Генерал Морской авиации И. И. Ивкин

Полковник Чечель
     На фото - Лётчику Морской Авиации СССР и РОССИИ - генерал - майору Ивкину Иван Ивановичу Авиаторы КЧФ вручают Булаву.
 
    «Живи хорошо и честно. Потом, когда Ты станешь старше и будешь вспоминать, Ты сможешь насладиться жизнью второй раз», -
                (Далай Лама, 2009 год).

        Редко можно встретить таких хороших людей, особенно в наше время, особенно в Армии, и особенно среди Генералов ! Но они есть, и они живут среди нас . . . Нашему 77 ОПЛАП ДД повезло . У нас был такой - Командир ! Многие его знают или слышали о нём . Это полковник Ивкин Иван Иванович ! Именно ему было поручено создать новый противолодочный Полк на КТОФе с поступившими на вооружение новыми самолётами ИЛ-38. Дело это было совсем не простое , но Иван Иванович обладал всеми данными и способностями , чтобы выполнить поставленную задачу и ввести Полк, как боевую единицу в состав Морской Авиации КТОФ. Помимо отменных командирских качеств он был окружён каким-то незаметным , но ощутимым физически качеством человечности и дружеского тепла . . .

        При его появлении сразу менялась атмосфера и настроение людей. Уже одним своим присутствием он привносил надежду и веру , не оставляя без внимания ни один вопрос , ни одну просьбу , причём решая их практически сразу , не откладывая на потом и не перепоручая своим заместителям.

        В подтверждение моих слов, вот небольшая выдержка из газеты одного корреспондента: «Заседание заканчивалось. Казалось , настал момент, когда Ивкин освободился, однако один за одним люди подходили к нему, что-то говорили, о чём-то спрашивали. Началась вторая фаза собрания – стихийная ! Поэтому пришлось проявить смекалку и увести Ивана Ивановича от его соратников. Мы разговорились. Что интересно: побеседовав с Ивкиным пару минут, начинает казаться , что знаешь его лет 100 . . .» !

         Огромное внимание Иван Иванович уделял жизни семей в гарнизоне . Постоянно держал под контролем благоустройство , общественную и спортивную деятельность . Художественная самодеятельность Полка постоянно была в лидерах и занимала первые места в Авиации Флота . Женские собрания проводились постоянно , что способствовало хорошим семейным взаимоотношениям . . . И этот вопрос был для Ивана Ивановича не менее важным , чем все остальные ! Женщины стремились решать вопросы быта, воспитания детей вместе со своим Командиром и Иван Иванович никогда и ни в чём не отказывал , если это было в его силах . . . Командира уважали , любили и ценили . . . , потому что Командир и его семья жили интересами Полка...

                БИОГРАФИЯ
 
       Родился Иван Иванович 30 октября 1930 года в селе Варваровка Воронежской области . После окончания школы в 1950 – м году поступил в Николаевское военно-морское минно-торпедное авиационное училище лётчиков. В 1953г , после окончания училища был направлен в 1-ый Гвардейский минно-торпедный Полк , который во время войны в 1941 –м году наносил бомбовые удары по Берлину. Лейтенанту Ивкину суждено было служить и летать рядом с теми Героями , того самого Полка . . . Иван Иванович освоил к тому времени самолёты УТ-2 , ИЛ-4 , ИЛ-28 . В Полку прослужил шесть лет . Стал Командиром звена, получил звание - капитана , потом поступил в Ленинградскую Военно-Морскую академию.     Окончил её в 1962 –м году в звании майора и был направлен на Тихоокеанский Флот в морской ракетоносный Полк на самолёты ТУ-16, гарнизон Кневичи. Оттуда после должности Зам .Ком . АЭ был направлен в штаб Ав. КТОФ - инспектором по БП. И в 1967 году был назначен Командиром разведывательного Полка ТУ-16 в Романовке.

        А в 1969 – м году был направлен на формирование отдельного противолодочного авиационного Полка дальнего действия - самолёты ИЛ-38 , в гарнизон Николаевка КТОФ. И с этой задачей Иван Иванович блестяще справился , хотя трудностей было очень много. Нужно было не только собрать полноценный состав Полка , но и переучить как лётный , так и технический состав на новую авиационную технику , на которой уже появились ЦВМ и многие тактические задачи решались автоматически . . . Кроме того, надо было создать учебную базу , где бы лётный и технический состав мог непосредственно повышать свой уровень технической подготовки , пользуясь действующими стендами , приборами и узлами авиационного оборудования . . .

