Музей пейзажа

Алла Валько
               
                Из серии "В России в 2019". Глава 14

В плане культ-массовых мероприятий нашего санатория значилось посещение единственного в России Музея пейзажа. Когда подошла наша очередь, мы отправились туда большой группой.
Исаак Левитан неоднократно говорил друзьям, что собирается скопить деньги и выкупить свою мастерскую, чтобы после его смерти ученики открыли в ней Дом пейзажа. Его мечта осуществилась почти через 100 лет после смерти художника. Музей, открытый в 1997 году, располагается в старинном купеческом особняке Подгорновых-Грошевых конца XVIII века. За прошедшее столетие внешний вид здания практически не изменился - трёхэтажный белый дом под красной крышей сохранился в том же виде, таким был при Левитане, изобразившем его в картине "Вечер. Золотой плёс". Особняк выстроен в стиле классицизма, на его фасаде, обращенном к Волге, - лепнина. Центральный зал украшают высокие арочные окна.

Экскурсовод Ирина рассказала нам об истории развития русской пейзажной живописи конца XIX-начала XX веков. Мы познакомились с подлинными произведениями Шишкина, Саврасова, Боголюбова, Дубовского, Поленова, Киселёва, Ярошенко, Клодта, Творожникова,  Маковской, Судковского, Сергеева, Бобровского, Светославского, Переплётчикова, а также с работами друзей и учеников Левитана - Аладжалова, Жуковского, Петровичева, Бакшеева, Корина, Костанди, Виноградова, Мещерина. Пейзажная живопись советского периода представлена картинами Петрова-Водкина, Бродского,  Чуйкова, Ромаса, Крымова, Куприянова, Федорова, Бритова, Максимова. Работы Левитана и Кувшинниковой представлены в Доме-музее Левитана.

С работами многих из них раньше я не была знакома. В одном очерке трудно дать полную информацию о художниках-пейзажистах, творивших на рубеже веков. Я рассказываю лишь о некоторых из них и делюсь своими впечатлениями от увиденного и услышанного. Многие мастера пейзажа, чьё творчество представлено в музее, окончили Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) или Императорскую (Санкт-Петербургскую) Академию художеств (ИАХ), были членами «Товарищества передвижных художественных выставок» («ТПХВ»).

Мы познакомились с картиной Руфина Судковского «Берег реки. Лодка». Её автор - русский и украинский живописец, пейзажист, маринист, академик живописи, получивший это звание за картину "Буря возле Очакова". Я была очарована картиной Ивана Шишкина «Лесная заводь. Осень», на которой изображён красивый уголок леса, таинственного и могущественного. Свет заката подсвечивает пейзаж и заставляет его «светиться». Василий Поленов хорошо знаком любителям живописи. Все знают его картины «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Ранний снег», «Христос и грешница» и многие другие. В музее демонстрируется его картина «Дом в Бехове».


Заметное место в музее занимают картины первых женщин-художниц. Они не были высокими профессионалами, но среди них были дамы-аристократки, жены и дочери художников, учившиеся на дому. Одной из них была Анна Каринская, получившая в детские годы хорошие навыки в рисунке и живописи. Уехав в Петербург, она стала воспитательницей детей академика живописи Киселёва, оценившего её способности. Конец XIX-первые десятилетия XX века стали временем совершенствования мастерства Каринской и её активного участия в различных выставках. Свои основные работы художница создала на Вологодчине, куда она часто выезжала на этюды. Анна была постоянным участником и организатором выставок Северного кружка любителей изящных искусств. Картина «Летний пейзаж с прудом» посвящена родным местам Каринской. Она неоднократно совершала поездки по Северной Двине, Сухоне и Вологодской губернии, посетила Великий Устюг. Её произведения находятся в Третьяковской и Вологодской картинной галереях и ряде других.
 
