Метаистория Бижан и Менижа

Анатолий Байков
                Метаистория: Бижан и Менижа.
  Бижан отбыл к месту своей службы вместе со своей наложницей, дочерью царя Афрасиаба Испаной. Испана, лаская своего хозяина, много рассказывала ему о Туране и туранках. Дочь Афрасиаба очень нравилась Бижану, и он с большой любовью и нежностью относился к ней. Бижану давно пришла пора обзаводиться семьёй, но всех благородных девушек царства Иредж, которых предлагали сосватать за него его отец Гив, и дед Рустам он отвергал. Бижан ещё до знакомства с Испаной решил, что в супруги себе он возьмёт только Туранку. Конечно, блудница Испана  (чужая жена, изменившая мужу), не могла стать его супругой, но изощрённые ласки Испаны всё больше убеждали сумасбродного юношу, что только жена туранка сможет сделать его счастливым.
   Испана, ублажая, зацикленного на туранках хозяина, в шутку заметила Бижану, что в таком разе лучшей супругой ему может стать её сестра, младшая дочь царя Афрасиаба красавица Менижа. Бижан воспринял  всерьёз слова Испаны, он заставлял свою наложницу часами рассказывать о сестре, и с каждым рассказом всё больше влюблялся в девушку, которую никогда не видел. Бижан, ещё до войны с «кабанами», просил отца и деда посватать за него дочь царя Афрасиаба, но и Гив, и Рустам, помня судьбу Сиавуша, запретили ему даже думать об этом.  Но теперь, оставшись без опеки со стороны отца и учителя, Бижан решил, что он сам реализует свою мечту, и добудет себе красавицу Менижу. Он решил сам отправиться в царский стан царства Туран, и добиться взаимности от дочери царя. Испана, уже жалела, что рассказала Бижану о сестре, и  пыталась отговорить безрассудного юношу от опрометчивого поступка.
  Дочь царя уверяла Бижана, что в условиях войны её отец ни за что не согласится, отдать в жёны врагу свою дочь. Без отцовского благословения Менижа никогда не ответит взаимностью ни одному мужчине. Если же враг попадётся в руки туранцев, то они казнят его, как шпиона. Но, одержимый страстью Бижан, надеясь на свою удаль, не воспринимал никакие доводы. Испана могла помочь Бижану только тем, что, разъяснила ему, как проникнуть во дворец царя, и как во дворце найти покои царевны Менижи. Испана также передала Бижану для сестры свой перстень, который докажет царевне, что Бижан прибыл от неё. 

   В царский стан царства Туран Бижан отправился только в сопровождении, приставленного к нему отцом сотника Гургина. Гургин пытался отговорить, одержимого страстью марзбана, от безрассудного поступка, объясняя ему, что в условиях войны марзбан не имеет права покидать доверенный ему царём пост. Но все доводы опытного сотника, не доходили до ушей самонадеянного юноши. Исчерпав все возможности отговорить Бижана, Гургин решил сопровождать его в Туран. 
  Прибыв в царский стан царстаа Туран, Бижан направился не к парадному входу дворца царя, а к входу для челяди (прислуги), который охранял всего один страж. Гургин, прикинувшись пьяным, затеял ссору со стражником и отвлёк его внимание от входа, в это время Бижан смог незамеченным проникнуть во дворец и до ночи спрятаться в одной из кладовых.
   Глубокой ночью, когда дежурная стража, по обыкновению дремала на своих постах, Бижан бес шума, незамеченным проник в покои царевны. Подойдя к ложу царевны, Бижан, как можно нежнее, прикоснулся к изголовью девушки. Менижа, проснувшаяся от прикосновений Бижана, испугавшись присутствия чужого мужчины в её опочивальне, стала кричать.
   Бижан передал ей перстень Испаны и  попросил её успокоиться. Менижа, в лунном свете уверенно не могла опознать перстень сестры, но само упоминание имени Испаны немного успокоило царевну, и она перестала кричать, но её крики уже были услышаны стражей. Первых двух стражников, вбежавших в покои Менижи, Бижан с лёгкостью убил, но к покоям царевны уже сбегалась стража со всего дворца. 
  Пришедшая в себя Менижа, приказала стражникам оставаться в коридоре, и не входить в её покои.   Стражники выполнили приказ царевны, но отправили посыльного к начальнику дворцовой стражи Гарсивазу. 