          Иван Иванович обратился в Москву к главному конструктору самолёта ИЛ-18 Ильюшину С. В . с просьбой о помощи. Ильюшин обещал помочь и через месяц из Москвы пришёл целый вагон с различными деталями для стендов , узлами различных агрегатов и всего , что необходимо иметь для обучения лётного и технического состава . . . !

           Иван Иванович , обладая прекрасными организаторскими способностями смог за четыре года не только создать новый противолодочный Полк , дружный сплочённый коллектив , но и добился , чтобы Полк стал лучшим в Авиации ВМФ по боевой и политической подготовке !

         В дальнейшие годы Полку за большие достижения , выполнение правительственных задач за рубежом , освоение новых аэродромов в Африке и Саудовской Аравии был вручён вымпел Министра Обороны ! В 1974 –м году полковник Ивкин был назначен на должность – Председателя штатной классификационной комиссии авиации ВМФ .

         В этот период Ивану Ивановичу приходилось много летать по всем четырём Флотам, на разных типах самолётов и вертолётов , проверяя Пилотов и Штурманов , давая различные допуски и присваивая классность , повышающую квалификацию лётного состава эскадрилий и полков ! Через шесть лет полковник Ивкин был назначен заместителем Командующего авиацией КТОФ по корабельной Авиации . Получил звание : генерал - майор.

                ЗВАНИЕ ГЕНЕРАЛ-МАЙОР

        Командованием Морской Авиации ему была поставлена ещё более сложная задача ! Организовать и подготовить Лётный состав к полётам с палубы Авианесущих Крейсеров «Минск» и «Новороссийск» на новейших самолётах вертикального взлёта и посадки ЯК-38 и вертолётов КА-25 и КА-27 с последующим их базированием на кораблях . . . ! Иван Иванович Ивкин с присущей ему ответственностью, тонким чувством доброжелательного подхода к людям и, обладая к тому времени огромным лётным опытом, лично облетел все авиационные гарнизоны Дальнего востока и отобрал 22 Лётчика , способных , обладающих хорошей техникой пилотирования, прекрасным здоровьем и желающих летать на новейших самолётах с палубы авианесущих кораблей !

          Генерал Ивкин к тому времени освоил и имел большой опыт полётов на самолётах : УТ-2 , ИЛ-4 , ИЛ-28 , ТУ-16 , СУ-17 , АН-12 , ИЛ-38 . На вертолётах : КА-25 , КА-27 , МИ-8. Когда были полностью решены все задачи и Боевая единица - Авианесущий Крейсер Минск с Самолётами и Вертолётами на борту влились в боевой состав КТОФ, генерал Ивкин лично возглавил Первый поход Крейсера и кораблей обеспечения на Боевую Службу в Индийский океан!!!
 
         Это была ПОБЕДА, и значение её умалить невозможно . . .
 
         Через некоторое время состоялся второй поход в Индийский океан , но уже на Авианесущем Крейсере «Новороссийск» , опять под командованием генерала Ивкина .  Сам Иван Иванович непременно участвовал в полётах , неоднократно вылетая на вертолётах на выполнение боевых задач .

                ВМБ  КАМРАНЬ

            Огромную организационную , мобилизующую и доведённую до конца работу генерал Ивкин проделал по созданию и освоению авиационной Базы во Вьетнаме ( Камрань ). Были большие трудности не только в общей организации перебазирования наших самолётов , но и в подготовке экипажей и технического состава . . . Не всё получалось гладко , были определённые сложности при пролёте Корейского пролива , когда неизвестный диспетчер вышел на связь и на чистом русском языке стал настойчиво давать команды самолёту довернуть вправо , хотя даже визуально было видно , что самолёт летит в проливе на одинаковом расстоянии и от Японии, и от Южной Кореи. Это была явная провокация , чтобы экипаж нарушил территориальные воды Южной Кореи, возможно даже было известно , что советский самолёт пилотирует генерал Ивкин – Заместитель Командующего Морской Авиации КТОФ . . .
 
         Иван Иванович пилотировал первый боевой самолёт ТУ-16 , который должен был открыть «дорогу» остальным самолётам Полка . Топлива для перелёта хватало , но как говорят - впритык. Поэтому решили в определённой точке Восточно-китайского моря встретится с самолётом - заправщиком во время - «Ч» и произвести крыльевую дозаправку. . . Заправщик ТУ-16 должен был взлететь с аэродрома Камрань и выйти в заданное время в точку встречи.
 