В постоянной экспозиции Музея пейзажа находится картина «В лесу» живописца и пейзажиста Александры Маковской, старшей из детей одного из основателей МУЖВЗ - Егора Маковского. В доме отца, где собирались Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин, устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. С детства всех их окружала атмосфера искусства. Все сыновья стали известными художниками. Творчество Александры мало известно зрителю и почти не исследовано искусствоведами. Её картины - типичный пример искусства пейзажа второй половины XIX столетия. Третьяков и Бахрушин приобретали их для своих коллекций. Одна из её лучших работ «В окрестностях Петербурга» представлена в Третьяковской галерее. Маковская была одной из первых в России женщин, зарабатывавших трудом художника. Её картина «В лесу», не произвела на меня большого впечатления.
 
Брат Александры Владимир — русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены, академик, действительный член ИАХ, действительный статский советник. Уроки изобразительного искусства Владимир брал у Тропинина. В 15 лет он написал картину «Мальчик, продающий квас».
Владимир окончил МУЖВЗ с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение». За картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» он получил звание классного художника I степени и золотую медаль. С рождением первого ребёнка у художника проявился интерес к детской тематике («Возвращение с ночного», «Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное»). Картина «Игра в бабки» стала его первой картиной, купленной Третьяковым, что означало его признание. Он был членом правления ТПХВ, участником всех выставок. За картину «Любители соловьёв» на Всемирной выставке в Вене Маковский был произведён в академики. По мнению Достоевского, в его полотнах, ощущается любовь не только ко всему русскому, но и ко всему человечеству. Он написал 21 жанровую картину для альбома «Эпизоды Севастопольской жизни» и иконы для церкви и часовни в Борках, сделал эскизы для росписи Храма Христа-Спасителя. Маковский преподавал в МУЖВЗ, где получил звание профессора, и в ИАХ, позже став его ректором. В экспозиции музея находятся его картины «На приёме у доктора», «Крестьяне Полтавской губернии».
 
Александр Маковский – сын Владимира Маковского, живописец, академик ИАХ, профессор. Учился в МУЖВЗ, был секретарём художественного совета Центрального географического музея, преподавателем-руководителем Высших художественно-педагогических курсов при АХ, профессором-руководителем ВХУ, автором различных пособий для художников. Его основные работы: «Женщина на берегу моря», «Портрет обер-прокурора Синода К. Победоносцева», «Крестьянин на крыльце», «Надворная церковь Богоявления в Ферапонтовом монастыре», «Базар», «Кларнетист», «Базарный день в Плесе», «В ожидании парома», «Крестный ход», серия «Волжские типы», «На севере (начало белых ночей)».

Художник и живописец Николай Сергеев обучался у мастера, профессора АХ Лагорио. Позже он сам стал академиком пейзажной живописи. Сергеев - один из учредителей и экспонентов Общества им. Куинджи, член Общества русских акварелистов и Санкт-Петербургского общества художников. Был награждён большой серебряной поощрительной медалью и орденом святого Станислава 3-й степени за культурную деятельность. Основу творчества художника составляют пейзажи с видами юга России: "Татарский аул", "Покинутая хата в Малороссии", "Заглохшая речка", "Пасека", "Казачья слободка", "На проселке", "У заливного луга", "Хутора", "В конце сада", "Элегия", "Тучка набежала", "Залив Днепра" и др.
В коллекции музея находится его картина "Водяная мельница", на которой изображён летний пейзаж с водяной мельницей, освещённой солнечными лучами, пробивающимися сквозь ветви берёз.
 
В собрании музея находятся также несколько работ Василия Переплётчикова: этюд "Лодка на берегу" и картины "Пейзаж с рекой" и "Пейзаж с хатой". В последней изображены тёмные стволы деревьев, занимающие всё пространство от нижнего края холста до верхнего, вокруг них ветхая изгородь; слева крытая соломой, приземистая хата; за ней темно-зелёная полоса леса, над ним полоска серого неба.
Первоначальное образование художник получил в Практической Академии коммерческих наук. Ещё находясь в Академии, он начал брать частные уроки у передвижника Киселева. Поступив в МУЖВЗ, изучал архитектуру. Переплётчиков обладал острым умом и наблюдательностью, был ярко одарённой личностью. Его способности в разных областях изобразительного искусства и литературы, его энергия в организации выставок и других инициативах не давали ему возможности остановиться на чем-нибудь одном, чтобы целиком посвятить себя избранному роду занятий. Его занимали новые течения в живописи и желание стать очеркистом, его тянуло к путешествиям. Знакомство с Шишкиным побудило Переплётчикова ещё раз изменить род занятий. Оставив архитектуру, он целиком посвятил себя изобразительному искусству.