  После того, как пехлеван царства Иредж Рустам разгромил дружину княжества Балх, и присоединил княжество Балх к владениям царства Иредж, князь княжества Балх Гарсивз с остатками своей дружины прибыл в царский стан царства Туран. Недовольный своим братом царь, всё же вынужден был принять его на службу, и назначил Гарсиваза на должность начальника дворцовой стражи.   

  Воспользовавшись заминкой, Менижа спросила, проникшего в её опочивальню юношу:
- Кто вы? Зачем вы нарушили мой покой? И, как у вас оказался перстень моей покойной сестры?
- Я Бижан сын Гива – ответил девушке Бижан. - Перстень этот сестра ваша передала мне, что бы вы поверили мне. Я прибыл к вам, что бы узнать у вас, не  ответите ли вы мне взаимностью, и не согласитесь ли вы стать моей супругой?
- Так, что же вы явились ко мне, а не к батюшке? Как теперь вы собираетесь объяснить ему своё поведение? – уже с симпатией обратилась девушка к Бижану.
- Мне важно было узнать ваше мнение, а не его. – Ответил девушке Бижан. 
- Что может стоить моё мнение, если батюшка не даст своего согласия. А для батюшки вы враг и шпион, я думаю, никто не сможет убедить его в обратном. Он прикажет вас казнить. – С сожалением констатировала царевна.
В это время в покои царевны один, без стражи, вошёл брат царя Гарсиваз.
- Что ты себе позволяешь, безумный? Ты представляешь, чей покой ты нарушил? - Спросил Гарсиваз Бижана.
- Я люблю эту девушку, и пришёл к ней узнать, не ответит ли она мне взаимностью. – Бес страха заявил Бижан.
- Кто учил тебя, если ты не знаешь, что об этом необходимо спрашивать отца девушки, а не саму девушку? – Задал следующий вопрос Гарсиваз.
- Мой учитель пехлеван Рустам, я внук ему. – Ответил Бижан.
- Ну, это многое объясняет, какой учитель таков и ученик. Впрочем, царь не считает Рустама своим врагом, и возможно позволит ему посватать за тебя свою дочь. Отдай свой нож и следуй за стражей, утром я доложу о тебе царю. – Закончил разговор Гарсиваз.
Бижан бес сопротивления отдал стражникам нож и последовал за ними.
  Оставшись наедине с царевной, Гарсиваз спросил её:
- Где и когда ты виделась с этим юношей, что он так уверенно и нахально проник в твою опочивальню?
- Мы никогда раньше не виделись с ним дядя, ему обо мне поведала сестра Испана, она передала через него этот перстень. – Ответила Менижа.
- Успокойся и ложись спать, утром нахал, нарушивший твой покой, ответит за свой поступок. – Закончил разговор Гарсиваз.
Утром на доклад к царю явились Гарсиваз и Тажав. Гарсиваз поведал царю о ночном происшествии.
- Так Испана жива? Лучше бы ей было умереть, чем стать блудницей и позорить супруга и отца! Блудника, который совратил одну мою дочь, и явился к нам, чтобы опозорить другую, немедленно повесить! Я не желаю его видеть. -   Провозгласил свою волю Афрасиаб.
  Гарсиваз и Тажав, отправились выполнять приказ царя, но, выходя из покоев царя, столкнулись с Пираном. Пиран, узнав от Гарсиваза и Тажава волю царя, приказал им повременить с исполнением. Все трое вернулись в покои царя.
 