         Самолёт генерала Ивкина прибыл в заданное время в точку встречи, но из – за плохой работы аппаратуры и РЛС экипажи обоих самолётов не смогли обнаружить друг друга . Израсходовав топливо на поиск , заправщик вернулся обратно на АС Камрань , а генералу Ивкину пришлось по остатку топлива садиться на одном из аэродромов Северной Кореи. В последующем эта задача была решена и база Камрань во Вьетнаме начала действовать.

                ЛЁТНЫЕ «БУДНИ»

         За время службы и лётной работы генерал Ивкин не раз сталкивался с трудностями и лётными происшествиями в воздухе .
 
      Один из таких опасных случаев произошёл и в его экипаже . Перелетая с АС Елизово ( Камчатка ) в заданный район Тихого океана по учениям, проходящим на Флоте , через полтора часа полёта на высоте 10 тысяч метров Иван Иванович почувствовал , что с самолётом что-то произошло . . . , бросив взгляд на приборы , он обнаружил , что оба двигателя самолёта ТУ-16 остановились . . . Скорость медленно начала падать , самолёт стал терять высоту . Иван Иванович быстро отключил автопилот и перешёл на ручное управление . . . Падали с высоты 10 тысяч метров до высоты 5 тысяч и только на этой высоте удалось запустить двигатели!!!

         За свою долгую Лётную Жизнь - 37 лет в НЕБЕ !!! , Ивкин Иван Иванович налетал 15 тысяч часов . . . !!! Несмотря на генеральское звание он садился за штурвал самолёта вплоть до последних дней службы. На нём лежала ответственность за подготовку лётного состава, за безопасность людей. Как же он мог отправлять их в Небо , если не бывал там сам ?

         Выдержка из беседы с Иваном Ивановичем : Корреспондент:  «Что бы любите , что нет и чего никогда не простите ?» Ответ : «Наверное, скажу банальные вещи, но я за честность , за доброту отношений , не приемлю лжи и подхалимажа и никогда не прощу предательства !!!»

           Восхищает то , сколько важного , полезного , нужного для государства сделал Иван Иванович , сколько помощи оказал людям жившим в дальних гарнизонах , сколько Лётчиков подготовил и открыл им Дорогу в Небо . . . !!! Трудный , большой , яркий и впечатляющий путь прошёл наш Командир от рядового Лётчика, лейтенанта - до генерал- майора. Он имеет звание: Заслуженный военный Лётчик СССР. Его воинская доблесть отмечена Орденами Октябрьской Революции и Красной Звезды , 18–ю медалями. Есть гражданские награды , в числе которых два знака губернатора г. Коломны - «Благодарю» , медали - «За трудовую доблесть» и «За Ратную службу».

           С 1988 г. Супруги Ивкины проживают в г. Коломна . С 1995 г по 2020 г Иван Иванович возглавлял Совет Ветеранов города . В прошлом 2020 г Ивану Ивановичу исполнилось - 90 лет !!! Есть в России такие прекрасные , честные , уважаемые и ответственные люди, как генерал-майор Ивкин Иван Иванович. Остаётся только пожелать Ивану Ивановичу крепкого , лётного здоровья , семейного счастья и успехов во всём . . . , а также поблагодарить Всевышнего за встречу с таким Искренним , Душевным , Красивым Человеком и за то , что довелось летать в его Экипаже . . .
                Флагман 2- й АЭ 77ОПЛАП ДД Сливко О. Б

        Мне остаётся лишь сказать наше большое лётчиское СПАСИБО штурману Морской авиации Олегу Борисовичу Сливко за рассказ о таком замечательном человеке как лётчик  Иван Иванович Ивкин, и, в свою очередь, дополнить его повествование. Мне тоже очень повезло - довелось слетать несколько полётов с генералом Ивкиным. Расскажу об одном из них.