Художник Николай Мещерин, неизвестный широкому кругу любителей живописи, в своё время был популярен у известных коллекционеров и уважаем в среде профессионалов. Он не получил систематического профессионального образования, хотя частные уроки, в том числе у Левитана, смогли заменить ему училище и Академию. Начало художественного творчества живописца прошло под влиянием модного в то время импрессионизма. Увлечение им сменилось на пуантилизм, или неоимпрессионизм. Но влияние этих художественных течений существенно трансформировалось в творчестве Мещерина. Его работы обладают значительно большим лиризмом и внутренней теплотой. В большинстве из его картин представлена неброская красота среднерусской природы. В музее хранится его картина «Могила Майкова».

Николай Клодт фон Юргенсбург - российский живописец-пейзажист, театральный художник, внук Петра Клодта, известного своими конями на Аничковом мосту. В МУЖВЗ рисование ему преподавали известные художники В. Маковский и Сорокин. Несколько лет он сам преподавал  в Училище изящных искусств художника-архитектора Гунста. Художник много путешествовал по русскому северу и городам Волги, совершал поездки на Кавказ, в Крым, Париж, Бретань, Женеву, Геную. Известными полотнами Н. Клодта являются «На севере. Финляндия», «Апрель», «Оттепель», «Путина», «В Самарканде», «Соловецкая бухта», «На Женевском озере», «На реке», «Ялта», «Базарный день», «Серый день», «Вечерние тени», «Осень», «Летний вечер», «Поезд самоедов», «Тундра», «Тайга у Байкала», «Осень на севере», «Туркестан», «Храм Шир-дор на площади Регистан…» Грабарь назвал его «недооцененным мастером живописи». Клодт принимал активное участие в оформлении российского павильона на Всемирной выставке 1900 года, был участником  нескольких художественных выставок, участвовал в оформлении постановки балетов «Конёк-Горбунок», «Гибель богов», «Спящая красавица». В музее представлена его картина «Виллы». Более половины полотна занимает река, поверхность которой покрыта зелёно-голубой рябью. На каменистом берегу на фоне голубого неба стоят белые и бело-кремовые здания с остроконечными серыми крышами и деревьями за ними.

Михаил Клодт фон Юргенсбург - выдающийся русский художник-пейзажист, профессор, племянник Петра Клодта. Михаил преподавал в пейзажном классе Академии и был одним из учредителей ТПХВ, членство в котором способствовало укреплению в его творчестве демократических и реалистических тенденций, развитию интереса к темам крестьянской России. Звание академика Михаил получил за картины "Ночной вид в Нормандии" и "Вид в долине реки Аа". Кисти художника принадлежат пейзажи: "Большая дорога осенью", "На пашне", "Вечерний вид в Орловской губернии", "Закат солнца в Орловской губернии", «На закате. Пейзаж», "Лесная даль в полдень".
Для Клодта характерны точность изображения, умение "одушевить" природу, стройность композиции, владение перспективой. Художнику удавалось тонко передать ощущение тёплого весеннего дня, пронизанного ярким солнечным светом, и другие состояния природы. Клодт порвал с передвижниками, не приняв их негативного отношения к академическому художественному методу. После ухода из Товарищества его искусство постепенно угасло.

В экспозиции музея широко представлено творчество «левитановцев», художников-«младопередвижников». В Плёсе образовалась «колония» живописцев, следовавших левитановским традициям: Жуковский, Петровичев, Бялыницкий-Бируля, Виноградов, Аладжалов. Этих художников объединяла общая среда и традиции, заложенные в МУЖВЗ. Сегодня внимание любителей живописи всё чаще привлекают ранее довольно редко звучавшие имена Степанова, Переплётчикова, Первухина, Туржанского, Мещерина.

