Личный опыт откровений. Вхождение в разум

Николай Нефёдов
ОТКРЫТИЕ РЕЧИ, «ВХОЖДЕНИЕ В РАЗУМ»
Мне было 13 лет, когда я стал понимать глубинный смысл слов, поговорок, пословиц и сказок. Это случилось неожиданно.
Семья у нас считалась многодетной, жили мы скромно. Я был рождён третьим сыном. Во время моих родов маме занесли заражение и она несколько лет не могла работать, отец работал по 1,5 – 2 смены, но денег хватало только на самое необходимое. У мамы был младший брат, дядя Слава, у него в семье был один ребёнок, жилось, видимо, полегче, и когда он покупал новый приёмник, проигрыватель, телевизор, то старый дарил нам. Мы с благодарностью принимали эти, пусть бэушные, но подарки. К моим 13-ти годам у дяди Славы было уже двое сыновей, 11 старшему и 3 годика младшему, и появились проблемы со здоровьем после транспортной аварии, а мы стали жить намного лучше – у мамы здоровье наладилось и она уже давно работала, старшие братья получали стипендии и работали, у отца зарплата повысилась. Мама стала помогать дяде Славе, то брюки, то рубашку подарит, то продукты, то обувь. И вот однажды, дома были только я и мама, пришёл подвыпивший дядя Слава с брюками и рубашкой, видимо с последними мамиными подарками, и отдал их маме сказав, что её подарки его унижают, и он в них не нуждается. Сказал и ушёл. Мама расплакалась и говорит – «Как же так, Коля? Мы жили бедно и с благодарностью принимали помощь дяди Славы, а сейчас мы живём лучше, чем он, но он отказывается от подарков и оскорбляется? Что я плохого делаю, стараясь ему помочь? Почему он обиделся на меня?» Я задумался над тем, что есть помощь. Мысли приобрели необычную скорость и глубину. Я пришёл к выводу, что в основе слова «помощь» лежит понятие повышения мощи. Слова мощь и «мочь» тоже взаимосвязаны. Мощь – это сила свершения, а мочь – это возможность свершения как умение и знание дела. Помощь не унижает, когда повышает самостоятельность человека, освобождает, а не делает зависимым. И настоящая помощь, по возможности, должна быть такой, чтобы тот, кому помогают, думал, что всего добивается сам и возможности его растут от его же усилий и действий. Маме я сказал, что дядя Слава оскорбился не на неё, а на себя за то, что её не может отблагодарить равноценным подарком и если она хочет ему помогать, то надо это делать, либо незаметно для него, либо так, чтобы он мог равноценно отблагодарить.
Мне стал виден не только поверхностный внешний смысл слов, поговорок и пословиц, но и глубинные слои их смыслов в понимании мира, человека и речи. Потом, спустя много лет, такой качественный скачок в понимании речи я стал называть вхождением в разум.
2011г.
http://proza.ru/2021/03/07/1680