все знают. А всего того, о чём я рассказываю, никто не знает. Все эти гениальные выходки Антониони вырезал из фильма. Только взрыв оставил, но переснял его на вилле.

Хотя, если присмотреться к фильму внимательно, мы видим, что над виллой летает то, чего там не было, те же куриные тушки, тряпьё со склада.

(на Дзен - фрагмент скрина фильма, специально летящую тушку увеличил.)

Вообще фильм полностью провальный, убытков принёс мэтру почти миллион, при затратах в 4 миллиона. И если бы не музыка Пинк Флойд его бы давно забыли.

Нафаня рассказывал ещё много чего, я спать жутко хотел и не всё запомнил. Но самое интересное было потом. Я решил взять знатока с собой. Он вместе со мной поехал к коллекционеру в район Строителей. И мой обмен не состоялся, потому что он прослушал бутлег (полная муть, обрывки звука, но, правда – только Пинк, на моём и Роллинги есть, да и вы сами можете посмотреть, в сети этих официальных записей полно). Спросил меня – «Вам интересно?» Я – «Нет».

И он купил его не торгуясь за 32 штуки баксов, сказав «а мне, само то!» Ну, такие коллекционеры, наверное, только в Газпроме водятся… Я же не такой уж фанат, потому не очень-то и расстроился, поехал в район геологов уже сам и спокойно, всего за три штуки, купил «Стену», не бог весть что, но первое японское издание. И – самое главное – к ней третьим диском продавец приложил «Помпеи», тоже бутлег, который для реального коллекционера ценнее всех фирменных альбомов. Их-то продано 250 миллионов экземпляров, а левых-то всего по 4-5 тысяч изначально, а сейчас-то и вообще единицы.

Вот фото этого "бутлега". Вы не поверите, но на чистый картонный конверт плохонько приклеена невзрачная бумажка с чмуром в противогазе. И никаких опознавательных знаков. Но музыка из « Pompeii », это точно. Бумажка с номером есть, пометка USA/1974/ . Разберусь.