В начале ХХ столетия Станислав Жуковский был одним из самых известных и популярных пейзажистов в России. Его отец принадлежал к родовитым польским шляхтичам. В МУЖВЗ Станислав считался наиболее талантливым учеником и прямым наследником традиций своего учителя и наставника Левитана.
Художник примкнул к ТПХВ. Начало широкого признания его творчества пришлось на 1890-е годы. Он получил две малые и одну большую серебряную медаль, а также звание классного художника, был награждён за картину «Лунная ночь». Ещё более значимым стало приобретение этой картины Третьяковской галереей. Во время его творческих поездок по Средней России и Украине, объектами его внимания были «дворянские гнёзда» российской глубинки, пейзажи, изображающие поместья, и усадебные интерьеры.
Представленные для выставок «Мира искусства» работы принесли Жуковскому огромный успех. На выставках в Мюнхене он также удостоился медалей. После присвоения ему звания академика началась его педагогическая деятельность. Станислав создал собственную художественную школу, в которой обучался молодой Владимир Маяковский. После революции 1917 года Жуковский был членом Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете и Коллегии художников при Государственной Третьяковской галерее. Эмигрировав в Польшу, он продолжал творить, участвовал в местных художественных объединениях. Начало Второй мировой Жуковский встретил в Варшаве. Его жизнь оборвалась в нацистском концлагере. Похоронили художника в общей могиле. В музее хранится его картина «Река. Обрывистый берег».

Среди вновь открытых имён достойное место занимает пейзажист Мануил Аладжалов. Он родился в городке Нахичевань близ Ростова-на-Дону в купеческой семье. В МУЖВЗ, благодаря своим учителям - Левитану, Коровину, Саврасову, Маковскому, Прянишникову и другим, - он проникся любовью к русскому пейзажу. Аладжалов был награждён двумя малыми серебряными и большой серебряной медалями. По окончании Училища он стал неразлучен с Левитаном, с которым ездил в Саввину слободу, жил в Плёсе на Волге, работал на Пахре в усадьбе Мещерина. Тесное общение художников порой приводило к забавным упрёкам Левитану со стороны Аладжалова в заимствовании мотивов, но всегда оказывалось благотворным и полезным для обоих. Художник любил путешествовать. Киселев писал о нём: «Аладжалов очень любил пейзаж средней полосы России... Один и тот же мотив он готов был повторять по несколько раз, стараясь уловить в нём новое состояние, и, находя, переносил на свои небольшие полотна светлую грусть русских деревень, покой и тишину русских вечеров, мягкость и теплоту русской жизни». После создания МТХ Аладжалов с успехом демонстрировал свои пейзажи на многочисленных выставках. С годами манера художника стала более раскованной, его живопись - более насыщенной светом, а композиции – более разнообразными. Художник оставил после себя большое наследие: «Зима в деревне», «Лето в деревне», «Лунная ночь», «Зима», «Ранняя весна», «Летний вечер», «В Плёсе Костромском», «Плоты», «Начало весны», «Река в лесу», «Дали и небо», «Деревенская улица», «Деревня зимой», «На Волге», «Зимой», «После заката», «Пейзаж с паровозом», «Деревня летом», «Зимний пейзаж», «Река. Этюд», «Болото», «В поле», «Пруд», «Осень. Коровы у воды», «На Волге», «Осенний пейзаж» и др.

Импрессионизм в музее представлен полотнами Коровина, Грабаря, Виноградова и Туржанского.
Сергей Виноградов - русский художник, график и живописец, действительный член АХ. Большое влияние на художника оказали детство в семье потомственного служителя церкви и монументальная живопись, над которой работал его первый учитель Сорокин. Окончив МУЖВЗ с большой золотой медалью, он получил звание классного художника. По состоянию здоровья был вынужден оставить учёбу в АХ, стал членом ТПХВ. Преподавал в харьковском ремесленном и Строгановском училищах, в Училище изящных искусств художника-архитектора Гунста. Был одним из инициаторов проведения выставки работ «36 художников», участвовал в основании «Союза русских художников». Писал жанровые картины, портреты, интерьеры, пейзажи. В конце 1890-х годов многие его картины были посвящены крестьянской теме. Он пытался отказаться от стиля передвижников и обратился к импрессионизму. Во время Первой мировой работал над военными темами. В музее представлена его «Девушка в сарафане».

