Как я поступила Сашку

Светлана Колосовская
«Поразительная штука - жизнь!» - именно так подумала я после того, как Бог попустил мне пережить тот позор. И что удивительно, это переживание оказалось «во благо»…

Лето. Сын с двумя своими приятелями после школы поступает в Бауманский институт. Еще в школьное время они закончили курсы для поступающих. Сын увлечен компьютером и всем, что с этим связано. Никакой особой заинтересованности к поступлению в ВУЗ не проявляет… И я никак не могу скрыть своего недовольства этим обстоятельством. Дальнейшая жизнь от этого зависит, а ему вроде как - «все равно», поступит он или не поступит… Видя мое недовольство, «по предмету» он общается только с папой…

В это время газета, где я тогда работала,  в течение месяца  освещала какой-то совместный проект правительства Москвы и  университета им. Баумана. Сын уже сдал экзамены. По отголоскам домашних разговоров я поняла, что набранные им «баллы» - на пределе. Через три дня будут вывешены списки поступивших.

…В тот день в какой-то редакционной комнате нас собралось человек пять. Одна моя коллега спросила: «Ну как, поступил сын в Бауманский?». - «Через три дня будет известно». Среди нас был один человек, который просто замер от этого диалога. Это был, скажем так, очень рациональный, очень практичный человек.

-Твой сын поступает сейчас в Бауманский?.. Ты хоть что-нибудь делаешь?..

-А что тут сделаешь? Жду…

-Что, правда ничего не делаешь?.. Да парень сейчас не доберет один балл и загремит в армию… А ты…

-Что делать, значит, будет так…

-Но мы же сейчас с ними работаем. Несколько дней назад у меня было интервью с ректором. Я бы отдал тебе эту работу…

-Пусть сам сдает…

Изумлению моего коллеги не было границ.
 
-Не-т, ты не мать… Ты не мать! – Некоторое время он все еще недоумевал, потом стремительно вышел из комнаты. Минут через пять он вернулся и объявил.

-Сейчас я говорил с ректором. Он ждет тебя в течение часа.

-Что ты наделал?! О чем я буду с ним говорить?!

-Тебе не надо ни о чем с ним говорить, он уже все знает. Тебе нужно просто зайти и поздороваться. Познакомиться. Кстати, милейший человек… Он ждет, и у него мало времени. Пропуск уже заказан, а выезжать тебе лучше прямо сейчас…

Все коллеги как-то мгновенно прониклись и буквально «вытолкнули» меня, не дав опомниться:

-Поезжай, действительно: поезжай… Потом, может, не простишь себе…
 
Пребывая в шоке, в состоянии невероятного потрясения, я мало что соображала… Но ведь поехала-таки… я просто кожей предчувствовала осуждающий, критический взгляд  уважаемого, занятого человека. И с чем я еду?!  Позор-то какой! И я все-таки еду… Не мать… - К тому времени мне уже приходилось входить в большие кабинеты, чтобы просить за кого-то. Только сейчас я поняла: как это легко - за других…

Когда я вошла в ректорскую приемную, на меня будто бы упал или снизошел… какой-то невероятный покой… Все было так щемяще-старомодно!.. Большая приемная, не молодая и длинноногая, а интеллигентная, опытная и приветливая  дама-секретарь, которая работает здесь, похоже, очень давно… Она как-то искренне и не деланно улыбнулась:

-Вы из газеты?  Вас ждут, проходите.

Переступив порог, я замерла, не зная, что мне делать дальше. Сидевший за столом человек в роговых, профессорских очках поднялся, подошел ко мне и подал руку. Мой вид, наверное, был так красноречив, что он, не отпуская моей руки, сказал:

-Ну что вы так переживаете? Куда же это годится… Вы же мать, это так понятно, так естественно.  Проходите, садитесь и сначала выпейте воды… Вода – это действительно очень хорошо. – А глаза такие понимающие.

Полный провал в памяти: я совершенно не помню, о чем мы тогда говорили. Единственное, что я вынесла из этого визита: действительно замечательный человек. Понять другого в критическую минуту может только тот, кто страдал, кто пережил что-то сам.

Дома – ни сыну, ни мужу – я ничего не сказала.  Но вот три дня прошли. Сын поступил сам, баллов ему вполне хватило.

И зачем же все это было?! – недоумевала я, - ну зачем?!

В тот же  день стало понятно – зачем. Один из двух приятелей сына, Сашка, как раз не добрал одного или двух баллов. И как раз для него это было драматично – вся их семья была связана с Бауманским…

На следующий день я позвонила уже знакомой даме-секретарю, которая сразу соединила меня с ректором.

- Большое спасибо за хлопоты, Александр Николаевич. К тому же баллов-то сыну хватило…

-Да, я в курсе… Поздравляю вас!

-  Спасибо… У меня есть к Вам еще один вопрос. Вы не найдете  для меня пяти минут Вашего времени?

-Что за вопрос?

-Это лучше - лично…

-Смотрите… не поставьте в неловкое положение ни себя, ни меня…

-Поверьте, это другой вопрос…

-Хорошо, приезжайте.

****

Сыну я сказала: «Завтра я буду у ректора. Постараюсь помочь твоему Сашке. Но ему пока ничего не говори».

На этот раз я приехала в совсем другом расположении духа. Александр Николаевич был так же приветлив, и принял меня уже как давнюю знакомую.

-Я хочу рассказать Вам очень красивую историю, - начала я. - Есть одна  хорошая семья, в которой выросло  три сына. Как в той сказке… Самый старший, то есть их отец,  в свое время закончил ваш институт. Ракетчик, работает по специальности. Старший сын тоже закончил Бауманский и работает по специальности. Второй сын – ваш  студент - 3-го или 4-го курса… И вот третий поступал сейчас на тот же факультет. Ему-то и не хватило одного или двух баллов. Все они – ваши… Давайте поможем этому молодому человеку!

-Действительно красивая история, - он нажал какую-то клавишу и попросил пригласить к нему председателя приемной комиссии.

Уже минуты через две этот человек был в кабинете ректора:

-Вызывали?

-Проходите Роман Сергеевич и послушайте, какую нам принесли красивую историю. На этот раз Александр Николаевич озвучил ее сам.

Не теряя времени даром, Роман Сергеевич посмотрел на меня:

-Что, ваш протеже забрал документы?

-Да, забрал…

-Плохо… -  он умоляюще посмотрел на ректора:

- Но ведь это перебор всей базы данных…

Насколько я поняла, ректор тоже знал, какая предстояла работа: на первый курс этого огромного университета принимали кажется более трех тысяч человек. Он сделал небольшую паузу и, примиряюще обращаясь к Роману Сергеевичу, сказал:

-Давайте все-таки  поможем этому молодому человеку! Хорошая семья. Председатель приемной комиссии, подавил вздох, согласно кивнул и вышел из кабинета.

****

Дома я была встречена коротким вопросом сына:

-Ну что, «поступила» Сашку?

Еще раз я вспомнила вид выходившего из ректорского кабинета Романа Сергеевича и сказала:

- Поступила, поступила…
2005г.