 Менижа остаток ночи провела бес сна. Ей очень понравился отважный юноша, но поступок его был очень дерзким, и царевна опасалась, что отец прикажет его казнить. О том, что отец позволит ей выйти замуж за Бижана, Менижа и не мечтала. Мениже было важно добиться, что бы Бижану сохранили жизнь. Дяде Гарсивазу, сгубившему супруга её сестры Фарангиз, она не верила. Царевна понимала, что самой ей просить отца бесполезно, единственный, кого мог послушать царь,  был командующий армии Турана, князь Пиран. Пиран, выслушав Менижу, немедленно отправился к царю.
  Войдя к царю, Пиран спросил Афрасиаба: знает ли он, что, приговорённый им к казни юноша, внук пехлевана Рустама?
- Да, я это знаю. – Ответил Афрасиаб.
- В таком случае казнить его неразумно, в условиях войны, нам лучше иметь Рустама союзником, а не мстящим за внука врагом. – Высказал своё мнение Пиран.
- Ты предлагаешь мне отдать свою дочь на поругание блуднику, который уже вовлёк в блуд одну из моих дочерей, жену славного кшатрия? Такого позора я не переживу!
- Можешь не отдавать за Бижана свою дочь, но сохрани ему жизнь, возможно,  живым он нам ещё пригодится. - Настаивал на своём Пиран.
Доводы Пирана показались царю разумными, и он приказал заточить Бижана в подземелье.
 Гургин, прождав Бижана до утра, и не дождавшись его, отправился в царский стан. В царском стане в это время формировалась армия для войны с царством Иредж, потому там собралось несколько тысяч кшатриев со всего Турана, кшатрии не знали друг друга. Гургин мог без опасения, быть заподозренным в шпионаже, узнать о том, что происходит во дворце царя.
  Весь царский стан обсуждал одну новость: то, что в  опочивальне царевны схвачен шпион царства Иредж, и то, что шпион заточён в темницу. Понимая, что вызволить из плена Бижана он не сможет, Гургин отправился в царский стан царства Иредж, с докладом к богатырю Гиву. Гив, узнав о пленении сына, обратился к царю Кай Хосрову, с просьбой вызволить из плена Бижана. Кай Хосров был раздосадован самовольством кшатрия, которому он доверил очень высокий и ответственный пост, и посоветовал Гиву обратиться за помощью к Рустаму.
   Самому царю было не до Бижана. Брамин Вишну прислал в помощь браминам рода Заратустра дополнительную армию рассенов (кабанов) в три тысячи кшатриев. Армия «кабанов»  разбила, оставшийся без командира,  гарнизон царства Иредж  в Южном Самангане, и восстановила целостность княжества Саманган. Царь Афрасиаб собрал армию в семь тысяч кшатриев, и эта армия со дня на день начнёт войну с царством Иредж. Об этом Гиву доложил Гургин, а Гив царю.
  Гив захватив с собой Гургина, с разрешения царя, отправился в Забул к пехлевану Рустаму. Рустам, узнав, что его внук и ученик заточён в царстве Туран, с дружиной в две тысячи кшатриев отправился в царский стан царства Туран. Рустам с Гивом готовились застать в царском стане огромную армию, но, когда подошли к царскому стану, обнаружили, что он пуст, их встречала только дочь Афрасиаба Менижа, Бижан и два молодых кшатрия дворцовой стражи.
 
  И Афрасиаб, и Гарсиваз считали, что никто не знает о том, что внук Рустама Бижан находится у них в заточении, потому и не ожидали, что Рустам явится его освобождать. Царь Афрасиаб и князь Пиран повели шести тысячную армию царства Туран, освобождать, захваченное царством Иредж, княжество Самарканд. Управлять царским станом царства Туран царь Афрасиаб оставил Гарсиваза, подчинив ему дружину в триста кшатриев.
   Гарсиваз, когда ему с дальних застав стали приходить донесения, что к царскому стану движется огромная армия Рустама, понимая, что попади он в руки к Рустаму, пощады ему не будет, объявил срочную эвакуацию. Всем жителям царского стана было приказано грузиться на кареты, и отправляться в княжество Тургай, под защиту князя Эрджаспа (Арджаспа) и двухтысячного гарнизона «кабанов» брамина Каляды. Стражам, охраняющим темницу, Горуем было приказано убить узника и присоединиться к кортежу. Так бы оно и произошло, если бы не Менижа.
 Узнав, что армия Рустама подходит к царскому стану, Менижа, понимая, что Бижану грозит опасность,  поспешила к темнице. Она предложила стражам, охраняющим темницу, свои браслеты, кольца и серьги, за то, что они освободят узника. Горуй же настаивал, что бы стражи исполнили приказ Гарсиваза, и стражи были готовы исполнить его приказ. Только заявление Менижи, что Бижан внук Рустама, и все, повинные в смерти любимого внука и ученика, подвергнутся  мести не знающего поражений Рустама, заставило их передумать. Стражи не только сами не решились убить Бижана,  но не позволили это сделать и Горуйю. Горуй вынужден был удалиться, не выполнив приказ Гарсиваза. Горуй понимал, если стражи надумают передать его Рустаму, то он позавидует Сиавушу, которого зарезал словно барана. Стражи, не выполнившие приказ Гарсиваза, предпочли освободить Бижана и остаться в царском стане. В дальнейшем эти стражники добровольно согласились стать частью приданного царевны, и охранять её покой. В таком статусе они были зачислены в дружину пехлевана Рустама.
 
