Теория Шпенглера

Михаил Кедровский
       Личность – это то, что отличает одного человека от другого, личность сродни индивидуальности. Однако в эпоху перемен личность мало чего значит и подчас присоединяется к примитивной горластой толпе.

        А что такое эпоха перемен? Наиболее понятный ответ на сей вопрос дал Освальд Шпенглер (1880 – 1936).

       Шпенглер родился в небогатой немецкой семье и довольно-таки рано осознал, что задача индивида заключается в том, «чтобы изучать действительность, а задача дурака состоит в том, чтобы пытаться ее переделать».

        Если говорить упрощенно, в теории Шпенглера двигателем исторического процесса является старение социума. Так, Древний Рим даже в период одряхления имел весомые преимущества перед окружавшими его варварскими народами, но эти преимущества не уберегли его от исчезновения и поглощения. Сегодня мало кто верит, что США могут рухнуть, но, согласно расчетам Шпенглера, распад супердержавы приближается неумолимо.       

       В работе, которую переводят на русский язык как «Закат Европы» (“Der Untergang des Abendlandes”), Освальд Шпенглер показал, что действительность легко изменяется без человеческих усилий. При этом он не был сильно верующим человеком и не указывал пальцем на Бога.

       Шпенглер получил университетское образование в области математики, естествознания и философии. От профессорской карьеры он отказался, по его словам, за неимением лишнего времени. На жизнь он зарабатывал репетиторством, был одинок и не стремился к богатству.

       Над социально-философской темой о неизбежной гибели потребительской западной цивилизации он начал трудиться в 1910 году и примерно через восемь лет книга «Der Untergang des Abendlandes» в основном была завершена и имела значительный успех по окончании Первой мировой войны.

       «Abendland» в немецком языке – не «Europa», это «Вечерняя страна» – понятие, пришедшее из философско-религиозных трактатов и означающее «земли, расположенные западнее Рима», иными словами, «подверженные Реформации», то есть речь идет о Западной Европе и Северной Америке. «Untergang» означает «гибель», «крушение», «закат».

       Шпенглер исходил из того, что человеческие общности развиваются точно так же, как и люди, за детством у них следует юность, зрелость и старость. Если человек живет до ста лет, то социум – в десять раз дольше. Молодые социумы он называл «культурами», а стареющие – «цивилизациями».

       Западная культура (Западная Европа и США), согласно Шпенглеру, вступила в стадию цивилизации, то есть старения, в период наполеоновских войн. Существовать ей осталось не более двух столетий. Если он прав, то мы находимся ныне в «закатной фазе» коллективного Запада.

       Освальд Шпенглер встречался с рейхсканцлером Германии Адольфом Гитлером. Они не понравились друг другу. Фюрер показался ему неучем и праздным человеком. Необразованность немецкого вождя была неопровержимым фактом, а вот в его праздности многие сомневаются.

       Освальд Шпенглер считал, что Россия изменится под влиянием Сибири и можно будет говорить в будущем о русско-сибирской культуре, которой до завершающей стадии цивилизации еще далеко.

       Современники относились к трудам Шпенглера как к вздорным, но любопытным фантазиям. Например, Томас Манн писал об авторе «Гибели Запада» как о неудачнике, пессимисте и снобе.

        Однако сам знаменитый писатель не без влияния Шпенглера выпустил в 1924 году философский роман «Волшебная гора», в котором действие разворачивается в «увеселительном туберкулезном санатории» вблизи Давоса. Богатые насельники этого заведения умирают один за другим и их трупы тайно по ночам вывозят на бобслеях за пределы «земли обетованной».

       Шпенглер объяснял нищету, равнодушие к знаниям, к культуре, к морали, развращенность и гомосексуальность увядающих цивилизаций не происками каких-то злых умов, а оскудением в данных социумах чувства ответственности за себя и других членов общества. В такие эпохи люди доходят до вздорных суждений о том, что им лучше бы вообще не рождаться.

06.03.2021