Кириак Костанди - украинский и русский живописец, представитель импрессионизма. Он родился в семье греческого эмигранта, чьё видоизменённое отчество Константиниди стало основой фамилии Костанди. Оставшись в 9 лет без отца, работал в бакалейной лавке и винном погребке в Одессе, служил ретушером в фотомастерской, учился в Рисовальной школе Одесского общества изящных искусств и в ИАХ. Вернувшись в Одессу, Костанди несколько раз выезжал в Западную Европу, где испытал на себе воздействие французских импрессионистов. Был членом ТПХВ, одним из членов-учредителей и председателем «Товарищества южно-русских художников». Для его творчества характерно изображение лирических сцен, отражающих настроение героев: «У больного товарища», «В люди», «Поздние сумерки», «Ранняя весна», «Пастушок. Мальчик с гусями», «Вечер. Скрипач». Костанди оставил немало пейзажей, изображающих окрестности Одессы. Мне понравилась его картина «Море». Ученики и друзья художника основали Общество его имени, объединившее художников традиционалистов и умеренных-модернистов.

Алексей Корин - живописец и превосходный рисовальщик, представитель московской школы живописи, "поздний передвижник", близкий по своей творческой манере Союзу русских художников. Корин - мастер камерных произведений. Он принадлежал к древнему роду потомственных иконописцев и в юности прошёл школу этого старинного ремесла. В 19 лет вопреки воле отца поступил в МУЖВЗ, Ранние жанровые работы Корина встретили доброжелательный приём у большинства зрителей и положительные отзывы критиков, но сам он сознавал, что основная сфера его творчества – это пейзаж и портрет. Он стал членом ТПХВ, преподавал в МУЖВЗ, где по свидетельству художника Минченкова, "никто из преподавателей не пользовался среди учащихся такой симпатией, как Корин". Обремененный большой семьей, Корин был вынужден писать много заказных портретов и участвовать в росписи храмов. Любимым жанром художника всегда оставался пейзаж Плёса, Палеха, клинского Марьино. В течение десяти лет Корин проводил лето и осень в Плёсе, где он много работал на натуре и любил бродить по его живописным окрестностям. Его работы, посвящённые Волге и Плёсу, ежегодно экспонировались на передвижных выставках и ныне хранятся более чем в тридцати художественных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Перми, Вологды, Владимира и других городов. Плёсский музей располагает значительной коллекцией работ Корина. Герои его произведений "Зимогор" и "Плёс. Невод" - реальные люди, жившие в Плёсе. Художник писал полотна с натуры, насыщенными красками. Пейзажи "Плёс. Буксир", "Плёс. Красная мельница", «Цыганский табор», "Плес. Дорога", «Поле ромашек» поражают своим мастерством.

Пётр Петровичев - русский, советский художник-пейзажист,
член ТПХВ и Союза русских художников. Окончил МУЖВЗ, где его учителями были Серов, Левитан, Васнецов. В музее зрители любуются его картиной  «Зимний пейзаж».

Ранее незнакомым мне было также творчество русского и советского художника-«передвижника», академика ИАХ, Народного художника СССР и лауреата Сталинской премии Василия Бакшеева. Поступив на отделение архитектуры МУЖВЗ, он вскоре перевёлся на отделение живописи к педагогам В. Маковскому и Саврасову. Более 20 лет он работал в должности преподавателя МУЖВЗ, был членом ТПХВ и одним из учредителей «Союза русских художников». После революции художник занимался организацией районных музеев в Москве, вступил в «Ассоциацию художников революционной России», регулярно участвовал в выставках, был членом творческого объединения «Искусство – социалистическому строительству». После 1940 года писал в основном пейзажи, сочетая лирическую символику с импрессионизмом. Об этого периоде его творчества Пластов писал: «Для меня живопись Бакшеева, вся его личность всегда были и есть как родничок холодной, чистой кристальной воды…». Его творчество высоко ценил Репин. В музее хранится его картина «Вечер. Прудик».
 