 Рустам согласился удочерить царевну Менижу. Брамины рода Симург княжества Забул провели над Менижёй обряд очищения от ослушания отцовской воли, а после над Менижёй провели обряд обретения нового отца в лице пехлевана Рустама. Гив сватал Менижу за Бижана у своего тестя Рустама, и с Рустамом уже оговаривал приданное, которое Рустам даст за свою приёмную дочь. После свадьбы, оставив молодую супругу в Забуле, под присмотром старого Заля,Бижан, пехлеваны Рустам и Завара со своими дружинами отправились на помощь царю Кай Хосрову. К этому времени армия Турана взяла под контроль княжества Гиссар, Самарканд и Герат, дружины этих княжеств не стали оказывать сопротивление армии Турана, а князья Шахринав, Гуждахем, и Шангул (брат погибшего князя княжества Герат Камуса) принесли присягу царю Афрасиабу и присоединили свои дружины к его армии.
  Далее в царство Иредж царь Афрасиаб армию Турана не повёл. Царю Кай Хосрову царь Афрасиаб послал посольство, которое возглавил учитель Хосрова князь Пиран, с предложением о заключении мира между братскими царствами. Кай Хосров с каждым днём всё больше убеждался, что в своих владениях он ни чем не управляет. Его ставка на молодёжь не оправдалась, все его назначенцы, подобно Бижану, не справились с возложенными царём на них обязанностями. Князья, марзбаны, пехлеваны, богатыри и прочие позволяли себе не исполнять приказы царя, у них всегда находились для этого уважительные причины, и молодой царь не мог призвать их к ответу. Хосров с каждым днём всё больше жалел, что он согласился взвалить на себя, непосильное для него бремя.
  Потому царь Кай Хосров, уже был готов уступить деду всё царство Иредж, а сам вернуться княжить в княжество Балх. Но знать царства Иредж, в первую очередь, Тус и Фериборз, ни за что не желали уступать врагу ни пяди владений царства Иредж, и требовали от царя дать достойный отпор врагу. Эту позицию отстаивали все, включая Гударза, Гива, и даже, преданные царю богатыри Бахрам и Зенге. Потому царь Кай Хосров с сожалением прерывает переговоры с Пираном, и объявляет ему о продолжении войны.
  Командующим армии царства Иредж царь назначает Гударза. Назначенный пехлеваном Гударз, вводит пятитысячную армию царства Иредж в княжество Самарканд. Несколько сражений победителя не выявили. Гударз просит царя Кай Хосрова, собрать дополнительную армию и привести им на помощь. Пехлеваны Рустам и Завара к этому времени взяли под контроль княжество Гиссар, и ввели свои дружины в княжество Самарканд. С появлением в княжестве Самарканд непобедимой дружины Рустама, туранцы, несмотря на то, что на их стороне воюют «кабаны», присланные брамином Вишну,  терпят одно поражение за другим.
  В одном из сражений погибает, командующий армией Турана князь Пиран, после чего армия Турана повсеместно отступает. В плен к Бижану попадает убийца царевича Сиавуша Горуй-Зарех. Горуйя истязают несколько дней, и он умирает, не выдержав истязаний. По душе Горуйя не проводят провод ни брамины рода Симург, ни брамины рода Заратустра, потому его душе был заказан путь в Обитель Великих Предков, где находятся его родственники и друзья.