                ПОЛЁТ НА ПРЕДЕЛЬНО-МАЛЫХ ВЫСОТАХ

     Это было в далёком 1977 году. Я молодой командир отряда 170 мрап только осваивал новый для меня самолёт, дальний дозвуковой бомбардировщик-ракетоносец ТУ-16к-10-26, а Иван Иванович прилетел из Москвы в Белоруссию в наш гарнизон Быхов, чтобы проверить нескольких пилотов 57 мрад на присвоение квалификации «Военный лётчик 1-го класса». Ну, и поскольку ещё один полностью готовый инструктор  никогда лишним не бывает, его тут же подпрягли, как рабочую лошадку в помощь для решения задач ЛТП (лётно-тактической подготовки) полка. К слову сказать, генерал Ивкин таким полётам не сопротивлялся и, прибывая в служебную командировку в любой гарнизон, всегда летал  с полной нагрузкой.

     В общем, я должен был в ту лётную смену совершить,(блин, совершают подвиг), а значит, точнее будет - выполнить контрольный полёт с генералом Ивкиным днём, в зоне предельно-малых высот, после которого он должен был дать мне допуск к полётам на высоте 100 метров, над сушей, методом огибания местности. Но на предполётных указаниях довели вводную – полёт в зоне предельно-малых высот выполнять на высоте 600 метров, т.к. из-за учений ПВО наш маршрут будут, возможно, пересекать истребители МИГ-23 на 300 метрах и ниже. Для них этот маршрут дан как резервный на случай ухудшения погоды в районе преодоления ПВО «западных».

    В общем, взлетели, занял я 600 метров – летим. Через какое-то время верный глаз в жопе командира, КОУ (командир огневых установок), прапорщик Жора Гладченко докладывает: «Командир, видели, на опушке леса семья лосей стояла?» А я ему: «Да разве с такой высоты их разглядишь? И  вообще, экипаж – бдить в оба. Идём методом огибания местности, тут как бы какую-нибудь сосёнку не зацепить, если я раскрою варежку, когда на каких-то лосей буду смотреть, чтобы потом похвастаться: «Так вот ты какой, Северный олень, я тебя видел!!!» Иван Иванович, как инструктор,  мою подначку понял сразу.

                НЕСТАНДАРТНОЕ  РЕШЕНИЕ

    «А что, командир, я же Вам на основании этого полёта допуск должен записать в лётную книжку. А как же я его дам, после полёта на такой высоте? Погода в районе учений хорошая. МИГ-23 вряд ли полетят по резервному маршруту. Разрешаю занять 100 метров, но всему экипажу усилить осмотрительность», - дал команду генерал. Ну, меня о таких вещах дважды просить не надо: «Внимание, экипаж, снижаемся по радиовысотомеру на высоту 100 метров. Установить на ВД (барометрических высотомерах) минимально приведённое давление 747 мм и сверить показания. На задатчике опасных высот 50 метров установил. При снижении и полёте на малой высоте бдить в оба глаза, каждый в своём секторе ответственности. Второй штурман, Вас это тоже касается». (На самом деле – это прикол. Второй штурман на этой модификации самолёта сидит в бомболюке, в «собачнике», и никаких иллюминаторов, чтобы вести осмотрительность, у него нету. Только стоит АГД-1 для определения пространственного положения самолёта). Переглянувшись взглядом с инструктором, я понял, что он мою шутку оценил...

      В общем, выполнили мы полёт: «Тов. генерал, разрешите получить замечания?» - козырнул я под самолётом, приложив руку к шлемафону. «Оценка за полёт «отлично», но обратить внимание на необходимость более раннего набора высоты перед препятствиями, в случае полёта над более рельефной местностью, нежели эти пологие холмы и долины. Лётную книжку в конце лётной смены доставить в кабинет командира полка. Я запишу Вам контроль и допуск». « Есть, командир», - ответил я, и стал готовиться к следующему, теперь уже  тренировочному полёту. (Кстати, для расширения кругозора читателей доведу факт - в мирное время, для ТУ-16, минимально разрешённая высота полёта днём, над сушей 100 метров, а над морем - 60 метров). За 37 лет лётной работы довелось летать с разными начальниками, в том числе и генералами, и я честно скажу, далеко не каждый инструктор сможет так творчески подойти к процессу обучения лётчика, как это сделал генерал Ивкин. Гораздо спокойнее ничего не делать, а потом или перелетать полёт по новой, или записать допуск формально, но Иван Иванович всё сделал, как надо...

      Вот такой эпизод был в моей службе в Морской авиации СССР, и я счастлив, что среди сотен допусков к полём по разным видам лётной подготовки, на 7-и официально освоенных типах ЛА, есть и роспись генерала Ивана Ивановича Ивкина. Для меня это дорогого стоит…