Николай Крымов - живописец, художник театра, член-корреспондент АХ СССР, народный художник РСФСР, член общества МХ. Учился в МУЖВЗ архитектуре и живописи у Архипова, Касаткина, Пастернака, в мастерской Серова и Коровина. Преподавал во ВХУТЕМАСе, на факультете изобразительных искусств при Пречистенском прикладном институте. К его известным работам относятся: «Две радуги», «Гроза», «Жёлтый сарай», «Туча», «Утро». Пейзажи, часто пейзажи-картины: «Звенигород», «Жаркий день», «Зима. Крыши», «Фруктовые сады», «Пейзаж с оврагом», «Когда цветут липы», «Вид на Оку», «Мельница в Тарусе». Крымов оформил ряд спектаклей: «Горячее сердце», «Таланты и поклонники», «Унтиловск».

Ефим Волков - живописец, график. Занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников, учился в ИАХ. По окончании получил звание свободного художника. Вместе с Шишкиным работал в Крыму. В качестве художника сопровождал великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича в путешествии по Турции, Сирии, Палестине, Египту, Греции. Член совета и участник выставок ТПХВ, экспонировал свои произведения на академических и международных выставках в Лондоне, Париже, Чикаго, Мюнхене, Берлине, Риме, Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и многих других. Был удостоен звания академика, являлся действительным членом ИАХ. Произведения Волкова находятся во многих музейных собраниях. В Музее пейзажа экспонируется его картина «Летний день. Берёзы».

Николай Дубовской — живописец русской пейзажной школы рубежа XIX-XX веков, один из руководителей ТПХВ, академик живописи, действительный член ИАХ, член Совета Академии, профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при ИАХ. Он принадлежал к младшему поколению передвижников и продолжил поиски старших коллег в создании «пейзажа настроения», став автором проникновенных, мастерски исполненных картин русской природы, продолжателем традиции своего учителя М. Клодта. Кисти художника принадлежит более 400 картин и около 1000 этюдов. В обзорах передвижных выставок имена Дубовского и Левитана стоят рядом. Дубовской занимает место вслед за Шишкиным и Поленовым, а Левитан долгое время считается лишь «одним из самых сильных конкурентов Дубовского». Импрессионизм стал для Николая явлением исключительно художественным, особым способом видения природы мира, но не её содержанием. Он не использовал открытия французов, но, наблюдая их, решал свои задачи самостоятельно. Художник удостоен золотых и серебряных наград. Его картины представлены в Третьяковке, Русском музее и во многих других музеях России, а его «Благовест» на торгах лондонского аукционного дома стал топ-лотом. Мне понравилась его картина "Морской пейзаж". Полотно написано в Крыму в окрестностях Симеиза и представляет собой обобщенный образ южной природы. Самой известной работой стал его пейзаж «Притихло», в которой художник открыл новый мотив, «тишины перед грозой». По мнению Левитана, Дубовскому удалось передать в картине «самую стихию».
 
Я покидала музей под впечатлением красоты и лиризма природы, отображенной на полотнах талантливых отечественных художников.

Коллаж 
Верхний ряд: 1. Р. Судковский. «Берег реки. Лодка»
             2. С. Жуковский. «Река. Обрывистый берег»
             3. В. Переплётчиков. «Пейзаж с хатой»
             4. Н. Клодт «Виллы»
Середина:    5. П. Петровичев. «Зимний пейзаж»
Нижний  ряд: 6. К. Костанди. «Вечер на море»
             7. М. Аладжалов. «Осенний пейзаж»
             8. А. Корин. «Плёс. Красная мельница»
             9. И. Шишкин. «Лесная заводь. Осень»
 
      Продолжение следует.