Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 99

Василий Азоронок
(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ЛЯДНЕНСКАЯ «БЕЛЕНЬКАЯ»?

После передачи территории в госказну на месте плебанского фольварка осели новые жители, основав Новое Лядно.

Оно и сейчас там, и входит в состав пансионата «Лодэ», созданного после развала Советского Союза. Пансионат скрыт густой зеленой порослью, что буйно разрослась на полуострове. Его называют в обиходе Ксендзовым, отдавая дань плебанскому прошлому. Туда ведет единственная лесная дорога и открываются удивительные пейзажи.

В плебанские времена на мысе полуострова (назвать мысом можно условно, так как имеется в виду широкая приозерная полоса) показана жилая застройка и обозначено поселение – Поплавки. Предполагается, что туда плавали жители с противоположного озерного берега – из Старого Лепеля – чтобы накосить и пригнать лодки, полные пахучего сена.

Вряд ли. С той стороны высокий берег, а травяного корма было достаточно поблизости. Поплавки могли возникнуть по другой причине.

В составе фольварка были водоемы – помимо двух озер, некий «пруд». В визитации 1782 года он преподносится как «заросший».

Вполне возможно, что имелась в виду небольшая лагуна на полуострове.

Как она там образовалась, уму непостижимо, надо спрашивать Небо. Полуостров не настолько велик, чтобы вмещать что-то типа водохранилищ, во всяком случае – явление уникальное.

Полуостров необычайный. Речного притока туда нет, и чем питается озерко – одному Богу известно. Местный житель Владимир Шушкевич, обследовав окрестности, пришел к выводу, что водоем наполняется с глубины, подземными ключами. А вытекает одним стоком – с высоты, каскадами: как уменьшенный водопад.

И как не связать сей факт с питейными делами и «броварчиком», что основал католический плебан в бытность Речи Посполитой? Чистая вода – это источник благородного потребления, вспомним церковные обряды по освящению и купанию.

Может, сюда были направлены помыслы Кухарского, когда ему выделялись дополнительные наделы и корчмы в 1503 году? Может, отсюда новый плебан черпал криничную воду, чтобы содержать сначала корчемное хозяйство, а затем «броварчик»? Может, отсюда популярный сорт водки, известный в советское время как «Беленькая»? Может, с ним связана судьба чашникского местечка, обозначенного на старинных картах как Lepel Spal? Может, сюда перенесли свое производство придворные короля - чашники и подчашие?

Отрицать нельзя. Улла связывала два региона – лепельский и лукомльско-чашникский, а плебанский «броварчик» располагался на берегу: как и Поулье, родовое поместье Радзивилловичей, знаменитых «чашников».

Похоже, что в бернардинскую эпоху отношение к церковной корчемной деятельности изменилось, и производство алкогольной продукции сместилось - за околицу. Терминология, приведенная в визитации (1782 год), уже не настолько примолинейна, касаясь питейных дел - плебанское предприятие обозначено скромно, а корчма вообще не упоминается (та, что соседствовала с костелом).

После включения земель в состав Российской империи плебанский фольварк был вообще ликвидирован.

Но российская власть продолжила дело, начатое плебанами. Более того, тема получила немыслимое развитие. О массовости корчемных заведений мы уже говорили – а как же без них при оживленной судоходной трассе, что была устроена вслед за разделом Речи Посполитой.

А броварное производство достигло невиданных вершин. Винокуренные производства выросли, как на дрожжах.

По статистическому отчету за 1903 год, медоваренных производств уже не было – не только в уезде, а и во всей губернии. Зато винных лавок всех трех разрядов насчитывалось ни много ни мало – 388! Пивных лавок – 110. Всего мест частной продажи алкоголя 427!

Это относилось ко всей Витебской губернии. А по уездам абсолютным лидером стал Лепельский. К 1903 году, свидетельствуют архивные источники, в Лепельском уезде насчитывалось 14 винокурен и 1 пивоварня. Перечислим их: Меницкий №2, Поульский №70, Жарский №60, Бешенковичский №97, Алинпольский №117, Бельский №124. Бочейковский №128, Иванский №130, Смолянецкий №134, Вороньский №125, Губинский №9, Пышнянский №148, Сокоровский №29, Меджицкий №11.

Объем выпускаемой продукции составлял в целом 130600 рублей в год. Никакая другая отрасль не могла «похвастаться» столь завидным объемом. Уступали даже мукомольные предприятия, которых насчитывалось сравнительно больше – 48. И число занятых в этой сфере людей было наибольшим – 144 человека.

(Продолжение следует).

На снимках: развалины кирпичных стен, винокуренных, в графском имении Белое; бывший бровар в Двор-Торонковичах (из интернета).