Одноклассники. Физкультура и спорт в школе

Леонид Хандурин
   

   На выпускной фотографии нашего класса я вижу двух учителей физкультуры. Мишин Григорий Алексеевич, он же и автор этой выпускной фотографии и её дизайнер, как сейчас говорят. Второй - Шевцов Владимир Алексеевич, он же в наше время и ответственный педагог за воспитательную работу среди интернатовских ребят из ближайших посёлков и сёл, которые учились в нашей школе. В их обязанности входило преподавание на уроках физкультуры, руководство работой спортивных секций и организация школьных и межшкольных соревнований.

   Лично я в спортивных секциях не занимался, у меня просто не было времени, но болеть за наших спортсменов всегда приходил, да и в Доме культуры всегда присутствовал на выступлении гимнастической секции, особенно пары гимнастов Ивана Лысака из параллельного класса и Лены из младшего класса. Над отработкой их программы Григорий Алексеевич Мишин очень много работал и довёл её до совершенства. Эта секция демонстрировала свои достижения не только у нас в посёлке, но и во многих населённых пунктах района и области.

   Большинство из нас с удовольствием занимались на уроках физкультуры, так как только в плохую погоду мы занимались в спортивном зале, а в хорошую погоду уроки проходили на школьной спортплощадке или на стадионе. Это было интересно и
увлекательно и вообще в это время мы не чувствовали, что мы учимся в школе, так мы увлекались уроком. Учителя, каким-то способом, выжимали из нас всё, что мы можем физически, но не ругали и даже не упрекали за то, чего мы не могли. И мы им платили тем же, выкладывались по полной.

    В девятом классе на уроке физкультуры Владимир Алексеевич Шевцов сказал, что он организовывает группу учеников, которые по утрам будут с ним заниматься зарядкой и я тоже записался в эту группу. Сначала Владимир Алексеевич руководил нашей группой, а затем, когда мы все втянулись, он доверил нам самостоятельно проводить эти занятия и мы, каждый по очереди проводили зарядку, а преподаватель только контролировал. Через какое-то время, мы решили, что зачем преподавателю приходить в школу рано утром, ведь он же работает весь день, а мы сами можем заниматься зарядкой и, например, ходить на лыжах и бегать "километровку". Так и решили.

   В зимнее время, когда нам надо было брать лыжи в спортивном зале, а школа была ещё закрыта, то мы через форточку проникали в спортзал, брали лыжи, а когда после зарядки и ходьбы на лыжах приносили лыжи, то вход в школу был открыт.

   Григорий Алексеевич и Владимир Алексеевич доверяли нам и мы, в свою очередь, дорожили этим доверием, а также бережно относились к школьному инвентарю. Самое примечательное, что зимой мы катались на лыжах часто в летней спортивной форме, но никогда не болели, а тем более, не замерзали. Так, слегка продрогнешь и всё. Правда, в сильные морозы мы или не выходили на зарядку или катались только на лыжах, но в тёплой одежде.

   Когда Владимир Алексеевич узнал, что я собираюсь поступать в военное училище, то он мне посоветовал потренироваться и уложиться в нормы по бегу на 1 км и на 3 км, а также в подтягивание на перекладине. За три месяца до экзаменов в военное училище, я два раза в день занимался бегом и подтягиванием, с 7 до 8 утром и с 5 до 6 вечером.

   Когда поступал в училище, экзамен (точнее - нормы) по физической подготовке сдал на отлично и в дальнейшем у меня с этим никаких проблем не было. При поступлении в военное училище, я строго контролировал свой вес. При росте 1,78 - 1,80, я весил 67 кг, как говорил Шевцов, "истязал себя". Но уже через полгода, в училище я набрал 11 кг и не в жире, а в мышцах, так как не снижал этот вес на протяжении всей службы в армии, вес колебался в пределах 78-81 кг. И это всё благодаря советам моих школьных преподавателей по физкультуре. Кто служил в армии, знает, как это важно не набирать очень большой вес. А тогда, в училище, меня демонстрировали, как экспонат, что могут делать с организмом режим, дисциплина и регулярное занятие спортом.

   Приехав в первый каникулярный отпуск, я встретил Владимира Алексеевича и рассказал ему, что мне понадобилось из его рекомендаций и как у нас проходят занятия по физподготовке в училище. Он что-то записывал и заинтересовался тем, что наши преподаватели уделяют особое внимание тренировке отдельных групп мышц и особенно требуют, чтобы мы не ослабляли накачанный пресс живота. После отпуска нас обязательно тренировали "держать уголок" на параллельных брусьях, самое простое из элементов упражнение.

   Со школьных времён прошло более полувека, но лично я благодарен нашим учителям, которые привили мне, если и не любовь, то привычку периодически заниматься физической культурой, которой теперь я занимаюсь в оздоровительных целях.

   Ещё я твёрдо уверен в том, что для физической культуры должен быть единый школьный учебник, с рекомендуемыми упражнениями, оздоровительной информацией и обязательно с домашними заданиями, которые ученики должны выполнять каждое утро в режиме утренней зарядки. Человека надо научить чувствовать своё здоровье с детства, а со школьного периода - обязательно.

   


    Продолжение темы о нашем классе читать здесь:http://proza.ru/2019/06/23/1661